EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Дистанционное обучение имеет опыт творческой деятельности обучаемого...»
Хуторской А.В., докт. пед. наук, Хуторская Л.Н., канд. пед. наук
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеВопрос, как основа диалога

 


Вопрос, как основа дистанционного диалога


Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

Хуторская Лариса Николаевна, канд. пед. наук

Король Андрей Дмитриевич, канд. пед. наук, доцент кафедры медицинской и биофизики, Гродненский государственный медицинский университет, республика Беларусь

Проблематика дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций отчетливо обозначилась в современном образовании в связи с бурным внедрением в жизнь общества электронной почты Е-mail, "Всемирной паутины" WWW и других возможностей Интернет.

Если в 1999 году на I международной конференции "Интернет. Общество. Личность". (Иол-99) обсуждался широкий круг вопросов применения Интернет в сфере культуры, искусства, здравоохранения, гражданского общества, образования, то II Международная конференция (ИОЛ-2000) была посвящена применению новых информационных технологий, опирающихся на возможности Интернет в средней школе, высшем и дополнительном профессиональном образовании, системе повышения квалификации,.

Институтом общего среднего образования РАО, Центром дистанционного образования "Эйдос" (http://www.eidos.ru) дистанционно проведены Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года-99"3 [1], дистанционная педагогическая конференция "О переходе к 12-летней школе"4, где зарегистрировалось 6320 человек из 45 городов [2]. Помимо выявления и поддержки талантливых педагогов, применяющих в обучении телекоммуникационные технологии и средства сети Интернет, задачами этих мероприятий стало определение реальных и эффективных в сегодняшних условиях педагогических технологий, имеющих перспективы дальнейшего развития и внедрения в обучение.

Анализ накопленного опыта дистантного обучения позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, выявить различные типы дистантного обучения и соответствующие им педагогические технологии [1]. В последние годы все большее распространение получает дистанционное обучение, основанное на: интерактивном телевидении (two-way TV); компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных, глобальных), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций); сочетании технологий компакт - дисков и сети Интернет и др.

Во-вторых, констатировать, что телекоммуникационные средства сети Интернет способны не только расширять возможности, но и менять привычный смысл образования как передачи обучаемому знаний. Одно из главных таких изменений - переход от репродуктивного усвоения информации к интерактивным и продуктивным формам обучения, обусловленным интеграцией новейших педагогических технологий с телекоммуникационными технологиями.

В-третьих, успех и эффективность применения дистанционного обучения разных типов зависит от степени теоретической разработки как общих, так и специфических форм, методов и приемов дистанционного обучения, а также от уровня подготовленности педагога.

В-четвертых, выявлено, что соответственно различным типам дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обучения, система диагностики и оценки результатов. В каждом случае выстраивается своя система дистанционной деятельности обучающего или учебного учреждения, определяется концепция образовательного сайта и его развития.

Выбираемый тип дистанционного обучения позволяет организаторам учебного процесса планировать степень дистанционности (соотношение между очным и дистантным обучением); степень персонализации (соотношение индивидуальных и групповых занятий); уровень творчества обучаемых и обучающих (соотношение между продуктивным и репродуктивным учением и преподаванием).

В-пятых, сегодня мы находимся у истоков новой педагогики - дистанционной. Дидакты, педагоги, методисты. Психологи изучают не педагогические факты и явления, которые возникают в дистанционном обучении, т.е. в деятельностях дистантного преподавателя и дистантного ученика.

Предметом нашего рассмотрения является вопрос в дистантном учебном диалоге обучающего и обучаемого. Нами были поставлены следующие конкретные задачи при его рассмотрении:

- осуществить анализ понятия " диалог" и определить роль и место вопроса в нем;

- рассмотреть структуру и характеристики вопроса с позиций семиотического анализа;

- определить некоторые пути практической реализации нашей концепции, в которой вопрос рассматривается как продукт эвристической учебной деятельности дистантного ученика (для продуктивного дистанционного обучения).

Несмотря на то, что диалогическое взаимодействие пронизывает весь процесс обучения, целенаправленного, специального приобщения обучаемых к диалогу ни в практике очного обучения (школе и вузе), ни в дистанционном обучении не ведется. Разумеется, в обучение вводятся зафиксированные в содержании образования понятия, факты, законы, методы, ценностные ориентации, но они рассматриваются как средства языка изучаемой науки, средства диалога обучаемого с ЭВМ, с информацией о мире, но не как средство диалога обучаемого с обучающим, ученика и учителя, студента и преподавателя.

Создалась парадоксальная ситуация: диалог между обучающим и обучаемым существует столько, сколько существует обучение, а задача вооружения как обучающего, так и обучаемого умениям вести диалог далее не выдвигалась. Отсутствие очного общения дистанционного обучающего с обучаемым должно компенсироваться огромными возможностями компьютерной техники. Они позволяют фиксировать разные этапы диалога, оставлять их в памяти компьютера для последующего восстановления и анализа. Дистанционное обучение позволяет, в отличие от очного, значительно усилить обратную связь между педагогом и отстающим учеником, эффективнее осуществлять педагогический мониторинг .

Определенный шаг вперед в свое время был сделан при разработке вопросно-ответной деятельности субъектов диалогического взаимодействия в теории программированного обучения. Была значительно усилена "вопрошающая" функция педагога и "ответная" - обучаемого.

Распространение кибернетического подхода к изучению явлений программированного обучения, в том числе и к диалогу, в своих крайних проявлениях в недавнем прошлом оказалось мало эффективным. И, тем не менее, использование в дидактическом анализе отдельных положений и терминов кибернетики позволило более четко осознать системный характер обучения, по-новому представить его процессуальную сторону.

С точки зрения кибернетики процесс дистанционного обучения в большинстве представляет как замкнутая система управления, в которой обучающий по определенной программе знакомит учащегося с учебным материалом (прямая связь). По ответам обучающий определяет, если позволяет программа, глубину и качество усвоения учебного материала обучаемым (обратная связь), решает, какой способ предоставления учебной информации приводит к наилучшим результатам, и в соответствии с этим изменяет способы передачи информации.

Резкое увеличение объема доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, мировых культурных и научных сокровищ требует, на наш взгляд, иного, личностно-ориентированного подхода к дистанционному обучению.

Адекватное описание этого подхода в нашей работе базируется на следующих исходных положениях.

Во-первых, это - креативная (от латинского creative - созидание, творчество) позиция дистантного ученика. Сочетание индивидуализации образования с его информатизацией, предлагающей непрерывное увеличение и общедоступность массивов информации невозможно без развития новых интерактивных форм учебных занятий. В содержании образования усиливается такой его компонент, как опыт творческой (креативной) деятельности обучаемого. Прогрессирующее увеличение объема и доступности образовательной информации, которая содержится в Web-среде, на СD-Ром и DVD-носителях, в электронных книгах и виртуальных библиотеках не требует и не может требовать от дистантного ученика ее усвоения. С помощью поисковой системы он может быстро найти и применить для решения учебных задач любую информацию.

Акцент в обучении переносится на деятельность ученика, с помощью которой он самостоятельно создает необходимую образовательную продукцию. Благодаря этому дистанционное обучение креативного типа имеет специфическую компоненту содержания: опыт творческой деятельности обучаемого. Решая какую-либо новую для него проблему, дистантный ученик способен использовать ранее усвоенные знания и умения для поиска ее решения. При этом черты творческой деятельности проявляются у него не одновременно при решении каждой проблемы, а в различном сочетании и с разной интенсивностью, определяемой его личными способностями. Учить творчеству в личностно-ориентированном обучении необходимо по-иному, нежели научению знаниям и умениям репродуктивного уровня, исходя из других принципов и закономерностей [3, 4].

Известный психолог Бахтин считает, что "два высказывания, отделенные друг от друга и во времени и в пространстве, ничего не знающие друг о друге, при смысловом сопоставлении обнаруживают диалогические отношения, если между ними есть хоть какая-нибудь смысловая конвергенция" [5]. Для этого психолога, взаимосвязи между репликами реального диалога (беседы, дискуссии и др.) являются наиболее наглядным и простым видом диалогических отношений. Бахтин признает равноправность людей во время диалога. Диалог между самим собой известный психолог считает неполноценным, который "носит вторичный и в большинстве случаев разыгранный характер" [5].

Авторы книги "Мышление и общение" разделяют эту же точку зрения. "Поэтому, с нашей точки зрения, можно и нужно сделать отсюда вывод о том, что в исходном и наиболее точном смысле слова диалогом является живое общение между людьми, в процессе которого его участники духовно обогащают друг друга, выражают, преобразуют, развивают свои мысли и чувства, вырабатывают общую позицию или, наоборот, остаются при своих взглядах (теперь уже уточненных) и т. д. Главное здесь - не сопоставление самих по себе идей, теорий или позиций, а именно диалог их авторов - субъектов, приводящий к их духовному развитию"[5].

Анализ понятия "диалог" показывает, что вследствие своей универсальности диалог выступает и как предмет, и как результат обучения, и как дидактическое средство, и как цель учебного общения.

В своей работе мы опираемся на концепцию дидактической эвристики и опыт Центра дистанционного образования "Эйдос" по организации проектов, курсов и семинаров творческой ориентации, а также на принципы дистанционного творчества, разработанные А.В.Хуторским [6].

Второе наше исходное положение опирается на выделение инварианта в диалогическом взаимодействии субъектов обучения. Процесс взаимодействия технически сложен и неоднозначен в силу многогранности и неповторимости, как субъектов обучения, так и основных функций диалогического взаимодействия: информационно-содержательной, информационно-профилактической, корригирующей, контрольной, оценочной. Инвариантом же, базой учебного диалога является вопрос.

Ему принадлежит исключительное место в учебном процессе. Роль вопросов в обучении трудно переоценить: они, по существу, пронизывают всю обучающую и учебную деятельность. Благодаря вопросам формируется альтернативное мышление обучаемых, их познавательные интересы, выдвигаются и формируются различные дидактические и познавательные цели, происходит осмысление учебной информации, выработка убеждений обучаемых, совершенствование организационных форм обучения. Дидактическое понятие "вопрос" многозначно. Этим термином в дидактике обозначают:

а) составную часть условия задачи (ее требование);

б) узловые аспекты изучаемой информации (вопросы плана изложения нового материала);

в) логическую форму учебной задачи;

г) задание для организации учебно-познавательной деятельности обучаемого;

д) средство задания вида активности обучаемого (мыслительной, мнемонической, перцептивной, имажинативной);

е) средство направленности на содержательную операциональную или мотивационную стороны учебной деятельности;

ж) учебные задачи на выяснение понимания, на рефлексию;

з) композиционно-стилистический прием изложения, заключающийся в имитировании диалога, в изложении материала в виде вопросов разного типа и назначения и ответов на них, даваемых самим обучаемым (риторические вопросы) и др.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В., Хуторская Л.Н., Король А.Д. Вопрос как основа дистанционного диалога // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 12 июля. http://www.eidos.ru/journal/2000/0712-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта