EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи...»
Хуторской А.В., докт. пед. наук, Андрианова Г.А., канд.пед.наук
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеЗнания на расстоянии

 


Знания на расстоянии. Центр "Эйдос" - история, практика, принципы деятельности

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, зам. директора Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

Сегодня всё больше российских школ имеют возможность использовать электронную почту, Интернет-ресурсы, чаты, видео-конференции, электронные списки рассылки в учебном процессе. Школьники и их родители, имеющие компьютеры и доступ в Интернет, ищут способы использования телекоммуникаций для творческой самореализации. В связи с этим все более актуальным становится развитие дистанционного обучения, опирающегося на информационные технологии.

Эта задача поставлена на государственном уровне как условие подготовки молодёжи к жизни и деятельности в постиндустриальном обществе. Освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий, развитие дистанционного обучения – включены в число основных задач будущей 12-летней школы.

Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, затруднённые для достижения в обычном обучении. Перечислим эти задачи и приведем реальные примеры из практики дистанционного обучения, которое осуществляет Центр дистанционного образования "Эйдос" (www.eidos.ru).

1. Происходит усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях.

Учащиеся от 5 до 16 лет из более, чем 120 городов Россиии и СНГ участвуют в дистанционных курсах, проектах, олимпиадах и конференциях; учителя и родители повышают свою квалификацию в дистанционных семинарах на самые актуальные темы – от проблемы развития одарённости детей до применения компьютерных технологий в общеобразовательном процессе.

2. Увеличивается объём доступных личностно-ориентированного обучения обучающегося образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для детей из любого населённого пункта, имеющего телесвязь.

3. Учащиеся получают возможность общения с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультаций у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности.

4. Увеличивается эвристическая составляющая учебного процесса за счёт применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ.

Причина успеха дистанционных мероприятий Центра "Эйдос" заключается в разработке его научным коллективом собственной эвристической концепции обучения, которая в сочетании с доступными школьнику информационными технологиями, позволяет обучать в дистантном режиме пользователей с разным уровнем содержательной и технической подготовки.

Такой подход противоположен широко распространенным сегодня тестовым формам контроля и обучения в сети Интернет. Центр "Эйдос" предпочитает шаблонным формам образования творческую направленность учебного процесса, позволяющую ученикам выстраивать всегда уникальную траекторию своего образования.

Назовём "три кита", на которых Центр "Эйдос" строит свою образовательную деятельность.

Опора на отечественный потенциал . В отличие от организаций, ориентированных на трансляцию западных достижений в области дистанционного обучения, Центр "Эйдос" ставит своей целью разработку инновационных технологий дистанционного обучения, опирающихся на специфику и достижения отечественного образования. Координаторами дистанционных проектов и олимпиад, семинаров и конференций являются специалисты с педагогическим образованием, умеющие поставить и реализовать учебные задачи для детей и взрослых.

Многие проекты Центра привлекают внимание школьников и педагогов не только отечественных школ, но и зарубежных партнёров наличием в них творческой составляющей, ориентацией на саморазвитие каждого участника. Вот как характеризует дистанционные проекты центра "Эйдос" его постоянный локальный координатор Эд Вергельдт, штат Мичиган:

"Это уже четвертый проект Центра "Эйдос", в которых мои ученики участвуют за последние три года. Эти проекты позволяют моим учащимся творчески выражать себя с помощью технологий, учат их групповой работе, кооперации и высокому уровню мыслительных умений.

Личностная ориентация. Практически все дистанционные проекты и олимпиады, сколь бы массовыми они не являлись, имеют целью выявление индивидуальных способностей учащихся или педагогов, развитие их личностного мировоззрения в противоположность "усвоению знаний" или поиску информации. Об этой особенности говорят и сами названия дистанционных проектов для школьников: "Мой Пушкин", "Мой виртуальный дом", "Моя Новогодняя открытка", "Моя родословная", "Моя Победа". Именно через личностный взгляд и авторские работы наши дистанционные учащиеся приходят к познанию и пониманию лучших научных и культурных достижений человечества.

Творческая ориентация . Главная цель дистанционных проектов, олимпиад, курсов, семинаров Центра "Эйдос" - создание учащимися собственных творческих работ в изучаемых областях и усвоение получаемых при этом знаний и навыков. Так, например, на дистанционном курсе Creative English учащиеся разрабатывают свой сайт My Visiting Card и одновременно изучают основы английского языка.

5. Создание более комфортных, по сравнению с традиционными, условий для творческого самовыражения ученика, возможность демонстрации учениками продуктов своей творческой деятельности для всех желающих, широкие экспертные возможности оценки творческих достижений детей.

Центр "Эйдос" организует и проводит для школьников увлекательнейшие дистанционные проекты креативного типа: "Мой виртуальный дом" - создание своего виртуального жилища и описание его на английском языке, "Моя родословная" - составление гипертекстового генеалогического древа своего рода, "Моя веб-страница" – разработка оригинального авторского сайта; "Моя Новогодняя открытка" и "My Sweet Valentine" – международные дистанционные праздничные проекты.

Отличительной особенностью международного дистанционного проект по искусству "Millennium Art Gallery", в результате которого была создана художественная галерея работ учащихся, посвященных 3-му тысячелетию, стало то, что оценивали работы учащихся профессиональные американские художники, приславшие русским школьникам свои рецензии и картины для победителей проекта.

В творческих проектах Центра "Эйдос" участвуют обычно от 200 до 400 школьников, как русскоязычных, так и англоязычных. Многим ребятам нравится демонстрировать и обсуждать свои творческие достижения среди широкого круга сверстников, находящихся в различных городах и даже странах. Принимая участие в электронных конференциях в рамках проекта, школьники получают интересные письма от своих сверстников, учатся сетевому этикету, приобретают новых друзей.

Получение откликов на свои работы, размещенные на сервере Центра "Эйдос", обсуждение творческих работ в телеконференциях вызывает у ребят желание вновь и вновь участвовать в таких проектах.

6. Возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия в дистантных проектах, конкурсах, олимпиадах.

Наиболее яркая форма обучения, в которой воплощена данная технология для школьников - это дистанционная эвристическая олимпиада . Для педагогов такой формой является Всероссийский конкурс " Дистанционный учитель года ", который проводится ежегодно совместно с Российской академией образования.

Самой большой популярностью у школьников, их родителей и учителей пользуются дистанционные эвристические олимпиады (www.eidos.ru/olymp/), во время которых ребята из разных городов выполняют оригинальные задания и делают свои открытия по различным предметам. Такие олимпиады бывают двух типов – предметные, по математике, физике, русскому и английскому языкам, естествознанию, и даже физкультуре (такие олимпиады проводятся в течение всего учебного года); и международные метапредметные, которые проводятся раз в год (обычно в марте).

Главная цель дистанционных эвристических олимпиад - соревнование в творчестве учащихся, находящихся в разных школах, городах и странах, имеющих доступ, по крайней мере, к электронной почте. Такие номинации олимпиад, как "Идея", "Компьютерная игра", "Познай себя", "Эксперимент", "Виртуальный мир" и другие, развивают умения ребят исследовать объекты и генерировать идеи, выражать свои мысли в письменной и графической форме, оперировать информацией с помощью компьютерных средств.

От школьника требуется, например, предложить как можно больше оригинальных способов применения коврика для компьютерной мыши, изобразить с помощью графического редактора Древо Познания, придумать и описать виртуальных домовых. Учащиеся, которые умеют самостоятельно писать "тэги" или использовать Front Page редакторы для создания htm-страниц, разрабатывают мини-сайты с отдельными страницами для каждой номинации. Школьники и их учителя, имеющие доступ в сеть Интернет, могут принять участие в чат-конференции по обсуждению итогов олимпиад с учениками из других городов и стран.

"Больше всего мне понравилось задание "Виртуальный мир". Оно заставило меня творить свой мир. А это всегда интересно. Во время ответа на это задание, у меня родилась следующая мысль: "Понять что-то, значит уметь создать его аналог". Действительно, создать существа, которые должны жить в мире Интернета, это значит создать еще один мир, служащий каркасом реального (вернее виртуального, Интернета), на который натягиваются все его свойства и события. - Татузов А., г.Зеленоград, Москва.

В дистанционных эвристических олимпиадах принимают участие школьники с разным уровнем владения компьютерными навыками, так как основная цель соревнования – реализовать свой творческий потенциал совместно с другими школьниками, находящихся в разных уголках планеты. Зарегистрироваться и принять участие в олимпиадах могут все желающие школьного возраста, для этого необходимо своевременно выслать по электронной почте заявку в требуемой форме.

Об отличии таких олимпиад от обычных, традиционных, говорят её участники:

"Мое мнение об этих олимпиадах – замечательные и необходимейшие мероприятия, позволяющие детям вылезти из скорлупы школьной программы и шире взглянуть на окружающий мир" . - Бекасова И.Г., мама участника олимпиады, г.Москва

"Прошел ровно год со дня участия в нашей первой дистанционной олимпиаде Центра "Эйдос". Тогда, мы еще не до конца понимали неоценимую роль этих дистанционных форм работы и не предполагали, что они коренным образом изменят жизнь многих его участников. Робко, не очень уверенно, пришли мы в необыкновенный виртуальный класс, который объединил детей со всех уголков земного шара Ваш замечательный коллектив". – Гайнуллина Ф.К., локальный координатор олимпиады, г.Казань.

7. Профессиональная подготовка и переподготовка учителей дистантным образом обходится дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

Дистанционные курсы Центра "Эйдос" (www.eidos.ru/ courses/ ) существенно отличаются от курсов, ставящих лишь задачу усвоения и контроля отобранных программ. Дистанционные семинары и курсы для педагогов проводятся с опорой на оргдеятельностную креативную технологию. Их темы: "Дневник дистанционного педагога", "Как разработать дистанционный курс", "Эвристическая образовательная ситуация", "Методы творческого обучения английскому языку", "Современные педагогические технологии" и др.

Участники дистанционных курсов и семинаров знакомятся с перспективными дидактическими технологиями творческой деятельности, приобретают опыт конструирования собственных дистанционных и очных занятий, проектов и программ. важно подчеркнуть, что дистанционных семинарах активное участие принимают педагоги республики Саха, Сибири и Дальнего Востока, так как для них такие дистанционные курсы повышения квалификации становятся выгодными и с экономической точки зрения.

"Испытываю ощущение радости оттого, что я не читаю о ДО, а фактически погружаюсь". - Черненко Н.Н., г.Владивосток

"Дистантные занятия на семинаре - вовсе не дополнительная трата времени. Наоборот, мое время организовали, как мне кажется, максимально эффективно для реализации моих задач. Для меня дистанционные формы деятельности имеют ряд преимуществ: люблю работать в своем режиме, в своем темпе, не люблю "лирических отступлений" там, где мне нужны точные знания. Предлагаемые алгоритмы задают направления и способы деятельности - мне это легко, понятно, интересно" . - Моисейченко Е.В., г. Игарка

Структура организации деятельности участников семинаров качественно отличается от предлагаемых обычно дистанционных семинаров очного образца, в которых деятельность участников сводится к ознакомлению присланных им материалов, чтением доступной информации на других серверах, обмен информацией на круглом столе.

"Я впервые разработала сегодня чат-занятие. Испытала после этого какую-то внутреннюю легкость. Мысли сегодня текли ясно и четко. Поймала себя на том, что неоднократно возникало чувство благодарности в адрес устроителей данного семинара". - Вавилкина Р.А., г. Ижевск

Занятия на дистанционном семинаре проводятся от 3 до 7 дней, в каждый из которых участники занимаются около 3 часов: выполняют задания по предложенным алгоритмам, обсуждают поставленные руководителями семинара проблемы, предлагают свои варианты организации дистантной деятельности учеников, участвуют в дискуссии по телеконференции по электронной почте или в чате. Систематизирующей основой деятельности участников семинара выступает их образовательный продукт, включающий в себя несколько компонентов: 1) внешний - методический; 2) внутренний - идеи, мысли, мнения; 3) рефлексивный - осознание достигнутых результатов, 4) коммуникативный - вопросы коллегам и руководителям семинара, 5) технический - воплощение наработанного содержания в компьютерную форму (htm, gif и др.).

8. Компьютерные телекоммуникации предоставляют великолепные возможности для объединения очных и дистантных мероприятий, проведения всесоюзных масштабных форумов, в которых участники могут принимать участие, не выезжая и не тратя большие средства. проведения дистанционных конференций и педсоветов.

В 1999 году Центр "Эйдос" совместно с Российской академией образования и Министерством образования впервые провёл Дистанционную августовскую педагогическую конференцию , в которой приняло участие 6230 человек из 45 городов России (www.eidos.ru/conf/). Тема конференции очень актуальная - предстоящий переход к 12-летней школе. Для участия в дистанционной конференции достаточно наличия адреса электронной почты E-mail и доступа к нему на протяжении всех дней проведения конференции.

С помощью дистанционных технологий удалось объединить традиционные августовские конференции в разных городах, обсудить в режиме e-mail-конференции актуальные проблемы предстоящей реформы образования. Участники конференции рассматривали ежедневно присылаемые им материалы на своих очных августовских конференциях, организовывали их обсуждение с учителями на секциях, пересылали вопросы авторам - разработчикам концепций и учебных программ 12-летней школы, формулировали свои предложения по данной проблеме.

Приведем мнение о подобных дистанционных конференциях и педсоветов непосредственной участницы телеконференции:

"Дистанционная форма деятельности имеет, на мой взгляд, ряд преимуществ перед очной:

а) для педагогов, проживающих в отдалённых районах Севера и имеющих, в связи с материальными проблемами, ограниченными возможностями участия в конференциях, семинарах, курсах и пр., дистанционная форма позволяет не только непосредственно участвовать в конференциях, но и чувствовать себя членами единого педагогического сообщества;

б) "живое" участие в конференции принимают не 1-3 делегата, а неограниченное число участников; мнения их совпадают, расходятся, уточняются - проблема становится своей, близкой, понятной, причём, не только для небольшой группы делегатов, а для педагогических коллективов в целом; любые заинтересованные лица могут обратиться и к официальным материалам, изучить их, освоить и принять, и к вопросам, получить ответ уже на СВОЙ вопрос;

в) с завершением дистанционной конференции работа с её материалами не заканчивается. Деятельность в дистанционном режиме заинтересовала. Как учитель, уже выбрала для себя тему дистанционного семинара. Как специалист отдела образования, нашла доступный в наших условиях способ повышения квалификации педагогических кадров и форму широкого участия школьников в олимпиадах и конкурсах. Благодарна коллегам и руководителям конференции за интересные материалы и организацию общения". - Моисейченко Е.В., отдел образования, г.Игарка.

Другим ярким событием, инициатором которого стал Центр "Эйдос" - это Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года". Информацию о нём можно получить по адресу http://www.eidos.ru/dist_teacher/. Приведём лишь небольшой фрагмент телеконференции участников Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года 99", содержание которого заинтересует каждого, кто знаком с сетью Интернет.

"Возможно ли дистанционное обучение злу, если да, то не окажется ли оно более привлекательным? " - П.Е.Колосов, г. Омск.

"Конечно, возможно! Но привлекательность в этом могут найти только ненормальные... Нормальные найдут много более интересного... Мои ученики, например, уже "поставили на уши" все местные почтовые заведения. И завалили меня всякими плакатами о вреде курения, буклетами, CD-ROM-ами и прочей ерундой, которую им бесплатно присылают богатые зарубежные дяди. Поставьте на поисковой машине слово "халява" и посмотрите, что там можно найти!" - Гурьянов С.Е., г. Зеленогорск, Красноярский край.

"Злу можно научиться где угодно. Летом я прочла статью в ЛГ, помните, десять лет назад "Литературка" была газетой для интеллигенции с тиражом 6 миллионов, сейчас - 50 тысяч. Автор утверждал, что в Интернет ничего, кроме анекдотов с ругательными словами, нет. Все зависит от того, кто пользуется. Англичане говорят: Красота в глазах смотрящего". - Коптюг Н.М., г.Новосибирск.

"Пути Господни неисповедимы". Все возможно. Ведь есть же сайты по обучению терроризму, например, как изготовить бомбу в домашних условиях. И тот, кто предрасположен к получению подобной информации, обязательно на нее выйдет и, "не дай Бог" - применит ее". - Кибешев А.Н., г.Челябинск.

"Оно уже существует. Это хакеры, которые имеют достаточно широкий опыт совместной сетевой работы. Редко, когда их деятельность не вредит сети. Исключение, это уничтожение всем известного чеченского сайта «Кавказ». Самое плохое, что этой деятельностью начали заниматься молодые умные люди. Противостоять этому сложно, но когда будет в сети отличная служба безопасности (виртуальные патрули), то такие ребята пойдут в сетевые органы". - Соцков А.В., г.Костомукша.

"Это одно зло, но есть и другое – это наличие в сети порнографии, материалов, носящих насильственный, фашистский характер. Как оградить от всего этого ученика, его несостоявшуюся психику?. В 1998-1999 учебном году мы с учениками работали с ресурсами Интернет. В результате поиска нужной информации ученики попадали на страницы, в том числе и на страницы с сексуальным назначением, фашистских организаций. Кто бы мог подумать, что подробная и интересная информация о великом русском композиторе Петре Ильиче Чайковском расположена на странице геев?! Теперь проблема ограничения доступа к "запрещенным" материалам решается просто - администратор сети прослеживает страницы, которые несли бы отрицательный материал для юных душ, и ставит пароль доступа к таким страницам. Сейчас я практически не имею уже ситуаций, ставящих в неловкое положение и меня, и ученика, случайно(?) "зашедшего" на порностраницы. - Самосушев В. Л., г. Пермь.

Характеризуя деятельность Центра дистанционного образования "Эйдос", перечислим также другие направления его работы:

- организация научных исследований в области дистанционного образования, эвристических технологий развития одаренности детей;

- руководство деятельностью школ, гимназий, лицеев, департаментов образования и другими образовательными учреждениями; проведение совместных дистанционных проектов;

- помощь в организации экспериментальной работы и диссертационных исследований педагогов, использующих телекоммуникации;

- разработка дистанционных курсов, проектов по общеобразовательным и дополнительным дисциплинам;

- издание образовательных материалов, книг в области Интернет-образования .

Для оперативной работы Центр "Эйдос" выпускает электронный образовательный журнал "Эйдос" и список рассылки Eidos-list , которые позволяют любому педагогу или родителю, имеющему доступ к электронной почте, регулярно получать новости очного и дистанционного образования в России, дискуссионные и аналитические статьи педагогов-профессионалов, лучшие творческие работы дистанционных учеников, авторские находки учителей, информацию о дистанционных проектах, олимпиадах, курсах и семинарах Центра дистанционного образования "Эйдос" и многое другое.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Знания на расстоянии. Центр "Эйдос" - история, практика, принципы деятельности // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. - 2 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2001/0202.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

Опубликовано также здесь:
Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Знания на расстоянии. Центр "Эйдос" - история, практика, принципы деятельности // Мир школы. – 2001. - №3. – С.40-43.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта