EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Дистанционный педагог должен быть зорким и уметь отделять зерна от шелухи.»
Краева Р.В., педагог, г.Сертолово
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеСтрашный сон о копирайте

 


Ди-образ on-line или страшный сон о копирайте

Краева Раиса Васильевна, педагог доп. образования, школа №80 г.С.-Петербург

Эпи-Графы:

“Лицом к лицу – лица …”
“Талант должен быть нравственно обеспечен…”
“Эко-невидаль…”
“Затри девять земель…”
“И было у отца три сына…” – во дает…

Вопрос.

Вы знаете, кто такой Ди-образ? Страшный зверь с длинными - чем? и кучерявыми – чем?

Ага не знаете! То-то же! А хотите узнать? Карты в руки – глаза в экран – бес в ребро…

Ведите поиск и плиз прошу вас найденное пришлите мне – не люблю когда меня опережают без предупреждения. Кстати сказать у меня не получилось – вот вам и первый копирайт.

У меня с ними, честно признаться, всю жизнь проблемы: то придумаешь рассказ – было дело в юности, и не раз – ан из библиотеки книгу домой принесешь – здрасти, про это уже написано. Ну ладно, пойдем дальше – пишешь-пишешь тетради и тома дневников и идей обо всем на свете – но главным образом все про то же – развитие-образование-воспитание – вдруг приезжаешь в столицу и ночью взахлеб читаешь выпрошенный ненадолго журнал-каталог американских образовательных ресурсов – всяких там книжек-пособий – тот же результат – и не сказать сразу чего больше – досады или гордости…

Потом настали ситуации посложнее – стоит что-то ляпнуть на семинаре или в профессиональном кругу – и глядишь – узнаешь черты сказанного… Ладно бы хорошо сделано было – не жалко – только не всегда ведь… Впрочем это я так – чтобы знаков в меню Сервис хватило, и на вступление похоже…

Да, кстати о… – мои детки из Одессы, сходив впервые на страничку Эйдоса с олимпиадными заданиями, быстренько написали мне по письму – слушай! А что там пахнет нашими с тобой упражнениями… На сей раз я их честно заверила – тут просто пахнет сходным фруктом – и больше ничего…

Псевдолитературная.

Сэр Ди-Тичер проснулся от страшного шума в голове…

Да-да, вчера была эта страшная пытка – родительское собрание. Собрание разношерстных родителей его виртуального класса. Хватит того, что всю неделю он круглосуточно – из-за часовых поясов - возится с этими сорванцами – так нет – дирекции захотелось прославиться новым новшеством – собрание им подавай, да сетевое, да под камерами, да с синхронным переводом, да чтобы ма-па-пы могли в тетрадки и дневники к чадам заглянуть и едва ли не каждую оценку-ошибку тут же проверить-проанализировать.

А он же не умеет делать плохо! Он так все и сделал – и все было – ослепительный смокинг и галстук и штиблеты – хоть они из-под стола похоже в камеру так и не попали, и все эти сервисы-примочки, и само радушие и всякие там сюси-пуси с синхронным переводом во все иероглифы…

Ой как непросто оказалось это - говорить сразу на 10 языках и так хвалить, чтобы не испортить, и так ругать, чтоб не навредить. Воистину знал бы – не пошел бы в эту хитрую школу – в простой гораздо спокойнее – знай себе спи на педсоветах или вовремя ставь нужные оценки или же просто ходи на всякие там приемы и презентации и приноси оттуда бумажки и презенты дирекции, не говоря уже о многочисленных грамотах и регалиях, которые давались Генри легко – стоило ему только подать заявку на какой-то конкурс или викторину…

Но – и еще раз НО!!!

В этой школе было не скучно, а скука – это именно то, что по гороскопу ему противопоказано…

Однако ближе к делу – что я там вчерась наговорил …

Ага, припоминаю: пожурил Сильвера, чтобы не читал больше книжек, чем влезает в их узкую квартирку, еще пообещал маме Тинго, что обязательно поругаю мальчика за то, что пытается кормить оленей мороженым, а Бетти надо бы внушить, что нехорошо смеяться над еврейскими мальчиками, что они не всегда точно переворачивают страницу учебника – у них же все там наоборот… Вон он сам как долго привыкал, что у симпатичнейших болгарских близнецов Мирчо и Петера “да” значит “нет” - и наоборот…

Так, с этим ясно. А что там мне еще снилось под утро?

Ванька играл в какую-то игру под названием “Кавказ” и грозился создать политклуб.ру…

Игоренис строил замки на песке и ждал графа Потемкина…

Верочка пыталась заснуть и посмотреть сны Веры Павловны…

И у Сэмьюэла никак не открывался файл с рецептами любимого пирожного, и еще он же кажется пытался читать по-русски книгу не то про Мюнхаузена, не то про Карлсона и все время задавал свои по-американски наивные вопросы…

А Джуди и вовсе отличился – создал “однорукого бандита” из таблицы цветов и стал продавать по И-нету своим одноклассникам…

Уф!!!

И утренний кофе не помогает… Чего бы еще придумать…

Придется заняться коллекцией гифов – универсальное средство, когда ничто другое не действует. За годы работы в сети их скопилось около десяти тысяч – почти как фотографий учеников. Их он тоже любил разбирать (фотографии в смысле, да и воспоминания и бумажки тоже), но это в другом настроении.

А гифы помогали отвлечься, придумать что-то новое, вернуть спокойствие и уверенность в том, что жизнь прекрасна, несмотря на конкретный cps …

А хрэф! (a href)! Что это пыльное такое? А! моя старая папка с дискетами, бумажками и монетами.

Так, так, почитаем-с… Забавно-то как…

Кстати – вы читать-то умеете? А то вдруг только – переворачивать страницы?

Фрагментарная.

Фрагмент 1 – с 5-дюймовой дискеты.

“А еще мы играли в “Остров”. Играли целых полгода… Строили нефтяные вышки (это потом, когда поумнели) и вылупляли цыплят, пекли хлеб для соседей и учились договариваться и выживать, познавали цену времени и силу слова и решения… Юрка и Женька (сейчас – солидные студенты одесских вузов, тогда им было по 12 лет ) и 10-летний Иван из Челябинска – среди прочих англоязычных участников проекта получили в пользование по части острова и по 50 тысяч долларов для развития хозяйства с нуля и для организации своей жизни на Острове. Помнится, тогда было много звонков в клуб и в редакцию от родителей, которые просили выдать им деньги наличными…

Тогда, помнится, было откровением, когда мальчик Тревор, 14 лет от роду, всех проучил аж дважды – сперва - когда он быстренько скупил всевозможные права и лицензии по добыче полезных ископаемых и строительству на острове – пока остальные вычисляли, сколько кур и рубашек брать с собой… А во второй раз, когда уже ввели всякую там демократию, органы управления и суд – Тревор, недовольный результатами выборов, взял да и отделился – он тогда владел 14 частями территории – в то время как оставшиеся в игре – не банкроты и не лентяи – остальные человек 10-12 – владели в сумме оставшимися 16 частями…

Он еще тогда пригласил нашего Юру, сообразив, что за ним тоже стоят неглупые силы, к себе на часть острова – “становись хоть президентом, хоть премьером - мне все равно, мы с тобой похоже подружимся”.

Жаль, игра в июне кончалась, и мы не успели произвести тоже какой-то интересный трюк типа Октябрьской революции, захвата острова наемными красными пиратами или просто местной коммунальной заварухи…

Да, а режим тогда был ничего себе – еженощные переговоры и обсуждения он и офф-лайн по русски (и это при модемах в 2400 и компьютерах типа 286-386), потом переводы в обе стороны, обсуждение до школы, что кому сказать, и затем снова вечерний обмен новостями.

Вот когда некогда было скучать.

Юра сказывал, что комп стоял у его кровати и частенько приходилось тыкать в клавиши не только засыпая на ходу, но еще и прикрывая и клавиатуру, и модем одеялом, чтобы родители не распознали ночных бдений.

А может – это нереально? И никому не нужно? Может, эпоха воспитания “чувств добрых” прошла? Все есть, все доступно – были бы деньги да возможности… Не для всех? А что -

Для всех? Обидно, что потенциальные “наши” – не попадут в узкий створ? А может это веяние времени? Все проходит?? И мы пройдем?? Как первая любовь, как юность человечества?

Но почему же тогда в этом вашем хваленом новом мире и новом информационном пространстве так много тоски и одиночества? Такой голод и тяга к потенциально прекрасному…

А изгибы и навороты типа “голубых” серверов и тех, на кого бы я детей не пускала – все от того же – от отсутствия тыла, приобщенности? Кстати о пионерах… не так страшен …

О будущем.

Мне кажется будущее диобраза будет идти по ряду направлений – и это естественно:

- крутые или образование подальше от родины (по принципу “где бы ни учиться лишь бы подороже”) – это престижные вариации добывания информации, переговоры, возможно тесты и собеседования – дистанционно – остальное – по старинке – только с крутым антуражем);

- группа “как скажут” – исполнительные ученики своих учителей (кстати, ничего плохого в сем не вижу) – сюда подпадут разные школы и гимназии, которым повезло с базой, и они начнут понемногу “строем” развивать Ди-Образ (прошу меня простить, но я не верю, что без “строевой подготовки” набралось более 2000 учителей на дист.конференцию в августе). Если бы у нас было столько реальных одиночек или микро-групп – только живых и действующих - наше образование бы уже сделало такой скачок, которому не могли бы помешать никакие кризисы…;

- следующая команда – “мамины дети” - одиночки и малые группы, ведомые заботливыми и продвинутыми родителями к высотам, не всегда соответствующим запросам дитяти;

- и наконец - неформалы он-лайн – творческие одиночки, двойки-тройки, группы и клубы – детей, взрослых, студентов и учителей, а также родителей и просто “сочувствующих”, которыми, по моему очень личному мнению (very IMHO) – и будет сдвинут наш воз…

(не ради саморекламы, а лишь как иллюстрация – у нас крайне часта картина: есть компьютер дома – игрок, пока не прибился к “нужному стаду” – тогда родители недоуменно звонят – “что вы с ним сделали – он лезет в Виндоуз, делает визитки, просит книжки и хочет учиться дальше…”)

- еще можно назвать группу “коллекционеров” – эти будут собирать и накапливать учебные программы, архивы эх, тексты и фото (что-то типа аналога Фидо-аматоров в И-нете) и другие.

Хотелось бы, чтобы центров типа “Эйдос” было побольше, но в это верится с трудом – разве что вышеупомянутые объединятся на время…

Вместо послужного списка.

Просто вспомню на бумаге проекты, конкурсы, олимпиады, в которых пришлось принимать участие в “этом веке” (в пору сетевого доступа наших групп и клубов).

Международный проект KIDLINK (www.kidlink.org) - с 1990 года – понаслышке в Москве в детском клубе “Компьютер”, до 1992 года – “вприглядку”, с осени 1993 – вплотную: проекты Kidcafe, Kidproject, Kidart, Multicultural calendar, Flags, Island, Great Hunt, Kidlink Day, Kidlink Celebration, Country Capitals (2 times), Saturday Club (IRC) etc

Наши проекты – организованные в рамках одесского детского клуба “Издательство “Версия” и других наших объединений : “Письмо Президенту”, “Виртуальная Одесса”, “Пирамида”, “Ненужное – подчеркнуть”, “Детская книжка”, “Виртуальный лагерь”, дистанционные олимпиады Центра “Эйдос” (www.eidos.ru) (1998, 1999), “Моя родословная”, “Виртуальная открытка”, “Мой Пушкин”, “Феномен”,

Идеи на вырост:

Цикл, посвященный началу-концу века: “Хроники”, “Ни дня без строчки”, “52 кадра” и др.

(хроника эпохи “руками” юных хронологов), “Кид-Болл” - языковые и смешанные игры, организованные особым образом, “Кидлинк учится говорить по-русски” - наконец-то создать русскоязычный форум этого, на мой взгляд, наиболее законченного и грамотного глобального дистанционного проекта для детей.

ИНТЕР-Нат (общение детей из числа “трудных”, в том числе воспитанников детских домов, приютов, интернатов) (они, к слову сказать, оснащены компьютерами лучше нас с вами)

Копи-Лефт (Копи-Ронг) (copy-left, copy-wrong) – проект, затрагивающий проблемы авторского права и интеллектуальной собственности – в игровой форме

Вместо “Уйди-словия”:

Ясное дело, имея дело с “Эйдосом”, не обойтись без рефлексии. Так вот – “Читатель ждет уж слова “розы”…” - вот оно…

Преимущественные ощущения – это ощущения отставания во времени, неумения это самое время рационально приспособить под задачу – частенько бьем гвозди микроскопом, отдавание дани устоявшимся моделям, боязнь нового как более хлопотного, нередко боязнь выделить кого-то из детей или учителей…

Мне кажется, дистанционный педагог должен с одной стороны быть философом и кабинетным ученым, с другой – быть зорким и уметь отделять зерна от шелухи, с третьей – быть очень подвижным и быстрым на реакцию когда попадается что-то стоящее.

Еще одна линия – это методическая – надо так приспосабливать проект или действие к имеющимся условиям - технически, человечески, социально, - чтобы максимально уменьшить трение “о среду” (чтобы шло как по маслу).

Еще одна грань – психологическая или терапевтическая – часто Ди-Образ – это ниша для белых ворон и воронят, а то и вовсе людей со специальными нуждами и ограниченными возможностями.

Можно продолжать еще долго, но есть ограничения по объему, да и энергетический вброс так сказать иссяк. Пришло желание отстраниться или остраниться от сделанного, а оставшиеся незатронутыми мысли продолжить в новом файле под названием Статья…

И еще - P.S. в защиту Копирайта.

С одной стороны, Интернет – это средство предоставления информации миру и человечеству, а не способ ее спрятать или засекретить (хотя информационная война, к примеру, уже реальность, и мы к ней оказались не готовы). А с другой, что же делать с этой доступностью? Ну размещу я свои несбывшиеся пока идеи на сайте – Академии ли, местном ли или закордонном - и “слижет” их кто-то и осуществит под своей шапкой и со своим видением… Нет, мне не жалко, но как быть дальше?

Мне к примеру: с той же “Модемной республикой”? Молчать в тряпочку? Пока не найду способ осуществить? А я хочу с кем-то. Со свежими мозгами и порядочным человеком. Или вот программа “ДЕ-СЕРТ” (“ДЕ-ти СЕРТ-олово”). Пока местные власти спят и не помогают - мы привлечем ресурсы Интернета для нужд местных деток. А дальше? Как докажешь потом, что идея твоя и разработка твоя? Собственно, это вопрос методик и технологий. Моя сфера – любимая кстати – это технологии социально-педагогические, с выходом в реальную среду. В которой, кстати, участие в подобных проектах и “воля к победе” – не более чем вопрос технологии (грамота РАО – мощное средство продвижения детских проектов на местах). Вот так. Хотите – верьте…

А еще у нас с одесситами разработана среди прочего “Олимпиада по Интернету” – в смысле на знание информационных технологий – многоуровневая и с технологизированной системой подсчета очков результатов. Гороно и фирма-провайдер немного тормозят, посему до олимпиады на месте не могу ничего из вопросов процитировать.

И много еще чего есть разработанного наперед – не хотелось бы “в стол”.

знаки препинания я не всегда ставлю? Есть такая привычка- вредная – учту - просто времени жаль – “словам тесно, мыслям просторно”.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Краева Р.В. Ди-образ on-line или страшный сон о копирайте // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 29 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0429-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта