EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Педагогическая концепция школы определяет базовую основу сайта...»
Андрианова Г.А., канд. пед. наук, г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеФункции субъектов ДО

 


Функции субъектов дистанционного обучения в структуре школьного образовательного сайта

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО, г.Москва

Николаев Евгений Анатольевич, школа индивидуального развития "Мыслитель"

Сайт школьного учреждения в сети Интернет - это новое образовательное средство обучения учащихся, педагогические основы которого нуждаются в разработке. В связи с интенсивным развитием информационных технологий роль образовательных сайтов в деятельности школ возрастает. От содержания, организационной структуры и функций образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и учебные процессы, происходящие внутри школьного заведения.

Педагогическая концепция школы и её основные структурные элементы определяют базовую основу сайта. Направленность образовательного сайта определяется общей ориентацией учебного заведения, из которой следуют функциональные назначения отдельных блоков сайта. Функциональное назначение каждого блока сайта определяется направлением концепции школы. Школьный сайт решает две задачи. Во-первых, деятельность учеников и педагогов отражается на сайте для внешних посетителей. Во-вторых, школьный сайт - инструмент для эффективного решения традиционных задач очного обучения: организации дистанционных родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.

Конструирование образовательного сайта учебного заведения для решения актуальных проблем учебной деятельности опирается на разработку и определение функций субъектов такой деятельности. Школьный сайт является эффективным инструментом для решения задачи расширения образовательных траекторий очного обучения, организации процесса дистанционного образования в школе, информационной поддержки учащихся и педагогов, локальных координаторов.

Учащийся школы, как основной субъект очного и дистанционного обучения, выполняет в структуре сайта следующие функции:

1. Создает новый творческий продукт, на основе которого происходит его коммуникативная дистанционная деятельность - участие в дистанционных научно-практических конференциях; защита творческой работы в чат и видео конференциях и т.п. Свою учебную продукцию, оформленную в htm-формате, школьники могут размещать в специально отведенных местах на сайте, например, картины - в живописной мастерской, сочинения - в литературной хрестоматии или в школьной электронной газете, работы по естествознанию - в научном ученическом журнале. Учебная продукция и другая информация каждого ученика связана системой гиперссылок с рабочими местами других пользователей сайта - учителей, психологов, администрации. Данная система предполагает наличие разных уровней доступа к данным, защиту информации специальными паролями.

2. Школьник ведет коммуникативную образовательную деятельность с другими субъектами дистанционного обучения, выстраивает систему взаимодействия с ними. Размещенные на школьном сайте веб-конференции или доски объявлений служат основой для проведения конференций по учебным предметам как внутри школы, так и за её пределами в дистанционных проектах и олимпиадах.

3. С помощью учителя или локального координатора (родителя, психолога) учащийся осуществляет управление процессом организации своей дистанционной учебной деятельности: проводит личное целеполагание, соотносит свое планирование с целями и задачами других субъектов дистанционного обучения, анализирует свои учебные результаты, корректирует план деятельности. Данный процесс на сайте отражается с помощью личного дневника учащегося, куда он и его педагог заносят различные сведения, заметки, суждения. С помощью специальных компьютерных программ проводятся графические выкладки результатов учебной деятельности учащегося на основе разработанных параметров учета: статистика успехов учащегося в том или ином предмете, краткая и подробная диаграммы роста его достижений, фиксация неуспеваемости и т.п.

4. Учащийся приобретает новые универсальные умения и личностные качества в результате дистанционной деятельности и преобразовывает уже имеющиеся, с выводом последних на качественно новый уровень.

Локальный педагог-координатор, ведущий дистанционную учебную деятельность на месте, то есть в обычной школе, которую посещают учащиеся, включенные в дистанционную деятельность, является одним из основных субъектов дистанционного обучения.

Такими координаторами-организаторами могут быть учителя-предметники, администраторы школы, заведующие учебной и воспитательной работой в школе, методисты предметных объединений и др. Следует отметить изменение повышение уровня профессиональных функций очных педагогов, которые из передатчиков знаний превращаются в организаторов учебного творческого процесса. Используя разработанную и применяемую в Центре дистанционного образования "Эйдос" креативную технологию организации дистанционной учебной деятельности (1), региональный локальный координатор пересматривает традиционный подход к роли и функциях учителя в школе.

Перечислим функции локального координатора, осуществляющего организацию учебного процесса и взаимодействие с субъектами дистанционного обучения. Локальный координатор:

1. Создает условия для вовлечения учащихся в дистанционные проекты, олимпиады и другие формы - находит и доводит до сведения учащихся информации о дистанционных учебных мероприятиях, размещая данную информация на школьном образовательном сайте в специальных разделах; составляет список участников дистанционных мероприятий и размещает их визитные карточки на школьном сайте (все это может быть сделано с привлечением самих учащихся, а также технических специалистов), организует возможность доступа учащихся к техническим средствам и телекоммуникационным технологиям.

2. Выделяет с помощью учителей-предметников или методистов базовые знания, умения и навыки, которые учащиеся могут приобрести, работая в той или иной форме дистанционной деятельности, и подготавливает специальный учебный раздел для сайта. По всем учебным предметам могут создаваться страницы со ссылками на ресурсы сети Интернет, которые используются как учителями, так и школьниками. Для учеников на сайте располагаются базы данных с ресурсами по изучаемым образовательным областям, включаются поисковые системы и средства навигации. Полезными для учеников являются страницы с тестами по разным предметам.

3. Организует очные и дистанционные элементы учебного процесса, определяет их соотношение в учебной деятельности учащегося, а также в своей деятельности. Школьный сайт должен иметь разделы, позволяющие помочь администрировать образовательный процесс. По всем учебным предметам могут создаваться веб-квесты - страницы сайта со ссылками на внешние ресурсы сети Интернет, которые могут использоваться как во время занятий, так и в самостоятельной работе школьников. Учителю не придется тратить время очного урока на диктовку домашних заданий и рекомендаций к ним, все это можно оставлять для школьников на сайте. Там же могут размещаться и выполненные учениками работы, что обеспечит их наглядность и ускорит организацию контроля.

4. Координирует сам процесс учебной деятельности учащихся в ДО, определяет приоритеты и расстановка акцентов.

Умелое применение методических инструкций дистанционного педагога для организации деятельности по созданию образовательного продукта; Школьный сайт имеет разделы и функции, позволяющие улучшить систему администрирования учебно-воспитательного процесса. Дирекция школы с помощью различных списков рассылки может оперативно информировать учеников, учителей, родителей о текущих мероприятиях, обсуждать насущные проблемы, осуществлять диагностические процедуры. Школьный сайт полезен для взаимодействия с Департаментом образования, другими школами региона, образовательными фондами и организациями, связанными с деятельностью школы (вузы, библиотеки, музеи, театры, санитарная и пожарная службы, магазины учебных пособий и т.д.)

5. Организует в школе дистанционную работу с болеющими учениками: рассылает и принимает учебные задания для таких учеников; "закрепляет" болеющих учеников за здоровыми из этого же класса для дополнительных дистанционных консультаций; проводит консультации родителей на тему дистанционной поддержки обучения их детей. Результаты семинаров с родителями, учебные программы, занятия для болеющих учеников размещаются при поддержке технического центра школы на самом сайте. На школьном сайте также необходимо размещение методической базы для учителей, в которую войдут учебные планы, программы, конспекты уроков, видеоматериалы, аудиокурсы, подготовленные школой и материалы к ним.

 

Литература:

1. Хуторской А.В. Принципы разработки и применения креативных технологий личностно-ориентированного дистанционного обучения // Интернет. Общество. Личность: Международная конференция: Тез. докл. - С.-Пб.: Институт "Открытое общество", 1999. - С. 264-266.

2. Хуторской А.В., Андрианова Г.А., Николаев Е.А. Педагогические основы образовательного сайта // EIDOS-JOURNAL. - 2000. - Вып.16. - http://www.eidos.ru/journal/title.htm. E-mail: eidos@accessnet.ru.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г.А., Николаев Е.А. Функции субъектов дистанционного обучения в структуре школьного образовательного сайта // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 19 мая. http://www.eidos.ru/journal/2000/0519-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта