EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Модель ИнтернетКласс - достаточно сложенная структура...»
Уваров А.Ю., ученый совет РАН, г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеПроект ИнтернетКласс

 


Об опытной работе в проекте ИнтернетКласс

Уваров Александр Юрьевич, Научный совет по комплексной проблеме "Кибернетика" РАН, г. Москва

1. При обсуждении вопросов обучения школьников через Интернет нередко предлагают опереться на опыт вузов. Такой перенос проблематичен: условия обучения взрослых (студентов вуза) и детей качественно различны. Работа в вузе опирается на сформированную у студентов учебную деятельность. Сам отбор в вуз осуществляется, прежде всего, на основании того, в какой степени эта деятельность сформирована. Для школьников дело обстоит иначе: сформировать у выпускников умение учиться, самостоятельно приобретать знания одна из главных задач школы. Необходимо искать эффективные модели организации учебной работы через Интернет в условиях общеобразовательной школы.

2. В 2002 году, в Московском центре Федерации Интернет образования начался проект ИнтернетКласс, в рамках которого проведена серия экспериментов по обучению школьников основам наук1. Среди задач проекта:

- опробовать предложенную модель обучения школьников через Интернет (коллектив сетевых педагогов-предметников ведет занятия с группами учащихся, которых поддерживают кураторы на местах);

- выявить набор специфических техник и практик, которые необходимы педагогам (сетевой преподаватель, кураторы);

- выявить методику начальной подготовки сетевых педагогов в области педагогического дизайна, организации сетевого взаимодействия с коллегами и учениками.

В экспериментальном обучении приняли участие несколько сотен школьников из Москвы, Петербурга, Карелии, Самарской и Тюменской областей, Алтайского края и других регионов страны.

3. При определении модели обучения школьников на расстоянии с использованием Интернет для экспериментального опробования учитывались результаты анализа моделей работы виртуальных школ в США, отечественный опыт организации заочного обучения, прежде всего опыт работы ВЗМШ ("коллективный ученик"), личный опыт работы со школьниками через Интернет, имевшийся у участвовавших в проекте педагогов. Ключевые участники проекта - опытные педагоги, которые преподают в известных московских школах. Педагогический опыт участников проекта подсказал, что наиболее приемлемой метафорой для определения модели обучения через Интернет является метафора учебного класса2. Поэтому, в качестве имени для формируемой модели было выбрано словосочетание "ИнтернетКласс". Основным чувственным образом при выборе модели служило представление об "учебном сообществе". Опробованная модель учебной работы включает четыре группы участников:

- учащиеся (ведущие учебную работу через Интернет);

- кураторы (организующие и поддерживающие работу учащихся в школе, учебном центре и/или дома);

- сетевые педагоги (ведущие учебную работу со школьниками через Интернет и поддерживающие контакт с кураторами своих учеников);

- вспомогательный персонал в центре (системный администратор и программист, обеспечивающие бесперебойное функционирование комплекса технических и программных средств, и консультантов, помогающих готовить учебные материалы и планировать занятия), и на местах (учителя информатики и консультанты, поддерживающие работу учащихся и кураторов).

Выстраивание и функционирование системы сообществ (групп сотрудничества), которые вместе учат/учатся через Интернет является одной из основных составляющие модели ИнтернетКласс. По ходу работы ИнтернетКласса все участники учебного процесса динамически образуют различные организованности (группы): тематические, предметные, проектные, организационные и т.п. Все члены этих групп имеют возможность поддерживать внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие через Интернет. В качестве инструментальной среды для совместной работы участников эксперимента использовалась система "Доцент" (http://www.uniar.ru).

4. Организация обучения через Интернет сталкивается с рядом неизбежных трудностей:

- технические (ограниченная техническая база в школах, неустойчивая компьютерная связь, недостаточная "компьютерная грамотность" учителей),

- методические (отсутствие рекомендаций по разрешению нетрадиционных педагогических ситуаций, возникающих при обучении через Интернет, недостаточная подготовка педагогов в области групповой работы, отсутствие педагогической традиции для письменной коммуникации через Интернет),

- организационные (согласование занятий в ИнтернетКлассе с другой учебной работой школьников).

5. Эффективные образцы обучения через Интернет - это последовательное развитие и претворение в жизнь лучших традиций очного обучения, включение их в новый технологический контекст, который позволяет сделать это обучение эффективным в иной коммуникационной среде. Обучение через Интернет нельзя рассматривать как вариант "автоматизированного обучения", основывать на преимущественном использовании компьютерных обучающих программ, следование парадигме "программированного обучения". При обучении через Интернет недостаточно и не всегда верно полагаться на тестовые формы оценки работы школьников. Построение индивидуальной цифровой коллекции материалов и результатов, подготавливаемых школьником и учителем в процессе учебной работы, которая размещена в сети и дополнена заметками, позволяющими судить, почему и что оценивают эти материалы - один из эффективных инструментов оценки результатов учебной работы (см. www.essentialschools.org/pubs/exhib_schdes/dp/dpframe.htm). Другой пример - использование инструментов для автоматизированной оценки качества письменной речи учащихся (см. http://imej.wfu.edu/articles/1999/2/04index.asp).

6. В качестве предметной области для обучения школьников через Интернет было выбрано естествознание. При отборе содержания обучения в ходе экспериментальной проверки предлагаемой модели участники проекта ориентировались на действующие образовательные стандарты и учебные программы. Авторы стремились к тому, чтобы в эксперимент вошли все учебные предметы, входящие в область естествознание. Как известно, материал по темам естественнонаучных дисциплин сложнее прочих поддаются рассмотрению в условиях Интернет-обучения. Это, в частности, связано с экспериментальным характером соответствующего знания, требующего для своего освоения достаточно большого объема "работы руками", оперирования с объектами реального, а не только виртуального, мира. Предполагается, что если в рамках модели удается "упаковать" освоение естественнонаучных дисциплин, то она будет достаточно хороша и для работы по дисциплинам гуманитарного цикла. В ходе подготовки к эксперименту проводившие его сетевые педагоги подготовили электронные экспериментальные учебные материалы по отдельным разделам курсов: физики, химии, биологии, астрономии и географии. Продолжительность экспериментально обучения была ограничена четырьмя месяцами.

7. Модель ИнтернетКласс - достаточно сложенная структура. Для ее описания использовались семь групп параметров:

- Целевая аудитория (учащиеся),

- Оформление результатов учебной работы,

- Локализация учебной работы учащихся,

- Формы организации работы педагогов,

- Организация поддержки педагогов ИнтернетКласса,

- Используемые средства коммуникации и Интернет-поддержки учебного процесса,

- Потенциальная структура взаимодействий участников учебного процесса,

- Организация учебных материалов.

8. Одним из результатов экспериментального обучения стало изменение взгляда авторов на роль куратора в Интернет-обучении школьников. Изначально предполагалось, что обязанности куратора ограничиваются организаторскими функциями. В ходе Интернет-обучения стало ясно, что функции куратора включают в себя:

- Техническая организация занятия (открыть кабинет информатики после уроков, подключить связь, ввести пароль, загрузить на жесткий диск видеофрагменты электронного курса и т.д.).

- Информационная поддержка ученика (помощь в освоении рабочего места "Слушатель", Internet Explorer, MS Word).

- Куратор должен напомнить детям перед уроком, что они изучали на прошлом занятии, что они должны были запомнить, для чего это нужно. Затем объяснить, что нужно сделать сегодня. В конце занятия - подведение итогов занятия, что получилось, почему что-то не получилось. Куратор может помочь (использую техники педагогической поддержки) ребёнку при использовании лабораторного оборудования, выполнении самостоятельной работы, оформлении результатов и т.д.

- Моральная поддержка учащегося в Интернет-классе (при выполнении одной из батарей тестов один учащийся, чтобы получить пятерку, сделал 16 попыток выполнить работу).

- Помощь школьнику в коммуникации (куратор должен научить учащихся работать в сети, может подсказать, как начать письмо, как сформулировать мысль, как закончить письмо).

- Организация групповой работы (например, группового эксперимента).

- Связь с родителями.

Главное требование: куратор должен быть педагогом, он должен хотеть и уметь работать с детьми. Куратор не обязан быть учителем-предметником, вмешиваться в учебный процесс. Однако в ходе экспериментальной работы сетевые преподаватели предпочитали, чтобы куратор был учителем-предметником. Такие кураторы помогали оценить, как материал темы воспринимается детьми. Они предоставили ценные отклики "с другой стороны Интернета" об учебном ресурсе, о его оформлении, о точности формулировок, о понимании учебного материала детьми, о скорости усвоения этого материала, о трудностях при выполнении тестов и т.д. Замечания кураторов использовались сетевыми преподавателями при доработке учебных материалов. Целенаправленной подготовки кураторов к эксперименту не проводилось. Однако, она проводилась в ходе работы: им рассылались подробнейшие письма, методические материалы, инструкции.

9. Залогом успешной педагогической работы является хорошо подготовленный урок. ИнтернетКласс - это хорошо подготовленный учебно-методический ресурс для организации самостоятельной работы учащихся. Создание таких ресурсов требует тщательного планирования и методически грамотного конструирования материала: поправить и дополнить его (в отличие от обычного урока), не всегда возможно. Значение написанного слова многократно возрастает. При разработке образовательного ресурса сетевой педагог превращается в дизайнера обучающей среды. Это трудоёмкая часть работы: подготовка текстов и иллюстраций (поиск в Интернете, собственные рисунки, сканирование и т.п.), организация гиперссылок, оформление занятия. Например, разработка материалов курса физики разбивалась на следующие составляющие:

- Подготовка демонстрационных физических экспериментов.

- Подготовка компьютерных лабораторных работ.

- Подготовка домашних лабораторных работ.

- Подготовка учебных текстов (включая иллюстрации и необходимые анимационные материалы).

- Подготовка заданий, задач, учебных проектов, выполняемых школьниками.

- Подготовка итоговых (рубежных) контрольных работы и тестов.

- Подготовка детальной программы проведения курса (сценария), включая доработку средств сетевого интерфейса для работы школьников и преподавателя, структуру базы данных учебных материалов.

10. Не менее важна разработка коммуникативной схемы учебной работы. Учитель и его ученик являются творцами общего процесса обучения. Для каждого занятия надо решить, какие формы коммуникации использовать. Так, организацию внутриклассного общения при обсуждении вопросов, интересных всем, естественно вести с помощью Форума. Для индивидуальных консультаций можно использовать систему внутренних сообщений "Доцент". Практика показала, что работа on-line нереальна: сдвиг по времени с Сибирью - 4 часа, школьнику чтобы сформулировать вопрос, нужно провести умственную работу, облечь мысль в некую форму и затем набрать ее на клавиатуре. Ученики 6 - 7 классов к этому не готовы. Дети плохо работают с клавиатурой. Возможно, после соответствующей подготовки, можно будет проводить телеконференции с учениками 10 - 11 классов. Электронная почта является основным инструментом общения в ИнтернетКлассе. Работа с учителем и куратором, постоянное взаимодействие со другими участниками ИнтернетКласса способствовали улучшению структуры и стиля писем учащихся, помогли им научиться грамотнее формулировать свои мысли в письменной форме. Учащимся был предложен набор правил. В письмах требовалось явно фиксировать тему сообщения, развернутый ответ на поставленный учителем вопрос. Многие из учеников впервые работали с электронной почтой, а некоторые впервые писали письмо.

11. Для сетевого педагога важно установить доверительный контакт с учащимся. Без него учебная работа мало продуктивна. Основным инструментом для установления такого контакта является переписка. Это тонкая и трудоемкая работа. Сетевой педагог должен вести дневник, в котором отмечается переписка с каждым учеником.

12. Наиболее удобно проводить занятия с небольшой группой (не более 20 человек), в которой можно установить контакт с каждым учащимся. Поскольку школьники пишут письмо по итогам каждой группы контрольных вопросов, на переписку с ними сетевой педагог тратит до 10 часов времени в неделю. Представляется полезным разработать письмовники со стандартными ответами по тестам, и отсылать их ученикам в тех случаях, когда это не мешает доверительным отношениям. Интернет-обучение школьников может существовать только при наличии их постоянного интереса. Если в школе на уроке скучающий ребенок может слушать или не слушать учителя, то при Интернет-обучении он в любой момент может выключить компьютер. Например, преподавателем химии были предложены следующие пути повышения интереса школьников:

- Повышение занимательности материалов курса,

- Выстраивание индивидуальной траектории обучения,

- Запланированные паузы для переключения внимания (например, "Химическая азбука" с комиксами),

- Выполнение экспериментальной работы, наблюдения ("Опыты на кухне"),

- Задания-загадки (игры),

- творческие задания (придумать сказку, сценарий, провести ролевую игру и т.п.)

13. Наиболее востребованными со стороны учащихся оказались практические задания, практикумы, тесты. Большой интерес у школьников вызывает тест-кроссворд, который разработал преподаватель географии. При проведении экспериментов возможна групповая организация работы. Так, при экспериментальном изучении равномерного движения один ученик описывал движение автомобиля, другой - животных, третий - птиц. Затем они присылали результаты сетевому учителю, он сводил их вместе и отсылал интегральные результаты каждому ребенку. Далее по рекомендации преподавателя дети искали в ресурсах Интернета аналоги для получения законченного исследования. Это послужило поводом для дальнейшего обсуждения в переписке.

14. Все учебные ресурсы - это повод для общения с учеником. Все электронные ресурсы - это общения с собой. Сетевой педагог не учит в формальном смысле слова. Школьники учатся сами, а педагог лишь помогает ему в этом. Самые яркие положительные эмоции сетевые педагоги испытывали, получая "внеплановые" письма детей, в которых они что-то рассказывали, спрашивали, просили в чем-то помочь. О результативности Интернет-обучения школьников можно судить, например, по готовности учащихся продолжать работу после завершения всех тем. Они не хотели "расходиться": дети присылали письма с просьбой о продолжении обучения. В результате, пришлось подготавливать дополнительные задания, вести переписку "по угасающей" в течение полугода. Эта работа шла за рамками курса: школьники не хотели принимать, что экспериментальное обучение закончено. Интернет-обучение, которое разбито на отдельные курсы, не должно заканчиваться. Оно, как нельзя лучше, подходит для непрерывной учебной работы, для "передачи" школьников от одного сетевого педагога к другому.

15. Одна из главных задач экспериментального обучения состояла в том, чтобы установить, насколько реально проведение эффективного (результативного) Интернет-обучения случайно отобранных незнакомых педагогу учеников с неизвестным уровнем подготовки и под руководством незнакомого куратора, насколько эффективными окажутся занятия, насколько активными будут ученики и кураторы. Результаты выполнения практических работ и сетевых заданий, письма учеников и кураторов, анкетирование, протоколы тестирования, позволяют сделать вывод о том, что эффективное (результативное) обучение школьников через Интернет возможно. Получены оценки необходимых для этого трудозатрат.

 

---

1. Подробнее, см. Аликберова Л. Ю., Африна Е.И., Горидченко Т.П., Кириченко А.В., Крылов А.И., Уваров А.Ю., Шумихина Т.А. Сетевое объединение методистов: ИнтернетКласс (СОМИК), Труды всероссийской конференции Телематика-2003, С. Петербург, 2003.

2. Речь идет о коллективе людей, а не о классной комнате.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Уваров А.Ю. Об опытной работе в проекте ИнтернетКласс // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-06.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта