EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Специфика наших дистанционных проектов определяется творческой направленностью...»
Андрианова Г. А., канд. пед. наук, г.Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеОрганизация дист. проекта

 


Организация дистанционного проекта "Мой Пушкин"

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО, г.Москва

Сеть Интернет позволяет учителям словесности и других предметов проводить занятия в виде дистанционных проектов, в которых участвуют учителя и ученики из разных школ и городов, для этого достаточно знать технологию организации образовательных проектов и иметь доступ к электронной почте. В сентябре 1998 года Центр "Эйдос" провел дистанционный конкурс-проект "Мой Пушкин". В проекте приняло участие более 150 школьников из Москвы, Одессы, Калуги, Иркутска, Перми, Рыбинска, Челябинска, Читы, Пскова, Дубны, п.Понтонный Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Новосибирска, Новокузнецка, Нытвы Пермской обл. Это те школьники, которые самостоятельно или с помощью своих очных учителей – локальных координаторов, откликнулись на объявление, разосланное организаторами проекта по электронной почте.

Наиболее интересные детские работы и рецензии на них размещены в Литературной хрестоматии Центра "Эйдос". В то же время мы хотели бы обратить внимание на одну важную педагогическую проблему - сочетание творчества и технологии. Некоторые учителя считают, что творчество и технология несовместимы, что для создания творческой продукции ученику необходим эмоциональный настрой, воодушевление, вдохновение и т.п. Не отрицая положительного воздействия эмоциональных факторов на создание творческой продукции и опираясь на собственный опыт организации творческой деятельности учащихся в очной и дистанционной школах, мы пришли к выводу о необходимости как можно более подробной разработки технологических этапов организации творческой деятельности учащихся.

В дистанционных формах обучения эта задача становится особенно актуальной, поскольку такие факторы, как отсутствие очных контактов и ограниченное время на выполнение этапов проекта, требуют четкой регламентации деятельности сотен учеников и их учителей - локальных координаторов для достижения целей, заявленных в дистанционном проекте.

Любой образовательный проект имеет свою структуру, определяемую его целями и особенностями. Специфика наших дистанционных проектов определяется их творческой направленностью, реализуемой на основе теории дидактической эвристики А.В.Хуторского – автора и разработчика системы образования креативного типа. Общими элементами организации дистанционных проектов Центра "Эйдос" являются: актуальная и значимая для участников идея проекта, творческие и учебные цели, структура и этапы деятельности зарегистрированных участников, заявленный конечный результат проекта, координация работы локальных координаторов на местах, формы телекоммуникации участников во время проекта, критерии и методы оценки созданного ими продукта, рефлексивный анализ творческой деятельности учащимися, ведущим и локальными координаторами, публикация результатов, награждение авторов лучших творческих работ.

Благодаря детальной проработке перечисленных элементов организации творческого проекта учащиеся могут достигать высокой степени реализации и развития своих творческих способностей.

Главная цель дистанционных творческих проектов - научить школьников организовывать свою творческую деятельность на местах, создавать собственный образовательный продукт, используя для этого телекоммуникационные средства. Идея дистанционного творческого проекта "Мой Пушкин" заключается в создании учащимися своих литературных произведений о Пушкине, в которых они передают свое восприятие великого поэта, его творчества и его мира.

Основными целями проекта стали преодоление учащимися традиционных взглядов литературоведов на творчество Пушкина и его личность; переосмысление ими своего понимания творчества А.С.Пушкина. Учащимся было предложено создать свое литературное произведение о Пушкине в выбранном ими литературном жанре: стихи, поэма, эссе, рассказ, очерк, сказка и другие.

Организация деятельностной структуры проекта происходит через логически связанные между собой этапы проекта, которые кратко обозначены в его положении - им даны имена, заголовки и указаны сроки выполнения этапов. Обычно самый первый этап включает в себя регистрацию школьников, что имеет большое значение, как для самих участников, так и для координаторов проекта. С учетом количества поданных заявок, ведущий координатор принимает решение о возможной корректировке в разработанной заранее структуре проекта. Для учащегося поданная заявка является первым ответственным шагом в проекте, так как он ставит перед собой индивидуальные цели, соотнося их с главной целью проекта.

В дистанционном проекте "Мой Пушкин" участвовали зарегистрированные школьники трех возрастных групп: 6-9 лет, 10-13 лет и 14-16 лет. Средняя и старшая группы выполняли задания самостоятельно, младшие школьники могли воспользоваться технической помощью локального координатора - учителя, родителя или старшего товарища.

Во время второго этапа проекта ведущий координатор предлагает участникам проекта алгоритм выполнения их работ, сообщает методические и технические требования к их созданию, оформлению и пересылке. Методические рекомендации представляют собой алгоритм организации творческой работы учащихся по созданию ими собственного продукта. В зависимости от идеи и целей проекта данные рекомендации носят различный характер. Общими же их элементами являются:

а) собственно творческая деятельность учащихся,

б) предметная деятельность по достижению общеобразовательных задач - языковых, литературных и др.,

в) организационно-обучающая, направленная на организацию творческой деятельности,

г) техническая, способствующая овладению навыками работы с компьютерными программами,

д) рефлексивная, по осознанию собственной проектной деятельности.

Приведём методические рекомендации участникам дистанционного проекта "Мой Пушкин" по организацию и выполнению их работы.

I. «ТВОРЧЕСКИЙ НАСТРОЙ» (начало работы).

Вспомните свои самые яркие впечатления, связанные с личностью А.С.Пушкина, его биографией, с его творчеством. Может быть, Вас поразили какие-то произведения искусства (живопись, музыка, театр), возникшие благодаря творчеству Пушкина. Слушали ли вы музыкальные иллюстрации к «Метели» композитора Свиридова, какие портреты Пушкина для Вас особенно привлекательны? Какие театральные и телевизионные постановки по произведениям А.С.Пушкина Вас заинтересовали? Вспомните фильмы с участием замечательных актеров по пушкинским мотивам.

Если до сего времени у Вас еще не произошла яркая встреча с поэтом, полистайте собрание его сочинений, обратитесь к Пушкину, войдите в его мир. Почувствуйте себя обитателем этого мира. Вы можете открыть неизвестные Вам произведения. Или знакомые тексты увидеть по-новому. Перечитайте стихи, прозу, дневники, письма, исторические произведения Пушкина.

II. «СЫРЬЕ» (работа с материалом).

Читая или перечитывая Пушкина, делайте пометки в тексте, записи о своих ощущениях, мыслях, ассоциациях. Это могут быть самые неожиданные, только Вам присущие высказывания. И именно они смогут послужить вам опорой для написания Вашей работы. Работая, Пушкин оставлял рисунки на полях. Испытайте себя и в этом жанре!

Работа воображения. Пофантазируйте: представьте себе встречу с поэтом, с его близкими, героями его произведений; мысленно перенеситесь в его время. Или, наоборот, представьте Пушкина, его близких или героев свидетелями нашей эпохи. Вообразите свой диалог с ними или представьте себя очевидцем их встречи, диалога с другими лицами.

Найдите самые неожиданные возможности общения с Пушкиным (как это сделала Марина Цветаева!) и его миром: через символы, знаки, феномены, культурные обряды, народные традиции. Обозначьте их для себя. Ваши записи станут основой чернового варианта Вашей будущей работы.

III. "СОЧИНЕНИЕ" (основная часть работы).

1. Выберите наиболее оригинальный вариант идеи Вашего Пушкина из своих черновиков.

2. Найдите жанр своего сочинения: сказка, притча, рассказ, быль, очерк, рецензия, эссе, путевые заметки, эскизы, литературный портрет, поэма и другие. Внимание: выбранный Вами оригинальный жанр - один из основных критериев оценки Вашей работы! Обратитесь к справочной литературе для выяснения особенностей и примеров выбранного Вами жанра.

3. Создавая свое сочинение, Вы можете экспериментировать в области жанра: комбинировать элементы разных жанров, менять традиции и акценты, но Ваши опыты должны быть оправданы: цель Вашей работы - помочь читателю увидеть именно Вашего Пушкина.

4. В работе над сочинением будьте требовательны к своему языку. Взвешивайте каждое слово. Проверяйте на слух свое сочинение (Пушкин работал так!).

5. Используйте в своем сочинении художественные средства языка (тропы): сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры, аллегории. Обратите внимание на звукопись; вспомните ее виды: ассонанс, аллитерация, анафора, эпифора.

IV. «РИСУНКИ НА ПОЛЯХ» (оформление работы).

1. Сопроводите свою творческую работу рисунками, выполненными на компьютере, либо отсканированными «живыми» рисунками карандашом или красками.

2. Посылая работу, укажите, пожалуйста, следующее:

а) Фамилия и имя автора.

б) Класс, школа, город.

в) Название работы.

г) Литературный жанр работы.

3. Объем работы - не более 3-х экранных страниц компьютера.

4. К работе прилагается отзыв или рецензия, выполненная локальным координатором (учителем, родителем). В рецензии или отзыве отражаются: способы деятельности ученика; трудности, которые преодолевались. Содержание рецензии на оценку работ не влияет. Сама рецензия необходима для осознания образовательных процессов и представления о творческой деятельности участника проекта.

Техническая поддержка выполняемых участниками работ также очень важна. Предъявляемые оргкомитетом проекта требования к работе с текстовыми, звуковыми и графическими редакторами, к архивации пересылаемых в жюри работ, текстовому сопровождению творческих работ ставят перед участниками проекта и их локальными координаторами задачи по овладению специфическими компьютерными умениями.

В дистанционном проекте "Мой Пушкин" учащиеся осваивали создание Web-страниц для оформления своих работ с целью публикации их в сети Интернет, учились создавать собственные иллюстрации к написанным ими сочинениям, работали с графическими редакторами, подбирали и сканировали фотографии и рисунки. Созданные участниками проекта гипертекстовые творческие работы позволили собрать их в качестве учебного пособия как для изучения творчества А.С.Пушкина, так и в качестве наглядного примера для учителей по организации творческой деятельности учащихся в Интернет.

Во время выполнения дистанционного проекта ведущий координатор осуществляет систематическую коррекцию работы участников проекта, которая включает в себя индивидуальную переписку с локальными координаторами и отдельными участниками проекта, решающую возникающие в процессе совместной работы проблемы. Кроме того, возможна коррекция содержания и сроков выполнения проекта, связанная с техническими проблемами (например, плохая связь), либо с выясненными в ходе проекта проблемами: регистрируются опоздавшие заявки, уточняются детали предъявляемых требований, разрабатываются письма-инструкции по организации структуры организации творческой деятельности внутри уже обозначенных этапов.

В проекте "Мой Пушкин" коррекция выразилась в виде индивидуальной переписки ведущего координатора с локальными координаторами по организационным и техническим вопросам, когда на заключительном этапе проекта локальные координаторы просили оргкомитет принять творческие работы на день-два позже из-за плохой работы связи.

Технология организации творческих проектов включает в себя дистанционную коммуникацию участников проекта в виде телеконференций с помощью электронной почты и в режиме реального времени (Chat). Такие формы одновременного общения участников проекта, находящихся в разных городах и даже странах, являются наиболее интенсивными и эмоционально окрашенными формами занятий.

Данные формы требуют разработки особой методики ведения занятий, учитывающей технические телекоммуникационные возможности. Наш опыт организации дистанционной коммуникации участников проектов свидетельствует о достаточной эффективности проведения занятий в реальном времени.

Заключительным этапом проекта является организация рефлексивного анализа творческой деятельности всех участников проекта - ведущим координатором, учащимися, локальным координатором, техническими исполнителями и др. Цели рефлексии: научить учащихся и их локальных координаторов анализировать выполненную работу по заданному алгоритму; осознать способы своей творческой деятельности и методы решения возникающих проблем.

Рефлексивные записи и рецензии являются самостоятельными творческими продуктами, дополняющими их тематические произведения. В Литературной хрестоматии Центра "Эйдос" опубликованы рецензии координаторов проекта на творческие сочинения участников.

Критерии оценки творческой продукции учащихся отвечают целям и задачам проекта - на первом месте стоит отличие взгляда ученика от уже существующих взглядов на Пушкина и его творчество, выбор учащимся средств для передачи своих идей, умение объединить литературное содержание с компьютерной формой. В дистанционном творческом проекте "Мой Пушкин" жюри выбирало лучшие работы, основываясь на следующих положениях:

1. Самостоятельность в прочтении учащимися произведений А.С.Пушкина. Нетрадиционность их восприятия.

2. Оригинальность выбранного участником проекта литературного жанра, выражение его особенностей.

3. Владение художественными средствами языка: сравнение, олицетворение, символ, метафора, аллегория и др.

4. Стилистическое единство творческой работы: соответствие формы и языка.

5. "Рисунки на полях": художественное оформление работы.

Лучшие работы участников проекта "Мой Пушкин" размещены на сервере Центра "Эйдос" и доступны для просмотра из любой точки мира с помощью сети Интернет в Литературной хрестоматии.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г.А. Организация дистанционного проекта "Мой Пушкин" // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 30 марта http://www.eidos.ru/journal/1999/0330-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта