EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Эвристическая олимпиада имеет ярко выраженный обучающий эффект..
Красников А.А., канд. пед. наук
Интернет-журнал «Эйдос»Эвристическое обучениеДистанционная олимпиада...


Дистанционная эвристическая олимпиада по предмету "физическая культура"

Красников А.А., канд. пед. наук, доцент, ст.науч. сотр. лаборатории содержания образования в области физической культуры ИОСО РАО

Современные коммуникационные технологии обеспечивают возможность проведения не только очных, но и дистанционных олимпиад по различным предметам программы общеобразовательных школ. Дистанционные олимпиады имеют существенные отличия от так называемых "заочных", поскольку электронная почта и Интернет позволяет учащимся разных школ, городов, областей, стран, хотя и находящимся порой на огромном расстоянии друг от друга, в режиме реального времени обмениваться информацией, обсуждать возникающие проблемы, а также соревноваться в эффективности их решения.

Как показывает практика, возможность соревноваться с большим количеством сверстников, участие в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах существенно укрепляет мотивационную основу учебного процесса, повышает активность учащихся в освоении знаний, умений и навыков. Кроме того, новые информационные технологии, связанные, прежде всего, с использованием компьютеров, столь популярных сейчас среди подростков, способны оказывать существенное влияние на их психофизические и даже мировоззренческие качества.

Идея заключается в использовании этих новых возможностей для повышения эффективности решения образовательных задач в области физической культуры.

Преимущества дистанционных форм образовательной деятельности перед традиционными очными состоит в оперативности, возможности быстрой и эффективной самореализации учащихся, в индивидуализации процесса обучения, поскольку от самих учащихся во многом зависит направленность, выбор средств и форм обучения, а также темп освоения знаний, умений и навыков. Немаловажным является также то, что себестоимость дистанционного обучения по мнению международных экспертов примерно на 50% ниже традиционных форм образования. Это повышение экономической эффективности происходит, прежде всего, за счет отсутствия затрат на транспорт, строительство учебных помещений, коммунальных расходов. Кроме этого использование дистанционных форм способствует преодолению барьеров в пространстве и времени, повышает демократичность обучения, делая доступной новейшую информацию и консультации высококвалифицированных специалистов вне зависимости от материальной обеспеченности и места проживания учащихся.

Вместе с тем дистанционные формы образования не лишены недостатков. В частности, специалисты в области образовательных технологий указывают на неясность отдаленных последствий замены личного контакта педагога и ученика на общение с компьютером, которое само по себе здоровье не укрепляет. Отмечают возможность возникновения нравственных проблем в связи с увеличением времени общения с компьютером, а не с живыми людьми. Кроме того в связи с отсутствием опыта, классическая педагогика пока еще не дает рекомендаций относительно соответствующей мотивации удаленных учеников, без которой обучение теряет эффективность.

Эти проблемы могут быть разрешены путем интеграции очных и дистанционных форм обучения, создания интерактивных программ, которые в отличии от "застывшего" текста учебника представляют информацию в форме беседы, состязания и тому подобного, побуждающего к собственной деятельности учащихся. В процессе деятельности формируется личный опыт, который составляет, возможно, наиболее прочную основу образования.

Одной из возможных форм реализации этих идей являются дистанционные эвристические олимпиады, проводимые Центром дистанционного образования "Эйдос" (http://www.eidos.ru). Такие олимпиады проводятся на основе заданий, связанных с основным содержанием определенной предметной области, но при этом готовые решения, как правило, отсутствуют. В отличии от обычных олимпиад, на эвристических участники соперничают не в умении решать трудные задачи, а в способности изобретать, открывать новое, предлагать собственные версии, конструировать модели, выявлять закономерности. В основе технологии конструирования и проведения дистанционных эвристических олимпиад лежит дидактическая эвристика - теория креативного обучения (А.В.Хуторской) [1, c. 266].

Эвристическая олимпиада имеет ярко выраженный обучающий эффект, поскольку ориентирует участников на творческую деятельность. При этом зачастую пересматриваются общепринятые представления и изменяется отношение школьников и педагогов к изучаемому предмету и вообще к образованию.

Выполняя задания эвристической олимпиады, участники наблюдают, экспериментируют, моделируют, конструируют, прогнозируют, фантазируют, а также анализируют собственные мысли и переживания. Каждому участнику предоставляется возможность максимально проявить свою индивидуальность, так как комплекс предлагаемых заданий обычно связан с различными видами учебной деятельности.

Результаты выполнения заданий оцениваются жюри по установленным параметрам, например: мировоззренческая глубина, количество творческих элементов в ответе, оригинальность, новизна ответа относительно ответов других участников, емкость и лаконичность, практическая польза созданного продукта. Подведение итогов и определение победителей происходит:

- по сумме баллов, набранных участниками по всем номинациям заданий;

- по каждой номинации среди всех участников олимпиады.

Участниками олимпиады могут стать учащиеся или их группы вне зависимости от места их проживания. Достаточно прислать заявку в оргкомитет олимпиады. Эвристические олимпиады проводятся в разных возрастных группах. При этом никакого предварительного отбора участников не проводится - участвуют все желающие.

Подготовка к эвристической олимпиаде может происходить как на уроках, так и во время специальных занятий, организуемых на факультативах или в домашних условиях. Подготовку рекомендуется проводить в двух направлениях:

- освоение эвристических методов решений, таких как ассоциация, инверсия, гиперболизация и тому подобных; формирование универсальных эвристических навыков; приобретение опыта решения открытых заданий, позволяющего получить многообразное отношение к рассматриваемому объекту, его окружению и возможным действиям с ним;

- освоение компьютерной техники, способов оформления и пересылки результатов по электронной почте.

Для участников младшей возрастной группы возможна помощь локального координатора олимпиады - как правило представителя школы, подающей заявку на участие, очно взаимодействующего с участником, берущего на себя часть организации олимпиады и выполняющего предписания оргкомитета - набор текста со слов участника и пересылка его работы по электронной почте. Учащиеся старших классов, как правило, способны это сделать самостоятельно. Поэтому одним из условий успешного участия в олимпиаде является овладение базовыми навыками работы с текстовым редактором типа Word и программой электронной почты. Для "продвинутых" в техническом отношении участников олимпиады возможно выполнение работ в общепринятом в сети Интернет формате html, допускающем включение в подготовленную работу графики и звука.

Локальным координаторам рекомендуется до начала олимпиады подготовить текстовые шаблоны, относящиеся к электронному оформлению будущих работ участников. В эти шаблоны входит служебная информация об организаторах олимпиады, ее названии, даты проведения, данных об участнике и локальном координаторе, а также текст заданий олимпиады. Это позволит участникам не тратить время на технические операции.

С целью подготовки к дистанционному творчеству Центр "Эйдос" проводит дистанционные курсы и семинары для учащихся и педагогов. Более подробную информацию можно найти по адресу http://www.eidos.ru/courses/index.htm или получить по e-mail: info@eidos.ru.

В день, предшествующий выполнению заданий, локальные координаторы зарегистрированных участников получают по электронной почте содержание олимпиадных номинаций с заданиями и условиями их выполнения.

Для каждой возрастной группы устанавливается график проведения олимпиады. На выполнение всех заданий рекомендуется отвести 2 - 3 часа с перерывами для отдыха. Начало и окончание времени выполнения заданий в день, установленный оргкомитетом олимпиады, определяется локальным координатором в зависимости от местных условий.

Перед началом работы участники получают подробную инструкцию, в которой подчеркивается, что для предлагаемых заданий нет известных ответов, от них требуется высказать собственные версии, суждения и исследования, а не вспомнить известную информацию. Жюри олимпиады будет оценивать не "правильность" ответов, а качество созданных участниками работ, их оригинальность. В частности, чем меньше раз среди ответов участников будет повторяться одна и та же идея, тем большее количество баллов она получит. Ответ должен быть аргументирован и логически выведен из предлагаемой идеи, а также иметь соответствующую форму представления.

Весьма ценной формой работы участников олимпиады и локальных координаторов является следующий за выполнением заданий анализ процесса их решения, проблем и трудностей, возникающих во время проведения олимпиады, а также используемых средств и методов. Участники олимпиады и их локальные координаторы обмениваются мнениями о том, качестве выполнения заданий, обсуждают успехи и неудачи, обсуждают перспективные планы и задачи. Такая рефлексия, отражение, самонаблюдение проводится после окончания олимпиады в форме письменных ответов на вопросы с последующим их обсуждением. Локальный координатор отдельным письмом отсылает в оргкомитет олимпиады ответы на следующие вопросы:

- Как Вы оцениваете основные результаты олимпиады? Что удалось лучше и почему?

- Какие задания вызвали наибольший интерес?

- С какими трудностями Вы столкнулись при подготовке и во время проведения олимпиады? Как они преодолевались?

- Ваши замечания и предложения себе и организаторам олимпиады?

После объявления результатов олимпиады возможно проведение дистанционной пресс-конференции, на которую приглашаются призеры олимпиады, их локальные координаторы, члены оргкомитета олимпиады и могут "присутствовать" все участники олимпиады. Во время пресс-конференции обсуждаются итоги олимпиады, а все желающие могут задать вопросы победителям олимпиады, их учителям, организаторам олимпиады.

Все участники олимпиады получают "визитные карточки", а победители - призы и дипломы оргкомитета.

На основе описанной технологии Центром "Эйдос" проведено около 20 эвристических олимпиад по физике, математике, русскому языку, информатике, экономике и другим предметам. В этих олимпиадах приняло участие несколько тысяч школьников от 6 до 17 лет.

18 мая 2000 г. эвристическая дистанционная олимпиада впервые была проведена по предмету "Физическая культура".

Задания олимпиады подготовили докт. пед. наук, зав. лабораторией содержания образования в области физической культуры ИОСО РАО А.П.Матвеев и канд. пед. наук, ст. н. сотр. этой же лаборатории А.А.Красников. Сначала было разработано 13 вариантов заданий по 9 номинациям для 5 возрастных группах, из которых впоследствии были отобраны задания для олимпиады 2000 г. Затем, совместно с председателем оргкомитета олимпиады докт. пед. наук А.В.Хуторским были отобраны задания по 5 номинациям для каждой возрастной группы.

Первоначально разработанные задания были существенно упрощены. По-видимому, это было оправданно, так как ожидалось, что уровень подготовленности участников и локальных координаторов, проводимой впервые олимпиады по данному предмету может оказаться не столь высоким, так как среди них могли быть школьники, традиционно участвующие в подобных мероприятиях, но не являющиеся активистами физкультурного или спортивного движения. В связи с этим несколько сместились акценты заданий - физическая культура в них была представлена как предмет физического воспитания.

Приведем олимпиадные задания в возрастных категориях 4-6 и 9-11 классов.

4-6 классы

1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Из всех упражнений на развитие быстроты и выносливости, которые выполняют на уроках физической культуры у меня лучше всего получаются упражнения ... , потому что... Составьте таблицу своих лучших достижений по конкретным упражнениям (подтягивание, отжимание, лазание по канату, другие)..

2. ИДЕЯ. Придумайте свои собственные упражнения на развитие силы. Объясните действие ваших упражнений на разные части человеческого организма.

3. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. Школьник умеет лазать по гимнастической стенке. Поможет ли ему это быстрее научиться лазать по гимнастическому канату? Объясните свой ответ.

4. ЭКСПЕРИМЕНТ. Проведите спортивный эксперимент. Бросьте теннисный мяч (шарик) в мишень, нарисованную на доске, с расстояния в 3 метра. Затем выполни 2 кувырка вперед и снова выполни бросок в мишень. Сравните начальный и конечный результаты вашей меткости. Есть ли между ними разница и почему?

5. ИГРА. Придумайте игру, которая могла бы способствовать повышению ловкости. Проведите эту игру с другими. Результаты игры оформите в виде:

Название игры.

Правила игры.

Мнение о вашей игре её участников.

Ваше мнение - что удалось, что не очень, почему.

9-11 классы

1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Назовите свои достижения:

в беге на 100 м.

в беге на 800 м.

в гимнастике

в силовых упражнениях

в спортивных играх

Приведите свои будущие ориентиры в этих видах спорта на следующий год. Каким образом вы будете их достигать?

2. ИДЕЯ. Придумайте свои собственные упражнения, чтобы снять усталость во время работы на компьютере. Объясните действие ваших упражнений на разные части человеческого организма.

3. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. Школьник выполняет задание на максимальное количество отжиманий от пола и подтягиваний на перекладине. При каком упражнении количество повторений будет больше и почему?

4. ЭКСПЕРИМЕНТ. Проведите спортивный эксперимент. Пробегите вокруг школы 1 раз и отметьте свое время. Затем сделайте 8 медленных приседаний с отягощением на плечах (портфель, одноклассник, др.) и пробегите вокруг школы еще раз. Сравните начальный и конечный результаты вашей быстроты. Есть ли между ними разница и почему?

5. ИГРА. Придумайте спортивную игру, которая могла бы способствовать повышению гибкости. Проведите эту игру с другими. Результаты игры оформите в виде:

Название игры.

Правила игры.

Мнение о вашей игре её участников.

Ваше мнение - что удалось, что не очень, почему.

Характерно, что большинство школьников, обычно принимающих участие в эвристических олимпиадах по различным предметам слабо представляли себе возможное содержание олимпиады по данному предмету.

В качестве примера реакции на проведение эвристической олимпиады по предмету "Физическая культура" приведем фрагмент рефлексии одного из участников - ученика 3"А" класса школы "Бейт Сефер Менахем" г. Санкт-Петербурга Алексея Краева:

"Да, вчера я прохлопал ... и послал работу не на тот адрес, хотя вроде еще светло и так хочется до отбоя погулять. Задания мне понравились, хотя все недоумевали - как это может быть - "заочная физкультура"...? Только как всегда маловато времени и хочется, с одной стороны, все успеть, с другой, как-то оформить, а с третьей, поразмышлять бы над каждым заданием ... Вот такие мои мысли. Мне кажется, что я еще немного подрасту и потренируюсь - и смогу сам сочинять эвристические задания".

Приведем фрагменты работ победителей и призеров дистанционной эвристической олимпиады по предмету "Физическая культура".

Жук Юрий, 6"А" класс, школа №5, г. Калининград:

Номинация "ИДЕЯ":

"Я думаю, что упражнения на силу должны складываться из многих упражнений, т.к. тебе надо развивать все части тела и если они будут развиты, то ты будешь по-настоящему сильный. Не только в одной части. Используя существующие сейчас упражнения, я составил комплекс:

Приседаем 20 раз и перекатываемся в положении лежа, дотягиваемся 5 раз руками до носочков и 5 раз поднимаем ноги на 90 градусов и при выполнении в последний раз выпрямляемся до "берёзки" и ещё 9 раз повторяем "берёзку". Далее пригнуть ноги к себе 5 раз и на последний раз перекатываемся, облокачиваемся на руки и встаём; 5 раз дотрагиваемся кулаками до пола, шестой раз ладонями, передвигая руками вперед оказываемся готовыми отжиматься; 10 раз отжимаемся, ложимся, поднимаем спину, голову и ноги, держим лодочку 30 секунд, и в ванну обливаться холодной водой.

Это был мой рецепт силы. На первый день суставы будут болеть, а потом перестанут. Норму какой-либо части упражнения можно увеличивать на раз в день.

Зайцев Алексей, 10 "Б" класс, школа №18, г. Симферополь, Украина

Номинация "ЭКСПЕРИМЕНТ":

"Первый результат забега вокруг школы - 41 сек. Второй забег после приседаний с отягощением - 38 сек.

Как видно, разница есть, из-за того, что после приседаний с грузом на плечах в ногах появляется ощущение легкости, которое увеличивает скорость бега без груза.

Рыбкин Володя, 2"А" класс, Московская городская Люблинская гимназия, г.Москва:

Номинация "ЗАКОНОМЕРНОСТЬ":

Лазание по гимнастической стенке помогает быстрее научиться лазать по канату, потому что развиваются мышцы рук и руки становятся сильнее.

Номинация "ЭКСПЕРИМЕНТ":

До кувырка я попал, а после - нет, потому что после кувырка вестибулярный аппарат еще не отдохнул от переворота.

Некоторые участники, по-видимому, посетители интернетовских "болталок" (Chat), откровенно упражнялись не в решении предложенных заданий, а в своеобразном компьютерном остроумии, вставляя в текст так называемые смайлики - улыбочки, знаки, используемые в e-mail для выражения эмоций, например двойные скобки :)), означающие смех.

В качестве примера специфического интернетовского юмора приведем фрагменты работы Сергея Ефетова, 9"Б" класс, гимназия №1, г. Симферополь, Украина:

Номинация "ПРЕЗЕНТАЦИЯ":

Я иногда собираю бабочек и, пробегая 100 метров, я могу поймать до 15 бабочек в один сачек. В беге на 800 метров на финише я услышу мой слова, произнесенные на старте. В области гимнастики я выгнулся так, что смог стащить у бабушки со сковородки котлету так, что она не заметила. В области спортивных игр мой рекорд несколько обратен: я могу закончить игру на компьютере всего за 3 часа

Номинация "ИДЕЯ":

Итак, вы сидите за компьютером и очень устали. Закройте глаза и представьте себя жестким диском во время форматирования. Ваше сознание очищается, с каждой секундой оно становиться чище.

Руки в стороны, вы столб с высоковольтными проводами. Через вас проходит тысячи вольт, которые вас не волнуют. Поднимайте руки вверх и опускайте вниз - вы птица, вы летите над землей. Маленькая Земля - далеко от вас (снятие напряжения мышц плечевого пояса).

Представьте себя джойстиком и повращайте голову (снятие напряжения мышц шеи).

Ноги - матричный принтер, напечатайте что-нибудь (снятие напряжения мышц ног).

Представьте свою голову клавиатурой и попробуйте понажимать на клавиши (улучшение кровообращения головы).

После каждого упражнения вставайте и садитесь (нажимайте Enter)!

Номинация: "ЗАКОНОМЕРНОСТЬ":

Многие считают, что подтягиваться сложнее, чем отжиматься, мол, мышцы-разгибатели сильнее мышц-сгибателей. Мне кажется, что это все придумали учителя физкультуры. На самом же деле подтягиваться легче. Подтягиваясь, школьник стремиться в небо, а, отжимаясь ему, просто не хочется отдаляться от родной матушки-земли. Человек хочет к ней прижаться, обнять её.

Но в жизни все меняется и наш школьник, наверняка уже перестал любить землю (печальное следствие урбанизации, неизвестно видел ли он её вообще (все асфальт да асфальт)). Теперь он, конечно, отожмется от пола меньше раз, чем он смог бы подтянуться...

Номинация: "ЭКСПЕРИМЕНТ":

Заранее договорившись с одноклассницей, я отправился на место проведения эксперимента. Вскоре я был у школы. Эксперимент был объявлен открытым, и я без промедления приступил к выполнению задания. Я засек время и побежал, но наша школа устроена так, что с обратной её стороны находится забор, соединяющий школу с другими, беспрерывно продолжающимися домами, поэтому, когда я добежал до забора и понял это мне пришлось возвращаться и искать лестницу. Искал я её не долго: рядом с нашей школой строят новое здание, там я и позаимствовал лестницу. Поднявшись до верха, я перекинул лестницу на другую сторону, чтобы успешно спуститься. Затея удалась, и прибежал к финишу (старту) через 3 минуты.

Я посадил одноклассницу на плечи, присел восемь раз и теперь был готов к новому забегу. Вновь заработал секундомер, и началась вторая часть эксперимента. Я добежал до знакомого всем забора и понял, что лестница осталась с другой стороны. Чтобы добраться до неё пришлось оббежать школу по обратному маршруту. С лестницей в руках я вернулся к месту, где прервал начатую часть эксперимента из-за отсутствия лестницы. Я успешно перебрался и прибежал на старт (финиш). Я посмотрел на секундомер. "Что???" - сказал я удивленно, стрелка секундомера показывала почти в два раза больше времени. Меня кто-то ударил по голове, а плече сильно болели. Я посмотрел наверх: на моих плечах до сих пор сидела одноклассница. Вопрос со вторым показанием времени был снят: из-за неё я потратил столько времени!

Номинация: "ИГРА":

Следующая игра развивает гибкость трех частей тела: пальцев рук, ума и собственно самого тела. Название игры: "Тырилка или мой новый компьютер". Правила игры - следующие: Участники игры в отсутствие учителя становятся в компьютерном классе на расстоянии друг от друга, - приблизительно, 5 метров. Далее игру можно разделить на III этапа.

Во время первого этапа участники развивают гибкость пальцев рук. Их задача развинтить компьютер на такие детали, которые бы пролезали через решетку компьютерного класса. Во время второго участники передают детали, не сходя с места, ведущему игры, стоящему у окна. Действия на втором этапе развивают гибкость тела. Третий этап проводится за пределами школы. Цель - собрать компьютеры из имеющихся деталей. На третьем этапе: "Болят мышцы, скорее дели поровну"

Игра - очень полезная, хотя и рискованная.

При ее проведении не удалось просунуть монитор через решетку на окнах.

Итак, первая дистанционная эвристическая олимпиада по физической культуре проведена. Есть основания полагать, что ее популярность будет повышаться, а качество выполнения заданий возрастать. Возможно, параллельно будет повышаться привлекательность физической культуры как общеобразовательного предмета.

 

Литература:

1. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.

2. Хуторской А.В. Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2000.— 304 с.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Красников А.А. Дистанционная эвристическая олимпиада по предмету "физическая культура" // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. - 20 мая. http://www.eidos.ru/journal/2001/0520.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Эвристическое обучение" >>

  вверх
вверх

карта сайта