EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Субъектность индивида - исходный пункт экзистенциализма...»
Борытко Н.М., докт. пед. наук, г. Волгоград
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеСубъективное становление...

 


Субъектное становление человека в телекоммуникационном пространстве

Борытко Николай Михайлович, докт. пед. наук, профессор кафедры педагогики Волгоградского государственного педагогического университета, г. Волгоград

Современная ситуация востребует от человека способность к самоизменению как способу принять вызов быстро меняющейся реальности, ориентируясь на автономность, независимость, опору на собственные силы, но глобальные коммуникации, стандартизация, механизация и автоматизация угрожают идентичности, целостности его бытия. Необходимостью преодолеть кризис массовизации человека обусловлена тенденция гуманитаризации образования. Ведущей идеей современной педагогики, определяющей гуманитарный характер образования, как показывают многочисленные исследования (В. В. Горшкова, С. М. Годник, Н. К. Сергеев, И. А. Колесникова и др.), является преобразование обучаемого из преимущественно объекта в преимущественно субъект отношений, поведения и деятельности, возникающих в образовательном процессе. На определенном этапе своей жизни человек должен ответить на вопрос: "Кто я?", "Что я собой представляю?", "Что есть мое в этом мире?", "Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?". Субъект - не нечто пассивное, только воспринимающее воздействия извне и перерабатывающее их способом, производным от его "природы", а носитель активности. Субъект - это самоутверждающаяся индивидуальность.

Субъектность индивида - исходный пункт экзистенциализма. С. Кьеркегор впервые убедительно показал, что именно от человека зависит, осуществит он или нет свое отношение к своей субъектности и в какой мере войдет субъектность в его жизнь. Это отношение конституирует человеческое бытие, указывает, насколько установлен сам человек, дает ему смысл и телесную наполненность в цельности человеческой жизни. Максимум человечности, по С. Кьеркегору, предполагает не предметность, свободу от причинности, природной и социальной зависимости, но требование ясного осознания личной ответственности за выбор своего "Я" и готовности противопоставить им всю тотальность своего "Я". "Человек - это, прежде всего, проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста", утверждает Ж.-П. Сартр. Как собственный проект человек существует настолько, насколько сам себя осуществляет и представляет собой совокупность своих поступков и свою собственную жизнь.

Гуманистический принцип образования основан на признании права и способности человека диктовать себе собственный нравственный закон. По И. Канту, это принцип автономности, который, применительно к образованию, не допускает прямого воздействия на человека, "формирования" его опыта, позиции, свойств. Здесь уместно говорить лишь о процессах "становления" этих характеристик человека либо о формировании как объективном процессе (опять же, как о "становлении"). В этих положениях находит оправдание понимание образования как становление человека, обретение им себя, своего образа человеческого - неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. Образовать человека в этом понимании - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, т.е. научить жизнетворчеству. Если личность - это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность - определение собственной позиции в жизни, это встреча с самим собой как Другим.

Субъектность в этом отношении проявляется не просто в сочетании, но в гармонии индивидуально-личностных свойств, когда человек адекватен ситуации, реализует свой творческий потенциал в конструктивной деятельности, поведении и отношениях в соотнесенности с социокультурной средой, самореализуясь, самоутверждаясь и саморазвиваясь в ней. В самом деле: нельзя утверждать свою самость, не будучи выделенным из среды; но также не представляется возможным конструктивное самоутверждение без идентификации со средой. Субъектность обеспечивает становление человека автором своей жизни, обладающим возможностями для руководства ею и своим положением в ней. Наш анализ показывает, что в основании субъектности лежит осознание индивидуальных смыслов жизнедеятельности, источником этих смыслов является социокультурная среда, а способом их осознания как механизмом становления субъектности - диалогическое взаимодействие со значимым Другим.

Рассматривая категорию "коммуникация" в терминологическом ряду с категориями "общение" и "взаимодействие", мы обнаруживаем ее значение как базового понятия: основное значение коммуникации состоит в обмене информацией (причем, именно в обмене, а не просто в передаче); общение подразумевает обмен не только информацией, но и эмоциональным отношением к ней; наконец, взаимодействие предполагает воздействие объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие в философии понимается как универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Очевидно, когда под объектами понимаются люди, то их взаимодействие обязательно включает обмен информацией и эмоциональным отношением к ней.

Необходимо заметить, что мы полагаем в известной мере относительным выделение коммуникации из общения и взаимодействия. В реальной практике передача информации всегда сопровождается потребностью передать и эмоциональное отношение к ней как со стороны источника (при недостатке вербальных средств ее выражения используются "смайлики") и стремлением выявить это отношение со стороны адресата. Таким образом, реально коммуникация - это всегда стремление к общению. Понятно также, что передавая информацию, как правило, человек подразумевает изменение не только в знаниях партнера по коммуникации, но также в его отношении к событиям и фактам, о которых говорится в сообщении. Следовательно, коммуникация - это также попытка взаимодействия. Почему всего лишь "стремление" и "попытка"?

Возвращаясь к "обмену" как характеристике коммуникации, общения и взаимодействия, следует ответить на вопрос: что требуется, чтобы состоялся обмен, чтобы информация была бы не только передана, но и принята, чтобы она вызвала ответную информацию адресата? Конечно, для этого, как минимум, эта информация в передаваемом сообщении должна быть (к сожалению, это замечание актуально даже для обучающих программ). Но этого недостаточно: информация по содержанию должна быть личностно значимой, отвечать потребностям адресата, а по форме понятной ему. Только в этом случае коммуникация становится пространством субъектного становления взаимодействующих сторон.

При этом под педагогическим пространством (в т.ч., пространством коммуникации) понимается специально организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических факторов и условий становления человека. Характерные признаки пространства - его протяженность, структурность, взаимосвязь и взаимозависимость элементов, его выделенность из среды, обязательно воспринимаемая человеком субъективно (как образ пространства, выделенного из среды).

Субъективность восприятия - важная характеристика педагогического пространства. То, что для одного человека воспринимается как пространство, служит ценностью, пределом, имеет определенные очертания, границы, для другого - бесформенное "нечто", невоспринимаемое и незначимое, т. е. пространством не являющееся. Таким образом раскрывается роль самоопределения как механизма преобразования информационной среды в коммуникационное пространство. Самоопределение как поиск и нахождение индивидуальных смыслов в предлагаемой информации, внутренняя самодетерминация информационного взаимодействия, носит ценностно-смысловой характер. Оно заключается во внутренней идентификации себя с определенной общностью, принятии ее ограничений и запретов как регулятивов деятельности, поведения и общения.

"Педагогическими координатами" в таком самоопределении или осями пространства телекоммуникации могут служить три базовые педагогические ценности: знание, умение и отношение. Они в достаточной мере адекватно отражают три аспекта духовного бытия человека: его социокультурное (выбор и осуществление культуросообразного образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление субъектом культурного процесса) и сопричастное бытие вместе со значимыми Другими. Этим трем аспектам бытия соответствуют поле значений, поле смыслов и поле ценностей как составляющие субъектного пространства.

Субъектное становление человека в телекоммуникационном пространстве обеспечивается системой трех принципов: рефлексивности (предполагающем осмысление собственного жизненного опыта, обнаружение личностных смыслов), интерактивности (соотнесение собственных смыслов, осознание, формирование ценностных ориентиров) и проективности (развитие самосознания, утверждение своей ценностно-смысловой позиции в деятельности), которые отражают три уровня бытия субъекта (смысловой, семантический и экзистенциальный).

Эти принципы реализуются в логике трех фаз телекоммуникационного взаимодействия:

- цель рефлексивной фазы, характеризующейся системным анализом, составляют: обращение к смыслам своей деятельности, понимание своей самости как ценностно-смысловой позиции, достижение внутреннего согласия;

- ценностная фаза посвящена оформлению смыслов деятельности в процессе системного моделирования в индивидуальные ценности и применению позиции как инструмента понимания мира, иной самости;

- в проективной фазе позиция субъекта как система ценностно-смысловых ориентаций становится концептуальным основанием гуманитаризации его деятельности, поведения и общения.

Как показывает наш анализ и собственный опыт телекоммуникационных проектов в рамках программ Центра дистанционного образования "Эйдос", выделенные фазы взаимодействия акцентируют различные формы организации дистанционного обучения. Так рефлексивный характер коммуникации в большей мере стимулируют предварительные задания, размещенные на сайте, и предназначенные для самостоятельного размышления, выбора ценностно-смысловых ориентиров во взаимодействии, самоопределения. Дополнительными стимулами для рефлексии, как нам представляется, способны стать целевые рассылки. Ведущим при проектировании и реализации данных средств коммуникации должен стать принцип рефлексивности, который предполагает отказ от назидательности, представление вариативности в подходах к решению выделенных проблем, открытость, возможность для определения собственного (пусть даже и необоснованного!) отношения. При этом принцип интерактивности реализуется в возможности для вопросов, для обратной связи, для выражения собственного отношения, т.е. для телекоммуникационного общения (которое не сводится, как отмечалось выше, лишь к обмену информацией). Принцип проективности реализуется в осознании и уточнении целевых установок в процессе общения в форумах и чатах. Однако рефлексия требует неспешности размышлений, возможности для индивидуального темпа анализа информации, поэтому при реализации первой фазы телекоммуникационного взаимодействия в создании информационной среды принадлежит сайтам и рассылкам.

Более динамичными формами взаимодействия являются форум и чат. Они не только позволяют осуществить сопоставление собственной позиции с мнением других участников взаимодействия, но также обеспечить возможность для презентации, оформления и отстаивания позиции субъекта, его самореализации. Здесь на первый план выходит принцип интерактивности. Вместе с тем, два других также не должны игнорироваться. Рефлексивность может стимулироваться модератором форума (преподавателем) через комментарии и дополнительную информацию к высказываниям, через систематизацию высказываний, сопоставление их с теоретическим знанием. В чате (как впрочем, и в форуме) стимулировать рефлексивность помогает соблюдение правил общения в сетях, например, запрет на "фразы-убийцы" типа "не надо говорить глупости", "это же всем известно" и т.д. Проективность как нацеленность на результат также может реализоваться через модерирование интерактивных форм коммуникации и комментарии преподавателя, а также через дополнительную информацию и проблемные задания на сайте и в рассылках.

На последней, проектной, стадии телекоммуникационного взаимодействия, очевидно, приоритетным становится принцип проективности. Свои развивающие возможности на этой фазе реализуют все основные формы телекоммуникации: сайт, рассылка, форум и чат. Не сайте выставляются проекты для обсуждения, рассылки служат для целевого обмена дополнительной информацией, форум и чат - для защиты в т.ч., в интерактивном режиме. Таким образом обеспечивается самоутверждение субъекта, его признание сообществом.

Хотя роль каждого принципа на каждой стадии взаимодействия изменяется, все они должны реализованы в системе. Особенно опасно на проективной стадии забвение принципа рефлексивности: защита и отстаивание проекта провоцирует на конкурентность и агрессивность участников взаимодействия. Технические возможности телекоммуникаций позволяют реализовать негативные личностные проявления более или менее безнаказанно. Рефлексивный характер коммуникативного взаимодействия только и обеспечивает становление телекоммуникационного пространства субъектного становления человека, его саморазвития.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Борытко Н.М. Субъектное становление человека в телекоммуникационном пространстве // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта