EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Одной из форм дистанционного обучения являются эвристические олимпиады...»
Кулешова Г.М. Директор Школы менеджеров, г. Нефтекамск
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеИзменение личностных качеств...

 


Изменение личностных качеств школьников в ходе дистанционных мероприятий: анализ опыта

Кулешова Галина Михайловна, директор Школы менеджеров, г.Нефтекамск

Согласно международному словарю педагогических терминов под телекоммуникацией понимается "передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения и т.п.)". Развитие компьютерной техники привело к созданию самого перспективного вида телекоммуникаций - компьютерных. Система компьютерных телекоммуникаций - это еще и особый мир, живая информационная среда, в которой все люди имеют равные возможности доступа к необъятным информационным ресурсам. Телекоммуникации - дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Современная школа с успехом использует эти средства в дистанционном обучении. Вслед за А.В.Хуторским под дистанционным обучением мы понимаем "обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты и объекты образования, имея пространственную и временную удаленность, участвуют в учебном процессе, который направлен на создание образовательных продуктов и соответствующих внутренних приращений субъектов образования".

Одной из форм дистанционного обучения являются дистанционные эвристические олимпиады, в которых происходит продуктивная познавательная деятельность детей. Роль телекоммуникаций здесь необычайно велика, поскольку они выполняют мотивирующее значение вследствие следующих специфических факторов:

- объединение в общем образовательном пространстве людей, живущих в разных уголках России и мира повышает статус участников этих олимпиад;

- высокая скорость передачи и обработки информации;

- использование мощных компьютерных технологий, графики, веб-дизайна, сканирования и т.п.;

- возможность сохранения информации для сравнения результатов во времени.

Предметом нашего анализа являются некоторые аспекты полномасштабной работы, проведенной совместно с Центром дистанционного образования "Эйдос" в Школе менеджеров г.Нефтекамска в течение 2002-2004 учебных годов. Ученики школы приняли участие в 15 Дистанционных эвристических олимпиадах, 7 дистанционных профиль-классах, в 1 международном проекте и в "Эйдос-классах" с защитой творческих работ. Всего в дистанционных мероприятиях приняло участие более 100 школьников.

Основными целями этой системной работы по дистанционному обучению учащихся школы являются:

1. Освоение технологий креативного обучения и развития школьников средствами телекоммуникаций.

2. Дистанционная профильная подготовка учащихся 9-11 классов.

3. Развитие личности ученика и его самореализации в ходе дистанционных мероприятий.

4. Создание представлений об "образе ученика в динамике его развития" в дистанционной образовательной деятельности [1, с. 133].

При организации педагогического эксперимента нами были поставлены следующие задачи:

а) проследить визуально, какие происходят изменения с учениками, участвующими в различных дистанционных мероприятиях;

б) определить, как происходит формирование устойчивого мотива творческой познавательной деятельности, напрямую связанного со смыслом, личностной значимостью дистанционной эвристической деятельности;

в) овладеть новыми способами образовательной деятельности, в том числе рефлексией как важнейшим средством выявления личностного изменения и роста;

г) определить набор личностных качеств ученика, соответствующих его предвосхищаемому образу, и проанализировать внешнее и внутреннее проявление этих качеств в дистанционных мероприятиях.

В докладе мы остановимся лишь на двух аспектах проведенного эксперимента, а именно:

- Мотивационные факторы участия школьников в дистанционных мероприятиях.

- Анализ внешних и внутренних проявлений личностных качеств школьников в дистанционных мероприятиях.

Исходными для понимания мотивационных факторов выступают категории "потребность", "мотив", "мотивация". В иерархии потребностей А.Маслоу высшей является потребность в самоактуализации, самореализации, росте человека как личности. Проанализируем, как рефлексия дистанционных эвристических олимпиад фиксирует различные виды побуждений учебной деятельности школьников.

Потребность в самоактуализации, самореализации, личностном росте есть у большинства учеников. Но реализуют эту высшую потребность далеко не все. Почему так происходит? И можно ли актуализировать эту потребность у школьников в ходе дистанционных мероприятий? Как можно представить ступеньки роста от первичных потребностей к высшим?

"Всякая предметная деятельность отвечает потребности, но всегда опредмеченной в мотиве - её главными образующими являются цели и - соответственно отвечающие им действия, средства и способы их выполнения". Почему так важны эти шаги? [2, c.169]

Индивидные проявления человека в деятельности характеризуются направленностью действий человека на удовлетворение своих потребностей и рассмотрением всего окружающего в качестве предметов своей потребности. При индивидном самоопределении человек рассматривает деятельность как источник получения средств для удовлетворения собственных потребностей. При возникновении затруднений в решении поставленных задач человек с индивидным самоопределением теряет значимость выполнения нереализуемой, по его мнению, нормы и прекращает работу.

Субъектные проявления человека в деятельности - это действия, соответствующие требованиям деятельностной нормы. Субъектное самоопределение предполагает оценку своих действий и всего окружения с точки зрения выполнения функциональных и нормативных требований. Основной акцент его деятельности - исполнительство. В случае возникновения препятствий в реализации своих задач субъект деятельности либо корректирует свои действия в рамках заданной нормы, либо ставит в известность о своем затруднении. Значимость строгого соответствия норме способствует готовности субъекта к дообучению и профессиональному росту.

Личностные проявления человека в деятельности - это действия, в основе которых лежат социальные ценности или ценности деятельности. В рамках деятельности личностное самоопределение проявляется как действия, направленные на развитие деятельности. При возникновении или прогнозировании затруднений и проблем в деятельности деятель с личностной ориентацией активизирует анализ причин и ищет оптимальные пути выхода из затруднений" .

Нами отмечено, что из более ста участников различных мероприятий с использованием средств телекоммуникаций 1/3 находится на первом уровне этой новой иерархии потребностей (так как трудности работы или же неудовлетворенное тщеславие приводят к потере значимости этой деятельности - эти ученики принимали участие в одном-двух мероприятиях), около 2/3 - на втором уровне и только единицы приближаются к третьему, личностному уровню. Но этот подъем от низшей ступени во многом совершен благодаря систематической эвристической познавательной деятельности с использованием средств телекоммуникаций.

Познавательная потребность - это готовность к деятельности. В процессе изменений, происходящих с учениками в специально организованной учебной деятельности, создаются социальные установки учения - основа для становления специфической человеческой потребности в деятельности, в созидании. Что может происходить, если познавательные потребности остаются нереализованными в формах самостоятельной учебной деятельности? Они могут найти выход в нигилизме, конфликтности с традиционной системой образования или ( в лучшем случае) находят себе применение в системе дополнительного образования, использующего дистанционные продуктивные формы обучения:

Второй вид побуждения - мотив - носит действенный характер. Это направленность активности на предмет. Этим "предметом" может быть и учебный предмет, и компьютерные технологии, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.

Что мотивирует школьников в процессе их обучения с помощью средств телекоммуникации?

- Направленность на овладение новыми способами действий, способами преобразований.

- Связь со смыслом, личностной значимостью деятельности.

- Формирование умения ставить самостоятельные цели в учебной работе.

- "Цель как направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности" .

- "Продуктом эвристической деятельности является сформулированная ребенком цель, которой ранее у него не было и которая была найдена им как способ решения проблемы в возникшей учебной ситуации" .

Проследим этапы изменения мотивации познавательной творческой деятельности учащихся нашей школы с октября 2002 года по май 2004 года.

В самом начале нами была выбрана опора на актуализацию потребности в новых впечатлениях, потребности в самоуважении, общении, принадлежности. Также ставка делалась на актуализацию неистребимой в ученике познавательной потребности. Была создана атмосфера готовности к учебной творческой деятельности, приводящая к постановке целей. Условия организации дистанционной деятельности, созданной локальными координаторами и руководителями способствовали побуждению к творческой познавательной деятельности. Здесь учитывались:

- общая эмоциональная атмосфера,

- тип отношений с учителем,

- открытые задания олимпиад.

Все это создавало основу для становления потребности учеников в деятельности, в творческом созидании.

Проведем анализ внешних и внутренних проявлений личностных качеств школьников, проявляющихся в дистанционных мероприятиях. Для этого воспользуемся следующими группами личностных качеств: когнитивные, креативные, методологические" . Остановимся на некоторых личностных качествах, наблюдение над проявлением которых мы вели:

1. Когнитивные качества:

- физические и физиологические качества: развитая работоспособность, энергетичность,

- осмысленность,

- умение делать выводы и обобщения,

- способность обозначить свое понимание или непонимание по любым возникающим вопросам,

- умение аргументировать свои знания и полученные результаты, увлеченность.

2. Креативные качества:

- готовность к придумыванию, своеобразность, неординарность, самобытность, ассертивность.

3. Оргдеятельностные ( методологические) качества:

- знание учеником своих индивидуальных деятельностных особенностей, черт характера,

- наличие достойной цели, упорство в доведении дела до конца, верность цели, умение ставить цели,

- самосозерцательность, владение методами рефлексивного мышления - остановкой, припоминанием деятельности, анализом ее этапов, вычленением использованных способов, поиском противоречий, "снятием" структуры выполненной деятельности, умение выявлять смысл деятельности, сопоставлять полученные результаты с поставленными целями.

В результате проведенного эксперимента нами выявлены позитивные изменения, происходящие с учениками, отмечен эмоциональный подъем, связанный с необычностью интенсивной познавательной деятельности, проходящей в нетрадиционной форме с применением компьютерных телекоммуникаций.

Вместе с тем следует сказать, что дистанционные формы работы должны сочетаться с очными формами, так как они только дополняют, актуализируют, мотивируют деятельность, но не формируют сами по себе устойчивого мотива творческой познавательной деятельности, напрямую связанного со смыслом, личностной значимостью учебной деятельности.

Нами замечено, что овладеть новыми способами образовательной деятельности, в том числе рефлексией как важнейшим средством выявления личностного изменения и роста не всегда удается всем учащимся из-за неактуальности и в связи с отсутствием целенаправленной работы всех преподавателей.

Делая заключительные выводы, мы можем составить символический образ ученика, имеющего опыт дистанционного обучения: активный и ненасытный в направленности на получение новых знаний и впечатлений; верный цели в доведении начатого дела до конца; тревожащийся за результат; неравнодушный к вознаграждению в разных формах; ассертивный, но в то же время и копирующий эффективные образцы; эмоционально открытый; ценящий нестандартность и уникальность открытых заданий; уважающий проявление неординарности учебного результата; демократичный в процессе обучения; пытающийся рефлексировать; работоспособный и созидающий новое в себе и своих знаниях.

 

Литература:

1. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - С.133.

2. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. - С. 169.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Кулешова Г.М. Изменение личностных качеств школьников в ходе дистанционных мероприятий: анализ опыта // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-03.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта