EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Успешное обучение требует наличия положительной мотивации к учебе..
Цикало Е.С., канд. пед. наук, г. Владимир
Интернет-журнал «Эйдос»Эвристическое обучениеТворческий потенциал учебника...


Творческий потенциал учебника биологии

Цикало Евгения Савельевна, канд. пед. наук, доцент кафедры зоологии Владимирского ГПУ

Успешное обучение школьников биологии требует наличия положительной мотивации к учебе. Одним из факторов ее возникновения является интересный школьный учебник, который предлагает выполнить творческие задания, решить биологические проблемы и задачи и их решение приносит чувство удовлетворения, успеха, радости учения. Когда мы хотим творчески обучать с помощью учебника биологии, мы подразумеваем такое его качество, которое способно у одних школьников организовать творческую деятельность, у других развивать их творческий потенциал, у третьих творческое, системной мышление.

Каким должен быть учебник биологии, если требования к нему так разнонаправлены: стандарт биологического образования нацеливает на базовое усвоение школьной биологии, задачи модернизации ориентируют на повышение качества школьного биологического образования и учебника, ученики имеют личностные смыслы в изучении живой природы и человека, а родители выдвигают требования творческого развитие ребенка в школе, как фактора большей защищенности в современных условиях быстро изменяющегося развития общества и государства?

Каким мы видим сегодняшний учебник биологии? Сегодня имеется около 35 учебников биологии для общеобразовательной школы. Казалось бы, принципы индивидуализации и дифференциации обучения биологии явно реализуются, уже одного количества учебников достаточно, чтобы удовлетворить разнообразные цели и интересы школьников. Однако остались традиционными принципы его функционирования: в нем преобладает информационная функция, которая формирует лишь "знаниевую" культуру в ущерб деятельностной, творческой; развивающая функция ограничена требованиями репродуктивного воспроизводства знаний, вместо продуктивного развития личности; прикладная функция незначительная и основана на изучении готовых биологических знаний об идеальных, изложенных только в учебнике биологических объектах, в ущерб организации самостоятельного исследования реальных биоэкологических проблем, своего природного окружения и здоровья человека; в них фактически отсутствуют такие цели и соответствующие культуропрактики как творческая, рефлексивная, оценочная деятельность, организация здоровье и жизнесберегающей деятельности (в среднем в учебнике мы нашли около 10% заданий продуктивного уровня); они мало учитывают интересы детства, юношества, личности; большинство имеет академичный стиль, сухи.

Развивающий потенциал учебника обусловлен его содержанием и той педагогической концепцией, на которой он строится. Большинство учебников биологии реализуют технократическую парадигму образования, с которой связаны вышеназванные проблемы. В модернизируемом биологическом образовании цели переориентированы на формирование биологической культуры личности, как конечный результат обучения. Эта задача задает новые ориентиры - культуросообразное, личностно - творческое совершенствование учебника биологии.

По нашему мнению, личностно-творческое совершенствование учебника биологии повысит его творческий потенциал, если реконструировать его на основе следующих принципов:

- повышения культуроемкости учебника и формирование с его помощью биологической, экологической, здоровьесохраняющей культуры;

- развития личностно ориентированного знания;

- развития биологического и системного мышления;

- раскрытия культурных и личностных смыслов и ценностей живой природы, здоровья, творческой самореализации каждого школьника.

Личностное и культуроемкое содержание мы рассматриваем как отражение в учебнике биологической культуры в единстве ее аксиологического, деятельностного и личностно-творческого компонентов, которые только и могут повысить продуктивность и творческую составляющую обучения биологии. Эти принципы реконструкции затронут не только содержание, информационный блок учебника, но аппарат организации и усвоения. Такой учебник пройдет через душу ученика, обеспечит живое знание, как пишет В.П. Зинченко [1], поможет понять себя самого и окружающую живую природу, не будет чуждой (отчужденной, как многие учебники) для ученика реальностью и станет средством саморазвития его как личности.

В учебнике биологии эти принципы могут реализоваться в следующем содержании:

1. Соответствия естественнонаучной и биологической картины мира. Наделяют ли предлагаемые в учебниках знания способностью школьников разбираться в таких фундаментальных вопросах человеческого бытия, как: жизнь, живая природа, качество жизни, личное и здоровье населения, здоровьесохраняющая и вредная среда жизни, здоровый образ жизни и причины болезни, локальные (малой родины) и глобальные экологические проблемы, сохранения безопасности живой природы и человека.

2. Ценности биологических знаний. Представляют ли предлагаемые в учебнике биологические и экологические знания и идеи, долговременно важными ( работающими на перспективу) для цивилизации, России, социума, культуры, личности. Обеспечивают ли они общий уровень образованности, биологической грамотности и культуры, так, что без них общий уровень был бы неполным, не соответствовал нуждам государства и человека

3. Экологической и социальной ответственности. Помогут ли будущим гражданам полученные знания принимать правильные и ответственные политические и социальные, экологические и здоровьесберегающие и жизнесохраняющие решения?

4. Быть полезными. Такой критерий позволит повысить функциональную роль усваиваемых знаний. Отраженный в содержании биологический материал, должен содержать знания и умения полезные в будущей трудовой деятельности по биологическим профессиям (биология, медицина, биотехнология, экология и охрана природы, генетика, сельское хозяйство); в жизни школьника; он должно отвечать на вопрос смогут ли ученики на их основе принимать правильные, ответственные и творческие решения задач и проблем в этих областях?

5. Необходимости и богатства знаний для детства. Обогатят ли предлагаемые биологические знания и умения детские (подростковые, юношеские) годы учеников, ценностные сами по себе, а не только как преддверие будущей жизни. В детские, подростковые, юношеские годы особенно важны знания о биофизиологических особенностях своего возраста, основы становления пола, интересно самопознание возможностей своего личностного творческого развития, смысла жизни, умения общаться и выстраивать отношения со сверстниками, между юношами и девушками, с родителями и др.

6. Возможности удовлетворить потребности самоактуализации и творческого развития каждого школьника, которые могут быть развиты в процессе учебной творческой деятельности различных типов и видов. Формирование опыта творческой деятельности учащегося, на основе школьного учебника, позволит быть более успешным и защищенным, быстрее адаптироваться к быстроизменяющимся и напряженным условиям учения, профессиональной деятельности, развития общества, науки биологии, жизни человека.

В применении к учебнику биологии вышеназванное содержание представляет устойчивую часть - ядро, о котором говорил А.И. Маркушевич, отвечая на вопрос как сделать учебник одновременно стабильным и научным - "выделить и отразить в содержании учебника (предмета) основную, относительно массивную часть - ядро" [2, c. 9-18]. Вычлененное нами ядро учебника биологии - фундаментальные биологические знания и умения (методологически важные, долгоживущие и инвариантные знания, способствующие целостному восприятию биологической картины мира), которые обеспечат продуктивное и творческое обучение биологии. Но это означает и совершенствование аппарата усвоения учебника, который в соответствии с деятельностным подходом должен включать систему творческих задач, заданий, лабораторных практикумов, организующих творческую деятельность и как результат - продуктивное и творческое развитие личности. Позитивным примером такой школьной книги можно назвать, например, учебник биологии для американских школ Дж.Шваба [3].

Развитие творческого потенциала личности важно еще и потому, что школьник, завершив биологическое обучение, столкнется с необходимостью самостоятельно решать биологические, экологические и задачи сохранения и укрепления своего и здоровья людей, формировать умения вести здоровый образ жизни. Поэтому будут востребованы умения решать биологические, экологические задачи, связанные с сохранением здоровья. Возможный путь усиления творческого потенциала школьного учебника биологии - построение его на деятельностной основе, путем формирования с помощью содержания, аппарата организации и усвоения учебника опыта творческой деятельности с учетом следующих приоритетов:

- от репродуктивного аппарата усвоения к организации с его помощью продуктивной, творческой деятельности (включающих проблемные вопросы, задания, творческие задачи, экспериментальный творческий (исследовательский) лабораторный практикум, исследовательские задания самостоятельного познания живой природы, эссе, систему биологических, экологических и здоровье сохраняющих проектов разнообразных видов и типов) и предполагающих свободный выбор учеником творческих заданий;

- от описательного и монологического к диалоговому и креативному построению учебника, когда много вопросов, проблем, общения с учеником его изучающим;

- от фрагментарной организации процесса усвоения к его системному построению на закономерностях мышления, памяти, внимания, обобщения;

- организация усвоения знаний в системе задачных технологий (творческие задачи биологические, экологические, генетические, гигиенические) решение которых сформирует опыт творческой деятельности, так необходимый в жизни. Система же творческих задач учебника (например в виде "решебника", др.) и формирование опыта их решения в процессе самостоятельной деятельности обеспечат развитие творческого потенциала личности.

Анализ психолого-педагогической литературы и наш опыт, показывают, что предъявление школьникам системы задач и заданий репродуктивного уровня (как основы для развития более высоких уровней), поискового и творческого, организуют творческую деятельность ученика, потому что они многофункциональны. Под творческой задачей мы понимаем такую форму организации содержания биологического материала и процесса обучения, при помощи которого педагогу удаётся создать учащимся творческую ситуацию, прямо или косвенно задать цель, условия и требования учебной творческой деятельности, в процессе которой обучающийся активно овладевает знаниями, умениями и навыками, развиваются творческие способности личности. Сложившийся стереотип педагогической практики в использовании творческих задач признает целесообразным их использование на этапе закрепления, что значительно сужает их развивающий эффект. Система творческих задач, включенная в аппарат организации и усвоения учебника по мере их решения учеником (дома и/или в урочной работе) формирует его опыт творческой деятельности. Экспериментальное исследование показывает целесообразность их применения с разной дидактической целью, на всех этапах процесса обучения - актуализации знаний, мотивации учения, осмысления биологических понятий, законов, теорий, их закрепления, применения, обобщения; развития творческих способностей личности; овладения умственными и практическими умениями; контроля знаний и умений и диагностики творческих способностей личности. Проблема состоит в том, чтобы трансформировать содержание школьной биологии в систему учебных творческих задач и заданий, которые будучи отраженными в учебнике, становятся условием развития творческих способностей личности. Объектом изучения школьной биологии является - живая природа, организм человека, которые многообразны по строению, жизнедеятельности, закономерностям функционирования, развития, эволюции, поэтому обладают широким развивающим потенциалом и возможностями (таблица №1).

Таблица №1.

Система учебных творческих задач по биологии для школьного учебника.

ПРИЗНАК, ОСНОВАНИЕ ДЛЯ КЛАССИФИКАЦИИ.

ТИПЫ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

ВИДЫ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

РАЗВИВАЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Задачи по признаку проблемности

Задачи с явно выраженным противоречием.

Задачи – проблемы;

Задачи – парадоксы;

Задачи – антиномии.

Видение противоречия, способность формулировать проблему, дивергентное мышление.

Задачи по полноте информации

Задачи с некорректно представленной информацией

Задачи с недостающей информацией; задачи с избытком информации; задачи с противоречивой исходной информацией; задачи , в которых практически отсутствует исходная информация , а есть только цель деятельности

Способности находить нужную информацию и переносить её, применять в условиях задачи.

Задачи на конструирование

Конструкторские задачи

Задачи на создание фитодизайна и экодизайна

В результате формируется способности к биологическому конструированию

Задачи на процедуры управления

Задачи на управление

Задачи на выработку целей, стратегий деятельности, на планирование деятельности; на организацию деятельности, на контроль деятельности; на нормирование времени деятельности ; на оценку результатов деятельности

Способности к самоуправлению в учебной творческой деятельности

Задачи коллективного творчества, на соответствующие процедуры общения в решении творческих задач

Задачи коммуникативно- творческие

Задачи на распределение обязанностей в процессе коллективно- творческой деятельности; на поиск средств взаимопомощи и сотрудничества; на поиск средств взаимоконтроля

Коммуникативно- творческие способности

Рецензирование

Задачи на рецензирование

Задачи на обнаружение ошибок; задачи на проверку результата; задачи на оценку процесса и результата.

Формируются критичность мышления, способность к оценочным суждениям

Разработка эвристических процессов

Задачи на разработку алгоритмических и эвристических предписаний

Задачи на разработку алгоритма, задачи на разработку эвристических предписаний, правил

Способность к обобщению и свёртыванию мыслительных операций, способность к рефлексии мышления

По доминирующей
деятельности

Задачи логические

Задания на описание явлений, процессов; задания на определение понятий, на объяснения, на доказательства, на установление причинно- следственных связей

Интеллектуально- логические способности

Корректировка и составление задач

Задания на корректирование задачи

Задания на уточнение (составление) цели, условий, требований, ограничений

Способность формулировать и переформулировать задачи

Изобретения

Задачи на изобретение

Задания на изобретения новых фитодизайновых и линдшафтных, экологических проектов

Способность к изобретательской деятельности

Инверсия

Задачи «оборотни» противоположные некоторой данной

Задачи на поиск способа решения , который противоположен наиболее очевидному , и задачи требующие рассмотрения способа решения от конца к началу

Способность преодолевать инерцию мышления , способность к широкому переносу знаний , умений

Предложенная система модернизации учебника биологии показывает диагностируемые результаты и внушает нам оптимизм в разработке такого учебника с высоким творческим потенциалом.

 

Литература:

1. Зинченко В.П. Живое знание.- Самара, 1998.

2. Маркушевич А.И. Размышления о судьбах учебника / Сборник «Проблемы школьного учебника»., М.: Про-свещение, 1974, С. 9-18.

3. Шваб Дж. Настольная книга для преподавателя биологии / Под общ. ред и предисл. Н.П.Наумова. М., «Про-свещение», 1974.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Цикало Е.С. Творческий потенциал учебника биологии // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 21 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2004/0421.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Эвристическое обучение" >>

  вверх
вверх

карта сайта