EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Будь смелее...! Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!..»
Хуторской А.В., докт. пед. наук, г.Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеПринципы дист. обучения


Принципы дистанционного творческого обучения

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

Результаты дистанционного обучения, как и любого другого обучения, зависят от основополагающих педагогических принципов, положенных в его основу. Интенсивно развивающаяся система дистанционных телекоммуникаций в школах, а особенно - в вузах, имеет весьма скудное образовательное содержание с репродуктивной, как правило, методикой обучения.

В Центре дистанционного образования "Эйдос" ведётся разработка педагогических технологий на основе принципов, предполагающих личностную креативную деятельность дистантных учащихся. Опираясь на теорию дидактической эвристики, а также на опыт организации проектов, курсов и семинаров творческой ориентации, нам удалось установить принципы организации дистанционного обучения креативного типа. Речь об этих принципах пойдёт ниже.

1. Основой дистанционного обучения креативного типа является предполагаемый образовательный продукт, который будет создан учащимися. Если изначально ясно, какого рода, в какой форме и за какой срок учащиеся создадут новый для них результат, то этот предвосхищаемый результат и является целью, определяющей специфику всего дистанционного учебного процесса. Например, если в качестве ожидаемого образовательного продукта по курсу "Естествознание" или "Мироведение" выступает трактат об исследовании учеником конкретного явления, то дистанционный учебный процесс предполагает специальные занятия, посвященные видам и способам исследований, формам представления и экспертизы полученных результатов, методам дистанционных коллективных обсуждений итоговых работ учеников.

2. Следующий принцип устанавливает соответствие внешнего образовательного продукта ученика его внутренним личностным приращениям. Система контроля внешних образовательных результатов, которые создаются учащимися, позволяет осуществлять непрерывную диагностику их личностного образовательного приращения. Оценка результатов обучения происходит путём сопоставления как минимум двух образовательных продуктов ученика, выполненных им, например, в начале и в конце изучения темы.

Так, в проекте "Мой виртуальный дом" участникам сразу предлагается составить и описать эскиз своего жилища, и лишь после выполнения последующих учебных действий подготовить второй вариант работы. Количественно-качественная диагностика отличий двух внешних результатов позволяет установить степень личностного образовательного приращения каждого участника обучения.

Данный принцип существенно отличает разрабатываемый в Центре "Эйдос" тип дистанционного обучения от традиционного. Существующая система среднего и высшего образования не предполагает необходимости диагностики изменений в продукции учащихся, как не предполагает и самой ученической продукции вообще. В этом, на наш взгляд, причина того, что первые места по посещаемости в образовательных сайтах занимают коллекции готовых рефератов, а не "коллекции образовательного инструментария", где содержались бы наборы способов познания и методов обучения, необходимых для осуществления реального образования.

3. Принцип индивидуальной образовательной траектории учащихся в общеобразовательном пространстве.

Возрастание объёма научно-образовательных Интернет-ресурсов, возможность доступа к мировым культурно-историческим достижениям человечества меняет роль содержания образования. Традиционное содержание образования концентрируется в единообразных источниках - учебниках и пособиях, основное назначение которых - трансляция ученикам отобранного содержания.

Прогрессирующее увеличение объёма и доступности образовательной информации, которая имеется в Web-среде, на CD-ROM и DVD-носителях, в электронных книгах и виртуальных библиотеках, уже не требует от ученика её усвоения. Более значимым оказывается выбор или построение того личностно-ориентированного содержания образования, которое отвечает программе занятий каждого ученика. Дистанционные формы подбора и структурирования содержания образования позволяют использовать данные, у которых нет единого информационного источника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду.

Например, применение в качестве учебных пособий "вебквестов" - тематически подобранных гипертекстовых материалов со ссылками на локальные или глобальные ресурсы, позволяет ученикам максимально индивидуализировать образовательную траекторию обучения.

Для усиления образовательной роли личности учащегося на всех методологических уровнях учебного процесса включается система создания или выбора учеником: его образовательных смыслов и целей, учебного содержания, доминантных направлений занятий, форм и темпов обучения в различных образовательных областях и др. Сопровождающую роль в образовании ученика выполняет очный или дистантный тьютор – педагог особого типа, способный выстраивать образовательную среду, соответствующую изменяющейся сущности учащегося.

4. Эвристическая составляющая дистанционного учебного процесса реализуется на основе принципа интерактивности занятий, осуществляемых при помощи электронных телекоммуникаций. Например, использование Chat-формы проведения дистанционных занятий позволяет способному ученику (и учителю) находиться одновременно в нескольких виртуальных классах и вести обучение более интенсивно, чем это возможно в очном обучении. Совершенно особым образом может быть в этом случае организована групповая работа дистантных учеников, занимающихся в отдельных комнатах Chat'a.

Креативный характер дистанционного обучения реализуется с помощью других форм и методов дистанционного творчества: методов участия в E-mail, Chat и видеоконференциях, дистанционного варианта "мозгового штурма", способов создания и защиты учениками образовательных Web-страниц, методов работы с поисковыми системами, методов выполнения дистантных исследовательских работ и коллективных образовательных проектов. Эффективны, например, такие дистантные формы занятий, как деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальные экскурсии.

Интенсивной формой реализации творческого потенциала учащихся является дистанционная эвристическая олимпиада, которая разработана и проводится Центром "Эйдос" ежегодно. Соревнование происходит в метапредметных номинациях типа "Символ", "Феномен", "Конструкция", задания которых не имеют однозначных решений. Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположенных в различных городах и странах, создаёт эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества. Участники олимпиады могут продолжать сотрудничество в рамках более длительных дистанционных проектов, органично вытекающих из отдельных номинаций олимпиады.

5. Принцип открытой коммуникации по отношению к создаваемой дистанционными учащимися образовательной продукции. Возможность демонстрации учениками продуктов своей образовательной деятельности увеличивает число потенциальных Web-зрителей, что создаёт широкие возможности для обсуждения, развития и экспертной оценки творческих достижений дистантных учащихся.

Видя свою работу опубликованной в сети, ученик заявляет собственную позицию в данной образовательной области, становится автором научного, художественного или иного произведения. Современные текстовые, графические и HTML-редакторы позволяют учащимся работать с самыми разнообразными выразительными средствами - гипертекстом, графикой, звуком, видео для того, чтобы представить свою работу в репрезентативном виде.

На сервере Центра "Эйдос" размещены сотни творческих работ, выполненных призёрами дистанционных курсов, проектов и олимпиад, многие из которых явились предметом последующих образовательных коммуникаций учащихся и педагогов.

6. Принцип соответствия образовательных процедур телекоммуникационным формам и технологиям. Каждая форма дистанционных телекоммуникаций имеет свою специфику, накладывающую ограничения к образовательному процессу. И наоборот, необходимость применения тех или иных образовательных технологий требует поиска адекватных им телекоммуникационных средств и информационных технологий.

Например, индивидуальные дистанционные занятия (тьюторство) и организация дистанционного обучения в группе нуждаются в различных телекоммуникационных формах. Для индивидуальных занятий интенсивность взаимодействия тьютора и учащегося не так важна, поэтому для обеспечения занятий достаточно возможностей E-mail.

Для дистанционных занятий в группе, где количество и качество образовательных взаимодействий определяет эффективность всего обучения, более приемлемым является режим телеконференций. Например, педагог-инструктор с помощью инструктивных заданий обеспечивает определённое количество ученических взаимодействий: каждому участнику виртуального класса предписывается получить 3 рецензии на свою работу от его одноклассников.

Список одноклассников и система их выбора рассылается всем учащимся. Подобная технология освобождает педагога от необходимости взаимодействия с каждым учеником при одновременном достижении высокой интенсивности образовательной деятельности учащихся.

7. Принцип приоритета деятельностных критериев оценки результатов дистанционного обучения перед информационными. Творческая ориентация дистанционного обучения предполагает, что оцениваться будет сам процесс обучения, его характер, особенности взаимодействия учащегося с педагогом, индивидуальная траектория "прохождения" изучаемых тем, степень отличия предъявляемых результатов от стандартных и общедоступных. Проверке подлежат не столько информационные, сколько деятельностные результаты обучения.

Устный или дистантный экзамен для учащихся строится на рефлексивных вопросах и заданиях следующего типа: Как вы выполняли данное задание? Каковы были ваши основные виды деятельности? Какие наиболее значимые для вас результаты вы получили и с помощью каких способов? В чём состояли ваши проблемы и трудности? Каким образом вы их преодолевали?

Опишите подробно применяемые вами способы решения возникающих проблем. Рефлексивные вопросы подобного типа - необходимый компонент технологии креативного дистанционного обучения. Рефлексия здесь - не только средство контроля, но и способ выявления, осознания и фиксации учащимся личностных образовательных результатов.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Принципы дистанционного творческого обучения // Интернет-журнал "Эйдос". - 1998. - 11 ноября. http://www.eidos.ru/journal/1998/1111-05.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта