EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Главная цель эвристического обучения – реализация творческого потенциала ученика...»
Хуторской А.В., докт. пед. наук, г.Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеИнтернет практика обгоняет теорию

 


Интернет-практика обгоняет педагогическую теорию

Аналитические заметки о конференции ИОЛ-2000

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

С 29 февраля по 3 марта 2000 года в Санкт-Петербурге состоялась вторая Международная конференция "Интернет. Общество. Личность (ИОЛ-2000)", организованная Фондом Сороса. На этот раз тема конференции была полностью посвящена информационно-педагогическим технологиям, что позволило сконцентрировать усилия нескольких сотен участников конференции вокруг образовательной Интернет-проблематики и вывести данную конференцию в ранг наиболее значимых событий в отечественной Интернет-педагогике за последние 5 лет.

Всего для участия в конференции было принято и предварительно опубликовано более 400 тезисов докладов, подготовленных участниками из России и др. стран. Тезисы всех докладов с удобной системой поиска доступны по адресу: http://iol.spb.osi.ru.

Работа велась в восьми секциях: "Образование и Интернет: проблемы и перспективы", "Информационные технологии в гуманитарном и социально-экономическом образовании", "Технологии дистанционного обучения", "Университетские центры Интернет и региональные образовательные сети", "Информационные технологии и управление высшей школой", "Телекоммуникации и Интернет в среднем образовании", " Корпоративные библиотечные системы", "Информационные технологии в дополнительном профессиональном образовании".

Поскольку мне довелось быть сопредседателем секции "Телекоммуникации и Интернет в среднем образовании", в данном обзоре я уделю внимание докладам, связанным со школьным образованием.

Секция "Телекоммуникации и Интернет в среднем образовании" провела 4 заседания, в том числе – одно выездное в местную школу, во время которых было заслушано и обсуждено 47 докладов – наибольшее количество по сравнению с остальными секциями. Всего же в нашей секции предварительно было представлено 78 докладов, но не все участники смогли приехать на конференцию.

Для впервые приехавших на данную конференцию приятной неожиданностью оказалась ее техническая оснащенность, в каждой секции имелась возможность проецировать на экран веб-сайты непосредственно из сети Интернет или презентации, подготовленные в Power Point. Практически каждый доклад сопровождался компьютерными презентациями, веб-демонстрациями, что способствовало усилению внимания и задаванию вопросов докладчикам.

Всего на конференции работало около 30 компьютеров, подключенных к сети, что оказалось весьма кстати. Например, имеющаяся возможность доступа к электронной почте позволяла мне не прерывать работу по текущим дистанционным проектам, будучи в командировке. Некоторые приехавшие на конференцию учителя пытались даже проводить дистанционные уроки с учениками своих школ.

Дважды в нашей секции проводились круглые столы, где происходило обобщение и анализ работы секции, формулировались выводы и предложения. В конце конференции всем ее участникам был представлен итоговый доклад работы секции, основные моменты которого я привожу ниже.

Первый и главный вывод вынесен в заголовок этого материала – практика использования педагогических технологий в школах опережает педагогическую теорию, которая за ней не поспевает. Ситуация знакомая и смена очного образовательного пространства на виртуальное сохраняет уже не раз сформулированную за последние 10 лет проблему. Практически все докладчики опирались на собственный опыт использования информационных или телекоммуникационных компьютерных технологий, что, безусловно, явление положительное.

Но уровень теоретического обоснования, анализа или выводов в целом остается достаточно низким, что, на наш взгляд, является одним из существенных препятствий дальнейшего развития как Интернет-педагогики, так и Интернет-практики. "Пробуксовка" обсуждаемой на данной конференции проблематики по сравнению с прошлогодней – одно из следствий данной проблемы, решать которую, вероятно, нужно путем организации специальной научно-практической работы, в которую необходимо вовлечь как практиков, так и ученых.

Пора, наконец, понять, что "железо", сети и центры сами по себе не решают вопросов стратегии и тактики развития информационных педагогических технологий, а столь излюбленные многими формы проектов – далеко не единственные и не всегда успешные способы организации продуктивной педагогической деятельности.

Таким образом, чтобы третья ИОЛ-2001 смогла сделать качественный шаг вперед, а не просто повторяла бы содержание двух предыдущих конференций, нужна организация принципиально иной и новой формы деятельности, например, создание группы разработчиков, исследующих динамику и перспективы развития информационных педагогических технологий и координирующих деятельность педагогического Интернет-сообщества в рамках отдельной программы или гранта.

Обратимся к докладам на школьной секции. Их можно распределить по следующим категориям, включающим разные группы проблем и вопросов (в скобках указаны фамилии докладчиков):

1. Регионально-организационные вопросы. В таких докладах речь шла об опыте использования телекоммуникаций между школами, центрами или вузами в масштабах отдельных регионов, прежде всего: Карелии, Татарстана, Иркутской области, Красноярского края. Одна из формул, обеспечивающих успех организации работы в регионе, это "Школа – семья – бизнес" (Т.С.Камалетдинова, г.Казань).

Интересен опыт Красноярского края (Н.И.Пак, г.Красноярск) по разработке дистанционных курсов в сотрудничестве с школами 20 районов; однако проблема данной работы видится в отсутствии методологического и психолого-педагогического основания конструирования курсов. "Кризисом жанра" можно назвать проблему, проявившуюся у "старожилов" дистанционного обучения, например, у Ярославского центра дистанционного обучения (И.Е.Васильева, г.Ярославль), который явно выработал свои ресурсы как учреждения дополнительного образования и пока не может выйти в режим дистанционного базового образования.

2. Системные проблемы педагогических информационных технологий. В этих докладах раскрывались взаимосвязи различных элементов дистанционного обучения или других сфер образования. К сожалению, докладов, относящихся к глобальным или стратегическим вопросам развития информационно-педагогических технологий, на конференции почти не было. Лишь в одном из докладов был затронут вопрос о типах дистанционного обучения, в том числе и перспективных, выявленных на основе анализа Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года" (А.В.Хуторской, г.Москва).

В то же время, системным вопросам использования информационных технологий в отдельных направлениях образования был посвящен ряд докладов: конструирование информационного пространства как основы работы конкретных людей (С.Н.Поздняков, г.С.-Петербург), организация творческой деятельности учащихся в системе дистанционных олимпиад, проектов, курсов (Г.А.Андрианова, г.Москва), работа виртуального учкома (Е.Д.Патаракин, г.Переславль-Залесский), участие в международных проектах (М.А.Горюнова, г.С.-Петербург), некоторые другие доклады, которые отнесены нами в следующие группы.

3. Личностный характер обучения. Не так много докладов было посвящено роли личности при разработке и использовании информационных технологий. В то же время сформулирована главная цель информационного типа образования: ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧЕНИКА (Т.О.Вдовина, г.Саратов). В других докладах и во время обсуждения на круглых столах затрагивались вопросы творческой самореализации учителей и учеников (К.Н.Ткачев, г.Нижний Новгород; Л.А.Серых, г.Самара; Е.В.Сычев, г.С.-Петербург), использования технологий для обучения детей с ограниченными возможностями (А.Е.Сеннер, г.Дубна), мотивации к использованию телекоммуникаций, преодолению технофобии.

4. Открытое содержание образования. Почти все доклады в той или иной степени включали в себя разные аспекты содержания образования, отыскиваемого в сети Интернет, размещаемого в виде веб-страниц, электронных альманахов и журналов. Несколько докладов посвящено вопросам тестирования (Е.О.Коваль, г.Саратов; Л.Ф.Соловьева, г.С.-Петербург). В то же время обнаружилась очень важная проблема: для многих выступающих отсутствуют научно-обоснованные и ясные педагогические критерии создания и оценки образовательных веб-ресурсов, хотя почти все они создают такие ресурсы.

Отсутствие ПЕДАГОГИЧЕСКИХ критериев оценки веб-ресурсов приводит к тому, что сайты оцениваются по количеству посещений или дизайну. В то же время известно, что лидерами посещаемости являются всевозможные коллекции рефератов, дипломных и контрольных работ, которые в силу своей специфики играют скорее антипедагогическую роль в современном Интернет-образовании, поскольку служат материалом для "скачивания" и сдачи преподавателям недобросовестными учащимися.

Прозвучало предложение о необходимости разработки стандартов ДО – ориентиров разработки веб-содержания, дистанционных курсов и т.п. Нужна экспертная комиссия, которая давала бы профессиональное заключение об образовательных курсах, создаваемых сегодня очень многими.

5. Практика дистанционного обучения. Среди докладов, представленных на школьную секцию, были финалисты Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года 99" (Ф.К.Гайнуллина, г.Казань; С.Е.Гурьянов, г.Зеленогорск, Р.В.Краева, п.Сертолово, Ленинградской обл.; П.Е.Колосов, г.Омск; В.Л.Самосушев, г.Пермь), а также учителя, имеющий богатый опыт использования телекоммуникаций в обучении (Ю.В.Ложникова, г.Иркутск; А.И.Сваровская, г.Новосибирск; А.Е.Шестак, г. С.-Петербург; Л.В.Нагаев, г.Кингисепп; А.Л.Цветкова, г.Москва).

6. Обеспечение (обслуживание) очного учебного процесса информационными технологиями . С опытом разработки электронных классных журналов, расписаний уроков и других форм взаимодействия родителей, учеников, педагогов и администрации выступили с докладами представители Международной школы общего образования (В.Л.Дрибинский, Г.М.Водопьян, г.С.-Петербург).

7. Экологическая тематика . Доклады на эту тему представили К.Н.Ткачев, Нижний Новгород; Л.М.Завьялова, г.Ярославль; М.А.Трубина, г.С.-Петербург.

В числе других проблем, прозвучавших на секции, отметим следующие:

1. Компьютер дома более интенсивно влияет на образование, чем компьютер в школе. Этот факт требует учета при составлении и реализации учебных программ и организации учебного процесса.

2. Ученики быстрее, чем учителя осваивают информационные технологии, но учитель должен не сдавать свои позиции, а менять их, усиливая педагогическую составляющую и уменьшая информационную.

3. Творческий продукт в образовании. Существует мнение, что ни учителя, ни ученики не смогут профессионально создавать продукцию (веб-газеты, журналы, сайты, курсы и т.п.) и поэтому не надо им это делать. Требуется четкое понимание, что есть цель: создание продукта или развитие и образование человека?

Если ученик создает веб-журнал, он учиться это делать, развивает соответствующие способности, это главное. Аналогично, если учитель разрабатывает дистанционный курс, он в первую очередь развивает свои профессиональные качества, хотя сам курс может быть далек от совершенства. Внутреннее развитие – смысл образования, создание продукта – средство. Лишь на определенном этапе продукт выходит (может выходить) на уровень самоценности, но это уже не образование, а производство и в этой области на арену выходят конкретные специалисты, а не ученики и педагоги.

Среди предложений школьной секции отметим следующие:

1. Создать группу специалистов (учителей, ученых), которые в рамках отдельной программы (гранта) будут вести научно-практические исследования по выявлению стандартов информационных образовательных ресурсов и дистанционного обучения.

2. Создать специальный образовательный сайт для освещения хода работы этой группой в период между годичными конференциями ИОЛ.

3. На конференции ИОЛ-2001 увеличить количество мастер-классов и семинаров, которые будут вести специалисты, накопившие значительный опыт в своей теме.

4. Создать банк ссылок на образовательные веб-ресурсы по различным общеобразовательным предметам и отдельным темам.

5. Организовать тематические телеконференции по выявленной на конференции проблематике.

6. Усилить роль Университетских Центров Интернет в обеспечении телекоммуникационной деятельности школ. Провести на следующей конференции специальные межсекционные круглые столы, посвященные координации работы школ, центров и вузов.

7. Необходима специально организованная связь с фирмами– производителями программных средств и CD-Rom для школ (например, "1С") с целью влияния на педагогическое содержание выпускаемой ими продукции и применения к ней соответствующих критериев, рецензирования и аннотирования продукции.

В завершение замечу, что данный обзор не претендует на полноту и охват всех вопросов и проблем проведенной конференции. Эти заметки отражают достаточно субъективный взгляд сопредседателя секции школьного образования на происходящее и возможное будущее в области развития и использования информационных педагогических технологий.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Интернет-практика обгоняет педагогическую теорию // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 10 марта. http://www.eidos.ru/journal/2000/0310-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта