EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Главные результаты участия в дистанционных олимпиадах это не только призовые места...»
Шерстова Е.В., учитель, г. Шелехов
Интернет-журнал «Эйдос»Методика в школеТворчески учить и учиться

 


Творчески учить и учиться

Шерстова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Шелехова, Иркутская обл

Начиналось всё с самых обычных вопросов: «Как привить интерес ребенка к своему предмету? Как помочь каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал? Как сделать так, чтобы на уроке глаза школьника загорались желанием творить?»

Думаю, что подобные вопросы одолевают каждого ищущего учителя. Лично меня такой поиск в начале прошлого учебного года завел в Интернет. Что из этого получится, я тогда и представить не могла. Сначала я осваивала сам принцип работы в Интернете, училась искать нужную информацию, затем завела свой электронный адрес, подписалась на различные новости в области образования.

Первым письмом, полученным мною, была рассылка Eidos - list , в которой сообщалось, что вскоре будет проводиться V -я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку для учащихся с 1 по 11 классы. Организаторы олимпиад - Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru) и Российская академия образования. Это было нечто совершенно новое: дистанционная, да еще эвристическая! На методическом заседании учителей-словесников мы ознакомились с положением об олимпиаде, которое размещено на сайте, и дружно решили: участвуем! Функции локального координатора я взяла на себя. Организовали разновозрастную группу детей из 16 человек, и я отправила заявку. Ответ пришел на следующий же день. Нам сообщили, что заявка принята, прислали рекомендации по проведению олимпиады, и мы стали готовиться.

Как подготовить детей к эвристической олимпиаде, когда сам не знаешь, что это такое, а в запасе всего несколько дней? Тогда мы выписали в Центр «Эйдос» комплект заданий прошлогодней олимпиады, вместе с ними пришли и работы победителей.

Реакция детей, да и учителей была неожиданной:

«Задания оказались сюрпризом, может, это даже хорошо. Я и ожидала такие вопросы - с трудностями, с заковыркою, с подвохом» (А. Алехина, 8 класс);

«За день до олимпиады я просмотрела задания прошлого года и была сильно удивлена, так как это не нудные задания, которые чаще всего бывают. Я поняла, что даже если прочитаю горы учебников, мне это не поможет» (Е. Власюк, 11 класс).

Разбирая вопросы, читая работы ровесников, школьники убеждались, что бояться нечего. Сложного-то ничего нет, нужно только придумывать что-то свое, чего ни у кого еще не было.

И все же мы с волнением ждали олимпиаду. Дело в том, что подобного опыта участия в дистанционных образовательных проектах в нашей школе еще не было. О дистанционном образовании много пишут в газетах, но как это происходит на самом деле?

И вот день олимпиады наступил. В 8 утра по электронной почте я получила комплекты заданий для разных классов. Информация о том, что одновременно с нами на вопросы олимпиады отвечают 1558 участников со всей России, ошеломила не только детей, но и учителей. География участников обширна: Москва, Татарстан, Казахстан, Башкортостан, Якутия, Улан-Удэ и т.д. Нашу Иркутскую область представляли два города: Братск и Шелехов. Мы ощущали гордость, что оказались причастны к такому грандиозному событию.

Полученные задания оказались не менее интересными, чем прошлогодние. Даже мы, учителя-словесники, тайком от детей увлеченно выдвигали каждый свою версию.

Дело в том, что вопросы эвристической олимпиады особенны: они открытые, то есть не предполагают заранее известных ответов. Ребенок, осознав, что готового ответа ему не найти в книгах, начинает выдвигать собственные версии, суждения, проводить свои исследования, в итоге получается непредсказуемый, новый результат. Как это здорово, когда каждый ребенок может почувствовать себя первооткрывателем! Вдохновенные детские лица, их глаза - это надо видеть, чтобы понять, как важно ребенку ощущать себя способным на открытие.

Ученик при выполнении задания рассчитывает только на себя, на свой жизненный опыт; именно через выполнение заданий, не ограниченных конкретными рамками, может проявиться личность ребенка, его склад мышления, его скрытые творческие возможности. Например, на предложение сформулировать свое определение имени существительному восьмиклассник А. Масалов дает конкретный логичный ответ: «Человек – это живое существо. Любовь – это чувство. Революция – это событие. Ходьба - это состояние тела человека. Счастье – это состояние души. Мир – это все люди, живущие на земле. Друг – это близкий человек. Имя существительное – это такая часть речи, которая обозначает то, что существует на этой планете, то, что можно потрогать, то, что можно почувствовать, то, что можно увидеть, но все это должно отвечать на вопросы «что?» и «кто?».

А ученица 9 класса Коченкова Алена на этот же вопрос отвечает совершенно по-другому: «Действительно, если вдуматься, не все существительные обозначают предмет, например, стихотворение. Разве это чудесное, яркое слово можно «обозвать» предметом? Да ни в коем случае!!! Это будет чересчур неуважительно по отношению к нему. Стихотворение – это нечто живое, со своим характером, правами и логикой, как будто это сам автор, переложенный на слова. Стихотворение – это не предмет, это – состояние души, и оно никак не совместимо с определением «предмет». Так что можно с полным правом сказать, что существительное – это не только часть речи, обозначающее предмет и отвечающее на вопросы «кто», «что», но и еще живая душа языка, наполненная разными чувствами и надеждами».

Вот вам две разные точки зрения: логичная и эмоциональная, - и за ними проявляются две непохожие друг на друга личности.

Открытые задания заставляют ребенка мыслить креативно, неординарно, что помогает ему развиваться как полноценной и творческой личности. Придумывая свои парадоксальные словосочетания, пятиклассник Ваня Игнатьев пишет следующее:

«Красивая страшилка – что-то очень страшное, но сделано так красиво, что совсем и не страшно. Например: диснеевские мультфильмы.

Глазастая слепота – человек все видит, но делает вид, что не видит. Например: учитель на контрольной работе видит все: кто списывает, кто подглядывает в чужую тетрадь, но делает вид, что ничего не видит».

Дети очень внимательны, и замечательно, когда есть возможность свои наблюдения высказать в интересной форме.

А часто ли на уроке мы спрашиваем у ученика, что он думает по данному поводу, предлагаем высказать свою точку зрения? А часто ли школьник объясняет и нам, учителям, и самому себе, почему он так думает? Всегда ли есть возможность и время в ходе обычного педагогического процесса об этом задуматься и поговорить. Ведь известно, что в последнее время дети на уроках дают односложные ответы, и причин на это целый ряд как объективных, так и субъективных. Олимпиадные задания позволили детям высказаться, раскрыть свою душу, так как вопросы ориентированны на личность ребенка любого возраста, от первоклассника до выпускника. К примеру, на вопрос: «Самое значимое для меня слово?» - варианты ответов участников олимпиады различны:

Самое значимое для меня слово – успех, потому, что это слово очень красивое, приятное во всех смыслах. Когда я произношу это слово, у меня захватывает дух, сердце бьется сильнее. А если я еще и надеюсь на успех, то со мной творится что-то неземное, необъяснимое! (Коченкова А.)

Самое значимое для меня слово – мама, потому что она меня родила и вырастила. (Комаров А.)

Самое значимое для меня слово - учёба, потому, что учеба - это самое главное в жизни. (Тишкина Н.)

Самое значимое слово – Любовь, так зовут мою девушку. (Тютиков Ж.)

Самое значимое для меня слово – Я, потому, что если бы его у меня не было, то я бы смозолил язык называть свое полное имя (Ракин Николай Алексеевич).

Самое значимое для меня слово – ты нужен , потому, что это стимул, дающий плоды творчества, дружбы и других вечных ценностей, которые в трудную минуту успокоят и пожалеют. (Алехина А.)

В этих ответах проявились личностные качества подростков, нравственная позиция учащихся, и мы для себя заново открываем детей: их тревоги, ценности, амбиции, сокровенные мысли…

Очень важно и необычно, что в олимпиаде есть вопросы, затрагивающие состояние души ребенка, ориентирующие на успех. Описывая свое настроение во время олимпиады, пятиклассница Обушенкова Лиля радостно утверждает:

Я сегодня без напряга
Вышла на олимпиаду.
Веселья у меня – как солнце светит.
Грусти у меня – как облачка на небе.
Серьезности у меня – как листьев на деревьях.

Я даже и предположить не могла, что непоседа Лиля обладает таким образным мышлением. Эта эвристическая олимпиада открыла мне глаза, я увидела, что учить можно иначе.

Уже позже, где-то через полмесяца, когда по электронной почте стали приходить результаты (кстати, здесь тоже было чему удивиться: у каждого ребенка свое место в общем рейтинге своей возрастной группы), просматривая впечатления участников из других городов, я обратила внимание на такую фразу ученицы: «Конечно, это очень интересная олимпиада. Но, честно говоря, я люблю более конкретные задания. В два счета я разберусь с диктантом, изложением, не составят труда для меня и разборы предложения, слова и т.д. (даже не по школьной программе). Но творческие задания, которые были предложены на олимпиаде, для меня несколько тяжеловаты. Но я рада, что попыталась выполнить эти задания, и это было хорошей тренировкой моим мозгам. Спасибо организаторам!» (Хамидуллина Динара, 8 “Б” класс, гимназия №7, г. Казань).

Об этом же позднее в своей рефлексии после олимпиады напишет учительница английского языка Н. В. Парамонова: «По моему мнению, олимпиада очень необычна. Мне раньше не приходилось сталкиваться ни с чем подобным. Все задания рассчитаны на творчество детей. Вот здесь и возникли основные сложности. Дети не совсем понимали, что от них требуется. Хотели сделать хорошо, но как, не имели понятия. Спрашивали совета у учителей. Сказывается наш подход к обучению: "так и больше никак" (особенно в грамматических заданиях), хотя дети и работают на уроках по проектной методике. Олимпиады показали, что этого недостаточно для развития творческих способностей детей, да и учителя тоже. Для себя я, безусловно, сделала соответствующие выводы. Считаю, что такие олимпиады просто необходимо проводить в школах и задействовать как можно больше детей. Ведь помимо заданий, сделанных слабо, есть и очень интересные, необычные работы. Дети раскрылись с абсолютно новой для меня стороны».

В этих двух высказываниях заключена одна из главных школьных проблем: мы все стараемся хорошо преподать свой предмет: мы отрабатываем правописание, доводим до автоматизма разборы, мы учим грамотности, но отучаем вдохновенно творить. Мы спрашиваем детей из года в год об одном и том же, мы задаем детям конкретные вопросы, чтобы услышать заранее известные всем одинаковые ответы, а потом гадаем: то ли сам ребенок сделал, то ли списал.

Открытые задания, предложенные на олимпиаде, явились настоящим откровением для меня, как для учителя. Вот он, один из ответов на вопрос, как сделать урок интересным. Ведь если ребенок, уходя с олимпиады, говорит, что больше всего ему «понравилась сама обстановка, вот так было бы на уроке!» (Тютиков Ж., 8 класс), то почему бы и не попытаться создать такую творческую атмосферу во время работы в классе?

И тогда я вновь обратилась к Центру «Эйдос», который предлагает мероприятия не только для школьников, но и для учителей. «Дистанционные оргдеятельностные курсы повышения квалификации - это ново, это должно быть интересно, это то, что мне нужно!» – решила я и зарегистрировалась на курс «Индивидуальная образовательная траектория учащегося», разработанный доктором педагогических наук Андреем Викторовичем Хуторским.

Иногда дистанционное образование понимается как передача информации и "усвоение знаний" на расстоянии. Центр «Эйдос» придерживается иного подхода, не информационного, а личностно-ориентированного. Чтобы результаты обучения были личностно-значимыми, удаленные ученики не просто получают материал, но и участвуют в создании собственного образовательного продукта. Что это такое, я тогда еще не совсем осознавала, но те десять дней, которые длился курс, стали для меня настоящим испытанием и в то же время мощным толчком к новому пониманию своей учительской деятельности.

В течение десяти дней по электронной почте от преподавателя, ведущего курс, мне приходили задания, учебные модули, я отправляла свои разработки на предложенные темы, получала материалы телеконференций, отвечала на вопросы коллег. Объемный поток новой информации, новизна самого процесса работы, плюс ко всему уроки в школе, которые никто не отменял, возможность сразу же на практике использовать полученные знания, но самое главное – это усвоение методики, как надо каждого одновременно обучать по-разному, а отсюда и переосмысление своего предыдущего одиннадцатилетнего опыта работы в школе.

Мне удалось по-новому взглянуть на процесс обучения. Теперь для меня это не просто передача знаний от учителя к учащимся, это, прежде всего, открытие для него увлекательного мира познания. Безусловно, очень трудно каждый урок строить по-новому, но все чаще я стараюсь давать открытые задания, предлагая их учащимся на выбор, например: "Составьте список домашних обязанностей для мальчиков и девочек, используя односоставные предложения, укажите их вид" или "Представьте себе, что обособленное определение и определяемое слово заключают между собой договор. Напишите рассказ, включая в него описание того, как и где это будет происходить, о чем может быть сам договор".

Задания такого типа привлекают учащихся своей необычностью, у ребенка появляется желание его выполнять, укрепляется уверенность в своих силах, повышается интерес к предмету, активность во время урока, и нет скучающих глаз. Но самое главное даже не это, а то, к чему мы так стремимся: прочные знания, добытые учеником своим трудом в процессе творческого познания.

Могла ли я подумать, когда отправляла заявку в Центр «Эйдос» на регистрацию школьников в дистанционной эвристической олимпиаде по русскому языку, что найду ответы на волнующие меня вопросы?

Первый опыт сотрудничества нашей школы с Центром дистанционного образования «Эйдос» оказался очень удачным: каждый ребенок обрадовался своему результату, он увидел себя в общем списке. Ведь это очень интересно, сравнить себя со своими сверстниками, живущими в разных городах России. А двое учеников - Игнатьев Иван и Ракин Николай - стали лауреатами и получили грамоты от оргкомитета олимпиады. Даже малейшему успеху своих детей были рады родители, для которых эта олимпиада тоже стала своеобразным открытием. Придя домой с олимпиады, дети еще долго делились впечатлениями, рассказывая мамам и папам о вопросах, своих ответах, спрашивая их мнение, и это вызывало как удивление со стороны родителей, так и радость. Координатор Лагунова Т.В. из Перми настоятельно рекомендует всем родителям хотя бы раз в году участвовать вместе со своими детьми в эвристических олимпиадах, «потому что это важно: уметь удивляться собственным детям, не гордиться, не огорчаться, не воспитывать, а удивляться, как заново открываемой стране».

С тех пор мы стараемся не пропускать ни один проект, предлагаемый Центром дистанционного образования «Эйдос». Как локальный координатор, я имею возможность наблюдать, с каким интересом ребята ждут и участвуют в дистанционных олимпиадах, которые привлекают их своей оригинальностью. В прошлом учебном году 106 учащихся нашей школы приняли участие во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах по русскому языку, сочинительству, математике, географии, физике, истории, биологии, в Международной профильной олимпиаде. Результаты этих и других олимпиад вместе с расписанием на 2004/2005 учебный год размещены в Интернете: www.eidos.ru/olymp/schedule.htm.

Необходимо отметить, что главные результаты участия в дистанционных олимпиадах это не только призовые места (четыре ученика в разных олимпиадах стали победителями, шесть - призерами, четырнадцать - лауреатами), но и те изменения, происходящие в сознании детей, да и учителей, о которых можно узнать из их рефлексии.

Рефлексия – это еще одна особенность дистанционных образовательных проектов, проводимых «Эйдосом», и обязательна она как для учеников, так и для учителей. Предложение осмыслить, что и как было сделано за время олимпиады, ученики воспринимают по-разному: у одних это вызывает недоумение, другие добросовестно начинают анализировать свои чувства, свою реакцию, свой ход мысли. Проводя сравнение, с чего начинал в своей работе и к чему пришел, ребенок видит, какие изменения произошли в нем, как он добился успеха и что ему в этом помогло.

Вот пример рефлексии ученицы 5 класса Обушенковой Лилии: «Я поняла, что писать стихи и что-нибудь сочинять не так уж и просто. За сегодняшний день я научилась сосредотачиваться, думать до конца, даже если уже нет мыслей. Наибольший интерес вызвало первое задание, потому что это интересно. Я выполняла задания с большим умом, смотрела в учебник, что-то вспоминала. Я чувствовала при этом напряжение. Трудности были в сочинении и в вопросах, я их преодолевала со своим мозгом» (все особенности авторской речи сохранены). Лиля участвовала в одной олимпиаде и в своей рефлексии она пишет о том, что изменилось в ней за время работы над олимпиадными заданиями. А Настя Жагарина, тоже ученица 5 класса, после участия в нескольких олимпиадах замечает в себе другое: «Участвовать в эвристических олимпиадах мне нравится. Я стала увереннее в себе. На первой олимпиаде по географии мне было трудно, я боялась сделать что-нибудь не так. А когда узнала, что заняла первое место, очень обрадовалась и поверила, что у меня все получится. В классе ко мне стали относиться с большим уважением, особенно, мальчишки. Я заметила, что, прочитав задание, я стараюсь придумать какую-нибудь идею, не похожую на то, что я знаю. И к окружающим событиям стала относиться так же: смотрю, что же в нем интересного, не такого, как у всех. Особых проблем нет, только я плохо еще печатаю на компьютере, а вот рисую лучше. Надо учиться печатать, чтоб не просить помощи у других. Я предлагаю продолжить такие олимпиады, они внушают человеку веру в себя и развивают интерес к учебе». Участие в олимпиадах меняет отношение ребенка к самому себе, к окружающим его предметам и явлениям, появляется желание узнать как можно больше о самом себе и мире, в котором он живет.

То, что дети меняются, замечают не только они сами, но и их родители. Мама Вани Игнатьева пишет: «Мой сын участвует уже в шестой олимпиаде. И за это время, несомненно, очень возрос его творческий потенциал: сын стал больше интересоваться познавательными передачами по телевизору, часто пользуется услугами библиотек: и школьной, и городской. Книги читаются постоянно, причем самые разнообразные. Среди сверстников очень вырос его авторитет, Ваня считается сейчас «самым умным» в своей компании. Все друзья с уважением относятся к его участию в олимпиадах. Новое, совершенно качественное применение получили умения моего ребенка во владении компьютером, который теперь рассматривается не только как реализация потребности в компьютерных игрушках, а как средство для получения знаний, самовыражения своих интеллектуальных способностей».

А об изменении отношения детей к компьютеру следует сказать особо. Спросите своих учеников, умеют ли они работать с компьютером? (Я говорю о тех школах, где информатика преподается, как в нашей, с 10 класса). Почти все скажут, что да, но в большинстве случаев это умение сводится к тому, чтобы включить очередную игру, сосредоточить свое внимание на мониторе, а пальцы на четырех кнопках, и отрешиться от всего.

Участие в дистанционной олимпиаде предполагает хотя бы начальное знание текстового и графического редакторов. Конечно, можно вообще не уметь работать на ПК, а все задание выполнить на бумаге, а потом попросить кого-нибудь набрать на компьютере. Можно сделать и так, вот только на олимпиадах я всегда наблюдаю одну и ту же картину: ребенок сам хочет работать с компьютером, и не важно, с ошибками или без, главное, что сам. А потом в рефлексии он делает для себя вывод, что компьютер – это не просто дорогая игрушка, нужно учиться им пользоваться. В этом я вижу еще один плюс дистанционных эвристических олимпиад, которые проводит Центр «Эйдос».

Вообще «Эйдос» работает в сети уже 7 лет. За это время проведено 55 дистанционных эвристических олимпиад, в которых приняло участие почти 30 тыс. школьников с 1 по 11 классы. Работы участников проверяет и оценивает объективное и независимое жюри, в состав которого входят ведущие специалисты Российской академии образования, педагоги-практики. В детских работах они оценивают самобытность, нестандартность, мировоззренческую глубину ученических гипотез, проектов, моделей, сочинений, и каждый ребенок получает свое место в общем рейтинге.

Но надо сказать, что эвристические олимпиады – это не единственный проект для школьников. Для старшеклассников «Эйдос» проводит дистанционные профиль-курсы гуманитарного, естественнонаучного и технического профилей, а также различные конкурсы. В прошлом учебном году был запущен новый проект – дистанционные Эйдос-классы, учащимся предлагается выполнить исследовательские или творческие работы по любым предметам и темам, а потом защитить их в онлайне с помощью так называемого чата.

Не секрет, что в последнее время в школах большое внимание отводится научно-исследовательской деятельности школьников. Ребята под руководством учителей проводят исследования, делают свои маленькие научные открытия, оформляют все это в работы, которые представляют потом на различного уровня научно-практических конференциях. И наша школа не исключение, нам тоже есть, чем гордиться. Но занятия в Эйдос-классе – это что-то особенное. Самое главное требование к ученическим работам – отсутствие дополнительной литературы, все от первого до последнего слова должно быть написано самим учеником. После написания и оформления работы нужно разместить в сети, чтобы другие участники могли с ними ознакомиться и подготовить свои вопросы к защите. Затем проходит сама защита в режиме on - line , где ребята в течение 30-40 минут представляют свои работы, отвечают на вопросы, отстаивают свою точку зрения.

Чат-защита в Интернете – очень интересный и в то же время напряженный процесс. Собеседниками автора являются ведущий специалист из Российской академии образования, сотрудники Центра, учителя и другие участники Эйдос-классов. Наши школьники, сидя за компьютером в Шелехове, смогли общаться в чате с представителями Москвы, Байкальска, Нефтекамска, Олекминска (Якутия). Каждый задавал свои вопросы, и автору нужно было успеть ответить всем. Это непросто: вопросов много, времени мало, приходилось кратко и четко формулировать ответы, быстро переключать мысли с одного на другое, а эффект от такой защиты самый неожиданный. Ребенок, который считал всю работу уже законченной, вдруг выходил на новый уровень осознания поднятой им проблемы в своей работе. Появлялись новые мысли и желание продолжить свое творение.

В Эйдос-классах вместе с нами участвовало 55 школьников с 1 по 11 классы из разных городов России. По окончанию последней защиты был подведен итог. Среди лучших были работы и наших школьников: это исследование «Школьные замечания как средство общения» (Алехина Анна, 8 класс), «Проблема выживания сибирских деревень. По итогам эколого-краеведческой экспедиции» (Черепанова Марина, 7 класс), «Седьмой урок вежливости. Береги книгу!» (Грязнова Алена, 1 класс).

В каком бы дистанционном образовательном проекте Центра «Эйдос» ни участвовали ученики и учителя нашей школы, будь то эвристические олимпиады, или Эйдос-классы, или курсы для педагогов, свой опыт сотрудничества они оценивают только положительно. Для одних это интересно проведенное время и возможность познать себя, для других - неплохая тренировка для своего "серого вещества", кто-то начинает считать себя гением, а кто-то вдруг осознает, что он ничего еще не знает в этом мире; но каждый: и учитель, и ученик - открыли для себя, что учение с увлечением – это не просто красивая фраза из книжки, это реальность.

Анализируя изменения, произошедшие в школе, руководитель нашего методобъединения В. Д. Жагарина считает, что участие в дистанционных проектах «Эйдоса» «открывает новые возможности для творческой работы с детьми, стимулируя стремление к новым формам обучения учащихся предмету, развития их творческих способностей. Такой подход в работе с детьми поднимает престиж образования, что помогает в решении проблемы создания интеллектуальной элиты страны».

Сотрудничество с Центром «Эйдос» - дело хлопотное и прежде всего для локального координатора, но, поверьте, оно стоит того, чтобы им заниматься. Если вы хотите испытать на себе, что такое настоящая творческая работа в школе, если мечтаете видеть своих учеников увлеченными учебой, попробуйте витамин, под названием «Эйдос», и мир вокруг вас станет эвристичным.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Шерстова Е.В. Творчески учить и учиться // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 3 августа. http://www.eidos.ru/journal/2004/0803-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru
.
 

Все статьи рубрики "Методика в школе" >>

  вверх
вверх

карта сайта