EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«В начале конкурса не могла себе представить тех масштабов знаний, которые получу в течение этих полутора месяцев!»
Никуличева Наталия Викторовна, учитель рус. языка, г. Москва
Дистанционный учитель года Работы участников Шулепова Т.В.
 
*

РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ

Прыжок с парашюта

Шулепова Татьяна Владимировна, учитель биологии МОУ «СОШ «1», г. Шелехов, победитель 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"

В память о тех трудных и ясных днях и бессонных ночах, когда каждое слово отзывается всплеском воды сонного озера в тот миг, когда рыба-мысль взмахивает своим хвостом; когда неслышное дуновение фантазии колышет занавески измученного мозга.

Что заставляет человека пускаться в авантюры? (Ибо авантюрой казалось мне мое участие в конкурсе в некоторые дни). Может быть поиск новых ощущений? Слепая рука судьбы? Непостоянство характера? Не знаю… Конкурс «Дистанционный учитель года» как прыжок с парашюта в первый раз. То же свободное падение, все более ускоряющееся секунда от секунды. Тот же порыв потока воздуха навстречу, что распирает грудь и не дает дышать. То же чувство восторга от новых впечатлений… И опасности от боязни нераскрытия купола.

Совпадают ли цели парашютиста перед и после прыжка? Думаю, что если б совпадали, то незачем было бы прыгать ещё и ещё. Что может получить конкурсант от конкурса? Вначале я считала, что знакомства, нового опыта, общения или удовлетворения своих амбиций. Но теперь, спустя полтора месяца я ощущаю, что мои ожидания не совпали с действительностью частично или полностью… Что? Вы подумали, что я разочарована? Вовсе нет. Как парашютист, полет которого сейчас закончится, я осознаю, что мой краткий миг полета был непохож на все остальные мои действия.

Вчера меня спросили: «А зачем? Что ты получила?» Я задумалась. Хочется привести слова другого конкурсанта (Азата Анваровича Хисаметдинова), правда сказанные совсем по другому поводу: «Это целая система вложенных друг в друга вселенных». Мои вселенные: новое отношение к обучению, неожиданное открытие новых форм обучения, создание собственного курса, знакомство с новыми неординарными людьми, вера в свои силы, ощущение того, что я могу больше, чем себе представляла, начальное овладение целым рядом компьютерных программ, две из которых были на английском языке, осознание того, что я могу быть полезной другим людям.

Какие чувства владеют человеком, прыгающим в разверзающуюся перед ним бездну? Страх, впрыск адреналина, сердце падает в кончики пальцев ног или ещё ниже… Прыжок сделан, приходит чувство опасности и безграничной свободы. Трудность, ещё трудность. Ожидание. Купол раскрывается. Стабильность… Вот земля все ближе… Ближе… Ожидание развязки…

Перенесем чувства спортсмена на конкурсанта. Создание эвристических заданий. Как ни странно, но наиболее удачное из них, на мой взгляд, было самым последним, когда казалось, что придумать что-то оригинальное уже трудно. Совершенно не ожидала создания баннера, задание далось мне с большим трудом, поскольку потребовало освоения программы работы с изображениями Macromedia Flash, которая к тому же на английском языке. Жаль, но сейчас бы я сделала баннер другим. Трудным испытанием стала телеконференция из-за огромного потока писем в первые дни. Чувствовала смертельную усталость. А Научная школа? Её форум потребовал проявления всех моих философских склонностей. Но апофеозом всех эмоций стала разработка и проведение моего профиль-класса! Как уложить и привести в систему все, что хочется показать? Как добиться ответных чувств от дистанционных участников? Сделано. Передышка. И снова в бой! Три дня позади. Вчера, выходя из-за стола с компьютером, подумала: «А что самое главное, что удалось мне за эти три дня?» И я нашла ответ – понимание, что способности человека безграничны, что его фантазия беспредельна, что удовлетворение от работы может быть близким к идеалу. Нет, нельзя сказать, что все было идеально гладко. Но вот идеально эмоционально и ярко – да!

За время конкурса я поняла бесспорность эффективности дистанционного обучения. Поняла, что мне близки свобода ученика в выборе пути и оформлении результата, метод эвристического диалога, импонирует возможность отсроченного ответа, использование прогрессивных способов коммуникации, безусловное создание ситуации успеха, необходимость предусмотрения образовательного результата, создание четких методических рекомендаций. В унисон с моими представлениями о задачах образования стало положение Научной школы о личностной самореализации человека через эвристическую и рефлексивную деятельность. Приоритет ЦДО «Эйдос» в обеспечении возможностей самореализации человека (участника, ученика, курсанта, педагога и пр.) в разных, им самим выбранных направлениях.

Вы спросите, что удалось мне? Я считаю, что абсолютно всё удалось. И даже если есть лёгкое чувство неудовлетворённости результатами своего труда, то оно – тоже моя победа. Победа над собой. Внезапно обнаружилась способность вести длинные беседы об образовании и составлять статьи рефлексии :-))). Собственным приращением стало использование эвристических принципов при проведении целого мини-курса (профиль-класса).

Нехватка креативности у меня, недостаток времени, жесткие рамки правил, боязнь – вот основные трудности, встретившиеся мне на пути. И подход к ним был мною выбран соответствующий: «Глаза боятся – руки делают». Думаю, что в любой самой трудной ситуации нельзя опускать руки и терять надежду.

В ходе общения с конкурсантами в ходе официальной переписки и личном общении мне показалось, что именно разнообразие мнений, суждений, личностей и создает канву для собственной деятельности, придает определенный смысл личному участию. Мнения некоторых личностей мне показались наиболее интересными: Липчанская М.А. о модернизации образования: «Мне кажется, что в идеале государственная политика в области образования должна быть разработана так, чтобы не нужно было менять цели при каждом дуновении ветра». Хисаметдинов А.А. об ориентации школы на выпускника: «Вероятно, стоит предусмотреть разбиение предметов на уровни. Скажем, есть математика-1, математика-2 и математика-3. И ученик освоил (сдал!) лишь математику-1. Ну вот пусть у него в аттестате такие и стоят оценки. И если он потом поступает в консерваторию или кулинарный техникум, то это значения иметь НЕ должно». Бояркина В.И. на тему «Как измерить творчество»: «Уровень креативности можно определить степенью неочевидности предлагаемого решения изобретательской, творческой задачи. Но, конечно, в этой оценке много субъективного».

Примеров можно было бы привести и больше, но хотелось бы отметить, что большинство высказываний вызывали живой отклик, даже если они были неудобны лично для меня. Не все позиции были мне близки, но принятие и знакомство с мнениями других педагогов стало для меня очень важным личным опытом. Когда проводились профиль-классы, я внимательно следила за развитием событий на форуме. Хотелось бы отметить, что мне понравилась благожелательная и грамотная атмосфера форума у Поповой Надежды Анатольевны, Шмакова Алексея Леонидовича; веселая и добродушная, но рабочая у Хисаметдинова Азата Анваровича, научная и поэтическая у Сорокиной Ольги Анатольевны, спокойная и размеренная у Оданович Марины Витальевны, химически-задачная, кстати, очень сложная тема для школьников, у Артемовой Ольги Германовны. В целом, анализируя, хотелось бы отметить, что мое внимание привлекли курсы, либо те, на которых бы мне самой захотелось учиться, либо такие, работа на которых была построена грамотно и (или) корректно.

Дистанционное обучение позволяет преодолеть комплексы учеников, повысить их самооценку, позволяет быть успешным практически любому ученику, если оно строится на эвристическом методе. Проблемными считаю избирательность обучения, достаточно высокую стоимость участия ребят, что с одной стороны делает выбор ученика более осознанным, с другой – отталкивает от участия. Проблемной также считаю обучение аудиалов и кинестетиков, техническое оснащение. Соответственно проблемам и способы решения: понижение стоимости курсов и олимпиад, расширение сети центров ДО, планирование и разработка большего количества курсов разнообразных профилей для обеспечения реализации потребностей личностей (принцип человекосообразности). Широкое внедрение эвристического обучения в общеобразовательных заведений поможет снять недоверие к эвристическим олимпиадам и курсам.

В рамках конкурса мною было привлечено к обучению 14 человек, причем ни один из них не высказал негативной оценки к своему участию, была отмечена лишь необычность процесса обучения. Кроме того, я информировала о конкурсе и центре «Эйдос» большое количество своих очных и дистанционных знакомых, создала сайт, который посетило более 20 человек, на сайте содержится большое количество ссылок на ЦДО «Эйдос» и конкурс «Дистанционный учитель года». Соответственно количеству привлеченных к обучению, можно оценить и финансовую составляющую моего приращения. Как вариант увеличения доходности дистанционных мероприятий можно было рекомендовать проведение маркетинговых акций по скидкам для ОУ, являющихся постоянными клиентами ЦДО «Эйдос».

Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» заявлен как школа-конкурс. В рамках заявленного организована структура конкурса. Основной деятельностью учителя-конкурсанта, таким образом, является не только обучающая, но и учебная деятельность. Думаю, что целей, преследуемых организаторами данного конкурса как минимум три: создание кадровой базы для дистанционного обучения, поиск новых свежих идей для организации дистанционного обучения, популяризация Центра. Себя рассматриваю как пропагандиста дистанционного обучения и использования информационных и эвристических технологий в очном обучении.

Желаю участникам конкурса поддерживания связей между собой и Центром «Эйдос» в будущем, успехов и творчества. Организаторам хочу сказать огромное спасибо за представленный путь личностного и профессионального роста, за полтора месяца напряжения, в результате которого я родилась как дистанционный педагог (только начинающий приподнимать голову, если сравнить с младенцем). Себе желать ничего не буду, лучше буду прыгать с парашютом!

<< Предыдущая работа - Следующая работа >>

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта