EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Развитые государства уделяют специальное внимание образованию творческой элиты...»
Хуторской А.В., докт. пед. наук, г.Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеОбразование с интернет

 


Образование в интернет: массово-информационное или личностно-креативное?

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

1-5 февраля в Санкт-Петербурге состоялась конференция "Интернет. Общество. Личность (ИОЛ-99)", организованная Фондом Сороса. Всего для участия в конференции было принято и предварительно опубликовано в трёх вариантах (CD-ROM, сервер WWW, "бумажный" сборник) более 330 докладов, подготовленных 624 участниками более чем из 80 городов России, Нью-Йорка и Парижа.

Проведённую конференцию можно назвать весьма успешной как в отношении содержания представленных докладов, так и в организации работы её участников. А присутствие на конференции С.П.Капицы и Д.Гранина сыграло свою символическую роль.

Работа велась по следующим секциям: "Интернет и образование", "Культура и искусство в Интернет", "Интернет-технологии для библиотек", "Интернет и здравоохранение", "Интернет и гражданское общество", "Центры открытого доступа в Интернет". Самой представительной оказалась секция "Образование и Интернет", во время которой было заслушано и обсуждено 56 докладов. Поскольку редакторы Eidos-list'a участвовали в работе именно этой секции, то в данном обзоре я уделю внимание докладам, связанным с образованием.

Блестящее выступление Сергея Петровича Капицы задало тон конференции. Оставляя за скобками эмоциональную окраску его выступления, ограничимся перечнем некоторых мыслей автора. "С удешевлением информации падает её качество" - основная проблема, которую видит С.П.Капица в интенсивном развитии Интернет. Как вообще отбирать информацию? Может быть ей присваивать "звёздочки", как коньяку? Стиль E-mail писем, в котором не принято даже перечитывать своё письмо и исправлять описки - это дурной стиль. Коммерционализации культуры учёный противопоставляет снижение цен на информационную продукцию. В споре "Билл Гейтс - рынок "Горбушка", он явно на стороне рынка пиратской продукции. С.П.Капица отметил прозорливость Дж.Сороса, который профинансировал российскую науку на 120 млн. долларов, показав "пример для наших олигархов куда и как девать их миллионы". Хотя финансированием науки и образования должно заниматься государство.

Для России (как для Китая и Индии) из-за её огромных территорий, по мнению С.П.Капицы, особенно актуально развитие дистанционного образования. Кроме того - это способ распространения нашей культуры в сопредельные страны. После прекращения трансляции по TV "Российских университетов" - дистанционное образование с помощью Интернет остаётся чуть ли не единственной аналогичной возможностью. Необходима градация между следующими проблемами ДО: объёмом информации, проблемой её организации, вопросом использования имеющихся знаний, того, что делать обществу в условиях, когда потенциал людей в нашей стране не удаётся реализовать.

Уже в частной беседе я поинтересовался мнением Сергея Петровича Капицы о возможностях повышения креативности образования в нашей стране. Нереализованность потенциала людей в России для него очевидна и одной из причин этого он называет "нетворческие" требования вузов к подготовке абитуриентов. В то же время ехать учиться за рубеж С.П.Капица считает бессмысленным, поскольку в наших вузах образование не хуже, чем в "тамошних". Предпочтительнее, по его мнению, учиться у нас, а "доучиваться" за рубежом.

Креативное образование С.П.Капица считает в какой-то мере противоположным информационному образованию, это отдельная проблема, решение которой пока неизвестно.

Развитые государства уделяют специальное внимание образованию творческой элиты. В США есть специальная система подготовки таких кадров для всех ответственных постов, в Великобритании действует сословная форма такого образования. В нашей стране госсистема "выталкивает" умных людей или они сами не хотят заниматься управлением. С.П.Капица привёл изречение Платона: "Умные люди расплачиваются за то, что не идут в государственное управление тем, что ими управляют дураки …" ("Посмотрите на наших депутатов").

Анализ содержания других докладов, сделанных на секции "Образование и Интернет" позволяет сформулировать некоторые выводы:

1. Идёт "живой" процесс разработки конкретных вопросов использования возможностей Интернет для нужд образования. Многие (почти все) участники конференции демонстрировали свои Интернет-материалы как с локальных носителей, так и непосредственно из Сети (технические возможности конференции позволяли видеть крупным планом окно браузера). Очевидно, что отечественное образование сегодня занято тем, что переводит свой богатый потенциал в Сеть, одновременно пытаясь как-то структурировать имеющуюся информацию в новые формы.

2. Значительное место в представленных разработках занимают системы и способы представления информации в Сети. Заполнение Интернет-пространства образовательными ресурсами - одна из актуальных сегодня задач. Одновременно становятся актуальными проблемы качества содержания, экспертизы, поиска и фильтрации этих ресурсов.

3. Многие доклады отражают традиционный территориальный подход к обеспечению условий образования. Например, речь ведётся о дистанционном обучении в конкретной школе, вузе или городе, хотя структура Сети Интернет позволяет конструировать образовательные системы на иных, не территориальных основаниях. Предстоит осмыслить возможности создания образовательных систем "виртуального типа".

4. Идёт работа по осознанию принципиально иных способов использования Сети для образования, например, для создания систем так называемого "распределённого образования", когда учащийся обучается одновременно в разных образовательных учреждениях, выстраивая при этом индивидуальную траекторию своего целостного образования.

5. Образование понимается многими докладчиками как передача информации учащимся. Понимание образования как ОБРАЗОВЫВАНИЯ человека в процессе его собственной деятельности отличает очень немногие доклады (не более 10% всех заслушанных докладов). Занимаясь разработкой отдельных вопросов, авторы не всегда дают себе отчёт о смысле и целях того типа образования, элементы которого они разрабатывают.

6. Явно прослеживается опасная, на наш взгляд, тенденция распространения массового информативного типа образования, когда целью становится "дать как можно больше знаний как можно большему количеству людей, за наименьшее время и с наименьшими затратами". Под знаниями при этом понимается информация, а личный опыт учащихся и их деятельность по конструированию знаний игнорируется.

7. Другая опасность - попытка заменить личностные функции педагога машинными функциями. Педагог, он и в дистанционном обучении педагог. В этом уже неоднократно пришлось убеждаться, например, на опыте работы Центра дистанционного образования "Эйдос".

Ввиду особой значимости, которую занимает, на наш взгляд, креативное направление дистанционного образования, перечислим доклады, посвященные вопросам организации творческой дистанционной деятельности учащихся:

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕЙ ДИСТАНЦИОННОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Г.А.Андрианова, Центр дистанционного образования "Эйдос", Москва.

ИНТЕРНЕТ КАК КОНСТРУКТИВНЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ
Л.Л.Травина, Е.Д.Патаракин, Начальная школа "Почемучка" Института программных систем РАН, Переславль-Залесский

ИНТЕРНЕТ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Л.Н.Бабанин, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет психологии, Москва

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ САМООРГАНИЗАЦИИ
Е.О.Феофанова, Н.В.Макарова, Петербургская школа-лицей 265, Санкт-Петербург

ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
А.В.Хуторской, "Центр дистанционного образования "Эйдос", Москва

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ WEB-СТРАНИЦ В АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВУЗЕ
И.С.Ахметсафина, Уральская Архитектурно-художественная академия, Екатеринбург

ШКОЛЫ НА ПУТИ В ИНТЕРНЕТ
С.А.Трактуева, А.Ю.Уваров, Москва

ПОНИМАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В СОЗДАНИИ В ИНТЕРНЕТЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
И.И.Сулима, Е.В.Миронова, Нижегородский юридический институт МВД РФ, Школа № 44 Советского района, Нижний Новгород

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ
И.Н.Кондратьева, А.В.Латышев, Е.Б.Шустров, ЗАО "Диалект", Санкт-Петербургский государственный институт точной механики и оптики, Санкт-Петербург.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Образование в интернет: массово-информационное или личностно-креативное? // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 17 февраля. http://www.eidos.ru/journal/1999/0217.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта