EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Без осознания, что без Интернета никак, учителя не будут работать с компьютером...»
Гусельникова Е.В., учитель, г.Новосибирск
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеИнтернет-класс

 


Интернет-класс

Гусельникова Евгения Владимировна, зав. Интернет-кабинетом школы 130, г. Новосибирск, лауреат Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года-99

Вся моя педагогическая деятельность, всего два года, связана с дистанционным обучением, если исходить из определения, что дистанционное обучение, то, которое дается с помощью сети Интернет. Я работаю в средней школе, в кабинете Интернет-класс, и могу судить о преимуществах или недостатках дистанционного обучения только в рамках среднего образовательного учреждения.

За короткий срок существования специализированного класса произошли большие перемены в настроениях учеников и учителей в отношении использования в своей работе сети Интернет. Первые радостные возгласы о чуде 20 века и невиданных возможностях сервисов и ресурсов сети, сменились равнодушным настроением или неприязнью.

Равнодушное настроение присуще тем, кто воспринимает Интернет, как некое почтовое отделение. Написал - отправил письмо и жди ответа. Или тем, кто его никак не касается: почтой не пользуется, по проектам не работает, материалы не ищет. Неприязнь проявляется в тех случаях, когда в приказном порядке пытаются заставить работать в сети Интернет. Если равнодушное настроение присуще как учителям, так и ученикам, то враждебно-раздраженное только учителям. В плане освоения нового дети проявляют большую смиренность, чем их же преподаватели. Понятно, что все школьное обучение для ребенка вынужденное занятие. Он обязан и все. А учителя, как бы, своё уже отучились. И опять что-то новое. "Да зачем! Не надо! Нам за это не платят! А хлопот сколько!"

Но вернемся к проблемам дистанционного обучения, которые возникают когда и учитель хочет учить, и ученик хочет учиться.

Классическая ситуация дистанционного обучения - Учитель дистанционно учит. Своему конкретному предмету. Через Интернет. Предположить, что учитель будет передавать свои знания через лекции и рассказы с использованием наглядных пособий или демонстраций опытов в режиме реального времени, как в настоящем классе, очень трудно.

Дидактический материал подается или через авторские курсы или через статьи или через программы, заранее опубликованные на каком-либо «образовательном» сайте, к которым ученик имеет доступ в любое время суток. В таком режиме работы не требуется связь учитель - ученик. Учитель дает материал - ученик его прорабатывает, когда ему удобно. Если заранее не упоминать, что все происходит в сети Интернет, можно смело сказать, что ученику требуется прочитать из бумажного учебника А, главу В, выполнить задания С и Д.

Все как в обычной или заочной школе. Проблема контроля при такой форме обучении выглядит очень интересно: контролировать каждый этап процесса обучения или качество усвоенного материала. Если каждый этап, то критерием оценки может быть временной отрезок, за который ученик успел освоить (прочитать, просмотреть) новый материал. Если не обращать внимания на плавность поглощения материала, что, на мой взгляд, важно, так как быстрое погружение дает только поверхностное представление о материале, то оценивать конечный результат темы по рефератам, тестам или контрольным заданиям. Или вводить промежуточные тестовые задания. Как часто? В каком виде? В каком объеме? Такие вопросы учителю приходиться решать самому, применительно к каждому конкретному ученику.

Основными функциями дистанционного учителя при такой форме дистанционного обучения являются ссылки на материалы курса и проверка знаний. Чтобы указать ссылки, надо их иметь, а тут два пути: найти готовый материал или же сделать самому. Про насыщенность образовательными ресурсами говорить не приходиться, они есть, но их содержание указывает на «бумажные» источники. И речи не идет о новых данных по конкретной области. А сам учитель в состоянии сделать авторскую программу? Редко кто. А оформить её в надлежащем виде на сайте? Или внести корректировки в уже опубликованный в Интернете материал? Единицы. А чтобы была обратная связь? Гостевые книги, чат или конференции. Без программиста не обойтись. Я не знаю ни одного учителя-предметника, кто бы мог сделать такое.

Остается форма вопросов - рассуждений - ответов, растянутых во времени. Или неких дискуссий с одним или несколькими учениками в режиме он-лайн. Или же форма проектной деятельности, когда один или несколько учеников выполняют конкретную работу по конкретной теме в конкретные сроки. Учитель направляет и контролирует образовательный процесс конкретного ученика, в зависимости от его успехов и достижений, этот способ очень перспективен для индивидуального обучения.

При такой организации дистанционного обучения преимущество перед, например, заочным, только одно: скорость получения заданий электронной почтой выше, чем обычной. Интернет дает оперативность, но не качество.

Или же другой вариант дистанционной деятельности учителя: учитель учит, как учиться дистанционно. Знакомит с программами, без которых невозможно работать в сети Интернет. Дает правила поиска, сохранения и использования информации сети Интернет, обучает работе с программой электронной почты и многое другое. Без основных навыков владения компьютером невозможно представить участие в дистанционном образовательном процессе. На этом этапе обучения невозможно представить обучение без учителя, приобретение практических навыков требует непрерывного контроля со стороны преподавателя. Ошибочные действия ученика в лучшем случае приведут к никаким результатом, тот просто не выполнит задание, в худшем - могут вывести из стоя орудие труда, т.е. компьютер. Контроль и только контроль. Каких-то необыкновенных способов и новаторских методов со стороны учителя не требуется. Только четкие инструкции по эксплуатации технического и программного обеспечения. Их детальное объяснение с примерами и многократными показами.

Компьютер сам по себе формирует положительную мотивацию большинства учащихся к таким занятиям. От учителя зависит подбор интересных заданий для закрепления практических навыков и объем материала подготовительного курса. Ограничение по времени курса подготовки для работы в сети Интерне накладывает и ограничение по количеству даваемой информации о сервисах и ресурсах Интернет. В сжатые сроки реально научить, как пользоваться программой навигации или электронной почты, и с такими знаниями уже можно начинать работать в сети. Создание и редактирование веб-страниц требует специального обучения, которое, если необходимо, можно пройти и после основного курса.

Я работаю в школе в кабинете Интернет-класс, в котором 12 компьютером подключены к сети Интернет, что дает возможность всем учителям и ученикам старших классов бесплатно пользоваться сервисами и ресурсами сети Интернет. Учителя - предметники могут проводить уроки, используя любую информацию Интернет, а ученики самостоятельно работать над материалами докладов или рефератов по заданию учителя.

В мои обязанности входят организация и проведение обучения всех желающих работать в этом классе и проведение занятий спецкурсов "Дизайн Web-страниц" и "Руководство по HTML", на которых можно научиться создавать и публиковать в сети собственные веб-странички.

Начальное обучение дает только специальные знания, необходимые для работы в сети Интернет. Предполагается, что ученик или учитель, проходящий этот курс обучения, имеет начальные практические навыки работы на компьютере. Для учеников это предположение еще применимо, но не всегда. А для учителей совершенно не подходит: 2 из 10 признаются, что видели компьютер, а 1 из этих же 10 знает как его, компьютер, включить. Скидку на возраст не делаю. И есть примеры, когда компьютер стоит дома, но к нему не подходят.

В России, по моим данным, примерно около 300 школ имеют свои полноценные сайты. Под определением полноценные подразумеваются те сайты, которые имеют работающие адреса и содержится реальная информация о школе, исторических событиях, обновляющиеся новости, работа по проектам. Может быть, около 1000 школ, имеют электронную почту, но как они ею пользуются остается неизвестным. Адрес есть, а почты нет. Школ, имеющих оборудованные современные классы, которые дают возможность работать в сети Интернет, я думаю очень-очень мало. Весь этот подсчет чего - сколько ведется к тому, что на сегодня редко какая школа может в свой процесс образования включить еще и методы дистанционного обучения.

Хотелось бы не забыть о еще одном виде дистанционной деятельности учителя. Если ученик не справляется с курсом, то для него приглашают репетитора. Так и с дистанционным образованием, учитель может выступать в качестве помощника или репетитора (как кому приятнее называть). В этом случае в обязанности учителя входит не только помощь в освоении материала по предмету, но и помощь в общении с компьютером. Но это какой-то экзотический случай.

А может случиться так, что учитель на своих уроках в обычной реальной школе использует материалы курса образовательного сайта. В классно-урочную систему обучения вносятся элементы дистанционного обучения. В итоге ученик помимо или вместо стандартного материала, предусмотренного учебной программой, проходит и дистанционный курс. Такое обучение можно назвать дистанционным или нет?

При различных формах дистанционного обучения, когда роль учителя различна, соответственно требуется и различная компьютерная грамотность как учителя, так и ученика.

При варианте "Учитель учит дистанционно" требуется профессиональное владение компьютером учителем и учеником. Для школы это проблематично. Если учитель информатики в силу своей профессиональной подготовки и может профессионально с технической точки зрения подготовить урок, то с точки зрения предмета, он знает только свой предмет. Провести урок географии он не может. А учитель географии, как правило, не обладает должными знаниями для подготовки урока в сети. Для проведения урока требуется специалист по компьютерам и специалист по предмету.

Для варианта "Учитель учит, как учиться дистанционно" все компоненты есть. Учитель информатики в состоянии обучить работе в сети Интернет. И ребенок может самостоятельно работать. Но такая возможность, учитывая техническое оснащение школ, далеко не у всех.

При варианте "Учитель использует материалы курса" ученик не приобретает и не развивает навыки общения с компьютером. Пассивная роль участника дистанционного обучения внешне напоминает роль на обычном уроке.

С моей точки зрения, на сегодня для школы приемлема такая форма дистанционного обучения, когда соединяются все варианты. Точнее из каждого варианта берутся отдельные элементы, которые могут реально применяться в школьном образовательном процессе.

За два года работы в школе Интернет-класса выработались несколько вариантов использования сервисов и ресурсов Интернет:

Учитель-предметник располагает на школьном сервере материалы урока, которые он создал сам или позаимствовал где-то. В основном графический материал или примеры текстов на каком-либо языке. Урок проходит в Интернет-классе, компьютеры используются только для просмотра материала. Такой тематический урок проводится в нескольких классах одной параллели. В данном случае Интернет необходим только для добычи информации. Все остальное проходит с использованием локальной сети. Если не разместить материалы на своем сервере, то во время урока можно потерять много времени в ожидании соединения и получении картинки на компьютере. Разумнее один раз проделать такую процедуру при подготовке, а во время урока не тратить на это время. При таком варианте основная работа за учителем-предметником, учитель информатики выступает как помощник.

Если группа учеников принимает участие в проектной деятельности, то урок по проекту выглядит следующим образом. В начале урока просмотр новых материалов на сайте проекта. Замечу, наша школа английская, поэтому и принимаем участие в проектах, где язык общения английский. Затем выполнение очередного или текущего задания, при котором необходимо и набрать текст, и, может быть, создать графический материал, и использовать электронную почту. В этом случае учитель-предметник и учитель информатики работают вместе, параллельно, в одном классе с одной группой. Работа очень напряженная.

Но и отдача со стороны детей ощутима. По проекту таких уроков может быть несколько. Но им предшествует определенная подготовительная работа, как учеников, так и учителей. Замечу, учителей не только школы, но и тех участников проекта, кто готовит материалы и организует работу сайта. Для ребят очень важно видеть свои опубликованные работы. Ощутить оперативность обратной связи.

Некоторые проекты предусматривают такую организацию выполнения работы, при которой учитель-предметник выполняет функции координатора проекта. Получает задание по электронной почте, организует и проводит выполнение работ учащимися в обычном классе, а Интернет-класс используется только для подготовки и оправки готовых заданий. Учитель-предметник может и не заглядывать в Интернет-класс, учитель информатики в состоянии помочь ученику при выполнении этого этапа проектного задания. Группа собирается в классе на завершающем этапе проекта для просмотра и обсуждения опубликованных результатов всех участников.

Все вышеперечисленные способы показывают, что учитель-предметник должен знать компьютер и уметь работать в сети Интернет. Без осознания необходимости, что без Интернета никак, учителя не будут учиться работать с компьютером, программами, приводить за собой учеников, участвовать в проектах. Пока, как показывает практика, можно в школе и без Интернета.

Технические и программные трудности, которые встречаются при работе школьного Интернет-класса, самые, что ни на есть стандартные:

Качество связи, но это не от нас зависит.

Неоднократное нарушение в режиме работы сервера из-за его отключение по вине электриков, которые просто выключали центральный рубильник, не говоря ни кому.

Старшеклассники случайно, незаметно для себя и всех, оборвали кабель связи, соревнуясь, кто выше подпрыгнет. В итоге три дня искали причину отсутствия связи с внешним миром.

Специальные обучающие программы не используем. Ни одной.

Программное обеспечение доставляет меньше хлопот, но это все текущие рабочие моменты. У нас единственная школа в городе, где работает штатный программист и электронщик в одном лице. Такой сотрудник, единственная обязанность которого следить, чтоб все работало, ликвидирует множество проблем. И мы их просто не успеваем ощутить или заметить. Если учесть, что в школе более 30 компьютеров, сколько-то принтеров, сканеров и другой компьютерной техники, то без штатных специалистов такого профиля работа не возможна.

Несомненно, дистанционное обучение стало реальностью школьного образовательного процесса, очень маленькой, но реальностью. Некоторые специфические задачи образования такие, как участие в дистанционных проектах, конкурсах и олимпиадах или доступ и использование мировых культурно-исторических информационных ресурсов, можно решить только с помощью новых методов и форм. Я надеюсь, дистанционное обучение внесет свой вклад в развитие систем организации современного образования и воспитания.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Гусельникова Е.В. Интернет-класс // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 17 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0417-03.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта