EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«На конференции мы почувствовали единый дух проблем и задач педагогов и управленцев»
Звезда Людмила Михайловна, зам. нач. УНО, г.Тирасполь
Педагогические конференцииДистанционные конференции2008
 
*

ДИСТАНЦИОННЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Российская Академия образования
Центр дистанционного образования "Эйдос"
Научная школа А.В.Хуторского

10-Я ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ АВГУСТОВСКАЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Тема конференции "ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ"

Сроки проведения: 26 августа - 7 сентября 2008 года

Председатель оргкомитета:
А.В. Хуторской, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО.

ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ

Обсуждение вопросов и проблем, связанных с эвристическим типом образования: методологические, дидактические, методические аспекты эвристического обучения.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Для участия в дистанционной конференции необходим адрес электронной почты e-mail и доступ в интернет для участия в дискуссиях на форумах.

В рамках конференции проводятся дистанционные курсы для учителей по актуальным вопросам дидактики и методик обучения предметам. Регистрация на курсах производится отдельно (см. ниже).

Организации, зарегистрированные в качестве коллективных участников конференции, смогут включать присланные им материалы в свои очные августовские конференции и педсоветы, организовывать их обсуждение с учителями и другими работниками образования, пересылать вопросы авторам докладов и сообщений, формулировать предложения по обсуждаемым проблемам.

УЧАСТНИКИ

В конференции приняли участие 775 педагогов из 55 учебных и научных учреждений:
1. ГОУ "Свердловский областной педагогический колледж", г. Екатеринбург
2. МОУ "СОШ N 17", г. Бийск, Алтайский край
3. МОУ СОШ N 1, г. Называевск, Омская область
4. Нарвская Гуманитарная гимназия, город Нарва, Эстония
5. МОУ СОШ N 2, г. Называевск, Омская область
6. МОУ "СОШ N 4", г. Называевск, Омская область
7. МОУ Центр детского творчества, Дзержинский р-н, г. Волгоград
8. МОУ "Гимназия г. Называевска"
9. Школа N 139, г. Казань
10. Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Саратов
11. SVS-L Центр Обучения АО, Кохтла-Ярве, Эстония
12. МОУ СОШ N 13, г. Тамбов
13. МОУ Самарская СОШ N 1 Азовского района, село Самарское Азовского района Ростовской области
14. МОУ СОШ N 17, г. Нальчик
15. ГОУ СПО "Чайковский профессионально-педагогический колледж", г. Чайковский, Пермский край
16. Саратовский государственный аграрный университет
17. МОУ Лицей N 2, г. Саратов
18. МОУ "СОШ N 16", город Ачинск
19. Гимназия N 2, г. Железнодорожный
20. Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
21. МОУ "Гимназия N 2" г. Оренбург
22. Городской центр развития образования, г. Новосибирск
23. МОУ СОШ N 13, г. Вичуга, Ивановская область
24. МОУ "СОШ N 15" г. Усть-Илимска, Иркутская область
25. МОУ СОШ N 14 "Зелёный шум", г. Волжский, Волгоградская область
26. МОУ "Краснинская СОШ", Ленинск–Кузнецкий район, Кемеровская область
27. МОУ "Гимназия N 1" имени братьев Сафьяновых, г. Минусинск, Красноярский край
28. ОУ СОШ N 10 г. Сызрань
29. Кафедра психологии образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого
30. Гимназия N 19, г. Королев, Московская область
31. МОУ СОШ N 17, г. Новокуйбышевск
32. МОУ СОШ N 12, г. Новокуйбышевск
33. МОУ "Гимназия N 11", г. Норильск
34. МОУ СОШ N 1 г.п.п. Чистые Боры, Буйский район, Костромская область
35. МОУ "СОШ N 40", г. Череповец, Вологодская область
36. МОУ гимназия N 23, г. Челябинск
37. Государственное специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) школа-интернат 18 III и IV видов", город-курорт Кисловодска
38. МОУ "Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина", г. Шахуньи, Нижегородская область
39. ГОУ СПО "Заинский политехнический колледж", г. Заинск
40. Средняя школа N 3, г. Нурлат, Республика Татарстан
41. МОУ "Гимназия N 1 им. А.А. Иноземцева" г. Братск
42. МОУ гимназия N 17, г. Королев
43. МОУ СОШ N 101, г. Самара
44. МОУ СОШ N 13, г. Вичуга, Ивановская область
45. МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 70 с углубленным изучением иностранных языков", г. Казань
46. Казанский технологический колледж ГОУ ВПО "Казанский государственный технологический университет" (КТК ГОУ ВПО КГТУ), г. Казань
47. МОУ «Средняя общеобразовательная школа N 176», г. Зеленогорск, Красноярский край
48. Центр раннего развития "Рост", г. Минск, республика Беларусь
49. НОУ "Школа-интернат N 19 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на ст. Новокузнецк"
50. Самарский государственный педагогический университет, г. Самара
51. Института музыки (консерватории) Самарской государственной академии культуры и искусств, г. Самара
52. МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 137 с углубленным изучением отдельных предметов", г. Казань
53. МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2", г. Алапаевск, Свердловская область
54. МБОУ СОШ N 4 с. Раевский, Республика Башкортостан
55. Гимназия N 3, г. Ярославль

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

В ходе конференции участники обсудили следующие вопросы и проблемы:

1. Теория эвристического обучения

  • Цели и ценности эвристического обучения
  • Метод Сократа как методологический подход. Педагогическая майевтика
  • Проблемы и направления развития дидактической эвристики

2. Формы и методы эвристического обучения

  • Формы и методы рождения знаний в обучении
  • Эвристический урок. Эвристическая ситуация
  • Креативные, когнитивные, оргдеятельностные методы обучения

3. Содержание и средства эвристического обучения

  • Эвристические ли у нас стандарты?
  • Учебник эвристического типа
  • Эвристическое задание

4. Дистанционное эвристическое обучение

  • Возможности Интернет-ресурсов в эвристическом обучении
  • Роль телекоммуникаций в развитии креативных компетентностей
  • Дистанционные курсы, конкурсы, конференции

5. Дистанционные эвристические олимпиады

  • Теория и технология дистанционных эвристических олимпиад
  • Опыт участия в ДЭО: анализ, результаты, выводы
  • Что меняется в школе при введении эвристических олимпиад?

6. Подготовка педагога к эвристическому обучению

  • Педагогические компетентности - профессиональные качества педагога.
  • Подготовка студентов к компетентностному обучению.
  • Повышение квалификации учителей.

7. Педагогический эксперимент в школе

  • Как в школе организовать эксперимент по внедрению эвристического обучения?
  • Научно-методическое обеспечение эксперимента. Этапы и условия научного руководства.
  • Дистанционное сопровождение педагогического эксперимента.
  • Образовательные результаты эвристического обучения. Их связь со стандартами и ЕГЭ.

---

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА РАБОТУ УЧАСТНИКОВ

Доклады и выступления участников затронули самые разнообразные грани теории и практики эвристического обучения. Были подробно раскрыты смыслы и цели образования эвристического типа (А.В.Хуторской, Калашникова Ю.Б.), проанализировано содержание эвристических заданий (А.Д.Король, Г.А.Андрианова, И.С.Маслов, И.А.Озеркова), учебно-методической литературы (И.А.Озеркова), другие различные аспекты содержания образования эвристического типа (Тхашугоева А.А., Красноперова Т.В.), включая содержание музыкального образования (Курганова М.Г., Свитова Т.В.).

Предложены различные предметные механизмы реализации эвристического обучения на уроках (Клименко Т. А., Потемкина А.В., Кирина Е.В., Бояркина В.И., Андропова Л.А., Железнякова С.В., Акимова Л.В., Шалаева Н.В., Муминова Т.Н., Трусова А.Г., Андреева Т. Н., Уранова М.В. и др.), рассмотрены возможности телекоммуникаций в процессе эвристического образовывания учащихся (Шмакова М.В., Лопатина И.С., Романова И.И., Соловьева О. Н., Дуболазова Е.П., Рамзаева В.А., Суханова Т.С., Монахова М.А. и др.).

Следует также отметить ряд выступлений участников конференции (Смирнова Т.Н., Котова Г.Л., Мирошникова О.Х., Харланова Ю.В.) по вопросам подготовки эвристического учителя.

Наряду с докладами и выступлениями, включаемыми в выпуски конференции, обсуждение многоаспектных тем эвристического обучения, механизмов его реализации обсуждалось на форумах конференции.

Наибольший интерес, (как следствие, значительное количество форумных коммуникаций) затронули две темы: «Теория эвристического обучения», «Формы и методы эвристического обучения». Высокий процент посещений этих форумных тем косвенно указывает на высокий потенциал эвристического обучения, востребованность в нем со стороны учителей и администраторов МОУ, а также на недостаточную подготовку учителя (на теоретическом и практическом уровнях) к его применению в учебном процессе.

Пример одного из форумных обсуждений участника

Суханова Татьяна Семеновна, зам. директора по УВР, МОУ "Краснинская СОШ" Ленинск–Кузнецкий район, Кемеровская область:

"В параграфе так написано!"- для ребенка звучит гораздо убедительнее, чем "я так считаю" - http://khutorskoy.borda.ru/?1-3-0-00000023-000-0-0-1219977605

 

Почему на сегодняшний день эвристическое обучение реализуется в основном дистанционно?

"Предложу свою версию. Не стоит закрывать глаза, что за время пребывания в школе о каждом ученике складывается определенное мнение. Если попал в хорошие, все пути открыты, если попал в плохие, так и будешь с этим ярлыком. Причем в плохие часто попадают дети неординарные с которыми интересно, но трудно работать. Если попал к учителю, который поставил ударение на "трудно" останешься в числе троечников, попал к учителю, который акцент поставит на слове "интересно", тогда повезло. Дистанционное обучение исключает личностный фактор, там ты такой же, как все, тебя оценивают по твоим работам, можно не боясь раскрыться. Второе, работы таких учащихся всегда интересны, но выбиваются из общего русла, а следовательно и из общей оценки, хорошо если комментарии при этом корректны, а если нет, что тогда? И такой ребенок прячется за компьютер. Проще предложить свое открытие на суд незнакомого и невидимого преподавателя, чем хорошо знакомого - http://khutorskoy.borda.ru/?1-3-0-00000025-000-0-0-1219910257"

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Оргкомитет конференции

Очные конференции >>

  вверх
вверх