EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«На конференции мы почувствовали единый дух проблем и задач педагогов и управленцев»
Звезда Людмила Михайловна, зам. нач. УНО, г.Тирасполь
Педагогические конференцииОчные конференции23-25 марта 2011 г.
 

*НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ:
      ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНЫЙ ПОДХОД

X-я Всероссийская научно-педагогическая конференция

Фоторепортаж о конференции >>

Отклики дистантных участников конференции >>


Проблема: Человек и стандарты его образования

Сроки проведения:
24 марта 2011 года

Место проведения: Москва, ул. Тверская, д.9, стр.7 (схема проезда)

Организаторы:

Российская Академия образования
Институт образования человека
Центр дистанционного образования «Эйдос»
Научная школа А.В.Хуторского

Председатель оргкомитета:

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, директор Института образования человека

Участники конференции:


Педагоги и администраторы образовательных учреждений, методисты, вузовские педагоги, ученые, аспиранты.

Цели конференции:

  • Рассмотреть способы реализации человекосообразного подхода в новых образовательных стандартах.
  • Обсудить вопросы научно-методического сопровождения инноваций, связанных с введением новых стандартов в практику обучения.

Регламент конференции

23 мартаСеминары в рамках конференции (по отдельным заявкам)

11.00 - 13.00. Методика развития предметных компетентностей учащихся.
14.00 - 16.00. Современный урок: метапредметный подход.

24 мартаПленарное заседание. Работа секций.

10.00 - 11.00. Регистрация участников. Выставка-продажа книг и электронных изданий.
11.00 - 13.00. Пленарные доклады. Выступления ведущих ученых.
13.00 - 13.40. Кофе-брейк.
13.40 - 15.30. Работа секций:

1) Управленческое сопровождение внедрения стандартов.
2) Компетентностный подход в условиях реализации стандартов.
3) Метапредметная составляющая стандартов.

15.30 - 16.30. Итоги работы секций. Рефлексия. Вручение свидетельств.

25 марта Культурная программа. Экскурсия в Оружейную палату московского Кремля (отдельная регистрация)


Проблематика конференции:

  • Почему образование должно быть сообразным человеку? Что такое человекосообразное образование? Каковы его особенности? Как и в чём оно может повлиять на результаты обучения?
  • Что такое образовательный потенциал ученика? Как его выявить и реализовать? Как потенциал ученика соотносится с его миссией и целями, с задачами семьи, общества, государства, человечества?
  • Новые образовательные стандарты: что принципиально нового они привносят в образовательный процесс с точки зрения реализации образовательного потенциала человека? Стандарт, сообразный человеку - каким он должен быть?
  • Каким должен быть урок в парадигме человекосообразного образования? Новые образовательные стандарты и проектирование учебных программ, учебников, уроков человекосообразного типа.
  • Цели и задачи педагогического эксперимента по реализации человекосообразного образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов.

Решение конференции (проект):

X-я Всероссийская научно-педагогическая конференция «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНЫЙ ПОДХОД» проводилась 23-25 марта 2011 года в городе Москве. С помощью сети Интернет в конференции приняли участие педагоги и учёные из других городов.

Организаторы конференции – Российская академия образования, Институт образования человека, Центр дистанционного образования «Эйдос», Научная школа А.В.Хуторского.

Участники конференции – педагоги и администраторы образовательных учреждений, методисты, вузовские педагоги, ученые, аспиранты из городов: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Воронеж, Гродно, Калуга, Норильск, Надым, Красноярск, Омск, Челябинск, Железнодорожный, Королёв, Видное Московской области.

Целью конференции явилось обсуждение проблемы «Человек и стандарты его образования», а также возможностей новых образовательных стандартов (ФГОС третьего поколения) в реализации образовательного потенциала учащихся.

На пленарном заседании рассмотрены доклады: «Образование, сообразное человеку: его смысл и содержание» (д.п.н., чл.-корр. РАО Хуторской Андрей Викторович), «Универсальные учебные действия как метапредметный результат выполнения стандартов» (д.п.н., профессор Воровщиков Сергей Георгиевич), «Внедрение стандартов человекосообразного плана: вопросы школьного управления» (к.п.н. Андрианова Галина Александровна), «Инновационный потенциал экспериментальных площадок научной школы человекосообразного образования» (д.п.н., Король Андрей Дмитриевич), «Информационные компетенции в образовательных стандартах» (зав. каф. информатики ЦДО «Эйдос» Полищук Светлана Георгиевна), «Метапреметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации (зам. директора ЦДО «Эйдос» Скрипкина Юлия Владимировна), «Педагогический эксперимент научной школы как ключевой механизм внедрения новых образовательных стандартов» (к.п.н. Свитова Татьяна Викторовна).

Во время конференции работали секции:

Секция 1. «Управленческое сопровождение внедрения стандартов»
Секция 2. «Компетентностный подход в условиях реализации стандартов»
Секция 3. «Метапредметная составляющая стандартов»

На секциях анализировались научные основания соответствующих аспектов стандартов, отыскивались способы их корректировки, дополнения, изменения, обсуждались вопросы научно-методического сопровождения инноваций, связанных с введением новых стандартов в практику обучения.

В результате конференции её участники приняли следующее решение:

1. Считать основным достижением новых образовательных стандартов (ФГОС третьего поколения) заданный личностный вектор образования. В данных стандартах нашла своё законодательное отражение развиваемая последние два десятилетия в отечественной педагогике личностно-ориентированная парадигма образования.

2. К позитивным инновациям, которые отражены в данных стандартах, следует отнести деятельностный подход, разделение предметных и метапредметных видов деятельности, диагностику соответствующих образовательных результатов, акцент на развитии универсальных учебных действий учащихся, разноуровневость обучения.

3. В то же время, ФГОС третьего поколения имеют недостатки, обусловленные недостаточной научной аргументацией ряда ключевых положений:

3.1. Разделение планируемых результатов обучения на личностные, метапредметные и предметые лишено общего основания и ведёт к отчуждению планируемого образования от личности учащихся, их общечеловеческой самореализации. Как предметные, так и метапредметные результаты обучения не могут быть неличностными, иначе они не будут отражать образовательного роста учащихся, станут внешними формально проверяемыми ориентирами.

3.2. Метапредметность присутствует в данных стандартах в качестве универсальных способов деятельности и практически не представлена в качестве фундаментального ядра содержания образования. Между тем, результаты отечественных учёных, ведущих исследования в области учебных метапредметов с конца 1980-х годов (Ю.В.Громыко, А.В.Хуторской) показывают необходимость отражения метапредметности не только в деятельностной форме, но и в качестве содержания отдельных учебных метапредметов и метапредметных тем.

3.3. Основной недостаток ФГОС третьего поколения – отсутствие проработанной инновационной составляющей. Положения педагогической инноватики этими стандартами не учитываются, что приводит к их непониманию и неприятию педагогической общественностью и гражданским населением. В качестве примера можно привести так называемую проблему «трёх обязательных предметов» - ОБЖ, физкультуры и «Россия в мире». Благая идея выбора учащимися учебных предметов превратилась для общественности в очевидную глупость составителей стандартов.

4. В текстах анализируемых стандартов используются достижения многих учёных, в том числе и представителей Научной школы человекосообразного образования, которая выступает соорганизатором данной конференции. В то же время ссылок на адресатов заимствований в стандартах нет, что является нарушением научной этики и авторского права. Предлагаем разработчикам стандартов указать список использованных источников.

5. Многие позиции и фрагменты стандартов выглядят легковесными, недоработанными, «сырыми» и нуждаются в коррективах. Основные недоработки связаны с отсутствием достаточного учёта достижений наук о человеке, теории инновационных процессов в обществе. Разработчикам стандартов рекомендуется осуществить профессиональную доработку материалов до того, как выносить их на широкое обсуждение общественности.

6. Рассматриваемые стандарты до сих пор отражают, в основном, заказ на образование государства, общества, социума; в меньшей степени – самих учащихся, их родителей, образовательных учреждений. Отсутствие юридически закреплённого права ученика на определение смысла, целей и содержания своего образования обязывает включать данное право в федеральный компонент образовательных стандартов. Рекомендуем Министерству образования и науки РФ вернуться к разработке и рассмотрению других компонентов образовательных стандартов, и главного из них – ученического компонента, т.е. заказа самого человека на своё образование.

7. Институту образования человека рекомендуется продолжить исследования в области человекосообразного образования, оказывать научно-методическую помощь образовательным учреждениям и учителям-экспериментаторам, работающим в направлении выявления и реализации образовательного потенциала учащихся и повышения квалификации педагогов.


Фоторепортаж о конференции >>

Отклики дистантных участников конференции >>

Дистанционные конференции >>


Нравится



0
  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2016
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41