EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Креативные люди определяют судьбу страны и человечества в целом...»
Маслов И.С., учитель, г. Гродно
Интернет-журнал «Эйдос»Методика в школеВиртуальные олимпиады

 


Виртуальные олимпиады в реальной гимназии

Маслов Игорь Сергеевич, учитель физики гимназии № 3 г.Гродно (Республика Беларусь)

Креативные люди определяют судьбу страны и человечества в целом, и именно поэтому организация образовательных мероприятий по развитию творческого и интеллектуального потенциала молодежи является весьма важной, государственно-значимой задачей. Как научить учеников видеть «необычное в обычном» и «обычное в необычном»? Как воспитать у них потребность получать искреннюю радость и наслаждение от процесса познания окружающей действительности? Как сопроводить их творческий рост?.. Эти и многие другие «открытые» вопросы заставляют нас, учителей физики, находиться в постоянном творческом поиске.

Если вы хотите усилить тягу школьников к постижению тайн мироздания…

Наш коллектив педагогов-физиков гимназии № 3 из г. Гродно (Республика Беларусь) подскажет вам как это осуществить. Мы делаем уверенные шаги в решении важной психолого-педагогической задачи: создания образовательной среды для раскрытия креативных и интеллектуальных резервов личности каждого ученика. И эти успехи, безусловно, не случайны. Второй год подряд школьники гимназии принимают активное участие во Всероссийских эвристических олимпиадах по физике, в которых соревнуются в творчестве с учениками из Казани, Якутска, Челябинска, Улан-Удэ, Магнитогорска, Саратова, Оренбурга, Иваново, Владивостока, Тольятти и других городов России и стран СНГ. Эти уникальные мероприятия подводят своеобразный итог сотворческой работы учителей физики с гимназистами.

«Как удается ученикам из белорусской гимназии принимать участие во Всероссийских олимпиадах?», - этот вопрос, очевидно, сразу же возникнет у читателя. Ответ на него достаточно простой: олимпиады проводятся в дистанционном режиме обучения. Это первое, очень важное, преимущество таких мероприятий по сравнению с традиционными очными олимпиадами, поскольку создает равноправную соревновательную возможность школьникам из разных городов (и даже стран!) не только для выражения своих учебно-познавательных и креативных свойств личности, но и для получения искренней радости и наслаждения от своих первых «открытий» на поприще всегда увлекательной физики!

Кто организатор этих универсальных мероприятий?

Это – Центр дистанционного образования «Эйдос» ( www . eidos . ru ). С 1997 года у тысяч школьников по всем учебным предметам , в том числе и по физике, появилась возможность участвовать в дистанционных эвристических олимпиадах, как на Международном, так и на Всероссийском уровне.

В чем преимущество дистанционных эвристических олимпиад?

Безусловно, дистантность - важное, однако не самое главное преимущество олимпиадных мероприятий, проводимых Центром «Эйдос». В отличие от обычных предметных физических олимпиад (школьных, районных, областных и др.), на эвристической олимпиаде могут успешно участвовать школьники с любым уровнем теоретической подготовки по физике . Это обусловлено тем, что цель соревновательной деятельности учеников состоит не в выполнении серии мыслительных операций по решению трудной задачи , а в выражении себя, создании своих собственных знаний, суждений, убеждений, в самостоятельном открытии как субъективно, так и объективно новых знаний об исследуемом объекте. Это достигается за счет особой универсальности эвристических заданий, которые предлагаются участникам дистанционной олимпиады.

Чем уникальны эвристические задания?

Эти задания существенно отличаются от традиционных творческих вопросов и задач, поскольку не имеют однозначных «правильных» ответов (то есть, являются «открытыми»). Результат, который получает каждый ученик в ходе выполнения эвристических заданий, является уникальным , поскольку выступает своеобразным продуктом его творческого самовыражения. В качестве примера приведем содержание «заданиевых» номинаций, предлагавшихся ученикам 8-9-х классов на VI-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по физике, которая проводилась Центром «Эйдос» 12 февраля 2004 года.

1. ПЕНА. Почему пена непрозрачна? Ведь воздух и вода прозрачны, а пена - это пузыри воды, наполненные воздухом. Предложите версию объяснения этого явления. Можно ли создать прозрачную пену? Аргументируйте свой ответ.

2. ГИПОТЕЗА. Составьте гипотетический рассказ на тему: «Если бы все одноименные электрические заряды притягивались, а разноименные заряды – отталкивались».

3. ЗВУК. В сказке про барона Мюнхгаузена есть такой эпизод. Мюнхгаузен в сильный мороз играл на трубе, и звуки музыки замерзли. А когда он пришел домой, то труба согрелась, и барон смог услышать мелодию. Если бы такое явление было реально, то как его можно было бы использовать? Придумайте прибор или музыкальный инструмент для замораживания звуков.

4. СТЁРКА. Почему рисунок карандашом можно стереть резинкой с бумаги, а рисунок краской - нельзя? Какое физическое явление лежит в основе рисования? Придумайте устройство для стирания краски с бумаги.

5. СКРЕПКА. Исследуйте все возможные физические свойства металлической канцелярской скрепки: механические, тепловые, световые, электромагнитные, иные. Для этого придумайте и проведите опыты со скрепкой. Кратко опишите наблюдаемые в опытах явления по плану: цель опыта, оборудование, ход опыта, результаты, выводы. Все опыты должны быть проведены реально (не мысленно). Возможны схемы, зарисовки или фотографии опытов. Примечание . Для исследования можно использовать несколько скрепок, а также любое доступное вам оборудование.

Если вы хотите, чтобы ваши ученики сами «открывали» новые знания…

Вам и вашим школьникам необходимо принять участие в дистанционной эвристической олимпиаде по физике! Творческое развитие ваших учеников во время эвристической олимпиады будет интенсивно двигаться вперед благодаря тем положительным эмоционально-ценностным результатам, которые они получат в ходе выполнения открытых заданий (новым «открытиям»). В связи с этим, поисковый процесс каждого ученика формируется и функционирует как развивающаяся и усложняющаяся система субъективных «открытий», которые постепенно обогащают и углубляют его знания об объекте познания. Каждое новое «открытие» школьника, созданное во время эвристической олимпиады имеет свою историю и логику развития. В итоге полученные учеником знания в процессе выполнения олимпиадных эвристических заданий становятся его собственным достоянием.

По каким критериям оцениваются работы участников эвристической олимпиады?

Универсальными критериями для предметной эвристической олимпиады являются: степень новизны идеи или гипотезы, содержание и объём выполненного задания, оригинальность, логичность, аргументированность, мировоззренческая основа и др .

Какая техническая база нужна для проведения олимпиады?

Для участия в дистанционной олимпиаде необходим хотя бы один компьютер с модемом и адресом электронной почты . В случае отсутствия в школе необходимого числа компьютерных посадочных мест, ученики могут выполнять задания в «бумажном» варианте. После этого учителя или другие помощники могут помочь им набрать на компьютере ответы, особенно младшим школьникам. Средние и старшие учащиеся готовят и оформляют свои работы самостоятельно.

Если вы хотите подготовить призеров эвристической олимпиады…

Здесь у вас могут возникнуть определенные трудности, носящие как объективный, так и субъективный характер. Трудности объективно плана объясняются, прежде всего тем, что методы «знаниевого натаскивания», которыми широко пользуются педагоги для подготовки школьников к традиционным олимпиадам по физике, не применимы для эвристических олимпиад. И тем не менее мы предприняли попытку обобщить наш 2-х летний весьма успешный опыт подготовки школьников к участию в дистанционных эвристических олимпиадах, которая осуществлялась целенаправленно в рамках деятельности секции эвристической физики научно-исследовательского общества гимназии. Попытаемся обозначить хотя бы контурно ее основные направления:

1. информационно-методическое;

2. деятельностное и

3. общетехническое.

Каждое из выделенных направлений проецируется на общую структуру информационно-деятельностного процесса выполнения любого открытого задания , включающего 4 блока: создающая система –> задачная система –> решающая система ->система ученических «открытий».

Рассмотрим более подробно эти направления. Специфика первого направления связана с составление (подбором) эвристических заданий и созданием методического банка открытых заданий для учащихся. Анализ содержания эвристических заданий по разным учебным предметам, показывает, что их требовательный информационный компонент направлен на развитие интеллектуальных мета-умений школьников. К таким ключевым умениям мы относим:

1. умение проводить наблюдение;

2. умение ставить опыты и проводить эксперимент;

3. умение критически мыслить;

4. умение конструировать и моделировать;

5. умение задавать вопросы;

6. умение обобщать и систематизировать учебную информацию;

7. умение давать прогноз и формулировать гипотезы;

8. умение сравнивать и сопоставлять различную информацию;

9. умение генерировать идеи, способы решения проблемы;

10. умение создавать «новое» знание.

Второе направление связано с организацией выполнения школьниками открытых заданий, с целью освоения учениками эвристических методов, тренировки и развития универсальных эвристических навыков. Для этого нами целенаправленно создавались на основе эвристических заданий педагогические ситуации, обеспечивающие эвристический тренинг учеников. Организационные формы таких ситуаций были весьма вариативными: игровыми, поисковыми, дискуссионными, взаимного обучения, «мозгового штурма» и др. Роль учителя во время эвристического тренинга – организационно-сопровождающая .

Обучение школьников основным способам набора, оформлению и пересылке текстовой и графической информации по E-mail (3-тье направление), а также техническая помощь учителю физики во время проведения олимпиады (обработка, техническая корректировка, отправка по электронной почте работ младших учеников) проводилась студентами 4-го курса физико-технического факультета Гродненского государственного университета имени Я. Купалы (в качестве элективных заданий в период педагогической практики).

Следует отметить, что указанные направления являются весьма эффективными для подготовки школьников к участию в дистанционных эвристических олимпиадах по физике. Достаточно указать, что на VI-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по физике, которая проводилась Центром «Эйдос» 12 февраля 2004 года, команда 5-х классов из нашей гимназии заняла в командном первенстве 1-ое место, а команда 8-х классов – 3-тье место.

Мы убеждены, что лишь деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью ученика, может в надлежащей мере развивать его креативную сферу личности. Чувство удовольствия от своей познавательной деятельности - жесткое условие для развития любых способностей. Следовательно, те задания, содержание которых вызывает это чувство удовольствия, по сути дела, являются самыми уникальными заданиями .

Пожелаем дальнейших успехов учителям, организаторам и участникам будущих дистанционных олимпиад.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Маслов И.С. Виртуальные олимпиады в реальной гимназии // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2004/0301.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Методика в школе" >>

  вверх
вверх

карта сайта