EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Интернет является инструментом активизации творческого потенциала. Учителя и ученика...»
Попов М.В., зам. директора лицея, пос. Коммунарка
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеДве модели использования сети

 


Интернет-образование для "Богатых" и "Бедных": две модели использования сети

Попов Михаил Вячеславович, Московская обл., зам. дир-ра Многопрофильного лицея пос.Коммунарка

Как с помощью сети Интернет можно решать проблемы очного обучения? Можно с полной уверенностью сказать: - решать можно! Я бы выделил здесь сначала подвопрос: "Какие проблемы очного обучения можно решать с помощью Интернета?" А вот "коллекция проблем", которую мы соберем здесь общими усилиями, станет прямым руководством для ответа на вопрос "КАК?".

Попутный вопрос: "Представим, что у нас в школе все есть: библиотека, ломящаяся от старых и новых изданий, качественное демонстрационное, лабораторное оборудование, у нас полностью укомплектован штат творческими, сильными педагогами, реализована вариативность обучения, и, в общем, все идеально. ;-) Нужен ли нам тогда Интернет для обучения, и если все же нужен, то в каком качестве?"

Назовем такую модель использования Сети условно "для богатых". Вся беда наших хождений в Интернет ощупью кроется в том, что мы заняты, прежде всего, решением своих собственных "проблем для бедных". У другого бедного часто оказывается проблема совсем другая. Один не смог решить свою, другой не смог. И говорят: "А что ваш Интернет! Был я там! Нет там НИЧЕГО!" И там, в самом деле, в готовом "разжеванном и переваренном" виде нет ничего. А если и есть, то за немалые деньги, что для решения "проблем для бедных" все равно что ничего. А вот если подходить к содержимому Интернета творчески, зачастую оказывается, что "Там есть все!" Так что основную роль в использовании Интернета я лично вижу в том, что он является...

Инструментом активизации творческого потенциала. Учителя и ученика.

Попытаюсь сформулировать круг проблем, которые можно решать только с помощью Интернета в рассмотрении описанной выше модели "для богатых".

1. Организация и проведение уникальных учебных курсов, еще не имеющих очных аналогов. Главная особенность - высокая мобильность таких курсов. Появился уникальный курс - проводим, обучили преподавателей, организовали очное обучение на местах, закрываем этот курс, готовим другой.

2. Проведение совместных занятий или проектов с детьми, близкими друг другу по духу, увлеченными одной проблемой, но территориально чрезвычайно удаленными.

3. Организация состязаний между школьниками из самых разных мест, которые в реальном мире никогда вместе бы не собрались бы, а собраться им было бы интересно ...

4. Получение свежайшей информации для проведения научной работы со школьниками. Это могут быть как свежайшие статистические данные, общественно-политическая информация, так и данные, получаемые с астрофизических, экспериментальных реальных "больших" установок, которых в школе не может и не должно быть.

5. Консультации учителей и школьников крупными учеными. Пока тоже не более чем мечты. Отдельные примеры есть, но эти люди чаще всего просто физически не могут ответить на все такие вопросы.

6. Доступ к уникальной литературе. Здесь пока все обстоит более чем фантастично. Пока авторское право является товаром, доступ не только к уникальной, но и самой обычной литературе в Интернете легально и бесплатно получить, скорее всего, не удастся.

Вот, пожалуй, основные проблемы. Достаточно только беглого взгляда на эти проблемы, чтобы увидеть, что именно ЭТИ проблемы сейчас решают центр "Эйдос", "Project Harmony", "Think Quest" и другие. И делают они это не потому, что кто-то богатый, кто-то - бедный, а потому что эти проблемы ВСЕОБЩИЕ.

Список проблем "Для бедных" может быть гораздо более объемным. Основное его отличие состоит в том, что эти проблемы могут быть решены не столько дистанционными, сколько ОЧНЫМИ средствами. Так их выбор целесообразно решать с позиции экономической целесообразности. Вероятно, дистанционное их решение целесообразно только в случае меньшей стоимости по сравнению с очной формой.

1. Обучение инвалидов, больных детей.

Неплохо было бы если к каждому такому ребенку учителя приходили сами. Когда это невозможно, можно организовать дистанционную форму обучения. Много ли у нас таких детей, способных заплатить за подобное образование? Мне лично слышать о таких случаях не доводилось. Таким образом, выход один - государственное финансирование таких программ. О подобном мне также ничего не известно...

2. Обучение не по уникальной программе, в случае отсутствия в школе специалиста данного профиля.

Экономическая целесообразность здесь более чем сомнительна. Лично имели подобную проблему. Неплохо, когда в школе есть такой предмет как экономика. Мы неоднократно принимали на работу преподавателей как экономистов, как и педагогов с таким профилем. Слабая методическая база и нетворческий преподаватель делали этот замечательный предмет страшной нудятиной. После нескольких месяцев "сотрудничества" приходилось расставаться. Казалось бы: дистанционное обучение - решение. Благо, что и предложения есть. А знает ли кто-нибудь сколько это стоит? А ведь и на месте школьника надо как-то курировать... В общем, предмета "экономики" у нас как не было, так и нет.

Продолжите этот список, если сочтете нужным! А после этого разговор о том, КАК, станет довольно простым и предметным.

Отклики на статью

Добрый день!

По поводу статьи "Интернет-образование для "Богатых" и "Бедных": две модели использования сети" Попова Михаила Вячеславовича хочется высказать несколько замечаний на основе опыта, накопленного "Информационно-образовательным центром" г.Гатчины (Лен.обл.)

Мне кажется, автор не затронул возможность использования Интернета как повседневного источника информации для проведения школьных уроков. Уникальные курсы, организация проектов и состязаний - это хорошо, но, как сказал сам автор, это для "богатых". В реальной жизни учитель с успехом может использовать ресурсы Сети для обогащения урока свежей информацией и мультимедийными материалами - иллюстративными, анимированными, видео и пр. На сегодняшний день многие школы имеют мультимедийное оборудование и подключены к Интернету. Учителя, обученные в нашем Центре интернет-технологиям, успешно применяют свои знания и их уроки становятся гораздо более наглядными и творческими, а значит, повышается качество обучения.

Совершенно согласна с мнением автора, что необходимо государственное финансирование дистанционных образовательных программ, которые могли бы решить множество проблем удаленных регионов, инвалидов и т.д.

С уважением, завуч ОУ "Информационно-образовательный центр" О.М.Зобкало.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Попов М.В. Интернет образование для "Богатых" и "Бедных": две модели использования сети // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 26 августа. http://www.eidos.ru/journal/2000/0826.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта