EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Человек, общающийся с компьютером, остается вечным учеником...»
Соколова А.Н. канд. искусствоведения, г.Майкоп
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеСозидатели Интернета

 


Созидатели Интернета

Соколова Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, руководитель Интернет-клуба школы славянской культуры, г.Майкоп, участница Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года-99"

Я взрослый семейный человек, воспитываю двух сыновей-подростков. Мой педагогический стаж – 22 года, и фронт работы за всю жизнь немалый – от музыкального работника детского сада до доцента университета. За плечами – Алма-атинская консерватория и аспирантура Российского института истории искусств, учеба в Центральном Европейском Университете (Будапешт) и стажировка в Англии. Давно можно было бы успокоиться, но как можно в современном мире прожить без компьютера и без всего того, что с ним связано?

В школе, в которой учится мой младший сын, в 1998 году появился Интернет. Его “вживили” в Четверку со слабой памятью. По распоряжению “свыше” организовали Интернет-клуб, в который тут же записалось более 30 мальчишек и девчонок. А во всем городе Майкопе в это время было считанное число лиц, умеющих работать в Интернете (не больше 20!).

Директор школы стала взывать к моим материнским чувствам – и я сдалась. Стала покупать книги, вникать в непривычные для себя термины и понятия, до ночи просиживать за компьютером, отыскивая новые адреса, заводя знакомства и разыскивая своих профессоров, покинувших Россию. И хотя до сегодняшнего дня я не понимаю, что такое браузер и HTML (точно также я не понимаю, каким образом на экране телевизора появляется картинка), тем не менее, вместе с детьми мы лихо создаем web-странички с гиперссылками, бегущими строчками, таблицами, фото, рисунками, кнопками и другими наворотами. И при этом мы ни в коей мере не ощущаем себя глупыми потребителями. Напротив, мы - созидатели и проводники хорошей и полезной информации, которую отыскиваем в Интернете.

Мне кажется, что человек, общающийся с компьютером, остается вечным учеником. Технологии так быстро меняются, что каждый отдельный человеческий ум не поспевает осваивать их. Совершенство не имеет пределов. Однако, когда я с листа играю на фортепиано рэг-таймы Джоплина или сонаты Бетховена, для кого-то это тоже кажется непостижимым. Понятно, что компьютер не может быть сложнее человеческого ума.

Человек, с которым я познакомилась в Лондоне, имеет небольшой бизнес. Он продает компьютерные технологии. Звонит, например, в какую-либо организацию и говорит: “Вы, вероятно, в курсе, что в 2000 году компьютеры могут дать сбой. Я могу предложить вам программу, которая позволит проверить готовность вашей техники к параметрам нового тысячелетия”. Обычно в этом случае ему отвечают “OK”, но могут вежливо отказать, сославшись на то, что у них такая программа уже есть, что их специалисты смогут справиться с проблемой самостоятельно. В любом случае предприимчивый программист оставляет свой телефон, будучи уверен, что в конечном итоге ему позвонят и воспользуются предложенными услугами. Его уверенность основывается на хорошем знании англичан, вернее – лондонцев.

Они готовы заплатить за услугу, но только не напрягаться умом ради какого-либо одноразового действия. Попробовали, например, сами что-либо заархивировать – не получилось. Тут же отправляют e-mail поставщику компьютерных услуг, по кредитной карточке перечисляют необходимую сумму (благо, для этого не надо отрываться от компьютера!) – и получают желаемое. Все быстро и просто. Но это у них. А у нас…. У нас совсем другое мышление.

Мальчишки нашего города осваивают компьютер нередко методом “тыка”. Их карманы набиты дискетами, и они постоянно что-то переписывают, копируют – программы, фоны, картинки. Когда в нашу школу 2 недели назад доставили новый компьютер, через неделю он был “нашпигован” новейшими версиями Нортона, Фара, Фронт-пэйджа и проч. И каждый “дающий” получал при этом огромное удовлетворение.

Из диалогов на улице и в коридоре.

- Алла Николаевна! Хотите 5- ую версию Internet Explorer?

- Нет, не хочу.

- Почему?

- Потому что она англоязычная.

- Жаль, а то она у меня есть.

- Алла Николаевна! Перепишите себе Нортон-антивирус.

- Не надо, у меня есть AVP.

- И это перепишите, когда-нибудь пригодится.

- Давайте уберем из машины программу Exel, ведь мы ею не пользуемся.

- Что вы, вдруг она кому-либо пригодится?

Разве только на компьютере можно получать дистанционное образование? Когда мы читаем книги прошлых веков – это тоже отчасти во времени и пространстве дистанцированное образование. Однако компьютерное дистанционное образование весьма специфично. Оно синтезирует техническое и гуманитарное знание. Мне не раз приходилось видеть, как гуманитарии в поисках необходимой информации в Интернете были вынуждены осваивать те или иные технические операции, а технари непроизвольно начинали совершенствовать языки, особенно русский, вечно хромающий у современной малочитающей молодежи.

Дистанционное образование – это бездна возможностей: думай, выбирай, пробуй. Хочешь узнать значение твоей фамилии? Открывай сайт “Русская традиционная культура”. Хочешь познакомиться с работой славянской школы в Австралии? В любой поисковой системе найдешь необходимый адрес. Хочешь иметь конкурсные регулярные задания по различным предметам? Сотрудничай с “Эйдосом”. А если ты захотел совершенствоваться в английском – тут просто безбрежное море возможностей.

Я много лет изучаю адыгскую традиционную музыку и знаю о ней немало, но распорядиться этими знаниями удается не всегда. Наши книги выходят очень маленькими тиражами и только на русском языке. В то же время адыги, проживающие в 50-и странах мира, серьезно хотят изучать свою культуру. Совместить такие интересы могут только дистанционные программы.

В прошлом году мне приходилось рассказывать о работе школьного Интернет-клуба неоднократно. Многие даже в нашей школе слушали выступление как забавную историю, не имеющую к ним никакого отношения. Один компьютер на всю школу (700 учащихся) – как он может на кого-то влиять? Уж это точно не наш элемент жизни. Если в обычном японском классе только 1-2 ученика не имеют дома компьютеры, то в нашем городе, напротив, только 1-2 ученика их имеют.

В таких условиях дистанционное образование пока возможно только в “школьном варианте”, т.е. под патронажем педагога (локального координатора), с учетом его симпатий, пристрастий, жизненного опыта. В этом случае формируется не “чистое” дистанционное образование, а некий симбиоз традиционного и новационного в режиме абсолютно новых взаимоотношений учитель-ученик. Такая опосредованность – не на пользу дистанционному образованию, но в определенных условиях она неизбежна.

Сегодня дистанционное образование более всего необходимо взрослым. Оно дает им свободу и раскрепощенность, которые в условиях традиционных форм явно ущемляются. Известно ведь, что слушать тяжелее, чем говорить. Дистанционная форма дает возможность взрослому не чувствовать свою ущербность, работать за машиной столько и тогда, сколько можется и когда хочется. Спрашивать и узнавать, не стесняясь и не боясь насмешки или косого взгляда. Компьютер – идеальный бесстрастный посредник в непростом образовательном процессе.

Мне нравится искать и получать в Интернете информацию о новых книгах, материалах, касающихся моей профессии и моих интересов. Деньги на покупку методической литературы нам не выплачиваются. А те, кому они выплачиваются, скорее всего, тратят их на питание. В этих условиях Интернет – мои курсы ФПК, мои современные университеты и одновременно – мой досуг. Все не так просто, как кажется с первого взгляда.

Я взрослый самостоятельный человек, но перед компьютером я - ученица.

- Сын, заархивируй мне мою статью, пожалуйста.

- Мама, когда ты начнешь это делать сама?

- Не знаю, я сосредотачиваюсь на смысле, в моей оперативной памяти нет места, чтобы запомнить твой зип.

- В таком случае загрузи на мой “жесткий диск” сочинение по Грибоедову.

- Когда ты свой “жесткий диск” подстрижешь, оброс весь.

- Тогда, когда ты зип выучишь.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Соколова А.Н. Созидатели Интернета // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 11 мая. http://www.eidos.ru/journal/2000/0511-03.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта