EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Форма обучения сама по себе не влияет на конечный результат...»
Кузнецова И.Н., учитель
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеДистанционное обучение в школе

 


Дистанционное обучение в школе?

Кузнецова Ирина Николаевна, учитель информатики общеобразовательной средней школы 640; директор Негосудартвенного Образовательного Учреждения Дополнительного Образования "Пейпертовский Центр"

Я работаю в самой обычной школе, правда, она оснащена локальной сетью c выходом в Интернет, двумя компьютерными классами. Поэтому информационные технологии имеют большое значение в учебном процессе (на уроках, в методической работе), во внеклассной работе для поддержки общественной жизни школы.

И в этой обычной школе, так же, как и везде встает вопрос «как учить, чему учить».

Вот что пишут девятиклассники в сочинении «Школа, какой я ее хочу видеть»:

Школа будущего - это отсутствие школы, как таковой. Это - домашнее обучение с помощью компьютерных нововведений 21 века. Я имею в виду пакетную передачу данных непосредственно в мозг человека. …

Хочу подытожить, что образование будущего тесно связано с развитием компьютерных технологий…

…Я считаю, что компьютер может помочь обучению и в других предметах, как учебное пособие. Хоть компьютеры – это дорогое удовольствие, но давайте представим себе компьютеризированную школу будущего: ученики этой школы не носят груды учебников, а имеют только маленький КПК (pocket PC), который соединяется с сетью Интернет по технологии Wi-Fi. И ученик сможет загрузить нужный параграф любого учебника…

… Было бы замечательно, если бы во время уроков мы могли путешествовать во времени, например, на уроке химии побывать в том времени, когда была составлена таблица Менделеева, или путешествовать в разных химических веществах. А на уроках биологии побывали бы в организме человека. Тогда и учиться было бы интереснее и легче.

… Также можно было бы представлять нас разными существами, тогда мы точнее бы понимали природу. По экономической географии, например, можно было бы побывать и, естественно, посодействовать в Думе…

… Одним словом, лучше было бы не сидеть в кабинетах и не решать однообразные примеры, а проникать в суть и пробовать это самим…

Посмотрите, как наши дети определили цель образования и наметили пути достижения этой цели (использование информационных технологий)!

Однако в нашей школе методы и формы обучения остались традиционными.

Я занимаюсь также проблемой обучения детей с проблемами здоровья. Некоторые из них не посещают массовую школу, другие пропускают много занятий. Тем ни менее в связи с состоянием здоровья образование вообще и информационная культура, в частности, им будет особенно нужна в профессиональной деятельности. Поэтому я пытаюсь применять элементы дистанционного обучения, как в дополнительном, так и в обычном школьном образовании.

Здесь хотелось бы поделиться своим опытом, выделить общие проблемы.

Опыт первый. Обучение информационным технологиям детей с гемофилией.

Для каждого ученика был составлен личный учебный план, соответствующий его уровню знаний и поставленной учебной задаче. В течение года учащийся должен был бы несколько раз походить тестирование для оценки качества обучения и, возможно, изменения учебной программы. Каждый учащийся имеет дома компьютер и выход в Интернет. Учебные пособия подготовлены в электронном виде (использовались, в частности, материалы Роботландского университета - http://www.botik.ru/~robot/ru/index.htm). Учащиеся, по возможности, приезжали на очные занятия. В остальное время они обменивались с учителем электронной почтой. В обучение обязательно включалось участие в коллективных мероприятиях – конкурсах, конференциях, семинарах.

А итоги такие - если родители активно участвовали в образовании своего ребенка, то этот ребенок достигал отличных результатов и далее (с 14 - 15 лет) переходил к самообразованию. И таких случаев, к сожалению, очень мало.

Опыт второй. Дистанционный курс по программированию для старших школьников.

Несколько учеников нашей школы попытались дополнительно изучать программирование на курсах в ИТМО. Десятиклассники сначала ездили в ИТМО на лекции и практику. Оказалось, что школьная подготовка у них недостаточна, поэтому они быстро перестали понимать теоретический материал и не справлялись с задачами. Тогда мы решили организовать в школе группу, которая зарегистрирована в системе дистанционного обучения в ИТМО. Каждый ученик при этом может самостоятельно изучать теорию по материалам, опубликованным на сайте курса, решать задачи, дистанционно участвовать в олимпиадах, проходить тестирование. Кроме того, они приходили на очные занятия со школьным учителем, который был своего рода «толмачом» - отвечал на вопросы, растолковывал задачи и т.п.

Итоги – обучение проходило гораздо медленнее. Однако сдвиги явно наметились только у тех учащихся, которые сами прикладывали большие усилия.

Опыт третий. Дистанционные курсы и олимпиады Центра «Эйдос».

При поиске в Интернет на запрос "Дистанционное образование" обнаружились ссылки на ВУЗы, и Центр дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.ru). Оказалось, что Центр «Эйдос» с 1997 года организует курсы для школьников и преподавателей, а также олимпиады. В 2003 – 2004 учебном году было проведено 55 олимпиад, в которых участвовало 28786 школьников с 1 по 11 классы. Нет, пожалуй, ни одного школьного предмета, по которому такая олимпиада не была предложена.

Сначала я сама попробовала пройти дистанционный курс «Методика разработки дистанционных курсов». Мне, специалисту по информационным технологиям с большим (более 20 лет) стажем, казалось, что эти занятия не займут много времени.

Но задания, формы работы оказались настолько увлекательными, что я во время отпуска просидела 10 дней у компьютеров, стремясь разработать свой собственный дистанционный курс «Школа Лого». И я это сделала! Конечно, это было первое приближение, но сейчас этот курс проходит обкатку, появляются новые идеи.

Теперь я предлагаю своим коллегам (как учителям информатики, так и предметникам) воспользоваться этой интересной возможностью повысить свой профессиональную квалификацию. Многообразие курсов, которые предлагает Центр «Эйдос» позволит каждому найти свое направление.

Затем в нашей школе в 2003-2004 учебном году удалось провести три олимпиады с общим количеством участников 117 школьников с 6 по 11 класс – по информатике, математике, обществоведению.

Олимпиадами никого не удивишь, дистанционными – тоже, но Центр «Эйдос» проводит эвристические олимпиады. В эвристической олимпиаде нет единственно правильных ответов, школьники проводят исследование, описывают полученные результаты, придумывают истории и сказки. Одним словом, каждый участник в итоге создает творческую работу на заданную тему, да еще проводит анализ своей собственной деятельности.

Вот что пишут школьники:

… Оказалось, что фантазировать очень сложно, поэтому долго думал над последним заданием. Пусть олимпиады будут чаще, мне нравится.
Федорец Алексей, 5 класс

… Мои результаты – я понял свои силы, попробовал писать сказки.
Воеводский Константин, 5 класс

… Мне понравилась эта олимпиада тем, что она может помочь развитию воображения и логики. Еще было здорово то, что здесь важно каждое мнение, и у тебя не может быть неправильных ответов.
Якушева Лена 7 класс,

… Первые минут 20 я вообще не мог приступить к решению какого-либо задания, т.к. я ожидал и готовился к решению вопросов несколько другой направленности, к тому же они мне показались подозрительно простыми, но в ходе решения пришлось призадуматься. Очень помогли направляющие вопросы. Вопросы мне понравились, т.к. они дают несколько большую возможность раскрыть творческую сторону задания.
Суворов Иван, 11 класс

…И все-таки я не зря записался на эту олимпиаду! Мне понравилось!! :-))) Почаще бы они проводились! Но есть в этом и грустная нотка… Этот год – последний моей учебы в школе… :( Соответственно, просьба к организаторам: устройте еще раз подобную олимпиаду в ЭТОМ учебном году!!! :-Р ;)
Воеводский Михаил, 11 класс

…Когда я прочитал олимпиадные задания, я почувствовал ужас. Кто придумал Это? Как на это отвечать? Официально, юмористически? КАК? За что? Почему я? Хотя, позже я освоился, происходящее даже стало мне роднее :-)).

На мой взгляд, такой подход к проведению олимпиад является оригинальным методом развить у человека нестандартные методы решения задач, не закрепощая его в каких-либо официальных рамках. Это - не экзамен, это - наиболее нестандартный способ проведения олимпиадных соревнований. Замечательно! Я приятно удивлен. Спасибо за олимпиаду.
Гагаринов Александр 9 класс

Я уже участвовал в подобной олимпиаде и думаю, что такие олимпиады очень хорошо развивают мышление. В них даётся шанс тем, кто не учит, но умеет мыслить. Они выявляют умы - это России и надо!
Кулинич Денис 9 класс

Отношение учителей и администрации школы оказалось неоднозначным.

Учителя писали:

… Прочитав вопросы, дети какое-то время были в шоковом состоянии. Одни довольно быстро пришли в себя и пытались (в силу способностей) ответить на вопросы, другие ответили формально, не решились высказать свое недоумение и быстро ушли.

Это наш первый опыт!

Недоумение детей естественно. То, что предусматривает программа и, то, что предлагают на олимпиадах (даже городских и районных) очень отличается от заданий эвристической олимпиады.

Тем ценнее олимпиады!

В суете дней, готовя детей к экзаменам, забываем, что есть главное, чему надо учить в первую очередь. Это - умение мыслить, умение прочитать и осмыслить поставленную задачу. При выполнении заданий трудность у многих вызывало именно отсутствие таких умений.

Незнание истории математики, теории чисел, теории множеств вызвало недопонимание сути некоторых вопросов.

Главное достижение олимпиады то, что она всколыхнула мысли, эмоции, заставила задуматься и участников олимпиады и учителей.
Деготь Л.Б. учитель математики

…Когда я прочитала олимпиадные задания для 3-5 класса, то увидела, что, в основном эти задания рассчитаны на умение фантазировать. В программе для начальной школы есть несколько заданий для фантазирования, но для достойного участия в олимпиаде их явно недостаточно. Считаю их важными, поэтому буду стараться чаще включать их в уроки…
Коваленко Галина Борисовна, учитель информатики

…Когда я прочитала олимпиадные задания, то я поняла, что мы совершенно не тому уделяем время на уроках! Надо перестраиваться! Вопросы очень интересные, больше всего мне понравилось задание с фотографиями, и «нарисовать свой герб», такие задания развивают воображение. Я наблюдала, с каким интересом и заинтересованностью ребята выполняли работу, а ведь это очень важно. Хотелось бы, чтобы большее количество детей приняли участие в такой олимпиаде.
Кабанец Надежда Васильевна, учитель истории

Однако администрация не была в восторге от нашего участия в олимпиадах, хотя среди наших ребят были победители, команды школы заняли первые и другие призовые места. Неудовольствие вызвала необходимость освободить участников от уроков в день проведения олимпиады. Наши победы не явились сколько-нибудь значимыми в глазах чиновников РУО, поэтому и оказались «не важны» для школы. Кроме того, участие во всех мероприятиях Центра платное (хотя плата невысокая и уменьшается с ростом числа участников), а школе официально запрещено работать с наличными. Оформить договор-оферта также не разрешает РУО. Вот и получается, что организацию оплаты мероприятия берут на себя также учителя – организаторы.

Для заинтересованных участников эти проблемы не должны заслонять достоинства. Центр предлагает квитанции для оплаты, варианты расчета затрат, способы вознаграждения организаторов.

Особо хочется отметить технологию проведения олимпиад, как впрочем, и других видов учебной деятельности. Локальный координатор (организатор олимпиады на месте) после заявки на участие получает подробнейшие инструкции, шаблоны, указания по порядку проведения, оформлению результатов, отправке этих результатов.

Мне сначала казалось, что мы не справимся совсем. Не справимся именно с правильным и своевременным оформлением. В общем, так и получилось.

Вот как походила первая наша олимпиада – по информатике. Подготовительную работу по агитации провели. Интересно, что активно откликнулись младшие (5 – 7 класс) и старшие (11 класс). 8 – 9 классы «сделали кислую мину». Все папки и шаблоны подготовили на компьютерах (притом персонально для каждого участника!).

Расписание в школе не меняли, участвовало всего 10 человек, но «вписывание» в плановые уроки оказалось тяжелым.

Детям задания понравились, работали с увлечением, особенно 5-е классы. Чем старше дети, тем больше над ними давлеют «правила» (вопросы – «а можно так…?» задавали именно 7, 8, 10 класс).

Объем работы большой. Времени понадобилось более 2-х часов, а к этому дети морально не были готовы (не осознали).

Оказалось, что много времени уходит на проверку оформления и подготовку к отправке работ. И это для 10 человек! А если их 30? Работали три учителя на проверке, а потом координатор проверял на вирусы, архивировал, формировал письма. Возможно, впоследствии можно будет готовить специальные команды из учащихся и тренировать их. Сегодня мы оказались не готовы к такому объему работы.

Все, что мы делали по подготовке и по ходу олимпиады, безусловно, полезно и интересно даже в рамках учебной программы. Надо понять, как вписать эту деятельность в учебный процесс так, чтобы учителя все-таки не уходили домой за полночь!?

Думаю, что время, отводимое на выполнение самих заданий надо ограничить довольно жестко, с тем, чтобы в конце ребята описали свои впечатления по свежим следам.

При проведении второй эвристической олимпиады удалось учесть ошибки и использовать опыт первой олимпиады.

Очень радостно, что инициатором проведения олимпиады по математике была учительница математики. Она сама выходила на сайт – Эйдос, покупала диск с предыдущими задачами, посылала заявку (подключив членов своей семьи, т.к. информационными технологиями владеет пока не очень уверенно). Ей удалось собрать ребят (10 человек) и убедить их, что стоит заплатить взнос и участвовать в этом мероприятии.

Так уж совпало, что 18 декабря наша школа отмечала свой день рождения – пятилетие. Во время проведения олимпиады в школе шел концерт, некоторые ребята в нем даже участвовали. Однако, пришли все и очень собранно поработали.

Для меня, как их учителя информатики, было приятно, что компьютер был для них только инструментом в это время. Набрать текст, нарисовать и включить в него рисунок, отправить учителю электронное письмо с результатами – обычное дело, не вызывало проблем.

Очень интересно было наблюдать за участниками. Размышляя, они разводили руками, поворачивали голову, естественно, не замечая этого. Все (!) отказались от бумаги и ручки. На самом деле, это как раз и беспокоит меня. Так ли глубоко они задумались над задачами, почему не стали ничего рисовать на бумаге? Это новая форма работы или поверхностностное размышление?

Пожалуй, олимпиада по математике мне понравилась больше, чем по информатике.

В третей олимпиаде – по истории и обществоведении Участвовало 70 школьников. Очень активно участвовали учителя истории. Они разбирали с ребятами задания предыдущих олимпиад, во время текущей олимпиады создавали серьезную творческую обстановку, переживали за каждого участника. Благодаря им, олимпиада была признана в школе.

Перед учителями информатики стояла задача организовать подготовку работ в электронном виде. Объем этих работ оказался очень большим. Однако опыт предыдущих олимпиад, заранее подготовленные шаблоны писем, технология подготовки и проверки работы сделали задачу выполнимой.

Для младших школьников мы нашли учеников постарше, и они помогали им набирать текст. Многим детям помогли дома набрать текст. Старшие опытные участники помогали новичкам в подготовке текста и изображений. Учителя сканировали рисунки, преобразовывали их в нужный формат.

Процесс подготовки работ к отправке было очень трудоемким. Однако отлаженные технологические приемы помогли справиться с заданием почти в срок. В итоге ученики воочию увидели, для чего надо хорошо владеть информационными технологиями.

После олимпиады всем рассылают рейтинг результатов и отзывы об олимпиаде участников – призеров. Лучшие работы можно потом заказать у организаторов (на диске или электронной почтой) и сравнить их со своими работами, проанализировать неудачи и достижения.

Вот что пишет один из координаторов:

…Участие в дистанционных олимпиадах учит многому: организовать свою деятельность, управлять своим временем, правильно оценивать и рассчитывать свои силы, дает возможность проявить свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.

Но все же самое ценное в олимпиаде – это Опыт рефлексивной деятельности. И в то же время самое сложное в проведении любой олимпиады – это организация продуктивной рефлексивной деятельности. У меня в столе кипа листочков с ответами типа: «понравилось задание 1, не понравилось – задание 2, трудностей не было, желаю всего хорошего» или «Все было очень замечательно». Комплект рефлексивных вопросов скорее не служит помощником, а подталкивает к появлению именно таких ответов. Причины различны: усталость, нежелание или боязнь раскрыться, неумение анализировать свою деятельность, просто нехватка времени. И, главная причина, на мой взгляд, отсутствие потребности в рефлексии.

…Осознанно относиться к своей деятельности, к своим эмоциям нужно учить специально, написание рефлексии, возможно, один из главных шагов на пути к достижению этой цели.

В этом смысле все задания олимпиады по истории и обществоведению удачно подобраны и расположены, постепенно подводя участника олимпиады (3-5 и 6-7 классы точно) к написанию рефлексии. …

Баженова Валерия Геннадьевна, локальный координатор

Обобщая свой небольшой опыт, прихожу к таким выводам:

1. Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека.

2. Значит, для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры – с другой.

3. Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.

Как видите, форма обучения – очная или дистанционная, сама по себе не влияет на конечный результат. Дети сами не бегут в школу, не хватают учебники и задачники вместо игр и телевизора, если им учиться неинтересно.

Возможно, причина в том, что учащиеся «сидят в кабинетах и решают однообразные примеры, а не проникают в суть и не пробуют эту суть сами…»?

Задания эвристических олимпиад как раз обеспечивают погружение в суть проблемы, предлагают найти собственное решение, осознать свою творческую деятельность…

Я упомянула далеко не все направления деятельности Центра «Эйдос». Этот Центр совместно с Российской Академией образования действительно серьезно занимается как методическими проблемами дистанционного образования в школе, так и организует дистанционное обучение. Руководителем Центра и председателем оргкомитета олимпиад является Андрей Викторович Хуторской - доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии. Его статьи и книги, а также публикации других сотрудников можно приобрести через электронный магазин Центра.

Только список дистанционных мероприятий для школьников и учителей приводит к мысли, что можно полностью организовать дополнительное обучение школьников и повышение квалификации педагогов через этот Центр:

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ:

1. дистанционные профиль-курсы гуманитарного, естественнонаучного и технико-технологического профилей. - www.eidos.ru/project/profil/

2. дистанционные Эйдос-классы. Эти занятия предоставляют великолепную возможность выполнить и защитить в онлайне творческие работы. Каждый участник создает своё портфолио и получает официальное Свидетельство. - www.eidos.ru/project/eidos-class/

3. дистанционные конкурсы и проекты: "Мое задание" - придумай оригинальное задание для эвристической олимпиады по любому предмету и получи приз. "Моя веб-страница" – разработай персональную интернет-страницу и стань веб-звездой! "Моя валентинка" – признайся в любви виртуальным друзьям со всего света и получи ответное послание. - www.eidos.ru/project/

4. ученическая страница в Интернет-журнале "Эйдос" с рефлексивными работами олимпийцев - www.eidos.ru/journal/student.htm

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

1. Дистанционные курсы- www.eidos.ru/courses/ Как освоить новые методики обучения? Как повышать квалификацию круглый год, не теряя времени на поездки и получая реальную пользу?

2. Всероссийская конкурс "Дистанционный учитель года" - для педагогов, которые используют телекоммуникации и интернет. - www.eidos.ru/dist_teacher/

3. Всероссийская августовская дистанционная педагогическая конференция – более 40 тыс. участников. Проводится с 1999 года. Регистрация бесплатно - www.eidos.ru/conf/dist/

4. Электронный магазин. Более 100 электронных изданий для педагогов - www.eidos.ru/shop/price.htm

5. Список рассылки Eidos-List - Чтобы оперативно получать информацию о дистанционных олимпиадах, курсах, проектах для школьников и педагогов, подпишитесь на список рассылки Eidos-List. Для этого вышлите по e-mail: list@eidos.ru сообщение с темой письма "Subscribe Eidos-List "

Не кажется ли вам, что школа будущего, как ее видят наши школьники, уже реальна.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Кузнецова И.Н. Дистанционное обучение - в школе? // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 3 августа. http://www.eidos.ru/journal/2004/0803-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru
.
 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта