EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Большинству преподавателей очень удобен полностью фронтальный режим обучения...»
Крофорд Килиан, Департамент коммуникаций
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеКлик-кланк


Клик-кланк: Как важно обращать внимание

Крофорд Килиан (перевод с англ. Андриановой Г.А.), Департамент коммуникаций, Капилано колледж, Канада

Однажды солнечным утром несколько недель назад я шел по реке Атабаска в Национальном Парке Джаспер. Напротив реки высился Колин Рейндж внушительными известняковыми пиками. Но я думал о том, что было ближе мне: о моем собственном невежестве, воплощенном в бабочке.

Я был одним из группы, занимающейся на курсе по естествознанию в Институте Джаспер, который вел доктор Джим Бутлер, профессор биологии и живой природы в Университете Альберты. Я только что узнал о маленькой оранжевой бабочке. Но я не заметил ее, цепляясь за ветку куста на дюне. Я даже не заметил сам куст. Очевидно, я шел как лунатик по одному из самых известных в мире ландшафтов.

Джим Бутлер вел нас над дюной и затем вниз к воде, указывая на пятнистого кулика невдалеке. "Самец заботится о молодых", - прокомментировал он. "Но никто не знал об этом до недавнего времени, потому что никто не обращал внимания".

Он заставлял нас обращать внимание и на другие явления на берегу реки: орхидеи, ивы и черная ель, следы койота, лося и полевки. Нашей целью было не собирание большого количества фактов о природе, а попытка понять нашу собственную связь с ней. Когда Джим Бутлер попросил, чтобы мы попробовали сформулировать свой вопрос из того, чему мы научились, мой ответ был: "Как научиться видеть то, на что смотришь?"

Вопрос этот фундаментален и применим не только к наблюдению бабочек, но и к самому обучению. Информация затопляет нас, но, если мы не "видим" этого, не понимаем ее смысла, она не может стать знанием. Переключатель канала или Веб-браузер могут провести нас от Южного Парка до Шекспира; без знания же, обе эти точки одинаково тривиальны.

Мы, преподаватели, видим, что наши студенты слишком часто предпочитают тривиальность. Они больше были бы рады арендовать информацию до следующего экзамена, чем приобрести собственное знание на всю жизнь. То есть они хотят дать нам факты, числа, формулы, готовое мнение относительно Эмилии Дикинсон - и никогда больше не думать об этом. Они не хотят заботиться о том, что они изучают; они только хотят пройти наши курсы с приличными отметками. Мы редко видим, что это мы сами, используя наши методы обучения, поощряем их прекращать учиться.

Недавно я узнал о феномене щелчка "клик-кланк": годы спустя после того, как я узнал что-то, какое-то событие заставляет меня заново познавать это - не только на интеллектуальном уровне, но и интуитивно. Монета, наконец-то, падает. Одна из таких идей, которой я заново обучаюсь, и это довольно любопытно, является идея непрерывного обучения. Эта фраза -популярное клише педагогов, как и фразы "высокое качество", "возможности", и, конечно, я всегда был "за". Если люди продолжают возвращаться в мою классную комнату в поиске непрерывного обучения, они улучшают мои возможности непрерывного заработка.

Но, когда я начал вести дистанционные курсы пару лет назад, моя монета упала: клик-кланк, лучше сказать, клик-краш, так как монета упала подобно большой медной цимбале. Я не только приобретал какие-то новые умения для своего собственного непрерывного обучения, я смог увидеть то, на что я только смотрел в течение тридцати лет.

Клик-кланк: Слишком много сетевых студентов занимались плохо или не выполняли свою работу вообще. Через несколько недель я понял - спустя четверть века в моей учительской карьере - что для многих студентов награда в обучении - не отметка, а физическое присутствие преподавателя и других студентов. Классная комната - интенсивное социальное общество, и значительная часть этого общества критична для многих студентов. Без этого стимула они просто не хотят учиться. Сидение дома перед компьютерным экраном не идет ни в какое сравнение с классной комнатой. Поэтому такие студенты, чувствуя себя на необитаемом острове в кибер-пространстве, скоро выбывают из учебного процесса.

Клик-кланк: Несколько сетевых студентов, однако, занимались блестяще. Это было не потому, что только они могли распознать мой вдохновенный стиль обучения. Это происходило потому, что я помогал им решать их собственные цели. Они были студенты, которых я называю "самопродвигаемыми". Они не разделяли мою гипнотическую любовь к компьютерам; им не нужна была классная комната, чтобы обеспечивать их социальной жизнью. У них были специфические амбиции, требующие те писательские умения, которым я обучал. Если бы я учил их в классной комнате, они учились бы и там. Так как я вел дистанционный курс, они пришли в сеть. Сам по себе Интернет не имел для них большого значения.

Клик-кланк: Подобно большинству преподавателей мне очень удобен полностью фронтальный режим обучения: когда я стою перед сидящими слушателями, которые записывают за мной, и поднимают руки, когда у них есть вопрос. Я - в центре внимания, высокий лорд экзаменов и отметок. Это – приятное, немного садистское путешествие во власти. Этот метод обучения кажется настолько естественным, что, когда мы, преподаватели, встречаемся в группах, мы автоматически адаптируем полностью фронтальный режим, и сидим, тихо поглощая мудрость какого-то другого взрослого, стоящего перед нами.

Но теперь я понял, что в моей классной комнате лекционный стиль обучения имел меньшее значение, чем моя похвала за хорошие вопросы или мои косые взгляды на опоздавших. Эти социальные стимулы заставляли некоторых студентов работать лучше, чем, если бы они занимались, опираясь лишь на собственный энтузиазм. Без этих стимулов у продвигаемых преподавателем студентов было мало желания продолжать учиться. Фактически, структура любого, полностью фронтального курса несет подспудное сообщение: обучение происходит в измеряемые периоды времени, а затем прекращается. Если вы удачливы, обучение вас увлекает, если вам не повезло - вам скучно, но, в конечном счете, любое обучение заканчивается.

Также одинаково отрезвляющим для меня было понимание, что мои самые лучшие самопродвигаемые студенты могли бы благодарить себя, а не меня, за свои успехи. Мои методы обучения были действительно несущественными, пока я фактически не препятствовал их обучению. И когда эти студенты закончили бы учиться у меня, они бы проигнорировали сообщение о том, что обучение заканчивается. Они просто бы продолжили свое непрерывное обучение.

Клик-кланк: Если непрерывное обучение это то, что мы говорим, мы действительно бы хотели иметь, почему же мы так цепляемся за полностью фронтальное обучение? Только лишь потому, что это единственное обучение, которое мы действительно знаем? Или, может быть, потому, что мы не хотим обучаться любому другому стилю обучения? Может быть, и потому, что мы сами - лунатики, а не самообучающиеся ученики? Это могло бы объяснить тот факт, почему так много преподавателей игнорируют компьютеры, признавая их в виде исключения в качестве пишущих машинок. Они могут на самом деле чувствовать, какие неприятные новые знания для них могли бы послать им компьютеры, прощелкав им "клик-кланк" с головы до ног.

Клик-кланк: Когда я был ребенком, я часто слышал строчку из музыкального "Король и я": Если ты станешь учителем, твои ученики научат тебя". Теперь, когда я понял своих самопродвигаемых студентов, я, наконец-то, понял её смысл. Но как я могу быть высоким лордом экзаменов по отношению к тем, кто обучает меня? Как я могу приятно властвовать над людьми моложе меня на тридцать или сорок лет?

Итак, я не могу. В сети или лицом к лицу, я начал принимать другую роль всякий раз, когда это было возможно: роль наставника. Наставник может вести или советовать, предупреждать, но не может принуждать. Ученики могут принимать руководство или нет. Оба они, и наставник, и ученик заняты одним и тем же самопродвигаемым обучением, обмениваясь отрывками информации, обсуждая её, смотря на мир с разных точек зрения. Во многих отношениях такое обучение предлагает более интенсивное социальное взаимодействие, чем любая стандартная классная комната, это - почти заговорщическая близость: как мы удивим сначала себя, а затем поразим весь мир? Награда для учеников - в достижении ими значимых целей, а не только зачеты и отметки. Награда для наставника -преуспеть через успех своих учеников.

Клик-кланк: Я понял, как старшие авторы наставляли меня, когда я был учеником; теперь они пишут через меня. Я понимаю, как давным-давно учителя также учили меня, и теперь обучают через меня. Они обучали меня не с помощью лекций и тестов, но своим примером: взволнованное совместное познание нового знания, приглушенный комплимент, стон разочарования, усмешка графопостроителя - беседа равного с равным.

Однажды во время занятий на курсе в Институте Джаспера Джим Бутлер попросил, чтобы мы нашли два предмета, которые бы символизировали то, кем мы были и кем мы хотели бы стать. Я вернулся с луга, неся в руке красный клевер и стебелек травы. Джим рассказал нам этим утром, что красный клевер – это оппортунист, который растет везде, куда бы мы не пошли. Тридцать лет назад я стал учителем в колледже, когда было много возможностей и мало конкурентов. Стебель травы был с кисточкой семян; теперь, сказал я, я хочу передавать то, чему я научился.

Научился я следующему: если преподаватель не учится, а ученик не обучает - не происходит ни обучения, ни учения. И если Вы не видите даже куста, вам никогда не увидеть и бабочку, сидящую на нем.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Килиан Крофорд (перевод с англ. Андриановой Г.А.). Клик-кланк: Как важно обращать внимание // Интернет-журнал "Эйдос". - 1998. - 11 ноября. http://www.eidos.ru/journal/1998/1111-04.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта