EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«ДО служит не только способом повышения эффективности обучения...»
Кьюнг Т.К., канд. филол. наук, г. Ханой
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеИзменение человека...

 


Хорошо ли изменился человек в процессе дистанционного обучения?

Тон Куанг Кыонг, канд. филол. наук, факультет педагогического образования Ханойского государственного университета, г.Ханой, Вьетнам

Открытое образование предполагает существенные изменения в понятии обучения: сущность восприятия знаний, распространение, развитие и процесс их передачи, особенно, изменения ролей и статуса преподавателя и ученика в процессе обучения. В настоящее время, в сравнении с традиционными формами, дистанционное обучение (в буквальном вьетнамском переводе - обучение от расстояния) фактически является самой гуманной формой образования (конечно, и здесь подразумевается с использованием последних достижений информационно-коммуникативной технологии). Оно дает больше независимости и открытости для ученика чем "обучение от расстояния" старого поколения (как корреспонденции, разные, телевизионные передачи, программы).

Новые формы дистанционного обучения - ДО (особенно E-learning, онлайновое, непрерывное, дистрибутивное/распределяемое обучение, альтернативное обучение с использованием интернета и т.д.) ожидают сложные решения дидактических проблем и в организации, и в самом процессе обучения. Здесь попытаемся выяснить некоторые теоретические проблемы в контексте ДО во Вьетнаме, которое является все еще довольно "экзотическим".

Можно сказать, что в настоящее время ДО принято не только как синтезируемая форма типичных нам действий для достижения целей образования, а также как необходимое условие для эффективной организации и управления образовательными действиями, чтобы отвечать требованиям нынешнего общества. Поскольку существующие традиционные формы обучения уже не в состоянии удовлетворить потребность населения в непрерывном и пожизненном обучении (Представьте себе, если бы 80-летний старик захотел изучать информатику, а этот случай был вполне не единичным в наше время, ему некуда было бы пойти).

Ежегодно во Вьетнаме около 1,5 млн. молодых людей покидают среднюю школу. И даже, если все университеты, колледжи училища и техникумы полностью открывают свои двери и ресурсы, то они могут удовлетворить всего лишь около 30% потребностей продолжать учёбу упомянутых выпускников. Вследствие этого ежегодно приблизительно 700-800 тыс. молодых людей участвуют на трудовом рынке без всякой подготовки нужных знаний, навыков и умений. Более того, быстрый экономический рост предъявляет очень жёсткое требование к новой подготовке и переподготовке рабочих сил всех секторов экономии (согласно неофициальному источнику, ныне приблизительно 80% рабочих сил нуждается в переподготовке), не упоминая потребности постоянного обновления информации и улучшения знаний населения общества, что является неизбежным компонентом нашей нынешней жизни. И в этом контексте ДО выступает как эффективное альтернативное решение этих социально-образовательных проблем.

Однако, ДО служит не только способом повышения эффективности обучения и социализации обучения, а также предполагает некие дидактические изменения в процессе обучения.

На самом деле ДО показало нам большие чем мы думали изменений в процессе обучения в терминах психологии, методики преподавания, овладения языком, формы организации, управления и т.д., например:

- изменения в природе восприятия, передачи, популяризации и развития знаний из за отсутствия физического контакта между обучающим и обучаемым,

- изменения в терминах подхода к содержанию и методам обучения,

- изменения в терминах ролей педагогов и учеников в процессе обучения,

- изменения окружающей учебной среды,

- изменения стиля управления учебными курсами,

- изменения точки зрения контроля, оценки и обеспечения качества преподавания и учения.

В настоящее время ДО применяется в преподавании многих предметов (преимущественно в преподавании иностранных языков, управления и информатики), в систематическом и несистематическом образовании с различными формами. Однако, по нашему мнению, организация ДО может быть разделена на две главные модели:

Модель1: Полное ДО.

Модель 2: Частичное ДО в соединении с традиционными формами обучения.

Модель 1 может быть описана как педагог, преподающий определенный предмет на расстоянии. Это очень популярное понятие ДО. Действия учеников выполняются в следующей последовательности: Получение учебного материала - Изучение - Выполнение задач - Сдача результатов - Проверки и Оценки. Необходимое многомерное взаимодействие между педагогом и учеником, учеником и другим учеником, педагогом и учебным содержанием, учеником и содержанием минимизировано и ущемлено. Если эта модель рассматривается в контексте бурного развития интернета с последними достижениями информационно-коммуникативной технологии, то она выглядит так:

Педагог - Интернет - Ученик

(Слово ученик именуется всем, кто является участником курсов ДО независимо от возраста, географического местоположения, социального статуса и уровня профессиональной подготовки).

Вторая модель может быть понята как педагог учит как надо учиться дистанционно. Это приемлемая координация, разумная интеграция между традиционными формами и ДО в терминах учебного плана, содержания и методов. Педагоги могут использовать содержание курсов ДО для прямого обучения в обычной классной комнате. По мнению специалистов, рациональная пропорция включения ДО в традиционное обучение составляет 70-80 % учебного плана, в зависимости от специализированной темы каждого курс. Эта модель может выглядеть так:

Педагог и Интернет - Ученик

или

Педагог - Интернет и Ученик

Согласно нашему мнению, это самый разумный способ организовать курсы ДО, который может уменьшить неудобства, созданные и процессе обучения из за отсутствия физического контакта между педагогом и учеником, помочь ученикам продвинуться с положения "потребителя-последователя" на "производителя-создателя" собственного ума, навыков и интересов.

Независимо от того, какая модель применена, мы наблюдаем существенное различие между ДО и традиционным обучением, а это прежде всего активность и инициативы учеников в процессе обучения.

Чтобы быть в состоянии участвовать в курсах ДО ученики, прежде всего, должны быть желающими учиться целенаправленно, самомотивированными, самодисциплинированными, хорошо собой управляемыми, вооруженными навыками думать индивидуально, критически, работать в сотрудничестве, самостоятельно давать решение ... Под инструкциями педагога и в координации с другими учениками, ученик может искать, анализировать, синтезировать, оценивать нужную информацию, и таким образом развивать свои навыки самостоятельно учиться, исследовать на всю жизнь.

Принципиальные изменения в конструкции главных компонентов учебного содержании ДО - поиск, выбор и обработка информации, а не получение информации и готовых знаний - поставляют перед учениками совсем новые задачи после каждого урока, чем просто заучивание учебного материала.

Вследствие этого каждый курс ДО должен быть раздроблен на проекты типа научно-исследовательской работы, практический проект, игровой проект и творческий проект со строгим наблюдением точности, достаточности учебного плана, включая факты, понятия, процедуры, процессы и принципы. В свою очередь каждый проект разработан модулями (который может быть установлен линейный или гибкий, нелинейный), включая: модуль изучения, практический модуль, контрольный модуль. Эти модули должны ответить следующим требованиям:

- Принцип свободного выбора: Выбор того или иного курса всегда остаётся за учеником; они свободны "управлять и использовать" содержание (свободный выбор последовательности учебного материала: уроков, иллюстративных диаграмм, картин, видео-звуковой скрепки; лёгкое путешествие, связь, соединение, пересечение различного содержания); Кроме того ученики могут выбирать тьюторов, оговаривать с ними срок, темп проведения уроков, а также подходящие методы работы. Этот принцип развивает и усиливает самоответственность ученика;

- Принцип открытости: Перед тем как приступить к изучению, ученики должны познакомиться с содержанием, целью, планом проведения, требованиями к зачёту, экзамену. Ситуации и проблемы на уроках открыты; много вариантов, возможностей, способов решить проблемы; требование находить ответы вне уроков;

- Принцип активности: учась, ученики будут в состоянии постоянно развивать свое поведение и навыки к различным предметам, способы изучать и расширять их знание; Всё это делает ученика полностью вовлечённым в процесс обучения, более активным и креативным как никогда;

- Принцип обратной связи: Информация и идеи регулярно обмениваются между учениками и учениками, учениками и педагогами. Это позволяет ученикам всегда знать, на каком месте в процессе обучения они находятся, чего им надо сделать, какие навыки нужно выработать и т.п.

- Принцип идеальности: Выбрав тот или иной курс, ученик должен быть уверен в своём выборе, что это самый подходящий для него эффективный курс с самым разнообразным и интересным содержанием, с лучшей командой педагогов и прекрасной комфортабельной учебной средой, где их личные способности могут быть лучше всего развиты по самой дешевой стоимости.

Таким образом, обучение становится самоориентирующимся, самообучающим, самоуправляющим процессом, а ученик - свободным, творческим хозяином своего собственного дела. А чего мы ждали бы в образовании?

 

Литература:

1. Закон об Образовании. - Ханой, 1998.

2. "Образовательная стратегия развития с 2001 до 2010" (одобренная Премьер-министром Вьетнама под решением 201/2001/QD-TTg, 28 декабря/2001).

3. Фо Дак Чу (Редактор), Фам Гон Конг. Международная Организация по Стандартизации 9000: 2000, Часть I, Ханой, 9/2001.

4. Тон Куанг Куонг. E-learning: критерии качества и проект учебного плана. Образование // Чулалонгкон университет, Тайланд, 6-2002, № 9.

5. Нгуен Кань Тоан. Интеллектуальное возобновление, чтобы улучшить роль образования на расстоянии в соответствии с национальной Политикой образования и обучения // Образование и Эры, № 58.

6. Ву Ван Тао. Образование на расстоянии должно быть эффективным средством осуществления образовательной стратегии развития до 2010 // Образование и Эры, № 58.

7. Bates A.W. Technology, Open learning and Distance Education. London, 1995.

8. Vietnam Internet Case Study. International Telecommunication Union. Geneva, Switzerland. March, 2002.

9. ODL in Vietnam. SEAMOLEC INFO. Vol VI, № 14, May, 2003.

10. www.edu.net.vn (Official website of MOET Vietnam).

11. Хуторской А.В. Интернет в школе. - Москва, 2000.

12. Хуторской А.В. Современная дидактика. - М.: Питер, 2001.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Кыонг Т.К. Хорошо ли изменился человек в процессе дистанционного обучения? // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-05.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта