EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Передавая свой опыт, человечество лишь меняет способы, механизмы и методы...»
Соколова А.Н., канд. искусствоведения, г.Майкоп
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеМифы компьютерного клуба

 


Мифы компьютерного клуба

Соколова Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, руководитель Интернет-клуба школы славянской культуры, г.Майкоп

Человечество беспрестанно во времени и бесконечно в пространстве передает накопленный опыт каждому новому и новому поколению. Это также естественно и непреложно, как дышать, есть, пить. В этом - высшая сила человеческого духа и энергия бесконечности. Передавая свой опыт, человечество лишь меняет способы и формы, механизмы и методы, всякий раз приспосабливая и преображая для своих целей Природу и Технику.

Первобытный человек делился опытом только своим примером, действиями, вызывающими у более молодых различные чувства - подражание, зависть, восхищение, гордость и т.п. С появлением речи возникла возможность передачи опыта своеобразным "дистанционным" способом: не надо было ходить куда-то и совершать что-то. Опыт передавался рассказом или советом - как и что нужно сделать, чтобы достичь желаемого. При этом одни человеческие органы "выключались" из "образовательного" процесса, другие, напротив, начинали активно функционировать. Благодаря изменению соотношения слуха и зрения активизировалось воображение.

Снижение кинетических реакций порождало деятельность других. Контактное образование стало нормой человеческого бытия. Дистанционные формы появлялись исподволь, незаметно, завуалированно и в течение больших временных промежутков. Первая ступень на этом пути - появление языка, вторая - письменность, третья - книгопечатание, четвертая - радио, пятая - телевидение, шестая - интернет.

Поэтому дистанционное компьютерное образование не есть абсолютно новое изобретение человечества. Оно логически входит в цепочку обозначенных процессов и наверняка не завершает ее, а составляет отдельное самостоятельное звено. Качественно новым представляется не отсутствие контакта с Учителем, а овладение принципиально новыми технологиями. Каково воздействие их на человеческую органику и соматику, каковы последствия длительного (или другого) отсутствия человеческих контактов, какими представляются будущие достижения дистанционного образования - эти и другие подобные вопросы как никогда важны сегодня и сейчас. Наверное, в специальных изданиях и можно что-либо найти на эту тему, однако основная масса людей имеет только вопросы, ответы не найдены еще для многих.

Таким образом, проблема заключена в том, что дистанционное образование в принципе не ново, что в особенной "компьютерной" форме оно является современной реалией, однако в массовом сознании его как бы и нет, как нет и достаточно обоснованной теоретической базы и перспективного плана его развития на будущее.

В течение последних двух лет мне приходилось рассказывать об интернете учителям школ и студентам вузов, школьникам и работникам научно-исследовательского заведения. Взрослая аудитория относилась к новой информации достаточно агрессивно.

У многих уже жестко закрепилось мнение, что компьютер несет только зло, он развращает новое поколение, травит его душу и забирает здоровье. Можно понять предубеждение большинства как защитную реакцию на собственное незнание и фатальную безнадежность обладать дорогостоящей техникой. Но в этом всеобщем "взрослом" страхе, возможно, есть и естественно-обоснованное начало? Если компьютер - враг, то и компьютерное образование, грамотность - тоже явления нежелательные.

Я вижу и чувствую, как у родителей, забирающих детей после занятий в Интернет-клубе, расширяются глаза, глядя на бесчисленные окна на дисплее. Взрослые жутко комплексуют перед компьютерами. Дети же напрочь лишены этих комплексов. Вызванные из глубин памяти резервы мифологического мышления позволяют им принимать все целостно, едино и нерасчлененно. Чат так чат. Им весело разговаривать на расстоянии, машина становится для них живой, когда они получают письма от заочных знакомых или их фотографии. Хождение по виртуальной галерее - тоже нормальное явление, сразу хочется сделать и на своем сайте нечто подобное. У старшеклассников появилось желание общаться с профессорами тех вузов, куда они хотят поступать. Кажется, мы сообща нашли возможность реализовать их желание.

Дистанционные олимпиады тоже дали нам некоторый опыт, и, если бы не дороговизна всех этих конкурсов, они бы могли занять достойное место в жизни нашей школы. Если для большинства взрослых восприятие компьютера связано с преодолением представления о нем как о более сложно печатном устройстве, то у детей компьютер - это прежде всего игра, фантастические и сказочные существа, необычные ситуации и поступки. На таком фоне любая программа воспринимается как нечто простое и понятное. То, что для взрослого эзотерично и сложно, для ребенка - просто и понятно. Только взрослые не верят в Дед-Морозов и подарки и придумывают поучительные сказки. Для детей нет сказки. Есть Их реальность. Они не вне ее, а в ней.

Они - ее действующие лица. Поэтому другая важнейшая проблема - создание особенных компьютерных программ, позволяющих ребенку получать образование дома, не выходя из квартиры, занимаясь в том временном и пространственной режиме, который соответствует его психо-физическому развитию.

Представьте себе, что вместо (или в рамках?) 12-летнего образования ученики появляются в школе 2-3 раза в неделю, чтобы пообщаться со сверстниками, побывать на заседании какого-либо клуба, потанцевать на дискотеке или иметь личное общение с кем-либо из учителей. Все остальное время ученик проводит у себя дома. Встает утром во столько, во сколько ему захочется, выстраивает свой собственный распорядок дня. Между тем каждый ребенок озадачен определенной учебной программой, ежедневно он выполняет определенные задания, которые отсылает к назначенному дню и часу. (Представьте себе, что выполнение ваших заданий также заставляет организовать не только собственное рабочее время, но и время всей семьи).

Мои дети (дети моего Интернет-клуба) восприняли эту идею на ура. Они уверены, что в этом случае смогут учиться лучше и заинтересованнее. (Что бы ни учить - лишь бы на компьютере!) И посоветовали начать эксперимент с них. Да, наверное, стоило бы попробовать. Взять эдак и посадить весь какой-нибудь 9-ый класс на домашнее обучение, а потом в конце года сверить результаты с обычным классом. Каково? Товарищи взрослые, срочно разрабатывайте новые программы!

Я же при необходимости готова создать программу по изучению адыгской традиционной культуры. Думаю, что адыги, проживающие в 50-и странах мира, откликнулись бы на нее, но спрос пока эфемерный и предложение также облечено оболочкой. Необходима новая профессия компьютерных менеджеров - не тех, кто продает технику или технологии, а тех, кто будет соединять спрос и предложение…

А механизм реализации широко известен: по нужным адресам мы отправляем информацию о существующей дистанционной программе, называем реквизиты банка и т.д. Реклама, хороший сайт также будут благоприятствовать реализации идеи!

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Соколова А.Н. Мифы компьютерного клуба // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 25 июня. http://www.eidos.ru/journal/2000/0625-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru .

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта