EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Трудно привлечь к участию в эксперименте учителей предметников...»
Монахов О.В.
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеИз опыта тестирования

 


Из опыта дистанционного тестирования

Монахов О.В.

Хотелось рассказать об эксперименте, который мы решили провести в своей школе – лаборатории № 363 (http://www.school363.lt.ru). Его суть заключается в действительном внедрении Internet - технологий в повседневный учебный процесс школы, что позволит в свою очередь задействовать возможности Internet наиболее полно. Не секрет ни для кого, что на данном этапе Internet в нашей жизни носит информативный, развлекательный или рекламный характер. Про информативность можно поспорить, а вот за другие аспекты применения Internet можно расписаться.

Мы провели некое маркетинговое исследование с целью выявить наличие компьютеров дома у наших учеников и возможности их выхода в Internet. Тем самым становится ясным смысл организации информационного Internet пространства школы, в котором ученики могут получать всю необходимую информацию о текущем учебном процессе, расписании уроков, но самое главное ради чего всё затевалось - возможность дистанционного контроля знаний по самым разным предметам. Этим мы убили трёх, а то и четырёх зайцев:

1. разгрузили учителей предметников от проведения контрольных работ или тестирования (взвалив обработку информации на себя);

2. заинтересовали ребят кто уже имеет дома выход в Internet, дистанционно сдавать контрольные, т.к. это избавляет их от тесного общения с преподавателем и от его дополнительных вопросов;

3. заинтересовали ребят кто не имеет дома компьютер и выход в Internet, купить компьютер и обратиться к провайдерам для подключения к Internet;

4. создали на базе школьного сайта своего рода интерактивный центр школьной жизни.

Всё это пока в рабочей стадии - трудно привлечь к участию в эксперименте учителей предметников, так как для них проще потратить урок для проведения контрольной и самому проверить задания, чем воспользоваться компьютером. Это понятно и простительно, поэтому мы и взяли всю работу на себя.

Неизбежно возникают определённые трудности и главная трудность, на мой взгляд, состоит в эффективности данного метода контроля (но никак не эффективности дистанционного образования в целом). Некоторые трудности возникают с точки зрения программирования. Хотелось бы конечно максимально автоматизировать процесс обработки приходящих по электронной почте выполненных тестов и контрольных работ, но всё в своё время.

Главное начать. Вот конкретный пример:

В первой четверти в 9–х классах изучается тема «Локальные и глобальные телекоммуникационные сети». На уроках ребята знакомятся с этими двумя направлениями развития сетевых технологий, узнают что такое Internet, как он устроен, историю его создания, основные сервисы и т.д. Все это иллюстрируется конкретной работой в сети. Интересно следующее: все слышали что такое Internet, но не многие представляют себе для чего все это нужно.

Приходилось самому «подкидывать» идеи по использованию Internet, показывать интересные, на мой взгляд, места. С прискорбием приходилось отмечать, что потребительски – развлекательный подход к использованию возможностей Internet преобладал почти у всех учеников. Мои рассказы о сетевой деятельности других школ и образовательных организаций, об интересных сетевых проектах наталкивались на стену равнодушия и непонимания. Даже такое интересное занятие, как общение со сверстниками из других школ России в чате не приводило их в восторг, быстро надоедало, и все выливалось в банальную болтовню.

Контроль за усвоением темы «ЛВС» я решил провести дистанционно: на нашей страничке есть раздел «Учебный процесс», где помимо расписания уроков и информации о кафедрах есть раздел «Дистанционный контроль». В этом разделе представлен пока один тест по информационным технологиям «Локальные вычислительные сети». После заполнения формы, мне автоматически отсылаются результаты в виде числового кода. Дальше мне остаётся сравнить код с шаблоном и сообщить о результатах тестирования ученику. Если допущена хотя бы одна ошибка - тест считается невыполненным.

Интересна реакция учащихся на это нововведение: естественно не все имеют дома компьютер и возможность выхода в Internet. Те же, кто имеет такую возможность сразу же оказались в привилегированном положении, что вызвало негативную реакцию у одноклассников (к вопросу об одном из убитых зайцев). То есть заинтересованность в приобретении компьютера и подключении к Internet - налицо. На самом деле, никакой дискриминации тут нет. Остальные будут выполнять эту контрольную работу в классе, отвечая на другие вопросы (которые, кстати, легче, чем в Internet тесте).

Какие еще проблемы могут возникнуть при проведении такого дистанционного тестирования?

Например, ученики дистанционно выполняют тест и отсылают результаты в виде письма. Существует вероятность того, что с одного домашнего компьютера какого либо Васи Иванова, в результате «коллективного творчества» или «Вася решает, а Коля сдаёт», вы получите решенные тесты от половины класса. Избежать этого просто - достаточно посмотреть в свойства письма, где указан IP – адрес отправителя. Если он один и тот же - всё становится ясно.

Сложнее, когда тест решается в виде заполнения формы и отсылки её через специальную программу – формоотправитель. В свойствах письма вы сможете увидеть только IP - адрес сервера, где эта программа установлена. Тут можно посоветовать только одно: заранее узнать у кого дома есть возможность выхода в Internet и дистанционно тестировать только этих ребят. Можно, конечно, предложить ученикам выполнять эти тесты в школе после уроков, но нет гарантии, что это не превратится в коллективный труд, да и теряется смысл в таком «дистанционном» тестировании.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Монахов О.В. Из опыта дистанционного тестирования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 27 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0227-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта