EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Электронный учебник должен иметь развитой и полный справочный аппарат...»
Поддубный А.В., доцент, г.Владивосток
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеМодель электронного учебника

 


Линейно-концентрическая модель электронного учебника

Поддубный Андрей Владимирович, доцент кафедры экологии, Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток

Новые возможности, открывающиеся перед создателями учебников и преподавателями, с развитием новых информационных технологий, требуют пересмотра дидактических основ построения учебника и методики его использования в учебном процессе. В настоящее время ведутся разработки различных моделей построения электронных учебников и методов их применения.

Мы предлагаем в основу электронного учебника положить линейно-концентрическую дидактическую модель.

В основу линейно-концентрической модели положена технология модульного обучения. При этом линейность проявляется в последовательности изучения модулей, концентричность - в организации каждого модуля.

Отличительная особенность модульного обучения заключается в том, что содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Одним из таких комплексов является модуль. Фактически модуль представляет собой целевой функциональный узел, в котором объединены: учебное содержание и технология овладения им. При этом обучающийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть проблемы в своих знаниях и умениях.

Подготовка к созданию учебника должна начинаться с разработки модульной программы курса, состоящей из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, преподавателю, прежде всего, необходимо выделить основные научные идеи курса. Затем следует структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определенные блоки тем, после чего сформировать комплексную дидактическую цель, включающую в себя задачи, как по усвоению учебного содержания, так и по его использованию на практике. Далее из комплексной дидактической цели выделяют интегрирующие дидактические цели и формируют модули. Совокупность решения этих целей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели. Таким образом, каждый блок тем состоит из одного или нескольких модулей.

Поскольку учебное содержание, составляющее модуль, может иметь достаточно большой объем информации, то каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели, и на их основе выделяются учебные элементы (как правило, это 1 тема). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент (УЭ).

Таким образом, ведущим принципом модульного построения электронного учебника является принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Решение совокупности частных дидактических целей обеспечивает достижение интегрирующей дидактической цели конкретного модуля. Решение совокупности интегрирующих дидактических целей всех модулей обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.

Центральным учебным элементом, с которого начинается изучение модуля учащимися, является УЭО, представляющий собой материал, вводящий студента в содержание модуля, и составленный в виде обобщения, краткого конспекта данного модуля. После его освоения учащийся должен четко представлять, какие задачи ему придется решать при освоении данного модуля. УЭО связан с другими УЭ модуля текстовыми гиперссылками.

Вместе с информационными ЭУ в модуле следует предусмотреть УЭ "Обобщение", служащий для повторения, обобщения, систематизации изученного материала модуля. УЭ "Обобщение" должен быть оформлен не столько словесно, сколько графически, в виде опорных логических конспектов, представляющих собой наглядную схему, в которой закодировано основное содержание модуля. Использование опорных логических конспектов облегчает усвоение большого объема теоретических знаний модуля, позволяет охватить единым взором совокупность отдельных звеньев новой информации, помогает установить связи между ними, способствует их сопоставлению, логической обработке материала и его перевода в долговременную память. Этот УЭ может включать в себя обобщенные таблицы, графики, диаграммы.

Важным элементом управления учением студентов является принцип обратной связи, основанный как на контроле усвоения материала, так и на самоконтроле. После освоения каждого учебного элемента осуществляется текущий самоконтроль (СК), после завершения работы с модулем проводится выходной контроль (ВК).

Текущий самоконтроль необходим для выявления пробелов в усвоении знаний и их устранение снизу. Он может проводиться в форме ответов на вопросы к тексту, выполнении заданий по переработке материалов текста УЭ с дальнейшей отсылкой по E-mail результатов работы преподавателю и получением комментариев от него, выполнение контрольной дистанционной лабораторной работы по теме УЭ и др. Выходной контроль призван показать уровень усвоения всего модуля. Его целесообразно проводить в форме тестового контроля. При этом учащийся не может открыть для изучения следующий модуль, если не прошел выходной контроль или получил по нему неудовлетворительную отметку.

После освоения всех модулей блока тем студент должен выполнить итоговую контрольную работу обобщающего характера (ИК). Положительные результаты контрольной работы служат основанием для допуска студента к изучению следующего блока тем.

Электронный учебник должен иметь развитой и полный справочный аппарат. В него входит список основной и дополнительной рекомендуемой литературы, связанный гиперссылками с текстами литературных источников, размещенных на образовательном сервере, именной указатель, позволяющий с одной стороны найти в тексте упоминание об ученом, с другой - имена ученых в тексте модуля должны быть связаны гиперссылками с разделом "Автобиографии". Предметный указатель должен позволять находить необходимые термины в тексте учебника посредством гиперсвязей. Базовые и периферические понятия, встречающиеся в тексте, должны быть связаны гиперссылками с определениями, дающимися им в словаре.

Важный элемент как бумажного, так и электронного учебника - средства наглядности. Чаще всего это статические объекты (рисунки, таблицы, схемы, диаграммы). Они могут быть как ведущими, самостоятельно раскрывающие содержание учебного материала, равнозначные - служащие вместе с текстом цели наиболее глубокого и эффективного усвоения содержания учебного материала, а также обслуживающими - дополняющими, конкретизирующими, эмоционально усиливающими содержание текста. В любом случае иллюстрации следует выполнять в цвете и связывать с текстом соответствующими гиперссылками. Дидактическая роль иллюстративного материала усиливается, если он приобретают динамический характер. Однако к динамическим наглядным средствам следует относиться с большой осторожностью. Их не должно быть много и они не должны отвлекать внимание учащихся от изучаемого материала.

Наконец, важнейшим элементом электронного учебника является пользовательский интерфейс - способ взаимодействия пользователя с системой. Следует иметь в виду, что изображение на экране компьютера и способы взаимодействия с программой должны быть обращены к ситуации, хорошо знакомой студенту. В этом случае студенту легче понимать и интерпретировать изображение на экране, не приходится постоянно заглядывать в руководство, чтобы выяснить, как выполняется то или иное действие, и главное, возникает ощущение психологического комфорта, характерного для встречи с чем-то хорошо знакомым. По нашему мнению, дизайн интерфейса должен быть выполнен в виде развернутых страниц классического полиграфического учебника. При переходе с одного поля изображения к другому должна создаваться иллюзия переворачивающихся страниц.

Таким образом, при разработке электронного учебника следует учитывать весь комплекс дидактических средств, а правильно выбранная дидактическая модель служит основой быстрого и качественного усвоения знаний.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Поддубный А.В. Линейно-концентрическая модель электронного учебника // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 13 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2000/0913-03.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта