EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Дистанционное образование должно нести дополнительную, углубляющую функцию...»
Манахов О.В., учитель, г.Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеДополнительный характер ДО

 


Дополнительный характер дистанционного образования

Монахов Олег Валерьевич, преп. информатики школы - лаборатории № 363 МКО, г.Москва

Нет четкого осознания роли дистанционного образования в учебном процессе школы. Учитель и ученик имеют возможность постоянно видеться в процессе обучения (в школе), обмениваться информацией и осуществлять контроль за усвоением материала. Ученики, зачастую, не понимают необходимости в дистанционном общении с учителем: сказывается отсутствие опыта дистанционного образования в России, неразвитость структуры таковых сетевых ресурсов в русскоязычной части Internet.

Решение, на мой взгляд, состоит в том, чтобы целую серию предметов, не попавших по каким либо причинам в школьный компонент, а так же определенные темы, которые можно вынести за сетку основных часов, факультативы, могли бы преподаваться дистанционно. Нет смысла в школе выносить на дистанционное преподавание основные предметы, тем самым отбирая хлеб у учителя. Дистанционное образование должно носить характер дополнительный, пропедевтический или развивающий. В своей школе я поступил таким образом, вынеся тему "ЛВС" на дистанционное изучение и контроль как дополнительную тему к изучению.

Каждая школа имеет собственную программу, наработки и методики по предметам и темам, которые могли бы преподаваться дистанционно. В нашей школе, например, традиционно силен естественнонаучный компонент. Физика преподается с использованием компьютерных технологий. Весь курс жестко привязан к конкретной разработанной методике. Естественно, невозможно (очень трудно) создать дистанционный курс, который бы подходил всем, а не только учащимся нашей школы. Методика и содержание дистанционного курса в каждом конкретном случае напрямую зависит от тех учебных задач, которые решает школа в процессе обучения.

Решение состоит в разработке универсальных методик и содержаний преподавания дистанционных курсов, которые носили бы пропедевтический и развивающий характер в дополнение к традиционным методам преподавания. Каждый учитель - предметник, решивший работать в сфере дистанционного образования, должен решить - зачем, каким образом, для чего и в каком объеме такой курс будет использоваться в каждом конкретном случае.

Необходимо осознать, для чего нужно дистанционное образование, его назначение и роль в учебном процессе. Ведь главную роль в учебном процессе (необходимо признать), играл, играет и будет играть учитель, его личность, опыт и квалификация. Никакой дистанционный курс не заменит живого общения с учителем, не даст всей той полноты образовательного процесса, которую может дать учитель. Поэтому, повторяясь, скажу, что дистанционное образование должно нести дополнительную, пропедевтическую или углубляющую функцию, что, в совокупности с традиционными методами образования, даст полноценное среднее образование в соответствии с мировыми образовательными стандартами.

Никто не взвалит на себя такой тяжелый груз по разработке методик и содержания дистанционного курса бесплатно. Необходимо ввести в штатное расписание школ ставки специалистов по сетевой работе и дополнительные ставки дистанционных педагогов. Только в этом случае возможен какой - то прогресс в дистанционном образовании.

В моем случае, после объяснения идеи и механизма дистанционного образования, мне удалось заинтересовать некоторых учителей, но после обсуждения вопроса о том, кто это будет оплачивать - энтузиазм пропадает. Разработка дистанционного курса - это тяжелая задача, решение которой, несомненно, должно оплачиваться.

Что касается подготовки кадров: учитель - предметник не нуждается в какой - либо дополнительной подготовке. Необходимо готовить специалистов сетевой работы на базе учителя информатики, с преподаванием курса Internet технологий и программирования для Internet. Сейчас, подготовка учителя информатики (за редким исключением) не дает возможность использовать в полной мере возможности Internet в сфере дистанционного образования (программирование).

Сравнивать дипломы об образовании, полученные дистанционно или очно, на мой взгляд, пока неправомерно. Хотя это где - то работает - не знаю, не видел ни одного человека, получившего диплом таким образом. Уверен лишь в том, что учреждения, оказывающие услуги по получению какого - либо образования дистанционно, должны пройти жесткую сертификацию и постоянно контролироваться соответствующими комитетами на уровне министерства образования РФ. Слишком велика вероятность того, что получение высшего образования дистанционно станет общедоступным, простым, что приведет к снижению уровня полученных таким образом знаний. Поэтому, помимо контроля за деятельностью таких организаций, необходимо проводить итоговую аттестацию дистанционных студентов очно.

Материально - технические проблемы и программные вопросы. С этого надо было начинать! Тут проблемы всем понятны: оснащение школ компьютерной техникой, подключение школ к Internet (решается МИПКРО) посредством выделенных линий с собственными школьными серверами, наличие подготовленных специалистов и программистов для обслуживания техники и решения вопросов дистанционного образования.

Решение этого вопроса в том, что крупные организации, занимающиеся вопросами дистанционного образования, должны взять на себя хотя бы подготовку специалистов и координацию проектов по развитию дистанционного образования. Если на данном этапе эта задача невыполнима, то можно организовать в Internet общедоступный сервер по типу www.voting.ru, где заинтересованные организации могли бы воспользоваться разработанными технологиями для дистанционного контроля знаний учащихся (тесты) и создания обучающих Internet - программ. Можно было бы проводит рейтинговые опросы, по результатам которых распределять гранты, на которые те же школы могли бы приобретать компьютерное оборудование!

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Монахов О.В. Дополнительный характер дистанционного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 16 июня. http://www.eidos.ru/journal/2000/0616-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта