EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Особенностью дистанционного образования является акцент на самостоятельную работу...»
Золотайко М.Л., преподаватель, г.Владивосток
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образование Проблемы организации курсов ДО

 


Проблемы организации курсов ДО

Золотайко Марина Леонидовна, преподаватель информатики, АК ВГУЭС, г. Владивосток

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ В ДО

Основной особенностью любого дистанционного образования является больший акцент на самостоятельную работу школьников. Эта особенность оказывается и наибольшей трудностью для учащихся. Совместная деятельность учителя и учеников, их взаимодействие составляет основу, структурный стержень учебного процесса, в том числе и для тех случаев, когда самостоятельная работа учащихся занимает в этом процессе значительное место. И в этом взаимодействии чрезвычайно важна четкая работа каждого партнера.

Какие же проблемы видятся мне при самостоятельной работе школьников?

Во-первых, психологическая неподготовленность учащихся к работе, требующей повышенного произ-вольного внимания, четкости выполнения отдельных действий и операций, самостоятельного принятия решений, другими словами, отсутствие культуры умственного труда. Дело в том, что работа учащихся над тем или иным курсом в Интернет требует от них точного следований инструкциям к заданиям, организации их индивидуальной или совместной с партнерами деятельности.

Учащиеся, привыкшие к ежеминутной опеке в классе со стороны учителя, как правило, не прочитывают задания до конца, не видят подсказок меню, часто обращаются к куратору с вопросами технического порядка. Я думаю, что проблему такого рода можно решить путем четкого дозирования инструкций по объему, так как слишком длинные и излишне подробные задания резко снижают мотивацию учащихся к продолжению работы с курсом, затрудняют успешную деятельность учеников.

Во-вторых, отсутствие достаточно прочных пользовательских навыков, в частности умения работать в редакторе текстов, включая начальные кавыки работы с клавиатурой, умения работать с файлами (запуск программы, запись текстового файла), не говоря уже о пользовании телекоммуникационными технологиями, различными ресурсами Интернет. Такая подготовка не требует много времени, однако ее недостаток может резко снизить мотивацию к самостоятельной работе учащихся, стать причиной снижения темпа работы и ее успешности.

В настоящее время пользование компьютерными телекоммуникациями входят в программу школьного курса информатики, но для школьников 5-7 классов требуется помощь, кроме того очень часто учитель сам формирует программу преподавания информатики, иногда решая этот вопрос в пользу программирования. Здесь я могу предложить предусмотреть возможность обращения учащихся к консультанту сервера, который может дать некоторые полезные ученику рекомендации, но, разумеется, в его обязанности не входит обучение ученика пользовательским навыкам.

Третья проблема - проблема самоорганизации. В общем же, особенностью организации обучения по дистанционным курсам является тот факт, что учащиеся могут подключаться к серверу в удобное для них время. С одной стороны, это безусловно преимущество данной формы обучения, позволяющей учащимся работать в комфортном режиме. С другой стороны, эта же особенность требует от учащихся самодисциплины, поскольку все задания должны быть отправлены куратору в срок, в соответствии с учебным планом и графиком отчетности курса. Эта проблема решается объединением в группы сотрудничества.

При работе в группах любая задержка выполнения задания, задержка ответа на запрос партнера приводит к сбою темпа работы и, соответственно, результативности всей группы. Именно поэтому работа в группах сотрудничества служит стимулирующим фактором для соблюдения дисциплины совместной и индивидуальной деятельности по плану-графику курса. Единственным ограничением по времени может быть плановая конференция с использованием тех технологий, которые позволяют общаться в режиме реального времени и проводить консультации, обсуждения, презентации и т.п.

В-четвертых, умение грамотно формулировать свою мысль. Высокий уровень интерактивности, обеспечиваемый Интернет, требует определенных навыков от пользователя, в частности умения грамотно сформулировать запрос. Такое умение особенно значимо для обучения иностранному языку, так как запрос приходится формулировать на иностранном языке, что формирует внутреннюю потребность использовать иностранный язык по его прямому назначению, т.е. как средство общения. Тут трудно что-либо сказать, скорее всего необходимо повышать общий уровень интеллекта, образования ученика.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КУРСА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ с группой обучаемых условно включает в себя три этапа.

1. Формирование учебной группы.

Набор учебной группы обучаемых по заранее сформулированным критериям отбора. Этап формирования учебной группы начинается с организационных мероприятий по подбору учебной группы. Для этой цели можно использовать различные виды рекламы как в телекоммуникационных сетях, так и в средствах массовой информации. Желающим получить более полную информацию об условиях обучения предлагается контактный адрес электронной почты (e-mail) учителя-куратора, набирающего группу. Контакт через электронную почту позволяет в определенной степени идентифицировать возможности потенциального обучаемого работать в телекоммуникационной сети.

Желающим обучаться по курсу учитель-куратор сообщает URL - адрес WWW - сервера, на котором находятся электронные бланки персонального формуляра, анкет и тестовых заданий, которые предлагается заполнить. Выполнение этих процедур необходимо для уяснения учителем-куратором степени подготовленности обучаемых, их индивидуальных особенностей, интересов и способностей и формирования на основании этого групп и пар для парной и групповой работы.

После получения заполненных формуляров, анкет и результатов тестирования от требуемого количества желающих обучаться учитель-куратор формирует группу и пары обучаемых по предполагаемым способностям и возможным общим интересам, принимая во внимание их индивидуальные качества. Каждому ученику, успешно прошедшему тестирование, по e-mail учителем-куратором посылается сообщение о том, что по результатам тестирования он зачислен в группу. Успешность этого этапа целиком и полностью зависит от самого ученика, он его желания и настойчивости стать дистанционным учеником. Как же можно стимулировать учителей сначала стать самим учеником ДО, а потом использовать эти знания, умения и навыки в учебном процессе? Самый действенный способ для большинства учителей - материальный.

2. Подготовка учебной группы к дистанционному обучению,

Знакомство учащихся друг с другом, установление между ними телекоммуникационного взаимодействия. Распределение учащихся на группы и пары для групповой и парной работы. Предварительное ознакомление учащихся с общей организацией и содержанием курса, формирование начальных навыков дистанционного доступа к электронным учебным материалам. Доведение до каждого участника обучения плана-графика выполнения обучаемым программы курса с указанием порядка и периодичности телекоммуникационного обмена сообщениями с учителем и партнерами.

Этап подготовки учебной группы к дистанционному обучению начинается с рассылки каждому обучаемому общего списка учебной группы с e-mail адресами каждого из учащихся для знакомства друг с другом и возможного телекоммуникационного общения. В этом списке также определяются пары обучаемых, если парная работа предусмотрена курсом.

Другим организующим документом, рассылаемым каждому обучаемому на этапе подготовки, является план-график выполнения программы курса. В плане-графике в хронологическом порядке приводится программа курса, указываются граничные сроки выполнения заданий этой программы, определяются порядок, содержание и периодичность обязательного телекоммуникацион-ного обмена сообщениями с учителем и партнерами.

Для приобретения начальных навыков дистанционного доступа к электронным материалам курса, получения общего представления о составе и структуре этих электронных материалов, устранения возможных затруднений как технического, так и психологического свойства при работе с курсом и телекоммуника-ционном общении с партнерами и учителем первым пунктом в плане-графике следует предусмотреть соответствующие задания:

"Войти в меню курса и ознакомиться с его гипертекстовой структурой",

"Поупражняться в доступе к различным фрагментам курса",

"Ознакомиться с содержанием справочных материалов" и др.

Ознакомление с общим содержанием курса и его структурой представляет собой самостоятельный и произвольный просмотр всей гипертекстовой структуры курса с целью привыкания к ней. С этой же целью в процессе просмотра курса учащимся предлагается также скопировать несколько файлов и попытаться поработать с ними.

Этот этап очень важен, т.к. создает общий настрой на обучение у ученика. Именно здесь важна оперативная обратная связь со стороны дистанционного педагога. Ученик проверяет свои умения и навыки пользователя персонального компьютера, формирует навыки работы с курсом, получает консультации методистов. У меня на этом этапе проблемы были из-за отсутствия необходимых умений и навыков по копированию документов с сервера, по заказу информации с сервера, но все они решились на этом этапе и в дальнейшем таких проблем не возникало.

3. Организующие действия учителя в ходе обучения. Основная цель организующих действий учителя-куратора на этапе обучения состоит в создании необходимых условий для успешного выполнения обучаемыми плана-графика обучения. Опыт показывает, что учителю-куратору приходится вести весьма интенсивную переписку с обучаемыми. При этом пик этой интенсивности относится к начальному периоду обучения.

Именно на этом этапе у обучаемых, как правило, возникает много вопросов и неясностей, а у учителя-куратора, соответственно, - проблема физической возможности в сжатые сроки ответить на все письма обучаемых. Тем не менее принцип обязательного ответа на каждое письмо обучаемого должен неукоснительно соблюдаться. Выше я уже говорила о путях решения этой проблемы. Здесь же хочу добавить вот что: для того чтобы эффективность телекоммуникационного обмена сообщениями учителя с учениками и учеников друг с другом была выше, учителю-куратору необходимо заранее определить для всех участников телекоммуникационного общения его этикет. Основными требованиями этого этикета являются: вежливость и корректность, краткость, четкость формулировки своих мыслей, обязательность ответа, не злоупотребление вре-менем и вниманием учителя-куратора и партнеров.

ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ДИСТАНЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Организация курсов ДО включает проблемы не столько технического плана, которые при наличии финансирования достаточно просто решаются, сколько педагогического, содержательного. Концепция дистанционного обучения в России должна прежде всего касаться проблем педагогических. Однако педагогические проблемы должны решаться не в абстрактном пространстве безграничных возможно-стей, а с учетом как конкретных наличных технических решений, так и перспектив развития технологии ДО. Иначе, как это уже бывало неоднократно в прошлом, материальные затраты на технико-организационную структуру окажутся либо просто не-востребованными из-за отсутствия наполняемости сетей, либо, что, пожалуй, еще хуже, будут заполняться несостоятельной или устаревшей в научном отношении информацией.

Организация ДО в различных системах образования предусматривает необходимость разработки тщательно продуманных педагогических аспектов проблемы, направления организации не просто информационной, а именно образовательной среды для широких слоев населения, желающих получить то или иное образование, конкретный курс обучения в любом регионе, независимо от возраста и социального статуса учащегося.

Поэтому курс обучения должен содержать следующие положения:

В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность ученика. Необходима более гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, когда и где это удобно обучаемому. А с другой, чтобы обучаемый не только овладел определенной суммой знаний, но, что представляется гораздо более важным, чтобы он научился самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овла-дел способами познавательной деятельности, которые он мог бы применять в дальнейшем при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т.д.

Это положение очень важно для России, по моему мнению, т.к. мы привыкли быть "приписаны" к одному заводу, к одной квартире, к одной профессии. Для нас психологически очень трудно поменять что-то в своей жизни. Мне пришлось из инженеров стать учителем. Я знаю, что это такое. Дистанционное обучение поможет приобрести новую профессию или новые знания, которых не хватает на новой работе.

Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемого с самого начала необходимо вовлечь в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности. В ходе такого обучения учащиеся (любого возраста и социального статуса) должны прежде всего научиться приобретать и применять знания, ис-кать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Это особенно актуально на курсах дополнительного образования, когда новая работа уже есть, а знаний не хватает.

Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает в не мень-шей степени, чем в очном обучении, использование новейших педагогических технологий, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности (умению работать в коллективе, выполняя различные социальные роли, помогая друг другу в совместной деятельности, решая совместными усилиями подчас сложные познавательные задачи).

В первую очередь речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских, проблемных методов, разноуровневого обучения, модульного обучения и пр. Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.

Обучение дистанционно предусматривает ту или иную форму дифференциации, поскольку оно изначально нацелено на образовательные услуги. Следовательно, совершенно необходимы технологии разноуровневого обучения там, где это возможно, либо другие известные в дидактике способы дифференциации, доступные используемым средствам информационные технологий. Разные уровни важны для определения как начального уровня подготовки, так и темпы продвижения обучения. Пожалуй, и на оценку это может влиять. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, способностью, умением применять полученные знания в различных проблемных ситуациях должна носить систематический характер, строиться, как на основе оперативной обратной связи (заложенной в тексте материала, а также возможности оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

Интерактивность - ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения.

Кроме того, чрезвычайно важно предусматривать высоко эффективную обратную связь, чтобы обучаемые могли быть уверены в правильности своего продвижения по пути от незнания к знанию. Такая обратная связь должна быть как пооперационной, оперативной, так и отсроченной в виде внешней оценки. Мотивация - также важнейший элемент любого курса дистанционного обучения. Для этого важно использовать разнообразные приемы и средства. Структурирование курса дистанционного обучения должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю. Объемные модули или курсы заметно снижают мотивацию обучения.

По моему мнению, курс ДО должен обладать следующими свойствами:

Развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса (определения, теоремы), а также в логической структуре изложения (последовательность, взаимозависимость частей).

Удобной для пользователя системой управления структурой (преподаватель может задать любую форму представления и последовательность изложения материала, что позволяет один и тот же учебный материал использовать для аудитории разной степени подготовленности и для различных видов учебной деятельности). Использование, если это методически оправдано, звука, анимации, графических вставок, слайд-шоу и т.п. Учащийся также должен иметь возможность распечатать любую "страницу" подобного учебника; учебник должен быть доступен ученику, по возможности, несколькими способами (например, и по Интернет, и на СD-диске). Наличие подсистемы контроля знаний, интегрированной в учебник. Для того, чтобы улучшить курс ДО в конце обучения можно провести рефлексию среди учеников, куда можно вставить вопросы типа:

Были ли цели курса ясными с самого начала обучения?

Какие цели были наиболее и наименее достижимыми? и т.п.

АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОДГОТОВКА КАДРОВ.

В первую очередь для создания курсов ДО необходимо реально продвижение федеральной целевой программы, принятой в 1995 г ., огромные материальные средства для создания центров ДО при академических институтах; региональные центры, созданные при поддержке ВУЗов регионального масштаба; для поддержки отдельных педагогов-энтузиастов. Главная проблема - материальные средства + кадры. Деньги можно найти у различных фондов под конкретные программы, которые потом поддерживать из региональных и федеральных фондов. Кадры - те люди, чьи работы заслужили гранты фондов, теперь их идеи надо поддержать идеологически и материально.

Эффективность организации курсов ДО зависит от подготовки и состава кадров.

При разработке курса необходим преподаватель-предметник, который курс разработал вместе с методистом-дистанционником, владеющим технологиями ДО; для работы с сетевыми технологиями, наладки оборудования необходим инженер-сетевик, инженер-электронщик; куратор-модератор курса, который этот курс проводит.

В обязанности модератора входит:

1) задание контекста, которое предполагает:

- открытие обсуждения,

- утверждение правил,

- утверждение повестки.

2) ведение обсуждения, которое включает:

- высказывание оценок, одобрения,

- подсказывание.

3) мета-функции, которые включают:

- мета-комментирование,

- организацию перекрестного обсуждения.

Результатом активности модератора должно стать создание такой атмосферы, которая бы способствовала процессу эффективного учения.

Кадры для создания курсов ДО необходимо готовить еще в университетах, путем создания дополнительного курса, на котором желающих студентов обучали бы основам информационных технологий и главное - педагогическим технологиям, нацеленным на грамотное ис-пользование всего многообразия компьютерных и прочих технологий в педагогическом процессе в школе, вузе. Либо, ввести в курс методики преподавания конкретных предметов соответствующие разделы в качестве обязательных.

Решить эту проблему можно и путем пересмотра содержательной части курсов подготовки и переподготовки специалистов педагогических профессий. Для повышения эффективности дистанционного обучения, необходимо чтобы такие квалифицированные курсы вели дипломированные педагоги.

В рамках правового и законодательного обеспечения ДО необходимо провести сертификацию разрабатываемых учебных курсов. В настоящее время процесс публикации в сетях не подлежит никакой регламентации. Есть опасность того, что создаваемое образовательное пространство может быть заполнено продукцией сомнительного качества. Необходимо продумать охрану авторского права на сетевые публикации. Для начала обсудить этот вопрос со специалистами других стран, где уже наработан опыт в этой области.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Золотайко М.Л. Проблемы организации курсов ДО // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 26 мая. http://www.eidos.ru/journal/2000/0526-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта