EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«На конференции мы почувствовали единый дух проблем и задач педагогов и управленцев»
Звезда Людмила Михайловна, зам. нач. УНО, г.Тирасполь
Педагогические конференцииДистанционные конференции2009
 
*

ДИСТАНЦИОННЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Российская Академия образования
Центр дистанционного образования "Эйдос"
Научная школа А.В.Хуторского

XI-Я ВСЕРОССИЙСКАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ АВГУСТОВСКАЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Тема конференции "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ШКОЛЕ"

Сроки проведения: 26 августа - 7 сентября 2009 года

Председатель оргкомитета:
А.В. Хуторской, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО.

ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ

Обсуждение вопросов и проблем, связанных с организацией и содержанием педагогического эксперимента научной школы А.В.Хуторского по реализации на уроках человекосообразного типа образования.

Задача конференции:
обсудить и эффективность научно-методических средств и методов человекосообразного обучения, организовать разработку и проверку этих средств на уроках с помощью очных и дистанционных видов деятельности.

Основные темы конференции:

1. Эвристика на уроках.
2. Исследования на уроках.
3. Коммуникации на уроке.
4. Компетенции на уроке.

Сборник научных трудов

К конференции выпущен сборник научных трудов с результатами первого года педагогического эксперимента: Ведём эксперимент в школе: интернет, компетенции, эвристика : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. – 314 с.

Сборник можно приобрести в Интернет-магазине, а также в офисе ЦДО "Эйдос".
 


Участники конференции

В конференции приняли участие 858 человек из 44 образовательных и научных учреждений:

1. ГОУ СОШ №258, г. Москва
2. МОУ "Средняя общеобразовательная школа 176", г. Зеленогорск, Красноярский край.
3. ГОУ ЦО № 1486, Москва
4. ФГОУ СПО "Белогорский технологический техникум пищевой промышленности", г.Белогорск, Амурская область
5. МОУ «Кировский физико-математический лицей», г. Киров.
6. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением музыки и ИЗО», г. Бийск, Алтайский край
7. ГОУ СОШ 1040, г. Москва
8. Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград
9. Отдел образования администрации, г. Сорочинск
10. МОУ «СОШ станции Тарханы Саратовского р-на Саратовской обл.»
11. МОУ СОШ №13, г. Вичуга, Ивановская область
12. МОУ СОШ 12, Темрюкский р-н, Краснодарский Край
13. МОУ Муравьёвская СОШ, Называевский район, Омская область
14. МОУ "Гимназия № 1, им. А.А. Иноземцева, г. Братск, Иркутская обл.
15. МСОШ №40, г. Нижневартовск
16. ОУ СОШ №5, г. Сызрань.
17. Нарвская Гуманитарная гимназия, г. Нарва, Эстония
18. Школы №2 г. Алапаевск, Свердловская область
19. Школы-интерната №5, г. Нижнеудинск, Иркутская область
20. МОУ СОШ 1, город Муравленко, ЯНАО
21. Тамбовское областное государственное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени М.М. Расковой», г. Тамбов
22. ГОУ СПО «Чайковский профессионально-педагогический колледж», г. Чайковский, Пермский край
23. МОУ "Нурлатская гимназия" Татарстан г. Нурлат
24. МОУ Тоншаевская ср. школа, Нижегородская область
25. МОУ Сергеихинская СОШ Камешковского района, Владимирская область
26. МОУ «Эдучанская СОШ», п. Эдучанка, Иркутская область
27. МОУ Нурлатская средняя общеобразовательная школа №3 Татарстан г. Нурлат
28. МОУ «СОШ № 2» г. Исилькуль, Омская область
29. МОУ "Эльдиканская средняя общеобразовательная школа им. А.А. Константиновой", Усть-Майского района, Республики Саха (Якутия).
30. Лежневская МСОШ №10, Ивановская область
31. МОУ "СОШ № 2, г. Строитель".
32. МОУ "Лицей 174", г.Зеленогорск, Красноярский край
33. Школы-интерната № 19 ОАО "РЖД", г. Новокузнецк
34. Институт музыки (консерватории) Самарской государственной академии культуры и искусств, г. Самара
35. КГБОУКШИ» Минусинский кадетский корпус», Красноярский край, г. Минусинск
36. МОУ гимназия № 23, г. Челябинск
37. Казанский технологический колледж ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» (КТК ГОУ ВПО КГТУ), г. Казань
38. МБОУ "Гимназия 48", г. Норильск
39. СОШ 53 г. Казань
40. Школа 1351 г. Москва
41. МОУ - Лицей 2, г.Саратов
42. Гимназия 9 им. К.Э. Циолковского, г. Калуга.
43. МБОУ СОШ 4 с. Раевский, Республика Башкортостан.
44. МОУ Чув.Менчинская ООШ , Республика Татарстан, Нурлатский район д.Чувашская Менча


Доклады и выступления

Доклады и выступления участников затронули самые разнообразные грани теории и практики педагогического эксперимента. В ходе докладов были освещены следующие темы: структура педагогического эксперимента по проектированию и реализации человекосообразного типа образования (А.В.Хуторской, М.В.Борисова, М.А. Попова), планы педагогического эксперимента (Г.В.Фефелова, О.И. Абрамян, Е.В.Келлер, Л.Д.Чалкина), условия, предпосылки проведения педэксперимента в школах (С.В. Астахов, Ю.Б.Калашникова, Т.А. Ярославская, М.Н.Дементьева, Г.Л.Котова, Т.В.Красноперова).

Продемонстрированы виды научно-методической работы как способы реализации экспериментальной деятельности (А.В.Хуторской, Т.В.Свитова), проанализирован опыт проведенного эксперимента (О.А.Лешков, Н.И.Нестерова).

Всего было выпущено 14 выпусков рассылки конференции.

Наряду с докладами и выступлениями, включаемыми в выпуски конференции, обсуждение проблемных вопросов педагогического эксперимента, механизмов его реализации обсуждалось на форумах конференции.


Фрагменты выступлений на форумах

Для каких целей предназначен педагогический эксперимент? - http://khutorskoy.borda.ru/?1-4-0-00000012-000-0-0-1251220021

Лимонникова Надежда Валентиновна, учитель истории, МОУ «Эдучанская СОШ», п. Эдучанка, Иркутская область:

Личностные качества педагога тоже развиваются в процессе проведения эксперимента. Это и самодисциплина, собранность, уверенность в себе, расширение кругозора. Учебное заведение получает активного педагога, но не всегда он становится удобным для учебного заведения. Особенно, когда коллектив оставляет желать лучшего. Такое ощущение, что ушёл далеко, а вокруг никого.

---
В докладе "Педагогический эксперимент в ГОУ СОШ №1040" задела фраза: Умный учитель может изменить текущее планирование - в конечном итоге результата важнее. Почему задела? После комплексной проверки школ района и города у нас завуч требует, чтобы в планировании всё было чётко от и до. Вплоть до соответствия тематического планирования, формулировок программы и записей в журнале. Доходит вообще до абсурда. Таким образом мы якобы выполняем заказ государства, стандарты и никакая проверка нам не страшна. Что важнее: результат или планирование или человеки?

---
Свитова Татьяна Викторовна, менеджер Научной школы ЦДО «Эйдос»:

Ирина Ларисова пишет:
«Без помощи научных руководителей не обойтись, а такое сотрудничество пойдёт на пользу всем субъектам образовательного процесса. Жаль, что не все это понимают. Может, не хотят?»

Уважаемая Ирина Ларисова, думается, что педагоги, которые пришли на эту конференцию, уже это понимают и хотят. Поэтому наиболее целесообразно начинать уже здесь и сейчас содержательную работу. Например, в данной ветке форума - определиться с тем, какие результаты могут быть получены в итоге проведения педагогического эксперимента? Для чего он проводится?
Вы можете предположить диапазон возможных целей, а также проанализировать и обозначить свои собственные.

---
Надежда Валентиновна, спасибо за вопрос, возможно, я не очень точно сформулировала мысль - имелось ввиду, что экспериментальные цели и образовательные цели не дублируют друг друга, но это не означает, что они не соприкасаются.

Если Вы имеете возможность варьировать последовательность изучения тем в календарно-тематическом плане, то Вы имеете возможность и отразить в нём и особенности эксперимента. Например, Вы вводите на уроках эвристическую технологию, а согласно теории эвристического обучения, реальные объекта окружающего мира изучаются ДО знакомства с известными сведениями о них. Почему в таком случае не организовать сначала лабораторную работу учителю-физику (конечно, с алгоритмом деятельности учащихся!), а затем - изучение теории, которая будет выступать уже культурно-историческим аналогом для личного продукта ученика?

Или не сходить в музей, увидев "живьём" и проанализировав экспонаты, а затем изучать параграф по истории, краеведению?

Или не посетить художественную выставку или концерт (как аналог - может быть презентация с репродукциями и видео-аудиозаписи), затем постигая культурную эпоху через параграф учебника (точнее, уже не постигая, а сопоставляя со своими впечатлениями и мыслями)?

Это возможно планировать в рамках времени и сроков, отведённых программой, но при этом во главу угла поставить личную причастность учащихся к изучаемому через реальные объекты материалы. И цель эксперимента будет достигаться, не рассогласовываясь с программой.

В рамках темы этой ветки форума я задам вопрос: Какие цели могут быть у педагогического эксперимента по внедрению эвристического обучения?

---
Васильева Екатерина Михайловна, учитель русского языка и литературы, МОУ гимназия 23, г. Челябинск:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

А.Д.Король пишет:
«Как в школе организовать эксперимент по внедрению человекосообразного обучения? Что для этого требуется?»

Как наша гимназия вступила в эксперимент? Процесс этот был небыстрый, выстраданный.
! Участие в эвристических олимпиадах, а потом в проектах и конкурсах все больше нас сближало с "Эйдос".
2. Появился интерес: как на уроке можно применять, использовать, а в будущем и самим (!?) создавать эвристические задания?
3. Следующий шаг - учеба на дистанционных курсах ЦДО "Эйдос" для педагогов. Сначала мы учились по одному, потом целые команды - по 10 человек. Азарт, радость, взаимопомощь, другой мир, постоянные обсуждения - просто праздник!
4. Вот и будущая экспериментальная команда педагогов появилась, остановить нас было уже невозможно: мы хотели внедрять, проверять, учить по-новому.
5. Начало эксперимента (чтение литературы по педагогическому эксперименту вообще, проникновение идеями человекосообразного образования и выбор научного руководства).

---
Формы и методы педагогического эксперимента - http://khutorskoy.borda.ru/?1-4-0-00000013-000-0-0-1251220467

Лимонникова Надежда Валентиновна, учитель истории, МОУ «Эдучанская СОШ», п. Эдучанка, Иркутская область:

Может быть, я слишком самокритична, но те педагогические эксперименты, которые я проводила, мне трудно назвать таковыми. Есть даже такие, которые так и остались на бумаге. Не хватило терпения, сил, не было поддержки.

---
Свитова Татьяна Викторовна, менеджер Научной школы ЦДО «Эйдос»:

Кисина Наталья пишет:

«Как раз хочу на этой конференции набраться опыта и получить поддержку»

Уважаемая Наталья Анатольевна, думаю, Вы согласитесь с тем, что в процессе обсуждения на конференции получается не опыт, а некий спектр теоретической информации. Опытом это станет тогда, когда Вы примените эту осмысленную и преобразованную в некие знания информацию на практике. И поддержка в Вашем понимании сейчас, в этом сообщении - это есть что? Согласие и одобрение Вашей точки зрения коллегами, или квалифицированная помощь учёных?

---
Скрипкина Юлия Владимировна, заместитель директора ЦДО «Эйдос»:

Уважаемые коллеги, так что все-таки первично? Исходя из оптимального срока планируем тему эксперимента? Или, наоборот, сначала выбираем тему, определяем цели, а уже после этого решаем, сколько эксперимент должен длиться?

---
Симирнова Татьяна Николаевна, менеджер очного ФПК ЦДО «Эйдос»:

Я думаю, что в первую очередь - это поиск проблем в педагогической действительности. Исходя из найденной проблемы и нужно планировать сроки эксперимента, который гипотетически сможет помочь в ее решении. Разные проблемы - разные сроки. А тему можно в ходе эксперимента переформулировать и не один раз.

---
Одинец Карина Аскеровна, зав.кафедрой обществознания ЦДО «Эйдос», менеджер олимпиад:

Думаю, что апробация методического приёма может предшествовать эксперименту. Педагог, поучившись на курсах ЦДО "Эйдос", обязательно стремится использовать полученные знания в своей деятельности. Первый опыт даёт определённые результаты, после чего возникает потребность дать научное особнование действенности метода, методического приёма. Так апробация метода или приёма становится первым шагом к эксперименту.

===
Содержание и научно-консультационная поддержка эксперимента - http://khutorskoy.borda.ru/?1-4-0-00000014-000-0-0-1251221369

Лимонникова Надежда Валентиновна, учитель истории, МОУ «Эдучанская СОШ», п. Эдучанка, Иркутская область:

«Научная и особенно консультационная поддержка нужна каждому учителю и на всех этапах эксперимента. Должен быть человек, который будет поддерживать педагога своими знаниями и опытом, да и функция контроля подспудно будет выполняться. К сожалению, в школах коллектив мало интересуется тем, что делает коллега и поддержать на должном уровне никто никого не собирается, а иногда просто не в состоянии. На сегодняшний день своё взаимодействие с учёными и специалистами я могу организовать на форуме, в чате. Надо осваивать скайп. Консультационная помощь в основном нужна теретическая, моральная и методологическая»

---
Скрипкина Юлия Владимировна, заместитель директора ЦДО «Эйдос»:

Как Вы полагаете, какова должна быть периодичность таких консультаций? Они должны быть запланированы в течение всего эксперимента (например, раз в неделю), или быть тематическими (как сопровождение каждого отдельного этапа эксперимента), или по запросу учителя-экспериментатора?

---
Такие консультации могут быть как запланированными тематическими по конкретным этапам эксперимента, так и по запросу педагога в случае затруднения. Не думаю, что их нужно проводить еженедельно. В зависимости от этапов может получиться когда-то раз в неделю, когда-то раз в два месяца.

---
Свитова Татьяна Викторовна, менеджер Научной школы ЦДО «Эйдос»:

Кисина Наталья пишет:

«Мне конкретно нужна помощь для грамотного планирования эксперимента, особенно для отбора критериев, диагностики. Конкретный вопрос: можно ли в рамках этой конференции решить мою конкретную проблему?»

Уважаемая Наталья Анатольевна! В рамках конференции можно обсудить проблему в форуме, в откликах на доклады участников коференции, которые публикуются в рассылках Оргкомитета. Это обсуждение, несомненно, поможет Вам определиться.
Однако, грамотное планирование любой деятельности, думаю, не может базироваться только на полученных мнениях. Да, исходя из анализа практической деятельности, конкретную проблему можно сформулировать самому, а для грамотного консультирования уже обратиться за сопровождением-поддержкой.
Планирование, отбор критериев, диагностика являются, например, одним из начальных этапов комплексного научно-методического сопровождения экспериментальной работы школы со стороны ЦДО "Эйдос".

===
Подготовка педагога к проведению педагогического эксперимента
- http://khutorskoy.borda.ru/?1-4-0-00000015-000-0-0-1251221542

Кисина Наталья Анатольевна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ станции Тарханы Саратовского р-на Саратовской области»:

Реальная картина, на мой взгляд, такова:
1. В массе своей учителя рассматривают педагогический эксперимент как нечто, что их никогда не коснется.
2. Администрации, в большинстве своем, мыслят старыми категориями. Но раз сверху "велят" организовать эксперимент, то к этому приступают, не будучи готовыми и представляя толком, что это такое.
3. Такие школы, как наша (сельская) слишком оторваны от научной базы. Да еще плюс проблема финансов, например, если обеспечивать дистанционную поддержку.

---
Смирнова Татьяна Николаевна, менеджер очного ФПК ЦДО «Эйдос»:

Евгения Владимировна пишет:
«Да, согласна с Вами полностью. Большинство учителей не хотят и не готовы проводить эксперимент».

По моему мнению, многие учителя не понимают, что они вполне готовы стать учителями-экспериментаторами. Что эта деятельность станет для них отправной точкой очень высокого профессионального роста. Когда я провожу дистанционный курс, то вижу, что есть учителя неравнодушные, ищущие, хорошо организованные и активные. Их много. Но, нужна методическая поддержка и помощь, которую не всегда можно найти рядом. Здесь может помочь дистанционное сопровождение учителя-экспериментатора.

---
Беликина Елена Викторовна, учитель английского языка, Гимназии № 9 им. К.Э. Циолковского, г. Калуга:

«Я думаю, что предварительная подготовка учителей к эксперименту необходима, потому что иногда просто не знаешь с чего начинать. Я пытаюсь вести исследовательскую деятельность учащихся, давать эвристические задания, но нужна поддержка и советы специалистов. Хорошо, что есть соответствующие дистанционные курсы. Правда, не всегда тебя понимают коллеги, а поскольку я преподаю английский язык, то после интересных уроков начинаются переходы из группы в группу, что не приветствуется ни администрацией, ни своими же коллегами. А заставить участвовать в эксперименте нельзя, да и незачем. Работать, конечно, надо командой, по крайней мере с нашим предметом. А когда один тянет в одну сторону, второй - в другую у бедных детей в голове просто неразбериха».

---
Свитова Татьяна Викторовна, менеджер Научной школы ЦДО «Эйдос»:

Кисина Наталья пишет:
«Дистанционное сопровождение не всегда по карману простому учителю»

Многие школы и учителя сталкиваются с этой проблемой. И тут решается вопрос, насколько учителю нужна эта экспериментальная работа. Ведь часто он не просто не хочет, а именно не готов, не знает с чего начать, либо ему назначают эксперимент "сверху". Но ведь много учителей имеют внутренюю потребность в эксперименте - не в грандиозном смысле этого слова, а, например, желая апробировать какие-то свои разработки, находки, т.е. иметь внутреннюю мотивацию, личную заинтересованность в модернизации образовательного процесса.
Тогда он может изыскать средства для своего профессионального роста. Например, обратиться к администрации школы, обосновав престижность экспериментальной работы для образовательного учреждения - для представления комиссиям, для потенциальной конкурентоспособности.
Зная о возникновении таких проблем, ЦДО "Эйдос" даже открыл для участников мероприятий специальную страничку на своём сайте - "Где взять деньги?" - http://www.eidos.ru/about/prices/money.htm. Как показывает практика, эти способы могут применять и адаптировать для своих потребностей любые желающие.
Кроме того, научно-методическое сопровождение ЦДО "Эйдос" может быть как комплексным, фундаментальным, так и в виде отдельных консультаций, видов услуг, сопровождение по каким-то конкретным видам деятельности, например, только определению проблематики, выбору темы, составлению программы эксперимента, консультация по подбору технологий и методик и т.п.

---
Лимонникова Надежда Валентиновна, учитель истории, МОУ «Эдучанская СОШ», п. Эдучанка, Иркутская область:

Согласитесь, что и не нужно, чтобы каждый учитель вёл эксперимент. Всё зависит не только от администрации или аморфных верхов, но в первую очередь от человека. Многим это просто не интересно. Другим природой не дано. Тут должен присутствовать человекосообразный подход. Насильно нельзя заставлять учителя проводить эксперимент. Будет только хуже.

---
Мангутова Ольга Николаевна, зав. кафедрой иностранных языков Центра дистанционного образования "Эйдос":

Конечно, удобнее всего было бы сетовать на администрацию школ, которая должна и не делает и то и другое, и этого-то они не умеют и не знают, и т.п. НО, такой подход не только не продуктивен, но более того, считаю, это разрушает человека изнутри и как профессионала и как личность. Конечно, можно только порадоваться за те школы, где администрация создает такие условия, в которых каждый педагог волей-неволей задумается о том, что такое эксперимент, что он даст ему в итоге. Именно в таких школах не из-под палки появляются настоящие исследовательские работы педагогов, которые приносят удовлетворение педагогу и результат школе. Именно в таких школах постепенно увеличивается число педагогов-экспериментаторов, потому что кто-то начинает сразу, кто-то определенное время находится в позиции наблюдателя и делает свои выводы о том, нужна ему такая работа или нет. Но, как правило, многие решают попробовать свои силы, потому что они постоянно видят те плюсы (и внешние в том числе!!!), результаты, которых достигают экспериментаторы, потому что педагоги, в большинстве своем, это люди очень творческие, ответственные, не любят "стоять на одном месте".
Но, что же делать, если в школе обстановка не способствует эксперименту педагогов? Как уже говорили коллеги, все начинается с самого человека. Можно сидеть и жаловаться, а можно расставить приоритеты личностные и профессиональные, и решить для себя, будешь ли ты также счастлив и увлечен своей работой, если не будешь педагогом-экспериментатором.

---
Васильева Екатерина Михайловна, учитель русского языка и литературы, МОУ гимназия 23, г. Челябинск:

1. Думаю, что подготовка учителя к эксперименту необходима. Дело это не одного месяца. Без желания самого педагога, без увлеченности идеей - ничего не получится. В коллективе всегда есть увлеченные люди, которые могут зажечь, хорошо, если это администратор, к которому педагоги прислушиваются. Хуже, когда эксперимент просто спускается сверху. Как инородное тело, такой эксперимент только помешает.

2. Думаю, что предметных различий в проведении эксперимента нет, например, в нашем эксперименте участвуют учителя лингвисты, математики, информатики, обществоведы. Наверное, если сужать эксперимент до какого-либо предмета, результаты его будут необъективными.

3. Препятствия
• незнание педагога
• нежелание самого педагога понять, что нужно двигаться вперед
• эксперимент, спущенный сверху, навязанный каким-то автором (учебника, курса)
• не говорю про такие причины как нехватка времени, низкие зарплаты - эти аргументы можно приводить всегда, по любому поводу, они не способствуют росту педагога, поэтому не считаю их главными факторами, тормозящими проведение эксперимента.
• неграмотное научное руководство
• отсутствие четкого плана эксперимента (помогать учителю должны профессионалы, т.к. учитель все-таки не специалист по проведению эксперимента)


Конференция завершена, но дискуссии по обозначенным на ней проблемам продолжаются. Форумы Научной школы А.В.Хуторского открыты для продолжения содержательных обсуждений проблем модернизации современного образования - http://khutorskoy.borda.ru

Оргкомитет конференции

Очные конференции >>

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2016
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41