EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«У дистанционной конференции есть существенное преимущество перед беседой...»
Андрианова Г. А., канд. пед. наук, г.Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеОрганизация дист. конференции

 


Специфика организации обучающей дистанционной конференции

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО, г.Москва

В отечественном дистанционном обучении сегодня ведется апробация интерактивного диалога и полилога субъектов обучения с помощью конференций, проводимых на основе электронных списков рассылки, чата, видео- и аудио-коммуникаций. Техническая база таких технологий вполне удовлетворяет запросы пользователей, однако, педагогическое содержание и методика организации дистанционных телеконференции почти не разработаны.

Прямой перенос существующих педагогических разработок по организации очных обучающих конференций в дистанционный вариант их проведения малоэффективен, поскольку при этом не учитывается специфика компьютерных средств и технологий, на основе которых осуществляются образовательные телекоммуникации. Разработка педагогических методов и способов проведения дистанционных образовательных конференций, учитывающих особенности применяемого технического средства в дистанционной конференции является актуальной задачей педагогов-ученых, занимающихся проблемами дистанционного обучения.

В Центре дистанционного образования "Эйдос" проведено несколько обучающих дистанционных конференций разных типов среди участников дистанционных проектов и курсов - учащихся и их локальных координаторов. В результате анализа полученных данных определены особенности организации и проведения дистанционных телеконференций. Рассмотрим их на примере конференции, проведённой в рамках международного дистанционного проекта на английском языке "Мой виртуальный дом".

В ходе проекта его участники разработали и переслали в оргкомитет свои работы, в которых с помощью графики, анимации, звука и текста на английском языке изобразили свои виртуальные дома. Лучшие работы были размещены на сервере Центра "Эйдос". Для организации защиты учащимися своих проектных творческих работ была проведена дистанционная конференция, во время которой нами были поставлены следующие цели:

1. Организовать образовательное взаимодействие дистанционных учащихся с помощью компьютерных технологий для решения определенных в проекте учебных задач.

2. Научить дистанционных учащихся представлять свой образовательный продукт в дистанционном информационном пространстве среди удаленных друг от друга физических пользователей.

3. Провести целенаправленную дискуссию среди участников проекта, разработав структуру их образовательного взаимодействия и задав определенный алгоритм их коммуникативной деятельности.

4. Научить учащихся задавать содержательные вопросы по темам, предложенным ведущим конференции и её участниками, давать на них краткий и полный ответ.

5. Создать доброжелательную творческую виртуальную атмосферу, направленную на достижение учащимися новых образовательных результатов.

6. Провести среди участников дистанционной конференции обучающую рефлексию по осознанию ими своих достижений в создании собственного творческого продукта, выявлению проблем и нахождению способов их решений.

7. Определить педагогические особенности организации и проведения дистанционной телеконференции, решающей задачи творческой самореализации её участников.

Конференция проводилась в двух формах: по электронной почте в режиме модерируемого списка рассылки и с помощью чата - беседы в реальном времени. В соответствии с данными формами телекоммуникаций была установлена специфика организации дистанционной конференции для каждого её варианта.

Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью её предварительной подготовки. Создание координатором тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу.

Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции.

Координатору необходимо придерживаться заявленного им расписания. Так как связь у отдельных участников может прерываться, и они входят в окно разговора, теряя из виду нить конференции, координатор через определенное время повторяет ключевые вопросы или суждения, уже высказанные на конференции, для вновь подключающихся участников.

Ведущий и участники дистанционной конференции заметно повысят эффективность своей работы, если будут владеть способами формулирования вопросов разных типов. Необходима разработка типологии вопросов для дистанционной конференции: сущностные, поясняющие, провокационные и т.п., поскольку от формы вопроса зависит и достижение участниками образовательных результатов.

В чат-конференции работа ведущего возможна как со всеми участниками конференции, так и одновременно в отдельной комнате с теми участниками, которые пожелали обсудить возникший вопрос или проблему лично с ведущим. Точно также участники конференции могут начать беседу между собой в частном режиме. Возникающая при этом проблема утраты со стороны ведущего функций контроля над деятельностью участников решается при наличии у координатора контрольных вопросов, тестов и заданий, направленных на создание учащимися итогового образовательного продукта в конференции.

Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди школьников, так как большинство российских школ не имеют прямого доступа в сеть Интернет. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, модерируемом, имеющем ограничения к доступу и др., позволяет организовать работу дистанционных учащихся в соответствии с решаемыми педагогическим задачами. В зависимости от выбранного варианта работы списка рассылки строится и обучающая структура электронной конференции.

У дистанционной конференции, проводящейся с помощью электронной почты, есть существенное преимущество перед беседой в реальном времени - больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести в соответствие с заданными требованиями. В чат-конференции из-за ограниченного времени трудно избежать малосодержательных реплик. Кроме того, по электронной почте участники могут высылать иллюстративный материал, мультимедийную информацию, которую в обычных чат-программах представить пока невозможно.

Перечислим основные виды деятельности участников дистанционных конференций в режиме чата и списка рассылки, которые определяют эффективность обучения.

1. Представление участником конференции себя и своей работы по предложенному алгоритму. Подобные сообщения позволяют участникам конференции познакомиться друг с другом, с образовательными результатами каждого из них, что представляет собой содержательную основу для последующей коммуникативной деятельности.

2. Прямой вопросно-ответный вид деятельности. При отсутствии педагогических навыков формулирования вопросов данный вид деятельности может быстро угасать, поэтому ограничиваться только вопросами и ответами не желательно.

3. Комментарии координатора и участников конференции к уже данным ответам на поставленные вопросы. Этот вид деятельности позволяет узнать мнение большинства участников по обсуждаемым проблемам, раскрыть поставленную тему.

4. Игровая деятельность, позволяющая провести в ходе конференции небольшие конкурсы по созданию дистанционными учащимися образовательных продуктов. Такой вид деятельности требует подготовительной работы от ведущего, аналогично тому, как происходит подготовка к очным игровым урокам.

5. Подведение образовательных итогов дистанционной конференции. Текущая и итоговая рефлексия участниками конференции совместной обучающей деятельности, осознание своих достижений и проблем. Планирование будущей деятельности.

Выявление педагогических, организационных и технических особенностей того или иного вида обучающей конференции помогает её организаторам разрабатывать структуру и методы проведения дистанционных телекоммуникаций, эффективно решать комплекс специфических в каждом случае образовательных задач.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г.А. Специфика организации обучающей дистанционной конференции // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 30 марта http://www.eidos.ru/journal/1999/0330-07.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта