EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Обучение может быть радостным, и для этого не обязательно заниматься с репетитором...»
Благоразумова Л. А., комиссар по тренингам, г.Черноголовка
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеАктивное обучение на расстоянии


Активное обучение на расстоянии

Благоразумова Лариса Андреевна, комиcсар по тренингам Российской Ассоциации Девочек Скаутов, г.Черноголовка, Московская обл.

Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю.
Конфуций
Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие.
Галилео Галилей

Умеете ли вы завязывать галстук? Уверена, что более половины опрошенных ответит «нет». Как же научиться? Можно прослушать теоретический курс завязывания галстука с демонстрацией слайдов. Правда, вряд ли вы запомните более 20% прослушанной информации. Тогда давайте усядемся в круг и будем одновременно слушать учителя и смотреть на его руки, завязывающие галстук. Учитель подойдет к каждому из вас и покажет последовательность операций. На этот раз вам, скорее всего, удастся запомнить около 50% информации. Можно ли увеличить эффективность обучения? Существует замечательный способ, на 90% гарантирующий, что вы научитесь красиво завязывать галстук. Единственное условие – ваше активное участие в процессе обучения. Тот же круг участников, тот же учитель, но... у каждого из вас в руках свой галстук, и вы сначала вслед за наставником, а затем многократно самостоятельно повторяя операции, постигаете, наконец, эту нелегкую премудрость.

Какой из перечисленных способов обучения наиболее привычен для школы? Пожалуй, все же первые два, предполагающие пассивное потребление знаний учеником, являющимся при этом неким сосудом, который можно наполнить чем угодно. Но если воспроизвести информацию в течение какого-то времени после ее получения ученик еще может, то творчески использовать ее – вряд ли. Сомнительно даже, что у него возникнет такое желание. Являясь же активным участником процесса обучения, он производит знания сам, причем в подходящей для себя форме, а потому сохраняет эти знания и успешно использует их в жизни (в нашем примере ученик в процессе обучения может начать изменять операции и их порядок и в результате завязать свой собственный, авторский узел, а также использовать этот опыт в другой ситуации, например при украшении бахромой и кистями парадной скатерти). Это первое преимущество активного обучения.

Другим достоинством обучения с помощью действия является то, что производя собственные знания, ученик испытывает естественное желание двигаться дальше, а не делает это из чувства долга или по обязанности. Обучение может быть радостным, и для этого не обязательно индивидуально заниматься с репетитором. Мой скаутский опыт (в течение нескольких лет я имею удовольствие быть лидером отряда девочек из Российской Ассоциации Девочек Скаутов (РАДС), а также тренером взрослых лидеров из Ассоциации) подсказывает, что и в больших группах можно достигать цели обучения так, что дети даже не замечают, что они учатся, испытывая при этом радость.

Я плохо представляла себе, что стоит за словами «дистанционное обучение» до того, как моя дочь стала участвовать в эвристических олимпиадах и проектах Центра дистанционного образования «Эйдос». Однако, неожиданно для себя я обнаружила, что этот вид образования раскрывает еще одну грань столь любимого мною метода обучения действием («Я делаю, и я понимаю»). Обучающие программы Центра «Эйдос» представляются мне отличной моделью использования этого метода. Получая от консультанта задание и примерный алгоритм действий – некую логическую схему работы (в нашем примере – описание операций по завязыванию галстука), участники проекта производят на свет абсолютно разные интеллектуальные продукты («авторские галстучные узлы»)! Таким образом, сохраняется первое преимущество нашего метода.

Выполняя задания проекта, участники получают знания, которые останутся с ними навсегда, ведь человек всегда с обостренным интересом воспринимает все, относящееся к нему лично, в том числе и продукты своего творчества. Но при этом они также обучают друг друга, так как, объединенные общим делом (заданием), они испытывают естественное любопытство к результатам творчества друг друга. Получают ли они при этом удовольствие? Безусловно.

Мне достаточно наблюдений за своей дочерью, которая, конечно, ждет сначала результатов оценки собственной работы, но потом с интересом читает проекты других участников. Налицо второе преимущество метода активного обучения.

Работа над дистанционными проектами ярко высветляет еще одно важное обстоятельство. Доступность результатов работ в электронном виде позволяет всем участникам, не спеша, ознакомиться с работами остальных и даже обсудить работы, пользуясь возможностями ИНТЕРНЕТА или электронной почты. При этом ценным оказывается опыт каждого участника, чувствующего свою сопричастность общей идее, что создает положительную мотивацию продолжать обучение.

Ну и, наконец, самое явное преимущество обучения действием, ярко проявляющееся именно при дистанционном образовании, - его сколь угодно широкие масштабы, сулящие неожиданные результаты: ведь если особенности применения метода в ограниченной аудитории хорошо изучены и описаны, то кто знает, какие научные и психологические открытия будут сделаны, когда накопится достаточный опыт дистанционного использования способа активного обучения!

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Благоразумова Л.А. Активное обучение на расстоянии // Интернет-журнал "Эйдос". - 1998. - 11 ноября. http://www.eidos.ru/journal/1998/1111-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта