EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Часто готового ответа нет - его приходится создавать самому, напрягать свои извилины!»
Елизаров А.И., ст. научный сотрудник, п.Научный
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеЭлектронная трибуна


Электронная трибуна

Елизаров Адольф Иванович, ст. науч. сотрудник, Крымская Астрофизическая Обсерватория, п.Научный, Крым, Украина

"Учись, мой сын: науки сокращают
Нам опыты быстротекущей жизни ..."

- и этим всё сказано! Во все времена смысл всех наук был в передаче опыта поколений. Менялась только форма этой передачи.

По горячему песку на берегу Эгейского моря тяжело ступали босые ноги группы молодых людей, согнувшихся под тяжестью огромного обломка скалы. Глубокие следы от их подошв заполнялись не только морской водой, но и кровью от многочисленных порезов об острые края ракушек. Рядом с ними, заложив руки за спину, грузными шагами передвигал свои сандалии убелённый сединами старец, гордый облик и целеустремлённый взгляд которого выдавали в нём человека незаурядного и волевого. Наконец, он остановился в тени оливковой рощи на живописной излучине морского залива, и жестом руки указал место, куда опустили камень. Удобно расположившись на его гладкой и тёплой поверхности, жестом руки он обозначил дугу, по которой расположились его спутники.

Молодые люди были похожи на рабов, выполняющих трудное задание. Однако их "хозяин" держал в руках не кнут, а пергаментный свиток, и обращался к своим подопечным не с грубыми окриками, а, вычитав очередной перл со своего свитка, задавал глубокомысленные вопросы и пространно комментировал их ответы; вступал с ними в аргументированные дискуссии; спорил или соглашался с их высказываниями; приводил пространные цитаты из древних поэтов и философов.

Это была наиболее естественная и употребительная форма обучения - непосредственное общение учителя с его учениками. Каменная глыба служила учителю переносной трибуной. Ученики постоянно окружали своего наставника; трудились, отдыхали и обедали вместе с ним; вели совместное хозяйство; вместе строили жилище; охотились и делились добычей. Они составляли одну большую и дружную семью. В этой семье они росли, развивались физически и духовно, перенимали мудрость старших, совершали свои первые открытия, писали свои первые учёные трактаты. Тесное общение с учителем определяло их мировоззренческие позиции, убеждения и нередко влияло на их характер. Покидая родное гнездо, они несли по свету знания и волю своего руководителя, делились с людьми всем, чему он их научил.

Основной формой общения учителя с учениками в современных вузах является чтение лекций с высокой трибуны, когда студенты из глубины аудитории изредка поглядывают на жестикулирующего у доски доцента или профессора, а тот, в свою очередь, в промежутках между начертанием формул с тоской поглядывает на молодёжь, обнимающуюся в задних рядах или жующую бутерброды. От обилия дисциплин и преподавателей у студентов пестрит в глазах; более тесно они общаются на сессиях, но атмосферу этого общения лишь с большой натяжкой можно назвать дружеской. Главным стимулом для успешной учёбы является стипендия.

В советское время во исполнение лозунга о всеобщем образовании широкое распространение получила заочная форма обучения, когда учителя и ученики в глаза не видели друг друга. Общение происходило посредством переписки, при помощи которой одни делали вид, что учат, а другие - что учатся. И те, и другие ссылались на огромный объём знаний, упакованный в толстые и умные книги, которых ни у тех, ни у других не было. Профессоров и студентов разделяли тысячи километров, а знания передавались письмами и бандеролями. За дальностью расстояния и несовершенством связи не было никакой возможности живого и оперативного общения, которое только и может обеспечить эффективность обучения. Основным результатом такого обучения являлось то, что знания у обучаемых также оставались заочными, то есть оставались в неведомых им книгах.

Сейчас весь мир опутывает волшебная паутина. Нитями этой паутины являются телефонные провода, радиорелейные линии и спутники связи, а в её многочисленных узелках находятся самые "умные" машины современности - персональные компьютеры. Компьютеры придали этому виду связи, называемому сетью Internet, совершенно новые чудесные свойства. Во многих странах персональные компьютеры плотно вошли в арсенал обычной бытовой техники. С их помощью со скоростью света могут обмениваться информацией академики и садоводы, религиозные деятели и домашние хозяйки. По сети Internet в одно мгновение можно узнать курс доллара на Токийской бирже и место захоронения Александра Македонского; через сеть Internet оформляют научные отчеты и брачные контракты; по этой сети можно получить азбуку этрусского языка и расписание поездов лионского вокзала.

Всему человечеству известно имя Отто Лилиенталя. А между тем, полёты на планере люди осуществляли задолго до него, ещё в древней Бразилии. Но откуда нам знать об этом? У тогдашнего изобретателя не было под рукой сети Internet! Internet разносит по всему миру новые рецепты китайской кухни и подробности очередного скандала в Белом Доме. А вот светлые головы из Черноголовки, около подмосковного Ногинска, додумались использовать сеть Internet для просвещения подрастающего поколения; они предложили - и успешно проводят в жизнь - самый современный и совершенный способ обучения - дистанционный!

Опыт дистанционного обучения показывает его колоссальные преимущества:

1. Несмотря на большие расстояния между учителями и учениками, общение между ними происходит живо и оперативно, в доходчивой и увлекательной форме;

2. Процесс обучения стал интересным для самых ленивых учеников; притягательная сила компьютера заставляет их забывать о трудностях вопросов; они активно и быстро стараются решить задания, чтобы поскорее получить новые;

3. Возможность "высветиться" на весь мир заставляет их критически и объективно оценить свои знания и возможности; они невольно подтягиваются, узнают много нового, приучаются к смелости и самостоятельности в работе.

4. Работа отдельных учеников над очередным заданием из "Эйдоса" вносит оживление и разнообразие в обыденность жизни всей школы; вопросы очередной номинации обсуждаются многими учениками, даже не участвующими непосредственно в конкурсах; учителя разбирают на уроках отдельные задания. "Круги" от "Эйдоса" расходятся по всем школам, домам и "работам"!

5. Обучение стало комплексным и творческим. Чтобы ответить на один самый маленький вопрос, недостаточно заглянуть в какой-либо учебник. Часто готового ответа нет ни в каких источниках - его приходится создавать самому, напрягать свои извилины! Это - одно из огромнейших достижений "Эйдоса" в развитии педагогической методологии.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Елизаров А.И. Электронная трибуна // Интернет-журнал "Эйдос". - 1998. - 11 ноября. http://www.eidos.ru/journal/1998/1111-11.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта