EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Эффективность курса была достигнута благодаря дисциплине и организованности...»
Николаев Е.А., соискатель лаборатории методологии
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеОбразовательный сайт

 


Образовательный сайт в деятельности учеников и педагогов: результаты дистанционного курса

Николаев Евгений Анатольевич, соискатель лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО РАО;

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

В рамках проводимого нами исследования по проблемам проектирования веб-сайтов образовательной направленности проведен дистанционный оргдеятельностный курс на тему "Образовательный сайт". В курсе приняло участие 15 человек - учителей и школьных администраторов из нескольких городов России и Эстонии - Братска, Владивостока, Волгограда, Кирова, Москвы, Нарвы, Нефтекамска, Новосибирска, Нововилгово, Новохоперска, Шуи, Якутска.

Одной из исследовательских целей курса явилось рефлексивное осмысление участниками собственной разработческой деятельности и получение на данной основе выводов о роли образовательного сайта в деятельности учеников и педагогов.

Рефлексия организовывалась после создания участниками собственных образовательных продуктов. В ходе проведения курса была организована следующая деятельность его участников:

- Знакомство с принципами конструирования сайтов и разработка концепции своего сайта.

- Поиск путей решение задач очного учебного процесса с помощью образовательного сайта. Разработка выбранного раздела или направления своего сайта.

- Определение функции субъектов обучения в структуре сайта. Функционирование сайта как средства дистанционного обучения.

- Анализ педагогических возможностей веб-форумов, чат-занятий, телеконференций для школьного сайта.

- Защита творческих работ участников курса в чат-конференции. Обсуждение созданных веб-страниц сайта.

- Рефлексивное осмысление и выявление основных результатов курса каждым участником.

С помощью специальных алгоритмических предписаний участники курса создавали совместную обучающую среду для конструирования собственных сайтов. Курс получился интенсивным и содержательным. Участниками выполнено 6 блоков технологических проектных заданий, изучено 6 учебных модулей. Материалы курса составили 21 выпуск телеконференции, в которые вошли фрагменты работ курсантов, дискуссионные отклики на работы и научно-практические вопросы по проблематике курса.

Эффективность курса была достигнута благодаря дисциплине и организованности участников курса, оперативности обратной связи, быстрой адаптации участников к предложенным условиям, внутреннему принятию ими собственной продуктивной деятельности, высокому творческому потенциалу, ответственности за свой продукт, непрерывной рефлексии.

В конце курса проведена итоговая рефлексия, которая выявила индивидуальные и коллективные результаты по отношению к заявленной проблематике. Охарактеризуем эти результаты в форме обобщения ответов участников курса на рефлексивные вопросы. Приведем фрагменты наиболее типичных суждений участников курса на рефлексивные вопросы.

1. Каковы ваши личные главные результаты курса? Как, благодаря каким своим действиям вы их достигли?

Большинство участников отметили, что они поняли для себя суть образовательного сайта, его основные принципы, создали свой сайт или его часть:

"Удалось, во всяком случае, для себя сформулировать смысл образовательного сайта, его структуру, а также систематизировать различные формы контроля, которые должны присутствовать в образовательном сайте. Удалось это благодаря поурочной рефлексии, которая вынудила "погрузиться" в работу, заставляла каждую минуту думать над проблемой".

"Результатов много - есть структура сайта - раз, есть принципы его построения - два, есть проекты двух дистанционных уроков - три, есть мой личный сайт в интернете - четыре, есть замечательные коллеги, с которыми, я надеюсь, мы еще будем сотрудничать - пять".

"Главный мой результат - это нечто совершенно реальное, размещенное мной в интернете! Боже мой, трудно в это поверить, но я преодолела себя, из хаоса мыслей родилось, то, о чем можно сказать - это начало большой и продуктивной работы".

"Изучила теоретические основы сайтопостроения и осознала сложность этого великого дела. Все это - благодаря последовательному выполнению предложенных заданий. До начала обучения на курсах, посещая различные сайты, я не задумывалась, какие цели и задачи ставили перед собой их создатели. Сейчас же я могу оценить сайт не только по критериям: удобно - неудобно, наглядно, информационно и т.п., но и предложить, что можно добавить, изменить для более эффективной жизни сайта".

"Главным личным результатом курса считаю внутреннюю переориентацию. Многое, из того с чем я раньше был не согласен теперь стало целью моего дальнейшего развития. Я имею в виду, например, уход от традиционного к личностно-ориентированному обучению. Я много слышал о таком обучении, но осознал его преимущества лишь после работы на курсе по оргдеятельностной методике".

2. Что нового, какое приращение к уже имеющемуся опыту вам удалось создать во время курса?

"Выполняя задание №2 "Разработка концепции образовательного сайта" я впервые осознала, что самая большая трудность состоит в том, чтобы отойти от стереотипа: сайт - источник информации и поняла, что он должен стать побудителем к действию, заставить человека трудиться над собой и со всеми".

"На собственном опыте познакомилась с рефлексией. Эта методика так увлекла, что даже отодвинула главную тему курса "Образовательный сайт" на второй план. Теперь подумываю обзавестись литературой, познакомиться с теоретическими основами и, если удастся, применить на практике".

"Моим главным внутренним результатом я считаю то, что мне стало действительно интересно. Если в начале курса я руководствовался словом "надо", то теперь - "это интересно".

3. В начале курса вы сформулировали свои цели.

Определите: степень достижения вами каждой из заявленных целей; способы, благодаря которым вы достигали эти цели; трудности и противоречия в достижении ваших целей.

"Узнала много новых функций для сайтов такого рода, - это действительно может быть живой организм, а не статическая картинка. Для себя взяла - конференции, как средство приобщения родителей к проблемам школы, веб-форумы как средство воспитания этики диалогового общения в сети, рупора общественного мнения, веб-форумы и чаты как новые формы проведения уроков и консультаций, творческие дистанционные уроки, поэтические и литературные вернисажи, художественные галереи".

"С помощью введения дистанционных видов работы мне не только удастся заниматься с детьми, учитывая индивидуальные потребности учащихся, и разгрузить кабинет информатики, но и освоить больше и более глубоко плановый материал уроков. Больше, потому что дистанционные уроки не пропадают как обычные из-за различных школьных мероприятий и праздников; более глубоко, потому что дистанционный курс предполагает активную творческую работу".

"Одним из видов помощи учителям в освоении компьютера может, наверно, стать веб-форум, куда бы они могли обратиться с вопросами и получить ответ по работе с компьютером, обсудить другие насущные проблемы. Еще вижу уже чат-занятия, интерес детей и думаю, как показать учителям возможности новых форм работы".

"Прочитав задание, давала себе день на обдумывание, потом полдня - чертила на бумаге схемы, записывала идеи и ночь - на оформление".

"На бумаге строила цепочку своих размышлений, рисовала схему будущего сайта (хотя до конца все разделы еще не определились)".

"На первых порах, оказалось самым трудным, как это не странно, выявить цели сайта. Почему-то не приходило ни одной умной мысли в голову, а потом сын меня подтолкнул к идее раздела НЛО: вот где можно реализовать творческий потенциал учеников - дистанционные научно-практические конференции".

4. Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за весь период курса, назовите возможные причины своих эмоциональных изменений.

Для большинства участников непривычной оказалась оргдеятельностная технология проведения курса:

"Перед началом курсов представляла форму работы, привычную нам, то есть присылается материал, изучается, и по этому материалу выполняется задание. Поэтому вначале присутствовал страх, что делаю что-то не так. Всю суть оргдеятельностного курса поняла после выполнения задания №1, получив отклики, сделав рефлексию, только тогда "вошла во вкус" стала обучаться с огромным интересом".

"Сначала - любопытство, смешанное с осознанием того, что это НАДО! Затем - эти многочисленные многоуровневые задания: Но: глаза боятся - руки делают!"

"Удивление, как много можно узнать и сделать за такое короткое время".

"Интересно, легко, неожиданно трудно, очень трудно, вздохнул с облегчением, спокойно, уверенно".

5. Приведите свои отклики на наиболее важные для вас материалы курса: а) высылаемые вам задания, рекомендации, учебные модули; б) материалы дистанционной конференции, вопросы и проблемы, поднимаемые участниками и руководителем курса.

"По учебным материалам могу сказать только одно - без них невозможно было работать. То и дело приходилось заглядывать в разъяснение задания, анализировать. Читая материалы конференции, естественно, открывала для себя все новые и новые идеи. За некоторые просто ухватилась двумя руками. Да простят меня коллеги, если я что-то использую из их идей".

"Главная проблема, которая решалась на курсах - это переход от традиционной роли учителя в школе как источника знаний к роли учителя - творца познавательного и созидательного процессов".

"Убеждена, что на врожденной креативности могут работать только единицы, детей надо учить творчеству, способам творческого мышления, например, использовать элементы ТРИЗ".

6. Приведите свое собственное определение понятия "образовательный сайт".

"Образовательный сайт - современное средство взаимодействия школы, с внешним миром, отражающее образовательные процессы". (Гаспоревич О.Е, Карелия).

"Школьный образовательный сайт - живой, постоянно обновляющейся организм, где каждый желающий может найти соответствующую среду для своего развития и сферу приложения своих интересов: ученики, учителя, администрация школы, родители". (Бакулина Е.В., г.Нарва).

"Образовательный сайт - это учебное средство, которое помогает организовать активную и эффективную деятельность обучаемых, направленный на творческий продукт обучаемого". (Филиппова М.П., г.Якутск).

"Образовательный сайт - средство виртуального общения участников учебного процесса". (Орлова Н.А., г., Новосибирск).

"Образовательный сайт - средство коммуникации, позволяющее организовывать и осуществлять учебный процесс". (Миленький А.Ю., г. Новосибирск).

"Образовательный сайт - это целостная, концептуально обоснованная и структурно выстроенная система, объединяющая в себе взаимосвязанные между собой "веб-страницы", содержание которых подчинено общей идее и выражено в конкретных целях и задачах каждой из них". (Краснопёрова Т.В., г. Братск).

"Образовательный сайт - сайт, дающий информацию по любому изучаемому предмету, как в рамках школьной программы, так и вне ее. На сайте могу находиться странички по математике, физике, национальному языку, искусству, спорту и т.д. Все темы сайта должны заканчиваться проверочными работами в различных формах: тесты, кроссворды, игры, диктанты, творческие проекты, причем заключительный контроль должен выполняться в режиме реального времени". (Рослова М.Л., г. Москва).

"Образовательный сайт - это интерактивная и креативная система, которая дает возможность управлять педагогическим процессом учебного заведения, привлекает к творческому труду педагогов и учащихся, родителей при развитии сайта (выступают как сайтостроители), выполняет роль образовательного ресурса с точки зрения получения информационных материалов и с точки зрения дистанционного обучения. Образовательный сайт - это новое технологическое средство, которое побуждает к творческой активности тех, кто выступает в качестве субъекта деятельности" (Паламарчук Е.Л., г.Нефтекамск).

7. Назовите основные фундаментальные положения разработанного вами на курсе проекта образовательного сайта.

"Сайт должен отражать особенности и достоинства школы; стимулировать развитие и творчество учителей и учеников, способствовать их совместной творческой работе; быть средством освоения новых коммуникационных технологий".

"Основные положения сайта школы №7 г. Шуи (семь китов):

1. Общая культура (грамотность, корректность, толерантность).

2. Свобода творчества.

3. Информативность.

4. Интерактивность

5. Связь с родителями

6. Совместное авторство учителей и учащихся

7. Открытость для сотрудничества

8. Обозначьте цели и планы реализации полученных во время курса результатов. Опираясь на выполненную рефлексию, сформулируйте предложения себе по дальнейшей организации своей деятельности.

"Использовать образовательный сайт для налаживания контакта с родителями и специалистами".

"В школе организовать работу группы (учителя, родители, ученики, администрация) для разработки концепции сайта и её реализации".

"Основная идея заключается в реализации творческого научного потенциала школьников. А именно за счет организации дистанционных научно-практических конференций дать возможность реализовать свои творческие возможности школьникам. Привлечь их к активной научной деятельности, а не быть только потребителями информации".

8.1. Какие стратегические педагогические цели вы предполагаете поставить для себя по отношению к теме курса.

"Создать центр ДО в школе. Разработать с детьми серию заданий по всем предметам с участием учителя предметника".

"Научилась чему-то сама, буду продолжать в режиме самосовершенствования знаний и умений и привлекать к активной творческой деятельности школьников".

8.2. Каковы могут быть цели по отношению к пользователям вашего сайта (что они могли бы достичь за период учебной четверти, учебного полугодия)

"Научиться самосовершенствовать себя средствами образовательного сайта".

"Благодаря созданию образовательного сайта, побудить его пользователей к самодобыванию знаний, попутно формируя их медиакоммуникативную образованность".

"По отношению к пользователям сайта - это, прежде всего, их собственное активное участие в развитии сайта. Тогда и только тогда сайт состоится!"

8.3. Что вы можете предложить в качестве общешкольной (кафедральной, районной, городской, др.) цели в направлении развития вашего образовательного сайта. Какими способами предполагаете реализовать эту цель, в чем видите свое участие.

"Общешкольная цель: Создание странички школьного сайта "Социально-психологическая служба".

"Собираюсь привлечь к работе над сайтом педагогический коллектив лицея, но прежде всего лицеистов".

"В качестве общешкольной цели: реализация разноуровнего индивидуального обучения".

"Думаю, на базе нашего сайта будет функционировать виртуальное городское методическое объединение учителей информатики"

8.4. Сформулируйте цели одного-двух ближайших мероприятий, которые вы предполагаете провести с помощью своего сайта. Назовите тему, цели, ожидаемую продукцию субъектов деятельности.

"С помощью своего сайта попробую провести урок в классе, затем, после анализа урока, проведу занятие с надомниками".

"Разработать и провести дистанционный курс для учителей музыки города по повышению квалификации с теоретическими модулями и деятельностной методикой (разработка уроков, мастер-классов, презентаций, веб-страничек)".

"Очень привлекла идея создания интерактивной психологической и социальной службы, родительского клуба (примеры сайтов Матыкина В.Ю., Гаспоревич О.Е.)".

9. Сформулируйте пожелания: а) себе, в) удаленным коллегам по курсу, г) руководителям курса.

"Осмысливай пройденное, не останавливайся на достигнутом, постоянно совершенствуй и самообразовывай себя!"

"Желаю всем вам реализовать все вами задуманное, каким бы грандиозным и фантастическим оно не было. Чтобы вам принесло это моральное удовлетворение. Но ради Бога, не останавливайтесь на достигнутом! Ибо только творческий процесс не дает угаснуть мысли".

"Стратегическая цель: научиться разрабатывать (в дальнейшем - и создавать) образовательные сайты разных типов, с использованием различных веб-технологий. А пока - на курсах для учителей информатики Кировской области в начале июля я расскажу о ДО, Центре "Эйдос", его деятельности, ну и, конечно же, о наших курсах и попробую провести элементарную рефлексию".

Приведенные выше материалы отражают характер разработческой деятельности участников курса и представляют собой особый тип их продукции - рефлексивной. В данной продукции следует выделить следующие методологические элементы:

- мотивационный,

- целевой,

- диагностический,

- эмоциональный,

- оценочный,

- плановый (на будущее).

По каждому из данных элементов в ходе проведенного курса получены результаты, которые определили как индивидуальные, так и коллективные продукты деятельности. В результате произошло продвижение не только участников курса по индивидуально поставленным ими целям и направлениям, но и получен обобщенный научно-исследовательский материал, анализ которого позволяет определять научно-педагогические принципы проектирования образовательного сайта.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Николаев Е.А. Хуторской А.В. Образовательный сайт в деятельности учеников и педагогов: результаты дистанционного курса // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-04.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта