EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Используя ДО, надо помнить, что на данном этапе все мы можем оказаться учениками...»
Коптюг Н.М., учитель, г.Новосибирск
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеНоу проблемс, сэр!

 


Ноу проблемс, сэр!

Коптюг Нина Мартиевна, учитель высшей категории, английский язык, школа 130, г.Новосибирск

1. КТО ЕСТЬ КТО В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Используя дистанционные методы обучения, каждый из нас должен помнить, что на данном этапе все мы можем оказаться учениками. Обучившись работать на компьютере, набирать адреса, находить информацию, формулировать задания для учеников, мы регулярно попадаем в такое положение, где нам требуется помощь специалиста. Мне приходилось наблюдать разные образцы поведения учителя на уроке в типичной ситуации: ученик спросил значение слова. Учитель тоже не знает слова. И у себя на уроках, и читая лекции по повышению квалификации учителей английского языка, я всегда даю один и тот же совет. Не стыдись признаться. Английский язык для тебя не родной. Привожу примеры, когда я находила выражения, которых не знали англичане-носители языка, например, body English.

То же самое верно и при обучении дистанционными методами. Если компьютер "завис", нужно обратиться к технику, а не делать вид, что сам все умеешь. Выполняя международные проекты, я постоянно чувствую свою отсталость. То, что для американцев является давно пройденным этапом, для меня в новинку. Если сложно мне, то еще сложнее моим ученикам. Лишь убедившись, что мы "говорим на одном и том же языке", то есть владеем необходимой лексикой и навыками обращения с новейшими технологиями, можно переходить к дистанционному уроку по предмету.

2. ЗАЧЕМ ШКОЛЕ ДЕНЬГИ?

Так называлась одна из моих публикаций в газете "Советская Сибирь". Наша школа получила Интернет-класс в дар от фонда Сороса в 1997 году. Беседуя с делегацией Джорджа Сороса, прибывшей к нам на торжественное открытие класса, я спросила, будет ли поддержка в дальнейшем. Мне ответили, что это не запланировано, так как директор составил заявку на грант, включив в нее лишь непосредственно покупку оборудования, а не дальнейшее функционирование. Финансировать подключение к сети Интернет и оплачивать расходы обещали администраторы разных уровней.

Денег в области вечно нет, и мы регулярно оказываемся без связи. Понятно, что проблемы всероссийского масштаба в одночасье не решить, но планировать по-иному можно. В частности, просчитывать, во что обойдется содержание Интернет-класса, и запрашивать соответственные суммы у властей, пытаться включать их в бюджет. Интернет - дело новое. В условиях, когда не хватает учебников, нет денег на школьные завтраки, учителям не платят зарплату, бесполезно доказывать, что нам нужна связь со всем миром. Работа держится на одиночках-энтузиастах.

Если начинать работу по дистанционному преподаванию, необходимо обеспечить ее финансирование.

3. ДИСТАНЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ.

Есть такая старая шутка: каждый, кто обращается к психологу, должен проверить, все ли у него в порядке с головой. Как учитель, я не испытываю никаких психологических проблем от того, что постоянно общаюсь с людьми через Интернет. Иногда мы посылаем друг другу свои фотографии в формате JPG, иногда нет. Независимо от того, видели ли мы друг друга, некий образ собеседника, партнера по проекту всегда есть.

Любой начинающий учитель и ученик должны преодолеть психологический барьер: сначала постоянно хочется видеть и слышать собеседника. Нужно приучить себя к тому, что твоим материалом будет пользоваться человек, которого не видишь, и привыкнуть к необычным формам обратной связи. Например, вместо сборника упражнений и тетрадки с выполненной домашней работой - набранный на компьютере и пересланный электронной почтой текст.

Составляя руководство для учителей-пользователей сети, участников проектов, сотрудники Нью-Йоркского офиса I*EARN <www.iearn.org> спросили меня, с какого уровня лучше начать, предложили мне оценить свои познания и умение пользоваться новейшими технологиями. Я ответила известным клише: представьте себе, что перед вами - врожденный идиот. Теперь пишите. Мне сообщили, что распечатали мой ответ и привесили его над каждым рабочим столом. Чувство юмора в виртуальной реальности есть.

Мне приходится работать с людьми, которые отстоят очень далеко от нас по уровню технологии. В самых богатых странах мира, согласно данным ООН, проживает 20% населения планеты. Им принадлежат 86% мировых доходов, 91% пользователей Интернет, 74% телефонных линий. Для сравнения, беднейшие страны, такие, как Лаос и Эфиопия, имеют около 1% пользователей Интернет и телефоном. Не знаю, на каком месте находится Россия, думаю, не в первой десятке. Знаю на своем примере, каково представление о нас. Каждый раз, как я посылаю заявку на участие в проекте, получаю письмо примерно такого содержания: "Как, мы считали, что в Сибири вечная зима, белые медведи и каторжники, а у вас даже Интернет есть?!"

Я поместила для учителей сообщение о конкурсе "Дистанционный учитель", отклики и просьбы присылать информацию получила уже на следующий день. А работы моих старшеклассников побудили координаторов проекта обратиться ко мне с просьбой: "Помогите преодолеть негатив, дети пишут в сочинениях о будущем про свои страхи, нужно дать им положительный заряд". Что ж, как ни странно, с этим у нас пока проблем нет. Видимо, сказывается особая интеллектуальная среда, присущая Академгородку. Многие школьники растут в семьях ученых и привыкли к любой проблеме подходить научно, искать пути ее решения.

4. КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ!

В течение 1997-1998 учебного года по приказу директора школы все учителя должны были пройти обучение в Интернет-кабинете, получить имя пользователя, пароль. Затем должны были обучиться старшеклассники. Младшие классы (до восьмого) было решено пускать в кабинет только вместе с учителем, что понятно. Нажмут не на ту кнопку или устроят кучу-малу - прощай, компьютеры!

Администрация школы неоднократно призывала других учителей пользоваться кабинетом, давать задания ученикам, не бояться новшества. Старшеклассники давно все освоили, с удовольствием посещают спецкурсы, выполняют задания. Недавно директор школы поручил мне выступить перед учителями с информацией о проектах, попробовать привлечь к их выполнению побольше людей.

Учителя истории и географии собрались в Интернет-кабинете, где мы и провели два часа. Сразу выявились психологические проблемы: люди стесняются своего незнания. "Мы даже компьютер включать не умеем, мы английского не знаем!" Передо мной они не стесняются, я не директор, не завуч. После двух часов спокойного разговора, просмотра уже существующих сайтов школы, в частности новостей, люди успокоились. Возникло понимание того, что можно организовать работу, разделив обязанности. Под руководством историков ученики напишут небольшие работы, переведут, учителя английского помогут проверить, далее я помогу организовать отбор работ для участия в проектах и их отправку электронной почтой в разные страны мира.

Выступление перед учителями английского языка оказалось сложнее. Часть моих коллег регулярно пользуется Интернет-кабинетом, ведут переписку, ищут что-то по сети, дают задания ученикам. Но вот заведующая рассказала о наших обычных текущих задачах - олимпиады, конкурсы сочинений, предметные недели. Грядет аккредитация школы, нужно тратить массу сил на заполнение бумаг, выполнение непривычных тестов. Моя информация об Интернет, о международных проектах и уже полученных результатах была воспринята в том же ключе: снова внеклассная работа.

Перегруженные работой в школе и на стороне, не получающие зарплаты учителя ничего не хотят. Налицо рассогласование элементов системы. Я не стала прошибать лбом стену. Если директор школы хочет, чтобы люди чем-то занимались, он и должен решать такие проблемы. Важно понимать, кто за какой уровень работы отвечает. Я могу обучить, дать информацию, организовать работу. Административно-управленческие проблемы должна решать администрация.

5. "ПИФ-ПАФ, И ВЫ ПОКОЙНИКИ!"

"Понимают ли российские пользователи наших уроков, что они не имеют права размножать, публиковать наши материалы без нашего разрешения? Соблюдают ли они копирайт?" - волнуются составители Мгновенных уроков, еженедельно появляющихся в Интернет (Instant Lessons <http://www.english-to-go.com>). "Обязательно пришлите нам письменное согласие на публикацию вашего эссе в нашем сборнике", - пишут партнеры по проектам. Если используются наши труды, то обязательно дается ссылка как на сайтах, так и в печатном виде.

В России, как известно, дела обстоят несколько иначе. "Нина, вы единственный человек из России, приславший мне просьбу дать разрешение на использование моих статей", - написал мне Майк Галлахер, американский журналист из газеты "Альбукерке Джорнэл" (The Albuquerque Journal). - "Берите и используйте все, что вам нужно!" Его прошлогодний цикл статей о России, за который он получил премию года в США, оказался прекрасным дополнительным материалом, я написала несколько уроков, взяв за основу его текст.

Третьего ноября с.г. я выступала перед учителями английского языка нашего города. Показала им несколько "Мгновенных уроков", предупредила, что прошу вернуть, так как у меня просто нет возможности лишний раз копировать и размножать. Сказала, что желающие могут подойти ко мне после выступления и договориться. Лишь одна из присутствовавших тридцати учителей так и поступила. После беседы прямо у меня на глазах часть присутствующих стала засовывать распечатки в сумки, пришлось обойти и забрать, однако одного экземпляра я потом не досчиталась.

Мы привыкли к видеопиратству, к несанкционированным переводам. Приезжающие в Академгородок американцы с недоумением спрашивают, как же у нас в институтах пользуются программным обеспечением без разрешения авторов. Многие россияне не знают самого слова "копирайт" и не задумываются об этом. Конкурс "Дистанционный учитель", устроители которого предупреждали в самом начале, что присланные материалы могут быть в дальнейшем использованы, - приятное исключение.

Правовое и законодательное обеспечение дистанционного обучения у нас практически отсутствует. Как в любом начинании, следует продумать, кого и чему мы учим, чего хотим добиться, какие предложим программы. Как охранять авторские права, интеллектуальную собственность. Прежде чем учить кого-либо иностранному языку на расстоянии, я должна убедиться, что мы уже говорим на одном языке, то есть владеем техническими навыками, по возможности исключающими недопонимание.

Возникла проблема любого порядка - и учитель, и ученик должны уметь ее увидеть, отождествить и совместно решить. Затем мы можем начинать обучение непосредственно по предмету, опираясь на созданную программу. Тема, цели и задачи урока, материал, конечный результат, способы контроля всегда должны присутствовать.Должны существовать правовые нормы, охраняющие авторство. Если программу или статью написала я, то мое имя должно быть указано везде, а не просто "учитель нашей школы… о школе написано…" На сегодняшний день многие из россиян - "разбойники" в том, что касается авторских прав

Должно быть финансирование, разумное расписание, взаимодействие на разных уровнях. Если учитель дает открытый урок в Интернет-кабинете, значит, этот урок входит в план работы. Любой учитель-предметник, работающий с новейшими технологиями, фактически должен освоить дополнительную специальность. Оплата его труда, установление категории и разряда должны соответствовать такой двойной специализации и двойной нагрузке.

6. ДАЙТЕ МНЕ ТОЧКУ ОПОРЫ!

Начинать надо всегда с себя. Можно, конечно, обращаться в ИПК, департаменты образования всех уровней. И сидеть сложа руки. Под лежачий камень вода не течет. Под тем местом, где ты уютно сидишь, трава никогда не вырастет. Суммируя, могу ответить по пунктам, что именно делаю я.

А) Сначала изучаю весь комплекс проблем, ставлю задачи перед собой. Школьники учатся печатать слова, тексты, находить информацию.

Б) Ищу единомышленников в школе, в районе, в городе. В школе выразили интерес три учителя английского языка, регулярно помогает решать технические проблемы заведующая Интернет-кабинетом Е.В. Гусельникова. В городе пока три учителя начали работать с моей помощью. Есть внимание со стороны органов образования благодаря моим многочисленным публикациям. Я не одинока.

В) Устанавливаю контакты в мире. Получив задание № 2, я провела по электронной почте блиц-опрос на тему: "Какие у вас возникают проблемы при дистанционном общении и обучении?"

Сет Ицкан, президент "Плэнет-тех Эссошиэтс" <www.planet-tech.com>, США: "Нам не удалось пока сделать так, чтобы участвующие в проектах учителя придерживались установленного нами графика работы. Нам нужно, чтобы они понимали технологию. Образование учителя так же важно, как образование учеников. Нам необходимо, чтобы учителя проверяли, что их ученики помещают на сайте форума. Они отвечают за работу своих учеников в сети".

Джуди Барр, преподаватель компьютерных классов, координатор международных проектов, Австралия: "Наша самая большая проблема - разница во времени и в сезонах. Когда у нас зима, в другом полушарии лето. Здесь спасают электронные конференции, с них можно скачать нужную информацию в течение года. В нашей школе у каждого ученика есть персональный компьютер, многие из них имеют доступ к Интернет дома, это помогает".

Сьюзен Мэсси, учитель английского языка, Калифорния, США:

"1. Несовпадение учебного года и каникул в разных полушариях.

2. Трудно сочетать работу над проектом и учебный план уроков, хочется поделиться с учениками всем полученным и найденным.

3. Когда школьники ведут переписку, важно помочь им переступить начальную стадию, когда их письма можно свести всего к нескольким фразам типа "Какая группа тебе нравится?" или "Есть ли у тебя парень?" Нужно помочь им осознать, что электронная почта дает им шанс получше узнать иную культуру. Я сама так много узнала о России, общаясь с тобой!"

Результаты блиц-опроса показали мне, что я не одинока. Я вижу, что проблемы у нас примерно одинаковые, хотя американцы, конечно, не ведают наших финансовых трудностей. В мире немало людей, готовых помочь учителю.

Г) Веду постоянные записи, участвую в конкурсах, разрабатываю собственную методику. Осенью ко мне обратилась заведующая кафедрой английского языка с просьбой дать ей информацию о международных проектах "для отчета в РУО". Сама она проектами не занимается. Видимо, не поняв, о чем я говорю, она резко оборвала меня: "Это вы для своего удовольствия развлекаетесь!" Позднее обиженно сообщила: "Вот такая-то школа заявила об участии в семнадцати проектах!" Я скромно заметила, что у нас проектов сделано больше. Правда, за количеством мы не гонимся, считаем результаты - количество сайтов, на которых помещены наши ученики. Три книжечки с трудами наших учеников, международный журнал, есть сертификаты участия. "Надо вести учет, как же я не поняла-то!" - вот такая теперь реакция.

Я сделала вывод: нужно дать программное обоснование, четче сформулировать задачи. Объяснить, чем и как мы занимаемся, чего добиваемся, как это связано с нашей повседневной работой.

7. ПРОПИСКА В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. О РЕЗУЛЬТАТАХ.

Проблем перенаселения в виртуальной реальности пока не наблюдается, но нельзя сказать, что там пустынно. Народу хватает. Отрадно, что "прописка" в гиперпространстве не зависит от национальности, цвета кожи, вероисповедания, не привязана она к географии. Мы все - граждане Земли. Очевидно, что поначалу американцам было сложно воспринять и поверить, что я на самом деле живу в Сибири и английский язык для меня не является родным. Мне немного тяжеловато было преодолеть стереотип восприятия ЮАР и обменяться посланиями страноведческого характера с учителем и учениками. Но первое знакомство людей, занятых общим делом, не затягивается, очень быстро мы привыкаем к такому общению. Расстояние - не помеха.

Задания конкурса заставили меня заново пересмотреть все накопившиеся по работе в виртуальном пространстве материалы. Описывая свой опыт, я постаралась показать точку зрения учителя-предметника, который нечасто оказывается за компьютером и еще реже выходит на международную арену. Когда мои коллеги в разных странах мира выразили живейший интерес к конкурсу, у меня появился лишний стимул к выполнению заданий. Я старалась писать так, чтобы мой опыт был понятен не только жюри, но и чтобы мне самой потом было легко обобщить и изложить свои мысли на английском языке. Если учителя других стран захотят организовать нечто подобное, у России появятся партнеры и можно будет думать о Дистанционном учителе года планеты.

Если я окажусь одним из связующих звеньев, я буду счастлива. Мои ученики проявляют живейший интерес к происходящему и "болеют" за меня. Я объясняю им, как можно сформулировать свои мысли, придерживаясь заданного объема, показываю на экране необходимые "инструменты", например, "счетчик" знаков и слов.

Я принимаю участие в конкурсе, потому что мне интересны задания. Кроме того, меня привлекает все, что связано с деятельностью учителя в виртуальном пространстве, и перспективы дистанционного обучения. Единственная трудность - перегруженность учителя, я работаю шесть дней в неделю в две смены.

Задания оригинальны, необычны, увлекательно сформулированы. Хочется узнать, каким будет следующий этап. Мне кажется, полезным результатом конкурса была бы база данных, "банк идей", куда вошли бы имена участников, информация о том, сколько нас по России, как мы делимся на группы по предметам, каких учителей больше, каких меньше. Хорошо бы устроители смогли опубликовать труды участников хотя бы в виде тезисов, это помогло бы нам узнать друг друга.

Ожидание самое простое: надеюсь победить!

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Коптюг Н.М. Ноу проблемс, сэр! // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 5 июня. http://www.eidos.ru/journal/2000/0605-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта