EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«В ходе заданий учащиеся приходят к правилам использования веб-технологий...»
Николаев Е.А., соискатель лаборатории методологии
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеИз опыта проведения...

 


Из опыта проведения дистанционного проекта по истории

Николаев Евгений Анатольевич, соискатель лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО РАО;

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

Участие школьников в дистанционных образовательных Интернет-проектах -эффективная форма занятий в старшей профильной школе. Особую актуальность данная форма обучения приобретает для учащихся гуманитарных профилей, поскольку позволяет им при отсутствии углубленной технологической подготовки осваивать современные формы телекоммуникаций.

На базе Центра дистанционного образования "Эйдос" совместно со школой "Мыслитель" в течение 3 лет проводится дистанционный творческий конкурс-проект "Моя Победа". В проекте участвуют школьники, педагоги, ветераны Великой Отечественной войны и их родственники из разных городов России. Проект предполагает выявление сути войны, его проявления в других войнах и поиск условий личной победы в войнах участников проекта, даже если они не находятся на линии фронта. Сайт проекта размещен по адресу http://www.eidos.ru/project/

Структура проекта включает в себя следующие основные элементы, характерные для любого дистанционного образовательного проекта [1, c.158]:

Название проекта.

Цитата, лозунг, воззвание или иная форма представления проекта.

Характеристика проекта.

Идея проекта.

Цели и задачи проекта.

Участники проекта.

Условия регистрации в проекте.

Сроки и этапы реализации проекта.

Условия и средства, необходимые для участия в проекте (организационные, технические, другие).

Особенности проведения проекта, виды деятельности его участников.

Формы взаимодействия оргкомитета проекта с организаторами, индивидуальными и групповыми участниками, другими субъектами проекта.

Критерии оценки работ участников.

Жюри или другая диагностическая и оценочная группа.

Призы и награды.

Возможное продолжение и развитие проекта.

Авторы, координаторы, администраторы, организаторы, спонсоры проекта.

Цели проекта "Моя Победа": 1) расширение социального движения "Дети мира против войны" с помощью дистанционного конкурса-проекта с использованием средств сети Интернет; 2) создание участниками проекта веб-страниц, направленных на осмысление сути войны, преодоление взгляда на это явление, как на неизбежность, поиск реальных шагов к переходу к культуре мира от культуры войны; 3) размещение созданных веб-страниц в сети Интернет и организация коммуникации участников проекта в виде e-mail-конференции и чат-дискуссий в целях способствования развития у молодежи понимания необходимости изучать отечественную историю, уважать подвиг старшего поколения через совместную деятельность над проектом.

Данный проект предоставляет возможность школьникам ощутить свою сопричастность к победе сил добра и свободы над фашизмом и нацизмом через создание веб-страниц, посвященных Великой Отечественной войне. Проект предполагает выявление сути войны, ее проявления в разных формах и поиск условий личной победы участников проекта в войнах, даже если они не находятся на линии фронта.

Ветераны Великой Отечественной войны имеют возможность самостоятельно или с помощью своих родственников - внуков и правнуков - описать свой вклад в дело победы над фашизмом для размещения в сети Интернет.

Участники проекта создают свои веб-страницы о войне, которые включают следующие элементы: фото, рисунки, литературные произведения, живописные работы, социологические исследования, философские трактаты.

Чтобы деятельность учащихся носила продуктивный характер, им предлагаются следующие рекомендации по созданию веб-страниц:

1. Личную веб-страницу можно создать на доступном вам сайте, например, на сайте школы, центра или вуза. Если у вас нет такой возможности, то страницу можно завести на одном из отечественных или зарубежных серверов, предоставляющих эту услугу бесплатно, например, на сайтах www.narod.ru, www.geocities.com

2. Общие требования к веб-странице участника следующие:

На титульной веб-странице вверху размещается заголовок "Моя Победа", выполненный в виде текста или графики; приводятся сведения об участнике конкурса: фамилия и имя, класс, школа, город, фото, информация о целях участия в проекте и др.

Внизу титульной веб-страницы и других, связанных с ней страниц, дается информация о координатах конкурса-проекта.

3. Дизайн веб-страниц участник разрабатывает самостоятельно согласно своему вкусу и целям участия в проекте. Вместе с тем, необходимо придерживаться принятых в сети технических требований к веб-дизайну. В то же время, вполне уместны поиски и творческие отклонения от стереотипов.

4. Участники проекта предусматривают на своих веб-страницах разделы, цель которых - обеспечить взаимодействие с посетителями страницы. Это могут быть гостевые книги, веб-форумы и т.п. Все эти готовые формы можно найти в сети Интернет или в веб-формах, предлагаемых провайдером вашего сайта.

5. В целях систематической работы над созданием веб-страниц участники проекта сначала высылают в оргкомитет план разделов своей веб-страницы:

- название веб-страницы,

- основные разделы,

- какие технические ресурсы (графические и иные редакторы) используются для создания страницы.

Создание участниками проекта веб-страниц направлено на осмысление сути войны, преодоление взгляда на это явление как на неизбежность, поиск реальных шагов к переходу к культуре мира от культуры войны.

Педагоги и администрация школ-участников размещают на своих сайтах веб-работы учащихся, создаваемые во время проведения школьных мероприятий, посвященных Дню Победы. Ссылки на лучшие работы публикуются на сайте Центра "Эйдос".

Размещение созданных веб-страниц в сети Интернет и организация коммуникации участников проекта в виде e-mail-конференции и чат-дискуссий способствует развитию понимания учеников необходимости изучать отечественную историю, уважать подвиг старшего поколения через совместную деятельность над проектом.

В проекте регистрируются группы участников от 2 до 5 человек, в состав которых входят школьники возрастных групп: 6-9, 10-13, 14-17 лет; ветераны Великой отечественной войны и их родственники; педагоги, методисты, администраторы образования, представители общественных организаций.

Уже в заявках каждая группа указывает мотивы своего участия в проекте, предполагаемые результаты. Например:

Состав группы: Попов Антон, 1986 г. 10 класс, Ерышканов Денис, 1987 г. 9 класс, Норин Евгений, 1987 г. 9 класс. Климушкина Людмила Генриховна, руководитель группы, учитель истории, гимназия №4 им. братьев Каменских г. Пермь.

Мотив участия: Человеческая история говорит и действует через людей, но в разных сферах по-разному. Стоит задуматься, почему в истории поэзии или живописи, или политики мы запоминаем имена, а в истории техники имен не знаем. Всем известен лучший танк 2-ой мировой войны Т-34, а имя его создателя? Улица Танкистов, Сквер уральских добровольцев, улица героя Советского Союза Танцорова, памятник - танк Т-34 - все это следы войны на лике современного мирного города. Какая история, какие судьбы стоят за этими названиями - вот предмет нашего исследования. Предполагаемый результат: Сайт "Т-34 - танк Победы"

В ходе выполнения заданий учащиеся самостоятельно приходят к функциональным правилам использования веб-технологий. Кроме того, на собственном опыте, а также с помощью координаторов-педагогов обнаруживаются наиболее типичные ошибки и проблемы, которые необходимо решать.

Критерии определения победителей проекта отражают уровень достижения ими поставленных целей:

- Личное отношение участника(ков) к войне, выраженное в творческой работе (веб-странице).

- Предложение реальных шагов по воспитанию культуры мира, отраженных в специальных разделах веб-страницы.

- Оригинальность графических и иных мультимедийных средств, использованных в веб-странице

- Технические параметры (время загрузки страницы, средства навигации, скрипты и др.)

- Активность и продуктивность участия в дистанционной телеконференции проекта.

Приведем ссылки на работы призеров проекта "Моя Победа":

http://homepages.angarsk.ru/~ok8/victory/index1.htm - Авторы: Иовенко Елена Никоновна, Епифанцев Борис, Яковлева Лариса, Богданова Аня, пенсионер, 9 класс, Локальные координаторы: Губкина Татьяна Петровна, Черкашина Галина Георгиевна, Центр образования №8, г.Ангарск Иркутской обл.

http://school.ukg.kz/myvictory - Авторы: Пизиков Василий Петрович, ветеран ВОВ, Плотникова Ирина Анатольевна, учитель истории, Барабанова Татьяна Александровна, учитель информатики, Раисова Айгуль 10 класс, Акимбаева Меруерт 5 класс, Локальный координатор Барабанова Татьяна Александровна. Школа-гимназия №10.

http://krikit.chat.ru/my_victory.htm - Авторы: Пьянков Виктор Владимирович, пенсионер, участник ВОВ 1941-1945 гг., с.Комарово Осинского р-на Пермской обл. Самосушева Муза Викторовна, учитель химии, лицей 3, г. Пермь, Самосушев Александр Викторович, ученик 11 А лицей 3, г. Пермь. Локальный координатор: Самосушев Виктор Леонидович, учитель информатики, МОУ "Средняя школа 136", г. Пермь.

http://deti-pobeda.narod.ru - Авторы: Голубкина Вера Владимировна, Купкель Анна Константиновна, Рывлина Мария, Кузнецов Станислав, Нечаев Юрий, Шестакова Анастасия, гимназия №4 им. братьев Каменских, г. Пермь.

http://goloshapov1.narod.ru - Авторы: Голощапов Олег Георгиевич, Купкель Анна Константиновна, Буторина Настя, Лекомцев Сергей, гимназия №4 им. братьев Каменских, г.Пермь.

http://www.my-victory.narod.ru - Авторы: Кацай Татьяна Анатольевна, 10 В класс, Кашута Яна Николаевна, 10 В класс, Логвиненко Вадим Витальевич, 9 Д класс, Хисамов Эдуард Эдуардович, 9 Д класс. Локальный координатор: Галанов Александр Борисович, гимназия №111, г.Уфа.

Анализ выполненных участниками работ, их переписки в телеконференции, а также рефлексивных мнений позволяет сделать следующие выводы:

- Участие школьников в образовательных проектах, направленных на создание ими образовательной продукции оказывает стимулирующее влияние на их общеобразовательную деятельность.

- Предусмотренная в деятельности учеников функция добывания и применения знаний с помощью веб-технологий формирует их продуктивное мышление и ориентацию на принцип бытия в Интернете.

Объединяющим и концентрирующим элементом деятельности учеников является школьный образовательный сайт, на котором размещаются их работы, а также происходит обсуждение процесса занятий и другие формы дистанционной коммуникации.

 

Литература:

1. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2000. – С. 158.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Николаев Е.А., Хуторской А.В. Из опыта проведения дистанционного проекта по истории // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 17 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2003/0417-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта