EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
УРА! Теперь в Эйдосе можно обучаться и «вживую»!
Очные семинары, курсы, конференции - ждём вас в Москве на Тверской!
ФПК ФотогалереяЗал №16 - Семинар "Предметные и метапредметные результаты образования: диагностика и оценка"
 
*

ФОТОГАЛЕРЕЯ. Зал №16


Все залы: №1, №2, №3, №4, 5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13, №14, №15, №16, №17, №18, 19, №20, №21, №22, №23, №23-1, №23-2№24, №25

Семинар "Предметные и метапредметные результаты образования: диагностика и оценка"

Зал №16 посвящен семинару "Предметные и метапредметные результаты образования: диагностика и оценка", который 28 марта 2013 года провёл д.п.н. А.В.Хуторской в рамках конференции (Москва).




Далее - фрагменты доклада А.В. Хуторского на семинаре:

«Что такое метапредметные результаты? Верно ли, отождествлять их с освоением универсальных учебных действий? Как оценить метапредметные результаты? Какие качественные и количественные критерии применять? Как использовать эту оценку для стимулирования дальнейшего развития ребенка? Вопросов много, но каждый в силах найти на них ответ - на семинаре вы в этом убедитесь.





Понятие метапредметности вошло в нынешнюю версию Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Метапредметные образовательные результаты учеников предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы.





Включение в стандарты метапредметности, на наш взгляд, прогрессивный шаг. Но сделано это без должного научного обоснования.





Ошибки в нынешних стандартах:

1. Метапредметная деятельность в стандартах неправомерно отождествлена с общеучебной.
2. Суть метапредметного содержания образования в стандартах не раскрыта.
3. Многие педагогические понятия в текстах и комментариях к стандартам неправомерно заменены психологическими.





Решая важную задачу гуманизации и личностной ориентации образования, разработчикам стандартов не удалось избежать «психологизма», об опасности которого предупреждали ещё Г.П. Щедровицкий и В.В.Краевский. Наукой об образовании человека является педагогика, а не психология. Не следует замещать или смешивать предметы этих наук. В основе образовательных стандартов должна быть педагогика. Психология же вместе с другими науками и дисциплинами реализует при этом вспомогательные функции.







4. Из нынешних стандартов неясно, что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами. Непонятно, как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении различных учебных предметов: математики, русского языка, биологии, истории, физкультуры и др. В чём должна быть разница? Или все учителя-предметники должны переквалифицироваться в психологов?





5. Методическая и педагогическая специфика метапредметности в стандартах отсутствует.
В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, оказалась необоснованным требованием. Учителям нынешний стандарт непонятен. Попытки разработчиков стандартов отыскать метапредметность в известных психологических теориях (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина), в которых её никогда не существовало, вносит ещё большую неразбериху.





Итак, включение в стандарты метапредметности породило больше проблем, чем пользы. Придание стандартам нормативного статуса сделало актуальным исследования по уточнению роли и места метапредметного подхода в проектировании и реализации общего среднего образования.





Метапредметное содержание, метапредметная образовательная деятельность, учебные метапредметы, достаточно давно – более 20 лет – проектируются и реализуются нашей научной школой, в основе которой заложен принцип человекосообразности образования. В связи с этим считаю необходимым обозначить выработанный нами подход.

Об этом будет идти речь на нашем семинаре.





Наше первое исследование, начатое ещё в 1980-х годах, было посвящено изучению в школе фундаментальных констант, традиционно распределённых по учебным предметам – физическим, химическими, математическим, астрономическим постоянным. Мы обнаружили, что такие константы как заряд электрона, скорость света в вакууме, постоянная Планка, гравитационная постоянная, число «пи» и др. – несут в себе смысл, выходящий не только за области применимости законов и формул, в которые они входят, но и за рамки соответствующих наук и учебных предметов. Когда ученик начинал познавать и понимать смысл мировых констант, он двигался как раз к метапредметным основам бытия.





Затем аналогичные, выходящие за предметные рамки функции, были обнаружены нами и в содержании других учебных предметов. Не только в естествознании, но и в культуре, искусстве есть свои «столпы», которые характеризуют основы существования не только природного, но и культурного мироздания. Понятия числа, знака, буквы, звука, слова; золотое сечение в архитектуре и искусстве; ключевые процессы – происхождение, рождение, движение, развитие; категории пространства, времени, мира, человека и т.п. – всё это примеры метапредметного содержания, которое хотя и принадлежит определённой науке или учебному предмету, но выводит человека за его рамки к неким первоединым основам.





С каждым метапредметным элементом связаны ключевые проблемы, имеющие статус «вечных»: Как произошёл мир? Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? Что такое человек? Как возникло всё? Как связано всё со всем? Например, А.Л.Чижевский обнаружил закономерные связи между физическими и историческими процессами, между активностью Солнца и революциями на Земле. Именно эти вещи являются метапредметными. Единые принципы возникновения и развития языков также подтверждают тот факт, что различные предметы имеют общие метаосновы.





В результате исследований нами была экспериментально разработана и апробирована методика обучения, ориентированная на познание и открытие учениками сути фундаментальных образовательных объектов, которые наличествуют в любом учебном предмете и соответствующей ему области реальности.





Принцип метапредметности вошёл в эту методику в качестве одного из ведущих. Тип обучения, который был выстроен, назван эвристическим обучением. Теория эвристического обучения получила название дидактической эвристики (Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.).





Сформулируем принцип метапредметности обучения (А.В. Хуторской): основу содержания образования и образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками.





Метапредметное содержание образования – одно из центральных педагогических понятий, не менее, а даже более важное, чем «предметное содержание образования».

Метапредметное содержание имеет разные функции, для разработчиков стандартов – одни, для авторов учебников – другие, для учителя и ученика – третьи.

На этапе конструирования стандартов метапредметность несёт в себе допредметную инструментальную функцию, как фундаментальное ядро содержания образования, из которого создаются учебные предметы. Во время самого учебного процесса метапредметность воплощается в деятельности ученика как особое содержание образования (Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – №2. – С. 3-10).





Нынешний вариант федеральных государственных образовательных стандартов имеет существенный недостаток. Метапредметная деятельность в нём сводится к универсальной учебной деятельности. То есть метапредметной предлагается считать ту деятельность, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке и т.п.





На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной!
Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.





А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится в её основе.





Если речь идёт о предмете «математика», наблюдение за числами, или ещё конкретнее – наблюдение чисел, является математической предметной деятельностью. В этом случае результаты наблюдения будут относиться к предмету «математика». Если же результаты наблюдения за числами будут выходить за рамки данного предмета, например, характеризовать основы мироздания, то это и будут метапредметные результаты. Именно так понимал математику Пифагор, а не так, как это принято в нынешней массовой школе, когда числом считают количество или отношение количества к мере.





Ещё один пример отличия предметной и метапредметной деятельностей: сложение чисел – предметная математическая деятельность, а складывание объектов – метапредметная.
Другой существенный момент, который не учли разработчики нынешней версии стандартов: метапредметность – не только деятельность, но и содержание. Числа как раз и входят в метапредметное содержание образования. А деятельность по изучению такого метапредметного содержания и есть метапредметная образовательная деятельность.





Именно на метапредметном содержании чисел от учителя требуется организация соответствующей метапредметной деятельности учеников. Эта деятельность относится к числам, а не к учёбе или учебной деятельности вообще. Создаваемый учеником в результате метапредметной деятельности образовательный продукт как раз и позволяет проверить и оценить его метапредметные образовательные результаты по отношению к предмету изучения, т.е. к математике.

Если же следовать рекомендациям составителей нынешних стандартов, то учителю математики придётся заниматься несвойственной ему задачей – развивать и оценивать общеучебные виды деятельности учеников и их результаты вне математики. Понятие числа, как и сам учебный предмет «математика» в этом случае остаётся «за бортом».
Таким образом, наш подход рассматривает метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью.

Например, разработанный нами метапредмет «Числа» предполагает изучение предметного и метапредметного содержания понятия числа. Осуществляемые при этом общеучебные действия и деятельности ученика происходят параллельно, они выступают организационным условием для любой учёбы вообще. Но с точки зрения учебного предмета и метапредмета, оценке подлежат, прежде всего, метапредметные результаты учащихся по отношению к числу, а не к их общеучебным действиям».



Итоги семинара. Участники семинара:

- уточнили для себя понятия "метапредметный результат", "метапредметная деятельность";
- определили метапредметные компетентности, которые можно развивать на своих уроках;
- разработали задания по своему предмету, направленные на обеспечение метапредметных результатов, диагностирующие их уровень.


Подробнее см.:
Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 50 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).




Уважаемый коллега!

Более подробно познакомиться с данной темой вы можете во время курсов, конференций, семинаров Института образования человека и Центра дистанционного образования:

- Дистанционные курсы повышения квалификации
- Очные конференции и семинары в Москве
- Выездные семинары у вас (закажите семинар для своей школы или города)

Приобретите книги и учебно-методические электронные издания по данной теме.

Запросите методическую поддержку и научно-педагогические услуги школам, соискателям, учёным;

Зарегистрируйте учащихся в дистанционных эвристических олимпиадах, конференциях, конкурсах.


Как принять участие >>

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта