EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Изучение древнерусской литературы единым блоком мы считаем оправданным...»
Пименова В.Н., канд. пед. наук
Интернет-журнал «Эйдос»Модернизация образованияУМК для элективного курса...

 


Учебно-методический комплект для элективного курса по древнерусской литературе

Пименова Валерия Николаевна, канд. пед. наук, вед. научн. сотр.
лаборатории средств обучения русскому языку и литературе ИСМО РАО

В наше время, как известно, существует несколько программ по литературе, составленных разными научными коллективами. Их объединяет один подход к изучению в школе древнерусской литературы: эти произведения разрозненно включены в курсы V-IX классов. Среди них: "Повесть временных лет", отрывки (в V, VI, VIII и даже в IX кл.), "Поучание" Владимира Мономаха", "Сказание о Борисе и Глебе" (VI, VII или VIII кл.), "Повесть о разорении Казани Батыем" (VI кл.), "Повесть о Петре и Февронии" (VII кл.), "Житие Сергия Радонежского", отрывки (VIII кл.), "Житие протопопа Аввакума", отрывки (VIII кл.), "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина", "Слово о полку Игореве" (IX кл.).

Мы видим, таким образом, что время, методика отобрали в основном список произведений древнерусской литературы, изучаемых в школе или гимназии. Если обратиться к истории вопроса о количестве изучаемых текстов, то надо отметить, что, во-первых, круг произведений был значительно шире: наряду с вышеназванными произведениями в него входили "Слово о Законе и Благодати", "Житие Феодосия Печерского", "Хождение игумена Даниила", "Моление" Даниила Заточника", "Стоглав", "Домострой" Сильвестра, "Повесть о Горе-Злочастии", "Повесть о Савве Грудцыне" и многие другие.

В 70-х гг. XIX столетия обращение к произведениям древнерусской литературы происходило прямо и опосредованно на уроках двух предметов: "Закон Божий", русский язык с церковно-славянским и словесность.

Заметим, что с давних пор по 40-е гг. ХХ в. древнерусская литература изучалась единым курсом с разной степени полнотой.

В 90-е гг. ХХ в. возрождается интерес педагогической общественности к изучению литературы Древней Руси. Здесь проявляют себя несколько тенденций:

- государственные программы, как уже было сказано выше, предлагают "распылить" (как из пульверизатора) изучение произведений в V-IX кл.;

- авторские программы отдельных школ и гимназий (например, московские гимназии № 1508, 1505, 1239 и др.) возвращаются к блоковому изучению (как это было до 1940 г.) древнерусской литературы;

- программы гуманитарных классов в профильных школах нередко сочетают в себе два подхода: пропедевтическое изучение отдельных небольших произведений или сюжетов в средних классах (например, из "Повести временных лет") с блоковым изучением в VIII кл.

Программы элективных курсов по литературе или (шире) по культуре Древней Руси в Х кл. также опираются на изученные произведения в средних классах и на основе этого расширяют и углубляют содержание курса "Древняя Русь". За счет чего это происходит?

Во-первых, за счет включения в программу таких произведений, как "Слово о Законе и Благодати", "Слово о князьях", "Слово Даниила Заточника", "Летописная повесть о побоище на Дону", "Повесть о Горе-Злочастии", "Повесть о шемякином суде", "Письма протопопа Аввакума боярыне Морозовой", вирши Симеона Полоцкого.

Во-вторых, за счет увеличения числа и объема фрагментов из больших произведений: "Повесть временных лет", "Житие Сергия Радонежского", "Житие протопопа Аввакума".

В-третьих, за счет обращения к необходимым источникам, в частности, к летописям (например, Ипатьевской и Лаврентьевской), к работам Н.М. Карамзина, к историческим документам и письмам.

Наконец, углубление понимания и восприятия учащимися древнерусских текстов происходит с помощью сопоставления этих текстов с их литературными переложениями, художественными интерпретациями. Например, "Слово о полку Игореве" предлагается изучать: сам текст "Слова" (в переводе Д.С. Лихачева) плюс соответствующие фрагменты из летописей плюс изложение "Слова" Н.М. Карамзиным плюс литературное переложение произведения Н. Заболоцким (или В. Жуковским) плюс стихотворения, посвященные "Слову", авторов ХХ в.

Такую работу планируется вести не только со знаменитым "Словом", но и с другими произведениями, например: "Слово о Законе и Благодати" и близкие по тематике стихотворения знаменитых поэтов Х1Х в. (М. Лермонтов "Молитва", И. Никитин "Новый Завет"); "Повесть о шемякином суде" и произведения о суде и судьях (Ф. Миллер "Судья Шемяка", И. Крылов "Крестьянин и лисица") и т.д.

 

 

Дистанционные профиль-курсы

Центр "Эйдос" проводит дистанционные профиль-курсы для старшеклассников. При успешном окончании занятий курсанты получают Свидетельство для портфолио.

 

В последние годы появляется все больше различных учебно-методических материалов по литературе Древней Руси: статьи в журналах и сборниках, хрестоматии и даже есть попытки создать учебник. Однако, как выяснилось в прошлом году, в связи с возросшим интересом учебных заведений к курсу литературы Древней Руси, хрестоматий для школ и гимназий катастрофически не хватает. Безусловно, в хрестоматиях не нуждаются те школы, где тексты разрозненно включены в программы V-IX кл. Там же, где древнерусская литература изучается единым блоком (например, в VII или VIII кл.) на уроках или элективном курсе (в Х кл.), создается дефицит книг хрестоматийного плана.

В связи с этим в прошлом году был выпущен учебно-методический комплект по литературе Древней Руси: учебная хрестоматия (включающая в себя, кроме произведений Древней Руси, литературные переложения многих сюжетов, краткие справки и пояснения литературного и историко-географического характера, сведения об авторе и самом произведении, таблицы краткой поколенной росписи князей (IX-XVII вв., а также творческие вопросы и задания для самостоятельной работы дома и на уроке), тематическое и поурочное планирование к учебной хрестоматии (апробированное в десятилетней практике) и специально выпущенный постер "Литература Древней Руси" (выпущенный редакцией журнала "Лицейское и гимназическое образование"), в который включены репродукции икон и картин известных мастеров живописи - В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, а также репродукции книжных миниатюр XII, XIII вв.

В содержании этого методического комплекта мы видим не только комплексный, но и педагогический концептуальный подход к изучению курса древнерусской литературы.

Изучение древнерусской литературы единым блоком мы считаем исторически, эстетически и методически оправданным. Д.С. Лихачев писал: "Русская литература существует не с XVII в. Она родилась не в Петербурге и не в "петербургском периоде" русской истории. Ей тысяча лет: Древнерусской литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни".

Изучение русской литературы необходимо начинать не с XVIII в., а именно с первых семи веков древнерусской литературы, которые обладают огромным нравственно-философским потенциалом, заложенным уже в славянской азбуке. Важно донести до школьников, что великая русская литература началась не с мелкотемья, а с дерзкого и всеобъятного стремления наших предков постичь тайное тайных - "смысл человеческой жизни".

Почему русская литература стала действительно великой? Да потому, что Русь, пишет академик Лихачев, "никогда не была отгорожена от других стран: она впитала в себя и византийскую культуру, и западную, и скандинавскую, и культуру южных соседей - кочевников, потому что своя основа была необычайно сильна". Это положение Лихачева чрезвычайно важно, потому что помогает учителю выстроить дидактически выверенную стратегию действий.

В постере есть таблица - "Истоки культуры Древней Руси", в которой показано сложение двух культурных основ: I. Русский национальный и мировой фольклор (сказки, песни, загадки, былины; притчи, сказания о богатырях и правителях); II. Византийская и южнославянская культура (перевод Библии, послания апостолов; христианство, письменность), которая вобрала в себя и лучшие достижения культуры (литературы) Древнего мира. Это античная литература (средиземноморская зона), древнееврейская и персоязычная литература (индо-иранская зона), древнекитайская и древнеиндийская литература (дальневосточная зона). Культура этих регионов объединила в себе величайшие достижения человечества (мифология, эпос, лирика, философия). Именно потому что Русь была открыта, интеллектуально сильна, духовно богата и имела прекрасные фольклорные и ораторские традиции, она была способна впитать в себя все лучшее, что было создано мировой культурой.

Обо всем этом учитель рассказывает на первом уроке (варианты которого раскрыты в пособии для учителя), используя таблицу постера, опираясь на вопросы к таблице и задания, разработанные в "Тематическом и поурочном планировании".

Нередко спорным бывает вопрос о целесообразности поурочного планирования, которое нередко сковывает творческую инициативу учителя. В данном пособии для учителя приводится не один, а несколько вариантов каждого урока с дополнительными материалами. Поскольку элективный курс по древнерусской литературе новый, да к тому же нелегкий для современного учителя, то конспекты или планы уроков помогут ему ориентироваться в мире Древней Руси и в методике изучения произведений разных жанров.

Подчас можно услышать мнение, что единый курс древнерусской литературы сложен и поэтому малодоступен школьникам. Десятилетняя опытно-экспериментальная работа опровергает это суждение, так как успех зависит не только от содержания, но и от методического мастерства учителя.

Как уже говорилось, курс древнерусской литературы может быть обязательным для профильных гуманитарных классов или же курсом по выбору учащихся - элективным.

В первом случае курс обеспечивается или поддерживается межпредметными взаимосвязями с другими гуманитарными предметами: история, русский язык, иностранный язык, мировая художественная культура, обществоведения. В программе по древнерусской литературе намечаются узловые темы, в разработке или углублении содержания которых оказывают поддержку преподаватели других гуманитарных предметов на своих уроках или на проводимых ими других элективных курсах. В практике уже давно получили поддержку так называемые модульные или межпредметные уроки, например, литературы, истории, мировой художественной культуры.

Во втором случае (когда древнерусская литература изучается на элективном курсе в Х кл.) на первый план выступают уже не перспективные (когда изучение древнерусской литературы идет в хронологической последовательности), а ретроспективные связи. Учащиеся, изучая на уроках произведения литературы Х1Х в., понимают, что основные идеи, приемы освоения словесным искусством окружающего мира, сложившиеся в мире литературы Древней Руси, как бы "прорастают" в художественной ткани произведений более позднего времени. Это связи одновременно ретроспективные и типологические.

Например, что, кажется, может быть общего между Родионом Раскольниковым и князем Новгород-Северского Игорем? В первую очередь это ослепленность идеей, которая становится более ценной, чем человеческая жизнь; гордыня, дерзость в решении поставленной задачи - а в результате: поражение, стремление к покаянию.

Герои произведений древнерусской литературы не умерли - они живут в характерах персонажей последующих поколений и, более того, в современном мире и современном человеке (вспомним, например, "Шемякин суд").

Здесь необходимо выявить два тесно взаимосвязанных аспекта анализа произведений Древней Руси. Анализ должен проводиться в рамках историко-литературного контекста эпохи и в то же время в масштабе истории развития родной литературы.

В процессе работы происходит постоянное сопряжение целей и задач блокового изучения древнерусских произведений с целями и задачами предмета "русская литература".

Соотнесенность средневекового славянского словесного искусства и современности способствует формированию личностного отношения учащихся к изучаемым явлениям. Это можно продемонстрировать на многих примерах, но особенно ярко на уроках, посвященных изучению "Жития" протопопа Аввакума" с привлечением фрагмента из романа Ю. Азарова "Печора", где рассказывается о работе старшеклассников над сценарием спектакля о легендарном протопопе, о личностном отношении школьников к главе старообрядчества.

Надо сказать, что разработка методического инструментария к учебно-методическому комплекту выстраивалась в аспекте формирования знаний и представлений учащихся о семи веках древнерусской литературы: первичные общие представления - знания - вторичные представления, характеризующиеся личностным отношением к полученным знаниям.

Опора на словесные (в текстах учебной хрестоматии) и наглядные образы (в постере, где представлены репродукции живописных полотен и икон) помогает не только создать "лицо" эпохи в представлении учащихся (например, летописное сказание "Крещение Владимира" из "Повести временных лет", третья часть "Слова о Законе и Благодати" и репродукции икон - "Княгиня Ольга", "Князь Владимир" из Владимирского кафедрального собора в Киеве, написанных В.М. Васнецовым, и два живописных полотна "Крещение Руси", созданных также В.М. Васнецовым и А.И. Павловой и В.Ф. Павловым), но и почувствовать дух, атмосферу, настроение средневековой Руси.

 

 

Электронные издания

Как, не выходя из дома, получить новейшие методики и учебные материалы для уроков? Пополнить багаж знаний вам помогут электронные издания Центра "Эйдос".

 

При разработке вопросов и заданий мы старались учитывать общекультурную подготовку учащихся, их интеллектуальный потенциал, поэтому задания были разной направленности: констатирующие, репродуктивные, творческие, проблемные. Например, после изучения летописных сказаний из "Повести временных лет" и стихотворений К. Рылеева и А. Одоевского учащимся были предложены десять вопросов, среди которых:

- Какие сюжеты рассказов из "Повести временных лет" легли в основу произведений поэтов-декабристов?

- Каждый поэт, опираясь на тот или иной исторический факт, имеет право на определенный художественный домысел, часто раскрывающий отношение поэта к данному факту или явлению. В чем вы видите художественный домысел или поэтическую фантазию автора при чтении исторических дум К. Рылеева и А. Одоевского?

- В чем выражается личное отношение авторов к своим героям? Насколько оно совпадает с позицией летописца?

Личностному "погружению" учащихся в историческую эпоху, ее эстетическому и нравственному осмыслению способствует не только сопоставительно-сравнительный анализ текстов литературы Древней Руси и тематически близких произведений писателей Х1Х, ХХ вв., но также и сопоставление старинных книжных миниатюр и живописных полотен Х1Х в., посвященных, например, сражению князя Игоря с половцами.

Кроме того, значительное место в учебно-методическом комплекте, занимают вопросы и задания, помогающие учащимся оценить вклад словесного и живописного искусства в создание определенного колорита эпохи. К ним мы относили задания такого типа: 1) Внимательно прочитайте отрывок из "Слова о полку Игореве", в котором описаны события 10 мая 1185 года. Рассмотрите соответствующую древнюю книжную миниатюру. Какими средствами передана стремительность движения мчащейся кавалерийской лавы и кураж русских воинов, опьяненных победой? В каких словах и почему звучит горькая ирония и даже насмешка автора? Чувствуется ли авторская позиция в книжной миниатюре? 2) Есть предположение, что половцы специально заманили в степь войско Игоря, где ему и пришлось заночевать. Как выражено на рисунке коварство противника? 3) Внимательно рассмотрите картину В.М. Васнецова "После побоища". Какими художественными средствами удалось В.М. Васнецову передать основную мысль произведения, идейные позиции автора "Слова о полку Игореве"?

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется особо отметить следующее: учебно-методический комплект (книга для учащихся, пособие для учителя, иллюстративно-наглядный материал) способствует: а) повышению квалификации учителя; б) самореализации личности учащегося; помогает формированию у школьников целостной яркой, динамичной картины эпохи, пониманию значения и роли литературы Древней Руси в литературном процессе нашей родины, повышению уровня знаний о проблеме преемственности и новаторства в разных видах искусства; придает системный характер всему школьному курсу русской литературы, что крайне необходимо для гуманитарных классов профильной школы.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Пименова В.Н. Учебно-методический комплект для элективного курса по древнерусской литературе // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 17 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2004/0417-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

  вверх
вверх

карта сайта