EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Использование Интернет-ресурсов на уроках все больше привлекает методистов и учителей...»
Черниченко С.Н., н.с. лаборатории средств обучения
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеРоль Интернет-ресурсов

 


Роль Интернет-ресурсов в системе средств изучения литературной темы

Черниченко Светлана Николаевна, н.с. лаборатории средств обучения
русскому языку и литературе ИСМО РАО

Специфика литературы как учебной дисциплины непосредственно связана со спецификой литературы как вида искусства, именно поэтому главным на уроках литературы является текст художественного произведения. Все средства обучения (учебники, аудитивные, визуальные и аудиовизуальные пособия) ориентированы на более глубокое понимание текста художественного произведения, емкого словесного образа.

В настоящее время существует большое количество учебников по литературе. Однако обширный информационный поток и ориентация на удовлетворение личных запросов ученика и учителя не позволяют ограничить изучение предмета лишь использованием учебника.

Использование Интернет-ресурсов на уроках литературы все больше привлекает методистов и учителей-словесников, так как это средство обучения постепенно входит в школьную практику. Специфической особенностью этого средства обучения является возможность широкого применения смежных искусств: произведений живописи, графики, музыки, архитектуры.

Специфика этого источника информации и в том, что ученик может не только прочитать, но и прослушать художественные произведения в исполнении лучших мастеров художественного слова, увидеть интерпретации литературных произведений в графических образах.

Проведя анализ существующих Интернет-ресурсов, мы выявили следующее:

1. Сегодня выходят электронные версии периодических изданий, "современный" характер информации которых имеет особое значение для изучения литературы. Так, на сайте www.infoart.ru/magazine представлены журналы "Новый мир", "Октябрь", "Знамя", "Нева" и др. Кроме того, необходимо отметить следующие ресурсы предполагаемых изданий:

http://lit.1september.ru/index.php газета "Литература" издательского дома "1 Сентября"

http://magazines.russ.ru/voplit/ журнал "Вопросы литературы"

http://magazines.russ.ru/arion/ "Арион" журнал поэзии

http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon.html Вавилон: Вестник молодой литературы

http://www.pereplet.ru/ Русский переплет. Литературный Интернет-журнал http://magazines.russ.ru/inostran/ Иностранная литература

2. Важную роль в изучении литературы играют энциклопедии, справочники, словари. Так, "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия" (http://mega.km.ru) содержит 6908 статей на литературные темы.

3. Созданы ресурсы, посвященные русским классикам. Приведем лишь несколько примеров:

http://www.pereplet.ru/dostoevskiy/ Ф.Достоевский

http://tsvetaeva.da.ru/ М.Цветаева

http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html А.Ахматова

http://students.washington.edu/krylovd/Apindex.html А.Платонов

http://www.soc.ru:8100/gallery/solzhenitsyn/home.html А.Солженицын

4. Отдельные ресурсы включают сведения, как о классиках, так и современниках писателей и поэтов:

www.adv.ru/library Библиотека ADV - собрание художественной литературы современных и классических авторов.

http://public-library.narod.ru/ Публичная электронная библиотека Е.Пескина.

http://www.lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова.

http://www.rvb.ru/ Русская литературная библиотека.

5. Большое значение для изучения литературного наследия имеет возможность виртуального посещения старшеклассниками музеев страны. Приведем несколько музеев, имеющих Интернет-ресурсы:

http://www.museum.ru/mus/ Музеи России, включая Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, Мемориальный музей А.С. Пушкина, Литературный музей Ф.И. Тютчева, Музей А.К. Толстого и др.

http://www.museumpushkin.ru/ Всероссийский музей А.С.Пушкина.

http://www.tula.ru/Polyana/ Ясная поляна - дом-музей Л.Н.Толстого.

http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/ Государственный литературный музей И.С.Тургенева в его родовом имении Спасское-Лутовиново.

http://www.museumpushkin.ru/russian/nekrasov/?page1 Музей-квартира А.Н.Некрасова

http://turgenev.org.ru/lit_orel/ Музей писателей-орловцев

6. Имеются сайты, предлагающие интерпретации литературных произведений в музыке. Например, на сайте "Маленькая Россия" (http://www.russia.uthscsa.edu/music/artists) собраны записи Владимира Высоцкого, Юрия Кукина, Виктора Берковского, Евгения Клячкина, Булата Окуджавы, Юлия Кима, Александра Суханова, Вадима Егорова, Вероники Долиной, Олега Митяева и других.

Таким образом, Интернет представляет обширный и разнообразный материал, который позволяет:

- расширить представление о личности писателя;

- совершить заочные литературные экскурсии;

- попасть в творческую лабораторию писателя;

- познакомиться с текстами художественных произведений, литературоведческими и искусствоведческими источниками;

- познакомиться с интерпретациями литературного произведения в других областях искусства: живописи, графике, архитектуре, музыке, сценическом, кинематографическом и т.д.

Таким образом, разнообразие имеющихся в Интернете материалов способно удовлетворить интересы учеников.

При изучении литературы главным является текст художественного произведения, Интернет-ресурсы же являются средством углубления восприятия учащихся, средством внешней наглядности.

Специфика этого средства обучения делает его эффективным в сравнении с традиционными средствами обучения, так как:

1. все средства для изучения литературного произведения находятся в одном информационном источнике;

2. происходит постоянное обновление материала по любой теме;

3. ученик может сам выбрать траекторию изучения предполагаемого материала.

Проведенный анализ позволяет перейти к исследованию Интернет-ресурсов, способствующих эффективному усвоению темы на уроках литературы.

Традиционно любая литературная тема состоит из пяти этапов:

1. общая характеристика исторической эпохи;

2. знакомство с творческой биографией писателя;

3. текстуальное изучение литературного произведения;

4. знакомство с различными интерпретациями литературного произведения;

5. осуществление взаимосвязи с другими тематическими курсами.

Интернет дает нам возможность разноуровневого подхода к изучению литературной темы.

Попытаемся соотнести этапы изучения литературной темы с материалами Интернета, которые будут необходимы на каждом этапе изучения литературной темы.

Этапы изучения литературной темы

Интернет-ресурсы

1. Общая характеристика исторической эпохи

Документы эпохи, портреты исторических деятелей, фотокопии документальных материалов
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» http://mega.km.ru
Энциклопедия Брокгауза-Эфрона http://russia.agama.com/bol/
Литературная энциклопедия http://literensic.narod.ru/present/frame.htm
Большой Русский Биографический Словарь http://www.rulex.ru/be.htm
- Интернет-ресурсы музеев:
http://www.museum.ru/mus/ Музеи России
Цифровая коллекция Эрмитажа ( http://www.hermitage.ru/fcgi-bin/db2www/browse.mac/category?selLang=Russian ) Цифровая коллекция Эрмитажа
http://www.museumpushkin.ru/ Всероссийский музей А.С.Пушкина
http://www.tula.ru/Polyana/ Ясная поляна – дом-музей Л.Н.Толстого
http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/ Государственный литературный музей И.С.Тургенева в его родовом имении Спасское-Лутовиново
http://www.museumpushkin.ru/russian/nekrasov/?page1 Музей-квартира А.Н.Некрасова
http://turgenev.org.ru/lit_orel/ Музей писателей-орловцев
 

2. Знакомство с творческой биографией писателя

1. Фотографии и портреты самого писателя, его друзей, родных, близких, размещенные в фотоальбомах:
http://www.ib.km.ru
на марках:
http://www.stamps.ru/store.html Годовые наборы марок СССР
индивидуальных сайтах о писателях:
http://www.pereplet.ru/dostoevskiy/ Ф.Достоевский
http://tsvetaeva.da.ru/ М.Цветаева
http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html А.Ахматова
http://students.washington.edu/krylovd/Apindex.html А.Платонов
http://www.soc.ru:8100/gallery/solzhenitsyn/home.html А.Солженицын
«Мир Булгакова» http://bw.keytown.com/diss.htm
2. Литературные экскурсии по памятным местам: Интернет-ресурсы музеев:
Государственный Исторический музей http://www.shm.ru/
Цифровая коллекция Эрмитажа http://www.hermitage.ru/fcgi-bin/db2www/browse.mac/category?selLang=Russian
3. Документальные сведения о писателях в библиотеках:
http://www.fplib.ru/literature/19century.html Русская литература XIX столетия
http://www.fplib.ru/literature/20century.html Русская литература ХХ столетия
http://www.fplib.ru/literature/forlit.html Зарубежная литература
http://poetry.h1.ru/ Ковчег Библиотека русской поэзии
http://public-library.narod.ru/ Публичная электронная библиотека Е.Пескина
http://www.lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова
http://www.rvb.ru/ Русская литературная библиотека энциклопедиях, словарях:
http://mega.km.ru/ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://literensic.narod.ru/present/frame.htm Литературная энциклопедия
http://www.rulex.ru/be.htm Большой Русский Биографический Словарь
4. Музыкальное сопровождение: Классика в RealAudio http://ra.mmv.ru/
 

3. Текстуальное изучения литературного произведения

1.Тексты художественных произведений в электронных библиотеках:
www.adv.ru/library Библиотека ADV – собрание художественной литературы современных и классических авторов
2. Портреты литературных героев:
http://center.fio.ru/works_student/aLEKSEEVAll/literature.htm Портрет в литературе.
3. Знакомство с пейзажами, описанными в произведении писателей:
http://svaha.kmv.ru/city/city_pyat06.htm Пятигорск: Лермонтовские места
4. Фонозаписи художественных произведений:
http://www.russia.uthscsa.edu/music/artists «Маленькая Россия»

4. Знакомство с различными интерпретациями художественного произведения

1.Графические интерпретации художественного произведения: тематически близкие произведения живописи, иллюстрации:
Галерея-мастерская художника Г.С.Райшева http://www.ikz.ru/culture/raishev-gallery/publications3_7.html
Образ Достоевского http://www.md.spb.ru/nd/r-paint-1.html
2. Музыкальная интерпретация:
http://www.ipmce.su/~tsvet/WIN/music.html Песни на стихи М.Цветаевой
http://www.compozitor.spb.ru/vocal/romance1.htm Compozitor
http://vysotsky.zvuki.ru/search.php
psylab.unn.ac.ru/mp3/vv/vv_mp3.html
Московская афиша http://www.mos-afisha.ru/
3. Театральные интерпретации:
Театральные сайты:
http://www.mos-afisha.ru/ Московская афиша
http://www.maly.ru/repertuar/bigmoney/bigmoney.html Государственный Академический малый театр
http://i-love.by.ru/index.html Театр Романа Виктюка
Материалы электронных журналов
http://lit.1september.ru/index.php газета «Литература» издательского дома «1 Сентября»
http://magazines.russ.ru/voplit/ журнал «Вопросы литературы»
http://magazines.russ.ru/arion/ «Арион» журнал поэзии
http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon.html Вавилон: Вестник молодой литературы
http://www.pereplet.ru/ Русский переплет. Литературный Интернет-журнал
3. Киноверсии:
Кинематограф http://www.geocities.com/FashionAvenue/1305/oblomov.jpg Хрустальные «звездочки» http://childactors.narod.ru/stukovoblomov.html
4. Литература в критике
http://www.philology.ru/literature2.htm Библиотека русской литературы на Русском филологическом портале

5. Осуществление взаимосвязи с другими тематическими курсами

Электронные библиотеки, например:

http://www.fplib.ru/literature/19century.html Русская литература XIX столетия
http://www.fplib.ru/literature/20century.html Русская литература ХХ столетия
Тематические сайты о писателях, например:
http :// www . pereplet . ru / dostoevskiy / Ф.Достоевский
http :// tsvetaeva . da . ru / М.Цветаева
http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html А.Ахматова
http :// students . washington . edu / krylovd / Apindex . html А.Платонов
http :// www . soc . ru :8100/ gallery / solzhenitsyn / home . html А.Солженицын
Электронные ресурсы музеев:
http://www.museum.ru/mus/ Музеи России,
http://www.museumpushkin.ru/ Всероссийский музей А.С.Пушкина
http://www.tula.ru/Polyana/ Ясная поляна – дом-музей Л.Н.Толстого
http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/ Государственный литературный музей И.С.Тургенева http://www.museumpushkin.ru/russian/nekrasov/?page1 Музей-квартира А.Н.Некрасова
http://turgenev.org.ru/lit_orel/ Музей писателей-орловцев
Материалы электронных журналов
http://lit.1september.ru/index.php газета «Литература» издательского дома «1 Сентября»
http://magazines.russ.ru/voplit/ журнал «Вопросы литературы»
http://magazines.russ.ru/arion/ «Арион» журнал поэзии
http://www.vavilon.ru/metatext/vavilon.html Вавилон: Вестник молодой литературы
http://www.pereplet.ru/ Русский переплет. Литературный Интернет-журнал
Мир и музей http://www.amr-museum.ru/russ/
Театральные сайты: Московская афиша http://www.mos-afisha.ru/
 

I. Общая характеристика исторической эпохи. Изучение творчества отдельного писателя не может быть изолированным от проблем эпохи, историко-литературного контекста. Установка на постижение своеобразия художественного мира писателя, отдельного произведения предполагает его рассмотрение на фоне литературных традиций, в сравнении с предшественниками и современниками писателя, поэта, в рамках отдельного направления, жанра.

При общей характеристике исторической эпохи целесообразно выбрать из фондов Интернета материалы из энциклопедий, библиотек и музеев, а также фотокопии документальных материалов, характеризующих данную эпоху.

Посещение музеев и выставок поможет старшеклассникам лучше понять изучаемую эпоху. Фотокопии документальных материалов содержатся в музеях, адреса которых уже приводились в таблице.

Посещение музеев помогает учащимся выстроить ассоциативную образную связь в отобранном материале и воссоединить его с литературным материалом.

Пользуясь данными Интернет-источниками старшеклассники (в соответствии со своими интересами) могут обратиться к выполнению самых разнообразных заданий. Помимо проведения виртуальной экскурсии, посещения выставки, они могут подготовить:

- сообщения на основе документальных источников и иллюстративного материала по заданным темам;

- художественные рассказы по историческим романам, описывающим изучаемую эпоху;

Выполнение таких заданий позволяет не только лучше ознакомиться с общей характеристикой исторической эпохи, но также способствует усилению практической направленности преподавания литературы, вооружению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности. Доклады и сообщения с использованием уникальных источников информации помогают учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь во взаимосвязи.

В соответствии с поставленной задачей, старшеклассники должны самостоятельно разработать план, провести рациональный отбор материала из Интернет-источников (художественного текста, литературно-критических и литературоведческих трудов, музейных экспонатов и мемуарных материалов), дать их оценку, составить интересный текст с использованием изученных материалов, включить в текст выступления ответы на вопросы, интересующие слушателей и заданные ими заблаговременно, ответить на вопросы после выступления, перестроить структуру и содержание сообщения в зависимости от хода дискуссии.

II. Знакомство с творческой биографией писателя. Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Ученики старшего школьного возраста проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора. В юношеском возрасте увеличивается стремление понять мировоззрение человека, сущность моральных свойств его личности. Особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя.

С биографией писателя можно ознакомиться как на тематических сайтах, которые уже приводились в таблице, так и на сайтах электронных библиотек, энциклопедий. Там же, как правило, имеются портреты писателей и поэтов.

Также при изучении данной литературной темы эффективно использование материалов из музеев в жанре литературных экскурсий.

Изучение биографии писателя может проводиться под музыкальное сопровождение. Известно, например, что музыка прошла через всю жизнь И.С. Тургенева. Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное на протяжении всей жизни пребывание писателя в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию им музыкального искусства, сказались на особенностях его мироощущения, характере его творчества. На уроках изучения биографии писателя музыка поможет ярче и тоньше раскрыть внутренний мир писателя, создаст особую атмосферу "проживания" его жизни. Музыка композиторов Бетховена, Шопена, Шуберта, Моцарта, Гуно, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, доступная на сайте Классика в RealAudio (http://ra.mmv.ru/), может сопровождать рассказ о разных периодах жизни и творчества писателя.

III. Текстуальное изучение литературного произведения. Этап анализа и осмысления художественного текста - самый сложный в изучении литературной темы.

В процессе анализа и интерпретации эпизодов и характеров героев литературного произведения особенно важно развивать воображение школьников, создавать эмоциональный настрой урока и ситуацию сотворчества, учить проникновению в подтекст. При этом рекомендуется использовать звукозаписи фрагментов произведения в исполнении мастеров художественного слова, текстовые фрагменты художественного произведения, портреты литературных героев, иллюстрации и фотографии пейзажа, на фоне которого развивается повествование и др.

Ресурсы Интернета располагают, без преувеличения всеми текстами произведений, включенных в программы по литературе в X и XI классе. Однако давно замечено, что восприятие больших текстов с экрана монитора сильно затруднено, просто отсканированное и выложенное в Сеть "бумажное" издание заметно теряет коэффициент своей полезности по сравнению с прототипом. Поэтому все богатство виртуальных библиотек рекомендуется использовать фрагментарно - для поиска необходимой цитаты, раздела текста и др.

Интернет-ресурсы позволяют ознакомиться с портретами литературных героев, дают возможность полнее осознать роль пейзажей в произведении писателей.

IV. Знакомство с различными интерпретациями литературного произведения.

Литература на протяжении всей своей истории тесно "сотрудничала" со многими другими видами искусства, заимствуя и отдавая интересные сюжеты, образы, темы. Многие художественные произведения получают свою "вторую" жизнь: на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, музыке и .т.д. - то есть, художественное произведение попадает в широкий культурный контекст и может рассматриваться в многообразии существующих связей между отдельными видами искусств. Такой путь изучения литературного произведения помогает углубить его восприятие и анализ и в результате - лучше понять емкий словесный образ.

Соприкосновение литературы с другими видами искусства нашло свое отражение в Интернете в следующих аспектах:

1. Литература и живопись.

2. Литература и музыка.

3. Литература и театр.

4. Литература и кино.

Таким образом, при изучении конкретного произведения или темы рекомендуется привлекать сведения из самых разнообразных предметов и искусств, которые дополняют, уточняют, развивают литературный материал, преломляют его в новых идеях, образах, понятиях, картинах. При этом Интернет-ресурсы помогают увидеть произведения известных писателей глазами художников, музыкантов, режиссеров, актеров во всем облике их собственного мастерства.

Большие возможности предоставляют Интернет-ресурсы по изучению критических статей о творчестве писателей и поэтов.

V. Осуществление взаимосвязи с другими тематическими курсами.

Осуществление взаимосвязи с другими тематическими курсами рекомендуется организовать при помощи литературных проектов и викторин.

Интернет-ресурсы окажутся эффективными, если при их использовании будет разработана система вопросов и заданий, позволяющих осуществить контроль и самоконтроль, а кроме того, содержать библиографические и справочные источники информации.

Таким образом, Интернет-ресурсы представляют обширный материал для изучения литературы, так как их разнообразный, многоаспектный характер позволяет удовлетворить потребности школьников.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Черниченко С.Н. Роль Интернет-ресурсов в системе средств изучения литературной темы // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 20 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2004/0420.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта