EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Содержание дистанционного курса формируется из обучающих элементов...»
Абалуев Р.Н., методист, г. Тамбов
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеМодульный подход к ДК

 


Использование модульного подхода к формированию структуры и содержания дистанционных курсов

Абалуев Роман Николаевич, методист Тамбовского областного ИПК РО, г. Тамбов

Предлагаемый подход к разработке дистанционного курса, дает обучаемому максимум самоуправления в ходе обучения на основе его опыта, возможностей и интересов, а также способность реализовать выбор обучаемым индивидуальной траектории обучения, учитывающей его личностные особенности.

При проектировании содержания дистанционных курсов нами был использован модульный подход. В целом по оценкам исследователей, модульное обучение позволяет сократить учебный курс на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала. Этот момент особенно важен для подготовки специалистов в условиях непрерывного образования – без отрыва от производства.

Использование модульного подхода при проектировании содержания учебной информации позволяет:

- дифференцировать содержание обучения путем группировки отдельных модулей учебной информации, обеспечивающих разработку курса в полном, сокращенном и углубленном вариантах в зависимости от потребностей обучаемых;

- осуществлять самостоятельный выбор обучаемым необходимой траектории обучения в зависимости от его уровня компетентности, обеспечивать индивидуальный темп изучения материала;

- использовать разработанные элементы модулей в компьютерной среде обучения;

- сократить курс обучения без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала за счет применения компьютерной среды обучения.

Принимая во внимание приведенные преимущества использования модульного подхода при проектировании дистанционных курсов, предлагаем содержание обучения представлять в виде модулей, каждый из которых представляет определенное направление обучения. Вводятся модули двух видов: инвариантные – обязательные для изучения всеми обучаемыми и вариативные – содержание которых изучается в зависимости от желания обучаемого и его личностных возможностей.

В свою очередь каждый модуль состоит из обучающих элементов (ОЭ), которые представляют собой разделы (темы) данного направления обучения. Материал каждого обучающего элемента представляет собой законченный элемент знания, усвоение которого гарантирует достижение определенного уровня компетентности обучаемого.

Содержание дистанционного курса формируется из обучающих элементов различных модулей, отбор которых производится в зависимости от текущего уровня компетентности обучаемого. Целью обучения, при изучении дистанционного курса, является достижение обучаемым заданного уровня компетентности.

Используемые методы контроля знаний обеспечивают диагностику достижения обучаемым заданного уровня компетентности. Для этого в каждый обучающий элемент добавляется компонента обеспечивающую тестирование знаний по материалу текущего элемента. Доля правильных ответов на вопросы контролирующей компоненты ОЭ характеризует уровень усвоения обучаемым материала обучающего элемента. Если заданный уровень не достигнут, то определяются обучающие элементы материал которых недостаточно усвоен.

Последовательность действий обучаемого по изучению дистанционного курса состоит из следующих основных этапов. Первоначально, на основе тестирования определяется начальный уровень компетентности. Затем из обучающих элементов, в зависимости от текущего уровня компетентности и поставленных целей обучения, формируется дистанционный курс. Следующий этап, после изучения теоретического материала дистанционного курса, тестирование и выявление текущего уровня компетентности обучаемого. Для этого из вопросов контрольной части обучающих элементов дистанционного курса формируется тест.

Те обучающие элементы, оценка которых по результатам тестирования ниже заданной, предлагаются обучаемому для повторного изучения – из них формируется новый дистанционный курс.

Цикл повторяется до тех пор пока не будут достигнуты заданные цели обучения, то есть знания обучаемого не будут соответствовать заданному уровню компетентности.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Абалуев Р.Н. Использование модульного подхода к формированию структуры и содержания дистанционных курсов // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 2 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2000/0902-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта