EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Учитель превращался в координатора, помогающего детям решать их проблемы...»
Филиппов Н.Н., докт. физ.-мат. наук, г.Санкт-Петербург
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеЗаписки локального координатора

 


Записки локального координатора

Филиппов Николай Николаевич, доктор физ.- мат. наук, доцент кафедры физики Санкт-Петербургского госуниверситета

Осенью прошлого года я впервые пришел в школу как учитель – вести курс компьютерной физики для 7-х и 8-х классов. Почти сразу возникла идея – организовать и компьютерный кружок, благо все условия для этого были. Петербургская школа 138 – обычная районная школа со всеми присущими таким школам проблемами, но в кабинете информатики стояли десять вполне современных компьютеров, объединенных в локальную сеть. Первыми, записавшимися в кружок, были шестиклассники – одноклассники моего сына. Они и составили самую активную часть нашего кружка «Мой друг Интернет». Желающих заниматься в кружке оказалось так много, что пришлось организовать две группы по 16 человек: для 6-7 и 8-9 классов.

Уже на самом первом этапе занятий неоценимую помощь оказали проекты Центра дистанционного образования «Эйдос». Часть ребят сразу включилась в работу по проекту «My Virtual Home-2», остальные целенаправленно готовились к выполнению следующего объявленного проекта – «Виртуальная рождественская открытка». Большинство из них впервые сели за клавиатуру компьютера, поэтому пришлось учиться всему сразу: набирать текст, рисовать, работать с анимационным редактором, изучать основы языка HTML. Ясная цель, для достижения которой необходимо овладеть конкретными навыками в конкретные сроки – все это заставляло ребят буквально делать чудеса. Из восьми начатых виртуальных домов все восемь были закончены и отосланы в срок. Когда оказалось, что четыре из них прошли в финал, все кружковцы ходили героями.

Проект «Виртуальная рождественская открытка» предполагал написание электронной визитки на русском языке, участие в телеконференции и создание самой открытки в весьма сжатые сроки. В список для регистрации записались практически все, ходившие на занятия, и стало ясно, что без четкой организации работы с таким потоком будет не справиться. На каждом компьютере был заведен каталог для хранения рабочих материалов по проекту. В отдельных подкаталогах хранились рисунки, тексты визиток и HTML-странички, имена всех файлов начинались с первых букв фамилии автора. Действовало жесткое правило, согласно которому сохранять новые файлы и давать им имена мог только руководитель кружка. Такой порядок позволял сравнительно легко «собирать урожай»: в конце занятий я переписывал в свой архив на одной из машин все готовые работы, пользуясь возможностями локальной сети класса.

Визитки были написаны за одно занятие, в начале которого мы провели нечто вроде маленького «мозгового штурма» – кто больше придумает и выскажет идей о том, как заинтересовать своего будущего друга своей визиткой. Большинство ребят сразу после этого приступили к работе, но некоторые никак не могли сообразить с чего начать. К таким приходилось подсаживаться и «расшевеливать» их индивидуально. В конце концов, все с заданием справились и остались довольны тем, что написали.

Следующий этап – телеконференция. Подключение к Интернету в школе модемное с одного из компьютеров, поэтому все визитки от других ребят приходили участникам проекта на один адрес электронной почты. Чтобы ускорить процесс знакомства с этими письмами и выбор адресатов для своей открытки, пришлось создать постоянно обновляемую «Библиотеку визиток». Визитки были рассортированы по городам, откуда они пришли. В некоторых случаях из текста было трудно определить имя и адрес автора визитки.

Приходилось проводить расследование и записывать информацию об авторе в отдельном файле. Эта библиотека была доступна с любого компьютера в классе, каждый из участников проекта ее изучил и выписал себе имена авторов приглянувшихся визиток. Поскольку все это делалось сообща, то сопровождалось нескончаемыми дискуссиями. Среди мальчиков и девочек сразу определилось несколько «героев дня», визитки которых пользовались наибольшей популярностью. Отправить им открытку считалось престижным, и вопросы в телеконференции в основном задавали именно им. Очень радовались получаемым ответам. Во время проведения конференции вечерами были организованы дополнительные занятия для работы с почтой, желающие могли в это время работать над открытками.

Из-за недостатка времени лишь небольшая часть ребят успела завершить свой проект в полной мере, то есть создать Рождественскую HTML страничку. Большинство ограничилось одними рисунками. Некоторые рисунки были приготовлены в классе средствами электронной графики, другие принесены в готовом виде и отсканированы. В последнем случае, к сожалению, степень участия ребенка в их создании иногда было трудно определить. Но, так или иначе, из двадцати пяти зарегистрированных участников двадцать четыре сдали свои открытки к вечеру последнего отпущенного им для работы дня. Как и проекты к предыдущему конкурсу, они были затем оформлены в виде виртуальной витрины и размещены для всеобщего просмотра в компьютерном классе.

Рассматривая дистанционные проекты Центра «Эйдос», в которых мы принимали участие, можно отметить их главную, на мой взгляд, особенность. При выполнении проекта от учеников не требовалось, чтобы они овладели некой суммой знаний просто потому, что это нужно учителю. Перед ними ставилась достаточно привлекательная задача, в которой присутствовал очень важный для большинства элемент соревнования, а знаниями приходилось овладевать уже для выполнения этой задачи. Учитель же превращался в координатора, помогающего детям решать их проблемы.

Как мне кажется, в рамках традиционной системы образования элементы такого подхода появляются лишь при выполнении курсовых и дипломных работ студентами, да и то не в столь яркой и отчетливой форме. Об эффективности этого метода уже упоминалось в начале статьи. Наверное, отмеченную особенность нельзя рассматривать как неотъемлемое свойство именно дистанционного обучения, но в рамках иных, давно сложившихся форм, этому методу будет труднее найти свое место и доказать право на существование.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Филиппов Н.Н. Записки локального координатора // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 30 марта. http://www.eidos.ru/journal/1999/0330-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта