EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Использование электронных книг при изучении литературы является целесообразным...»
Хуторской А.В., докт. пед. наук, Кудина И.Ю., канд. пед. наук
Интернет-журнал «Эйдос»Модернизация образованияЗаключение о целесообразности...

 


Заключение о целесообразности использованию в сфере образования аудиовизуальных учебных пособий фирмы "ИДДК ГРУПП"

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва

Кудина Ирина Юрьевна, канд. пед. наук, зав. лабораторией средств обучения русскому языку и литературе ИСМО РАО

Предмет экспертизы

Предметом экспертизы служили следующие электронные книги "ИДДК ГРУПП", выполненные на CD-Rom:

1. "Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений", IDDK - 2002.

2. "Л. Н. Толстой. Собрание сочинений", IDDK - 2002.

3. "М. Ю. Лермонтов. Полное энциклопедическое собрание сочинений", IDDK - 2002.

4. "А. С. Пушкин. Полное энциклопедическое собрание сочинений", IDDK - 2000.

5. "Ф. М. Достоевский. Полное энциклопедическое собрание сочинений".

6. "Н. Мандельштам, О. Мандельштам. Полное энциклопедическое собрание сочинений", IDDK -2002.

7. "М. Цветаева. Энциклопедическое собрание сочинений", IDDK - 2002.

8. "Д. С. Мережковский. Полное энциклопедическое собрание сочинений". IDDK

9. "Н. Гумилев. Полное энциклопедическое собрание сочинений", IDDK - 2002.

10. "В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка", IDDK - 2001.

Эксперты

Экспертиза осуществлялась научными сотрудниками ИОСО РАО в следующем составе: Хуторской А. В., докт. пед. наук, зам. директора ИОСО РАО по научной работе, председатель экспертного совета; Ланин Б. А., докт. филол. наук, зав. лаб. литературного образования; Кудина И. Ю., канд. пед. наук, зав. лаб. средств обучения русскому языку и литературе; Черниченко С. Н., науч. сотр.; Шамчикова В. М., канд. пед. наук, вед. науч. сотр.; Штыркина О. П., канд. пед. наук, ст. науч. сотр.; Емельянова М. Л., канд. пед. наук, вед. науч. сотр.

Параметры экспертизы

Экспертиза учебных материалов на СD-Rom'ах включала:

1. Анализ текстового материала.

2. Анализ зрительного ряда.

3. Анализ звукового сопровождения.

4. Анализ поисковой системы.

5. Анализ образовательных возможностей системы.

1. Анализ текстового материала проводится по следующим параметрам:

- наличие художественных произведений, обозначенных в образовательном стандарте по литературе (обеспечение утвержденного минимума изучения литературы);

- наличие художественных произведений, обозначенных в ныне действующих программах по литературе (обеспечение полифункциональности предлагаемого пособия);

- наличие текстового материала, характеризующего эпоху, в которую жил писатель;

- наличие материалов, представляющих творческую лабораторию писателя (различные редакции произведения, записные книжки и дневниковые записи писателя);

- наличие искусствоведческого комментария к изобразительному материалу;

- наличие библиографии.

2. Анализ изобразительного материала проводится по следующим параметрам:

- наличие в зрительном ряду фотографий (портретов) писателя в разные периоды его жизни;

- наличие фотографий (портретов) его друзей, близких, современников;

- наличие материалов, связанных с разными местами пребывания писателя, позволяющих осуществить заочные литературные экскурсии;

- наличие иллюстраций к художественным произведениям (в т.ч. и разных авторов к одному и тому же эпизоду, позволяющих осуществить сравнение и сопоставление);

- наличие рисунков самих писателей (если таковые имеются);

- наличие тематически близких произведений живописи;

- соблюдение эргономических требований к предъявлению зрительного ряда;

- соответствие цветовой гаммы репродукций картин оригиналу.

3. Анализ звукового сопровождения производится по следующим параметрам:

- наличие фрагментов литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова (в т.ч. разными чтецами);

- наличие произведений или их фрагменты в исполнении самих авторов;

- наличие драматических постановок (или отдельных сцен из спектаклей);

- наличие композиций литературоведческого и искусствоведческого характера;

- наличие музыкальных произведений, позволяющих сопоставить литературное произведение с его интерпретацией в музыке;

- соответствие фоновой музыки характеру предлагаемого материала.

4. Анализ поисковой системы CD-ROMа по литературе производится по следующим параметрам:

- наличие удобного навигатора;

- наличие дружелюбного интерфейса;

- оперативность поиска необходимой информации.

5. Анализ образовательных возможностей системы CD-ROMа по литературе производится по следующим параметрам:

- обеспечение возможности выбора самостоятельной траектории знакомства с предлагаемым материалом;

- обеспечение возможности компоновки материала по тому или иному вопросу;

- обеспечение возможности "выделения", "увеличения" фрагментов иллюстраций и репродукций для их детального анализа;

- обеспечение возможностей копирования и распечатывания выделяемых текстовых фрагментов;

- обеспечение возможности создания пользователем собственных образовательных произведений с помощью системы CD-ROMа;

- наличие и эффективность системы учета, диагностики и контроля образовательной деятельности пользователя.

Результаты проведенной экспертизы позволили сделать следующие выводы:

1. Создание мультимедийных средств для изучения литературы является актуальным направлением модернизации образования. Современный фонд традиционных (печатных и аудиовизуальных) средств обучения литературе не обеспечивает потребностей учеников и учителей-словесников: в связи с закрытием целого ряда студий ("Диафильм", "Школфильм", "Мелодия") перестали выпускаться альбомы демонстрационного и раздаточного материала, диафильмы и диапозитивы, фонохрестоматии. Разработка и внедрение средств новых информационных технологий для изучения литературы идет очень медленно. Именно поэтому обращение "ИДДК ГРУПП" к производству электронных книг заслуживает несомненного одобрения.

2. Использование электронных книг при изучении литературы является педагогически целесообразным. Во всех ныне действующих программах и учебниках для общеобразовательной школы предусмотрены темы, ориентированные на изучения литературы во взаимодействии со смежными видами искусств: изобразительным, сценическим, музыкой, архитектурой и т.д. Наглядные материалы, способствующие организации такой работы сегодня практически отсутствуют, или являются низкого качества. В предоставленные для экспертизы электронные книги включены тексты художественных произведений, репродукции тематически близких картин, иллюстрации, фотографии сцен из спектаклей, поставленных по драматическим произведениям, музыкальные фрагменты - т.е. на одном носителе размещена обширная информация, позволяющая рассматривать творчество писателя в широком культурном контексте. В этом состоит ценность подготовленных CD-Rom'ов. Кроме того, в настоящее время существует большое количество программ и учебников по литературе (10 программ утверждено Минобразования РФ). Ученик обязан овладеть утвержденным "минимумом" учебного материала, дальнейшее же "вхождение в мир литературы" может осуществляться по выбранному школьниками пути. Содержание электронных книг предоставляет пользователю такую возможность.

3. Текстовая часть электронных книг включает все произведения того или иного писателя, как обозначенных стандартах и ныне действующих программах, так и оставшихся за их рамками, обеспечивая возможность знакомства с ними. Кроме того, представлены и разные редакции произведений, что позволяет проникнуть в творческую лабораторию писателя, проследить, как шла работа над словом, над созданием художественного образа.

Значимым и содержательным является документальный материал: письма, дневниковые записи, записные книжки писателей, их современников. Этот уникальный материал может быть использован при изучении биографии писателей, комментировании того или иного произведения, выявлении творческого замысла.

Литературоведческий материал в целом сложен для восприятия учеников общеобразовательных школ, однако целесообразен для профильного обучения в старшей школе, подготовки учителей-словесников, студентов гуманитарных вузов.

Содержательной является библиография, предложенная в электронных книгах, однако она требует некоторой корректировки.

4. Уникален по своему содержанию зрительный ряд всех названных пособий. Следует отметить CD-Rom "Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка", который предполагает широкую наглядность: в него вошли портреты и фотографии писателей в разные периоды жизни, их друзей, современников, фотографии памятных мест, позволяющие проводить заочные литературные экскурсии, тематически близкие произведения живописи, фотографии сцен из спектаклей, фотокопии страниц рукописей. Большинство изображений до выхода CD-Rom'ов были недоступны читателю: они взяты из музейных архивов.

Зрительный ряд обширен, что обеспечивает возможность выбора наглядных материалов в соответствии с целями и задачами изучения каждой конкретной литературной темы, позволяет формулировать вопросы и задания, ориентированные на формирования художественного вкуса и развития творческих способностей школьников. В целом качество изображений отвечает эргономическим требованиям, изобразительный материал сохраняет цветовую гамму первоисточников, однако некоторые кадры требуют корректировки. Преимущество экранной подачи материала заключается и в предоставленной возможности выделить тот или иной фрагмент иллюстрации, увеличить его, вывести на монитор несколько разных фотокопий одновременно, перенести изображение на бумажный носитель.

5. Звуковое сопровождение представлено музыкальными произведениями, авторским чтением стихотворений и компьютерным воспроизведением текстовой части. Музыкальное сопровождение подобрано профессионально. Обеспечена возможность выбора фоновой музыки по усмотрению пользователя. Большой интерес представляет авторское исполнение художественных произведений.

Компьютерное озвучивание литературных текстов недопустимо: оно невыразительно, изобилует орфоэпическими ошибками.

6. Поисковая система удобна для пользователя, имеет дружеский интерфейс, позволяет легко ориентироваться в материале.

7. Совершенствование предоставленных на экспертизу CD-Rom'ов может быть проведено по следующим направлениям:

7.1. Совершенствование текстовых материалов:

- включение современных критических и литературоведческих источников о творчестве писателя;

- включение "школьного" литературоведения: источников, рекомендуемых авторами существующих программ, а также прокомментированных фрагментов критических статей;

- уточнение предложенной библиографии и создание специальной библиографии, куда войдут материалы, интересные и доступные школьникам;

- подготовка справочника, включающего краткие сведения о художниках, чьи произведения представлены в зрительном ряду;

- исправление имеющихся орфографических неточностей.

7.2. Совершенствование зрительного ряда:

- уточнение названий разделов и подразделов зрительного ряда;

- разработка более четкого подхода к предъявлению зрительного ряда (хронологического, тематического, жанрового и т.д.);

- допустима корректировка некоторых фотографий и иллюстраций (ретушированием);

- сокращение количества фотокопий рукописей;

- устранение фактических ошибок в подписях к изображениям.

7.3. Совершенствование звукового сопровождения:

- отказ от компьютерного чтения текстов художественных произведений;

- включение художественных произведений и их фрагментов в исполнении мастеров художественного слова, в том числе и разных интерпретаций одних и тех же произведений;

- расширение озвученного раздела "Произведения писателей и поэтов в исполнении авторов";

- включение фрагментов спектаклей и радиокомпозиций.

7.4. Крайне необходимым является разработка методических рекомендаций к электронным книгам. В методических рекомендациях должно быть отражено место каждого из разделов электронной книги в ходе изучения литературной темы (обзоре творчества писателя, характеристики эпохи, изучении жизненного пути, анализе литературного произведения и т.д.), разработана система вопросов и заданий, предложены разные организационные формы работы с имеющимся материалом, предусмотрена вариативность путей его изучения.

8. Содержательные, интересные материалы, уникальные источники, связанные с жизнью и творчеством писателя, богатый и качественный зрительный ряд, специфические возможности самого носителя информации позволяют дать высокую оценку анализируемым пособиям и признать их целесообразными для изучения литературы.

Рекомендации

Проведенная экспертиза аудиовизуальных учебных пособий (электронных книг) фирмы "ИДДК ГРУПП" позволяет рекомендовать их для следующих целевых групп в сфере образования:

1. Общеобразовательные школы:

- для самостоятельной работы учащихся и методической подготовки учителей - все проанализированные пособия;

- для использования в учебном процессе при условии разработки методических рекомендаций к пособиям - CD-Rom'ы "А. С. Пушкин", "М. Ю. Лермонтов", "Н. В. Гоголь", "Л. Н. Толстой", "Н. Мандельштам, О. Мандельштам", "Н. Гумилев", "М. Цветаева", "В. И. Даль Словарь живого великорусского языка".

2. Гимназии, лицеи, школы и классы гуманитарного профиля - все названные пособия;

3. Учреждения повышения квалификации работников образования (учителей-словесников) - все названные пособия.

4. Сузы и вузы филологического и педагогического (гуманитарного) профиля - все названные пособия.

5. Библиотеки, медиатеки.

6. Сетевые порталы и образовательные сайты - при интеграции пособий с системой дистанционного обучения.

Приложения

Результаты экспертизы каждого из анализируемых CD-Rom'ов приведены в приложениях №№1-10 к данному заключению .

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В., Кудина И.Ю. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2004/0422.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

  вверх
вверх

карта сайта