EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«В нашей стране вопросу о дистантных формах обучения уделяют немаловажное значение...»
Амагзаева А.С., учитель, г. Иркутск
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеПрофессиональная реализация

 


Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации
очного педагога, расширения его образовательной траектории

Амагзаева А.С., преподаватель англ. языка, средняя школа 17, г.Иркутск

В современном мире существует множество проблем, которые не стояли так остро ранее. Современный мир требует от человека необходимости быстро адаптироваться в новых, подчас непривычных для него условиях, необходимости быстро принимать решения и т.д. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, человеку нужно быть или стать профессионалом в своем деле. Возможность получить нужное образование, сменить профессию или повысить квалификацию в избранной области - все это жизненно важные условия не просто выживания, но и успеха в обществе.

Однако такое образование можно получить далеко не всюду и не каждый человек имеет достаточно средств, чтобы оплатить обучение не только за пределами своего места жительства, но также и по месту своего проживания. Если бы можно было переквалифицироваться или повысить свою квалификацию, не уезжая из дома, или получить дополнительную специальность, тогда для многих людей проблем стало бы значительно меньше. Помочь в решении этих проблем может дистанционное обучение, то есть, "обучение на расстояниии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно". Эта проблема актуальна для всех стран мира.

Позвольте мне привести данные американского педагога Кэрол Твиг о востребованности дистанционного университетского обарзования в США. По данным федерального департамента образования США, лишь 43% стулентов вузов моложе 25 лет, а четверть - молодежь 18-22 лет. Остальная часть студентов - люди взрослые, обремененные семейными и деловыми заботами. Для них очные формы обучения представляются достаточно проблематичными, а наиболее приемлемым является дистантное обучение.

В нашей стране вопросу о дистантных формах обучения также уделяют немаловажное значение. В документе "Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования" (Педагогический вестник, 1997г., © 32), а именно, в разделе "Структурная перестройка системы образования" есть такие слова: "Создать сеть учреждений дистанционного образования... Дистанционное образование, основанное на использовании современных информационных и коммуникационых технологий, позволит осуществить многоцелевые ... образовательно-профессиональные прогроаммы, доступные различным слоям населения. Особое значение дистанционное образование имеет для развития образовательных учреждений в сельской местности, в отдаленных районах, а также для сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов".

С информацией о проводимых Центром дистанционного образования "Эйдос" семинарах и конкурсах ознакомилась в начале 1999г., и меня она заинтересовала по ряду причин.

Во-первых , в силу осознания мысли о необходимости получения дополнительных знаний по своему предмету без отрыва от производства. Сегодняшний учитель должен владеть современными технологиями обучения, если он хочет научить ребят такому уровню знаний и умений, который они смогут эффективно использовать в своей жизни.

Во-вторых , несмотря на немалый опыт работы в обучении ребят английскому языку, я ощущаю постоянную неудовлетворенность составленными мною планами уроков. Поэтому каждый раз при подготовке, казалось бы, знакомой уже наработанной темы я вношу определенные коррективы и стараюсь найти более эффективные методы и формы обучения, которые повлияли бы на повышение интереса и лучшего усвоения изучаемого материала. Тем не менее знания некоторых ребят оставляют желать лучшего. Одна из главных причин этого, возможно, в том, что используемые методы и формы обучения для них неинтересны или непонятны, а потому малоэффективны.

В связи с этим, когда "Эйдос" объявил о проведении международного проекта "My Sweet Valentine", я решила привлечь своих ребят к участию в нем, так как он предоставлял ребятам замечательную возможность проверить свои знания английского языка, а также создавал условия для проявления более глубокого интереса к языку. Многие ребята загорелись желанием принять участие в этом конкурсе. Подготовительная работа к конкурсу была достаточно тяжелой как по ограниченности во времени (узнали об этом конкурсе за 10 дней до окончательного срока подачи работ), так и по содержательной стороне - это был наш первый с ребятами опыт участия в подобных конкурсах.

Тем более было приятно получить от оргкомитета этого проекта информацию о том, что некоторые работы моих ребят претендовали на призовые места, но отсутствие графических рисунков к работам явилось препятствием к этому. К сожалению, в школе нет класса информатики, поэтому помочь ребятам грамотно выполнить графическую часть работы я не смогла. Тем не менее "валентинка" одной из моих учениц, Веры Смирновой (6А кл.), была опубликована среди лучших на сервере "Эйдоса".

Чтобы развить интерес ребят к данной теме, я предложила им найти как можно больше материала об истории возникновения Дня св. Валентина как на английском языке, так и на русском и провести викторину, посвященную Дню св. Валентина. Викторина проходила в три этапа.

1-ый этап , проводимый ежегодно, - написание "валентинки" всем тем, кого бы они захотели поздравить. Для этого мы, как обычно, организовали "почту": поставили в классе почтовый ящик и выбрали почтальона.

2-ой этап - издание стенгазеты, куда был включен материал на английском языке по истории возникновения этого праздника, различного рода посвящения, определения любви и дружбы, а также "валентинки" наших конкурсантов.

3-ий этап - сама викторина. Учитывая возраст ребят (6 класс), проводили викторину частично на английском, частично на русском языках. Класс поделили на команду девочек и команду мальчиков. Ответы на вопросы викторины должны были показать уровень знаний ребят по истории возникновения праздника. Те ребята, которые принимали участие в конкурсе, были подготовлены лучше. И неудивительно: сказалась продолжительность изучения этой темы и общий положительный эмоциональный настрой. А викторина завершилась дискотекой...

Самым важным результатом во всем этом явилось проявление огромного интереса, пусть не у всех не столь продолжительного, как бы мне этого ни хотелось, у всех без исключения ребят. Даже самые "незаинтересованные" ученики были полны желания узнать и прочитать побольше об этом празднике. Я думаю, повлияло на это не только близкая им тема, а также и то, что все ребята были в курсе подготовки своих товарищей к конкурсу - информацию о ходе развития событий я объявляла всей группе.

Благодаря нашему участию в этом конкурсе, мы приобрели друзей по переписке из Америки: из штатов Мичиган и Вашингтон. В этой переписке принимают участие все желающие за небольшим исключением из нынешних семиклассников (24 чел.), несмотря на качественно разный уровень знаний английского языка. И думаю, что не ошиблась, позволив участвовать в ней всем всех без исключения ребятам.

Учащиеся со стабильными знаниями имеют возможность закрепить и расширить свои представления о языке, так как в письмах их американских сверстников часто встречаются слова, значения которых они не изучали. Для учащихся с менеее стабильным багажом знаний эта переписка, как, кстати, и участие в конкурсе, посвященном дню св. Валентина, является стимулом для поддержания интереса к языку.

В начале сентября я проводила анкетирование среди двух седьмых классов, из которых четверть детей принимала участие в конкурсе, а половина всех детей участвует в переписке. На вопрос о важности английского яызка в дальнейшем почти все отметили его первостатейную значимость, двое ребят, имеющих достаточно слабые знания по предмету, но участвующих в переписке, ответили, что после окончания школы собираются поступать в Иркутский Лингвистический Университет (раньше он назывался интститутом иностранных языков).

На вопрос о желании дальше продолжать переписку только двое, причем учащиеся с хорошим уровнем владения языком, ответили отрицательно. Одна из причин, мне кажется, в том, что информация, которой они обменивались в своих письмах с американскими ребятами, носила сухой, достаточно формальный характер, как то: когда родился, сколько лет и т.д., без взаимного интереса к личной жизни и времяпровождению. И все практически ребята высказали желание заниматься дополнительно на факультативах: одни для закрепления изучаемого материала, другие - как для закрепления, так и для расширения своего страноведческого и языкового объема. Анкетирование также показало, по каким изученным темам или грамматическим понятиям у тех или иных ребят наиболее слабые представления. Все это буду учитывать при распределении индивидуальных программ во время факультативных занятий.

В более полной мере ощущить, что такое дистанционное обучение, я смогла, приняв участие с моими коллегами в дистанционном семинаре "Дневник дистанционного педагога", также организованном ЦДО "Эйдос". Семинар этот длился семь дней, и все 7 дней мы пребывали в страшной суете и ощущении полной нехватки времени, а в первые дни - и в некоторой растерянности. Следует сказать, что первые 3 дня мы не представляли толком, чего от нас хотят организаторы семинара, какой образовательный продукт (и что это такое вообще - образовательный продукт) от нас ожидают. Мы ведь думали, что на семинаре нас снабдят готовыми методическими рекомендациями, научат, как следует работать более эффективно, то есть мы хотели получить готовый материал, который мы, переработав, смогли бы использовать в своей работе.

Затем пришло осознание того, что, участвуя в работе данного семинара, мы работаем над созданием своих собственных, авторских, наработок, которые не найдешь ни в одной педагогической литературе, так как это плод твоего ума, знаний, опыта и конкретной ситуации, в которой ты хочешь применить получившийся образовательный продукт. Самым большим камнем преткновения в первые дни работы семинара для всех нас и, как мы поняли из отзывов участников семинара, явилось слабое представление о точности формулировок тех или иных педагогических терминов, а вследствие этого, неполное понимание того, каким должен быть образовательный продукт каждого дня семинара.

Несмотря на перечисленные трудности, нам все же удалось создать интересный, на наш взгляд, проект, который мы планируем осуществить на практике в этом учебном году. Немаловажным достижением во время работы семинара для меня лично явилось то, что я стала членом команды единомышленников, уже существующей в нашей школе с момента создания экспериментальных классов.

В начале лета из электронного выпуска газеты "Эйдос" я прочитала о проведении "Эйдосом" ряда семинаров. Меня заинтересовал семинар на тему "Методы творческого обучения английскому языку", так как, как я уже говорила выше, вопрос о степени эффективности подачи материала и степени усвоения учениками изучаемых тем для меня немаловажен. Эта тема пришлась как нельзя более кстати тому, чем я сейчас занимаюсь.

В этом году я целенаправленно стала заниматься разработкой индивидуальных программ по грамматическим категориям английского языка. Я имею в виду не только дополнительный материал по той или иной теме, но, что самое главное, достаточно самостоятельную работу ученика над предлагаемым материалом. Для этого составляю индивидуальный план работы над предлагаемым материалом, ставлю перед учеником цели, которые он должен реализовать в ходе выполнения этой программы, даю рекомендации по выполнению заданий, описываю возможные методы работы с тем или иным заданием, которые он может применять, а может использовать свой путь решения поставленных перед ним задач.

Последним этапом такой индивидуальной программы является анализ своей работы, размышления на тему, все ли цели, поставленные преподавателем или самим собой, были реализованы, если нет, то почему так получилось, то есть провожу рефлексию проведенной работы. Этот этап работы возник у меня благодаря моему участию в семинарах, организованных "Эйдосом", за что им большое спасибо.

Итак, главной причиной моего желания стать участником семинара было применить методы творческого обучения в своих индивидуальных программах и, конечно же, на уроках. Хотелось бы вкратце привести главные результаты своего участия в семинаре.

Во-первых, создание собственного образовательного продукта, а именно, программа для учащихся по работе с артиклями английского языка, который, с небольшими доработками, можно применить на практике;

Во-вторых, получение представления, хотя вряд ли полного, о формах и методах эвристического обучения;

В-третьих, желание и дальше заниматься на подобных семинарах для своей профессиональной реализации и расширения своей образовательной траектории.

Такого рода семинары дают педагогу "информацию к размышлению", подводят к мысли о необходимости постоянного обращения к теоретическим основам, не надеясь только на свой многолетний опыт работы, что, разумеется, тоже играет свою положительнуб роль. Участие в с еминарах показало, что для успешной реализации задуманного на практике педагогу просто необходимо уметь ясно видеть перед собой цели и задачи предополагаемых проектов. Для этого педагогу нужно уметь четко и точно формулировать эти цели и задачи, а не останавливаться на каких-то общих формулировках как например, "активнее вовлекать ребят в учебно- познавательный процесс" или "воспитывать у ребят любовь к английскому языку" и т.д. Тем же грешила и я.

После этих семинаров я стараюсь давать более четкие и конркретные формулировки, так как при отсутствиии этого педагог вряд ли сумеет в полной мере реализовать те задачи, которые он намечает.

Подводя итог, хотелось бы привести небезызвестное всем латинское изречение: "Amat Victoria Curam! - "Победа любит труд!" . При преодолении тайного, но стойкого желания получить готовые рецепты можно, оказывается, придумать множество замечательных идей и реализовать их на практике.

Самая большая ценность данных дистанционных семинаров в том, что на них создаются условия для одновременного привлечения большого количества людей, живущих в разных местах, активизации умственной деятельности и для разрушения стереотипов решить все проблемы за счет готовых рецептов, то есть вместо рыбы на завтрак нас снабжают удочкой, что, в конечном итого, ценнее даже самой здоровенной рыбины, в данном случае, самой ценной рекомендации о том, как следует работать более эффективно. Мы сами это определяем, учитывая индивидуальные качества своих учеников, условия, в которых мы работаем, и, наконец, свою собственную индивидуальность.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что процесс работы над созданием собственного образовательного продукта ведет к качественному повышению профессионального уровня педагога и расширению его образовательной траектории, так как для того, чтобы выдать результат всего лишь одного дня, педагог вынужден обращаться к массе педагогической литературы и (или) обсуждать эти проблемы со своими коллегами на серьезном уровне, что помогает ему освежить или приобрести знания по поставленным проблемам.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Амагзаева А.С. Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации очного педагога, расширения его образовательной траектории // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 16 сентября http://www.eidos.ru/journal/1999/0916.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта