EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Лишь малая часть учащихся способна успешно реализовать себя в решении сложных задач...»
Маслов И.С., учитель, г. Гродно
Интернет-журнал «Эйдос»Методика в школеШкольники в поиске открытий

 


Школьники в поиске физических открытий

(из опыта подготовки учащихся к участию в дистанционных эвристических олимпиадах)

Маслов Игорь Сергеевич, учитель физики гимназии № 3 г.Гродно (Республика Беларусь)

В соответствии с парадигмой личностно-ориентированного образования на современном этапе на передний план выдвигаются задачи развития личности каждого ученика, формирования его о пыта творческой деятельности. Предметные олимпиады – одна из форм их реализации, поскольку решение школьниками олимпиадных задач оказывает существенное воздействие на развитие умений учащихся применять свои знания в нестандартных ситуациях, грамотно использовать сложный математический аппарат с целью достижения того результата, который предусмотрен условиями заданий.

Всякий ли ученик способен полноценно раскрыть свой креативный ( Креативность - от англ. creativity – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. ) потенциал при участии в физической олимпиаде даже школьного уровня? Анализ практики обучения показывает, что, как правило, лишь малая часть учащихся (около 1/3 из всего класса) способна успешно реализовать себя в процессе решения сложных задач школьных предметных олимпиад. Заметим, что их число заметно уменьшается при возрастании уровня олимпиады (городская, областная, международная). Возникает противоречие между необходимостью развития креативных умений у каждого ученика и неспособностью традиционной технологии организации олимпиадных мероприятий в обеспечении формирования опыта творческой деятельности массового школьника.

Центром дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru) найден выход из сложившейся ситуации. Здесь разработана такая форма соревновательной деятельности учащихся, которая позволяет каждому участнику, причем с любым уровнем теоретической подготовки по физике реализовать себя и развить свои креативные умения. Это - дистанционные эвристические олимпиады . Дистанционность – особое преимущество таких мероприятий по сравнению с традиционными очными олимпиадами, поскольку создает равноправную соревновательную возможность школьникам из разных городов (и даже стран!) не только для выражения своих креативных свойств личности, но и для получения минимального опыта творческой деятельности. Цель эвристической олимпиады состоит в создании условий для самостоятельного открытия учениками субъективно новых знаний об исследуемом объекте.

Это достигается за счет особой универсальности эвристических заданий , которые существенно отличаются от традиционных творческих вопросов и задач. Эти задания не имеют однозначных «правильных» ответов и результат, который получает школьник в ходе их выполнения, является личностно-креативным , поскольку выступает своеобразным продуктом его творческого самовыражения. В силу вариативности ученических результатов эвристические задания являются открытыми . Приведем примеры заданий по некоторым номинациям, которые предлагались разновозрастным участникам VI-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по физике, которая проводилась Центром «Эйдос» в феврале 2004 года.

10-11 классы:

Номинация «Загадка Антарктиды». Итальянские ученые-полярники, совершив экспедицию в Антарктиду, столкнулись с удивительной загадкой. Близ залива Инглей они открыли ледяное ущелье, где постоянно дует сверхскоростной и сверххолодный ветер. Поток воздуха температурой минус 90 градусов мчится со скоростью 200 км в час. Неудивительно, что это ущелье назвали «вратами ада» – никто не может находиться там без риска для жизни больше одной минуты: ветер несет частицы льда с такой силой, что мигом рвет одежду в клочья. Предложите свою версию объяснения этого феномена.

8-9 классы:

Номинация «гипотеза». Составьте гипотетический рассказ на тему: «Если бы все одноименные электрические заряды притягивались, а разноименные заряды – отталкивались».

6-7 классы:

Номинация «Способ». Представьте, что вы попали на необитаемую планету. Самое интересное, что вся поверхность этой планеты покрыта маленькими шариками. Слой шариков составляет порядка полутора метров. Предложите как можно больше способов передвижения по этой планете.

3-5 классы:

Номинация «Опыты». Придумай как можно больше физических опытов с носовым платком. Дай краткие пояснения каждому случаю. Какие из придуманных тобой опытов можно показывать как фокусы? Каким образом?

1-2 классы:

Номинация «Скрип». Исследуй такое явление, как скрип. Какие бывают скрипы? Как скрип возникает? От чего зависит сила скрипа? Попытайся найти самые необычные факты и дай им объяснение. Где в жизни можно с пользой применять такое явление как скрип?

Как готовить школьников к участию в дистанционной эвристической олимпиаде? Обобщая свой опыт участия учащихся-гимназистов (гимназия № 3 г. Гродно), отметим, что подготовка к олимпиаде осуществлялась нами целенаправленно на основе разработанного факультативного курса «В поисках «открытий»» (в рамках деятельности секции «Эвристическая физика» школьного ученического научно-исследовательского общества). В качестве концептуального основания для его организации нами была выбрана дидактическая теория эвристического обучения , разработанная А.В. Хуторским [1].

Главная цель курса – развитие креативных умений учащихся и формирование необходимого опыта творческой деятельности. Факультативный курс был предназначен ученикам 5-х, 7-х и 8-х «естественно-научных», «физико-технических», «химико-биологических» и «англо-математических» классов гимназии. Приведем программу разработанного нами факультативного курса.

Тема занятия:

Содержание самостоятельной креативной деятельности учеников:

1. Сократ – основатель науки об «открытиях».

(Факты из жизнеописания и научной деятельности Сократа; метод эвристических вопросов).

Выполнение эвристических заданий по формированию умений задавать вопросы.

2.Что такое эвристическое задание?

(Особенности и виды эвристических заданий)

Составление эвристических заданий с целью формирования умений работать с учебной информацией

3. Сюжетно-ролевая игра «Вы – автор эвристического задания»

(Правила участия в игре, распределение ролей).

Игра по составлению эвристических заданий с целью формирования умений работать с учебной информацией. Выполнение домашних эвристических заданий.

4. Методы выполнения эвристических заданий по физике.

(Эвристические методы решения заданий).

Выполнение эвристических заданий в классе и дома по развитию умений интуитивно мыслить и «вживаться» в исследуемый объект .

5. Контрольная работа «Методы эвристической физики»

(Правила выполнения контрольного задания и оформления рефлексивного отчета).

Выполнение контрольного и домашнего задания по проверке эмоционально-образных умений.

Раздел II. Как делаются физические открытия?

Тема занятия:

Содержание самостоятельной креативной деятельности учеников:

6. Удивление и любопытство – источник научного открытия.

(Научно-популярный материал о роли удивления и любопытства в получении человеком новых знаний, изобретений, открытий).

 

Выполнение эвристических заданий в классе и дома по созданию эмоционально-образных продуктов.

7. Сюжетно-ролевая игра: «О великих открытиях выдающихся физиков».

(Малоизвестные факты из жизни выдающихся ученых-физиков).

 

Игра, выполнение заданий в классе и дома по развитию умений школьников сравнивать, оценивать различные точки зрения.

8. Теоретические методы физических исследований.

(Теоретические методы научного познания: формулирование гипотез, «мысленный» эксперимент и др.)

Выполнение эвристических заданий в классе и дома для развития умений «генерировать» идеи, формулировать гипотезу и др.

9. Экспериментальные методы физических исследований.

(Экспериментальные методы исследований: наблюдение, измерение, эксперимент).

Выполнение эвристических заданий по овладению экспериментальными методами исследований.

10. Контрольная работа.

(Правила выполнения контрольных заданий и оформления рефлексивного отчета).

Выполнение в классе и дома контрольных заданий по проверке сформированности умений применять теоретические и экспериментальные методы решения задач.

Раздел III. Об эвристических олимпиадах по физике.

Тема занятия:

Содержание самостоятельной креативной деятельности учеников:

11. Особенности дистанционной олимпиады по физике.

(Механизм проведения и участия в дистанционных эвристических олимпиадах по физике).

 

Тренинг эвристических умений школьников при выполнении заданий. Выполнение заданий по приобретению оценочных умений.

12. Как пользоваться электронной почтой?

(Электронная почта. Механизм создания собственного почтового ящика).

Выполнение эвристических заданий с использованием Интернет-ресурсов по развитию умений сравнивать, сопоставлять информацию.

13. Как создать электронный текстовый и графический материал?

(Основные методы создания электронной графической и текстовой информации).

 

Оформление решений эвристических заданий на компьютере.

14. Контрольная работа по проверке компьютерных навыков.

Правила выполнения контрольного задания и оформления рефлексивного отчета).

Выполнение контрольных эвристических заданий на компьютере

Раздел IV. Условия успеха на эвристической олимпиаде.

Тема занятия:

Содержание самостоятельной креативной деятельности учеников:

15. Деловая игра: «Аукцион по продаже олимпиадных эвристических заданий».

(Условия и правила участия в аукционе).

 

Игра, выполнение творческих заданий по развитию общих интеллектуальных умений школьников.

16. Итоговая рефлексия.

(Рефлексивные отчеты учащихся).

Рефлексия, осмысление своих достигнутых результатов во время изучения факультативного курса.

При создании содержания факультативного курса перед нами возникли две проблемы:

1. как определить основные направления подготовки школьников к участию в дистанционной эвристической олимпиаде по физике?

2. как разработать банк эвристических заданий?

Анализ нашего опыта позволяет в ыделить следующие направления подготовки школьников к участию в дистанционных эвристических олимпиадах по физике:

1. информационно-методическое;

2. деятельностное и

3. общетехническое.

1. Наиболее трудоемким процессов в подготовке школьников оказалась работа по составлению банка эвристических заданий. М ы исходили из того, что креативный потенциал этих заданий проявляется не в традиционном тренинге («знаниевом натаскивании»), а в том, что интеллектуальное развитие учеников усиливается благодаря тем положительным эмоционально-ценностным результатам , которые они получают в ходе их выполнения. Анализ содержания олимпиадных эвристических заданий по разным учебным предметам, предлагавшихся Центром «Эйдос» показал, что все они направлены на развитие общепредметных интеллектуальных умений, необходимых для создания определенного продукта эвристической деятельности. Продукты мыслительной деятельности школьника при выполнении эвристических заданий мы разделили на следующие группы:

2. эмоционально-образные;

3. оценочные;

4. материальные;

5. теоретические;

6. информационные.

Для создания каждого из них школьнику необходим комплекс креативных умений.

Объектом сопоставления учеником своих результатов при выполнении заданий служили культурно-исторические аналоги, то есть продукты, созданные учеными-физиками в соответствующих областях физического знания. Поисковый процесс каждого ученика формировался и функционировал как развивающаяся и усложняющаяся система субъективных « открытий », которые постепенно не только обогащали и углубляли его знания об объекте познания, но и изменяли и формировали его умения. Каждое новое «открытие» школьника, созданное при решении эвристических заданий имело свою историю и логику развития. В результате полученные учеником приращения в знаниях и умениях в процессе выполнения заданий становились его собственным достоянием. Поливариантность решений эвристических заданий обусловлена многосубъективным характером познавательных продуктов учащихся и набором сформированных умений, то есть личностным опытом творческой деятельности.

Представленные умения выступали ориентиром при конструировании и подборе эвристических заданий, которые позволили целенаправленно создавать на занятиях курса педагогические ситуации, обеспечивающие тренинг учеников. Организационные формы таких ситуаций определялись прежде всего тематикой факультативных занятий и были весьма вариативными: игровыми, поисковыми, дискуссионными, взаимного обучения, «мозгового штурма» и др. Роль учителя во время эвристического тренинга – организационно-сопровождающая [2].

Обучение школьников основным способам набора, оформления и пересылки текстовой и графической информации по E - mail (третье направление) было отражено в содержании 3-го раздела факультативного курса. Техническая помощь учителю физики во время проведения олимпиады (обработка, отправка по электронной почте работ младших учеников) оказывалась студентами физико-технического факультета Гродненского государственного университета имени Я. Купалы.

Анализ результатов участия школьников в VI-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по физике, которая проводилась Центром «Эйдос» в феврале 2004 года, позволяет сделать вывод об эффективности выделенных нами направлений подготовки учащихся к олимпиаде. Разработанная нами программа факультативного курса в надлежащей мере обеспечила тренировку и развитие эвристических умений учеников, о чем свидетельствуют наши достижения: учащиеся 5-х классов гимназии заняли в командном первенстве 1-ое место, а команда 8-х классов – 3-е место). Указанные направления подготовки позволили учитывать специфику познавательных интересов, теоретической базы знаний и практических умений у разновозрастного коллектива школьников.

Что приобрели ученики во время участия в дистанционной эвристической олимпиаде по физике? Для ответа на него было проведено обобщающее постолимпиадное рефлексивное занятие с участниками олимпиады, на котором каждому ученику предлагалось дать ответы на следующие вопросы:

1. Какие эмоции возникали у вас во время выполнения заданий эвристической олимпиады? Какие чувства вы испытывали при этом?

2. Чему вы научились во время олимпиады?

3. Какие умения вам удалось развить при решении олимпиадных заданий?

4. Какие трудности возникли у вас во время выполнения заданий олимпиады?

5. Каковы ваши дальнейшие планы в отношении участия в эвристических олимпиадах по физике?

Анализ суждений школьников на первый вопрос анкеты позволил представить картину эмоционального состояния учащихся во время выполнения заданий эвристической олимпиады.

На второй вопрос анкеты учащиеся единодушно указали на следующие виды креативной деятельности, которым научились в процессе решения эвристических заданий:

1. оригинально мыслить (95 % школьников);

2. преодолевать трудности (45% учеников);

3. оценивать свою деятельность (35%);

4. целеустремленно действовать (15%) и др.

Ответы школьников на 3-тий вопрос анкеты распределились следующим образом:

1. умение создавать «новое» (93%);

2. умение ставить опыты и проводить эксперимент (75%);

3. умение конструировать (53%);

4. умение формулировать гипотезы (35%);

5. умение критически мыслить (8%) и др.

Анализ мнений учеников на 4-тый вопрос анкеты позволил выявить возникшие трудности школьников в ходе дистанционной эвристической олимпиады: 50% школьников отметили недостаток времени (2-3 часа), предусмотренного на выполнение заданий; 45% учащихся указали на неспособность полноценно выразить свои мысли в текстовой форме; у 30% участников возникли сложности при выполнении рефлексивного задания олимпиады.

Приведем несколько суждений школьников об их дальнейших планах в отношении эвристических олимпиад по физике:

«Я становлюсь все более эвристичной, так как научилась придумывать много нового и интересного. По-моему, я стала больше заинтересована в физике и она стала мне более интересной. В будущем мне бы хотелось участвовать в таких олимпиадах. Пройдет много лет, и самым главным моим воспоминанием об олимпиаде будут мои изобретения. Этого уж я точно не забуду, потому что я придумала и узнала много интересного». – Бинкис Карина, 8-й класс. (Отмечает возникший интерес к физике в результате участия в эвристической олимпиаде).

«Олимпиада мне понравилась тем, что она отличается от обычных школьных олимпиад, в которых я участвовал. В эвристической олимпиаде можно фантазировать и изобретать, что практически невозможно в других. Побольше бы таких олимпиад». – Бордаев Алексей, 8-й класс. (Указывает на особое преимущество эвристических олимпиад по сравнению с традиционными соревновательными мероприятиями).

«Эта олимпиада научила меня открывать явления, о которых я раньше не знала. Я хочу в будущем участвовать в этот конкурсе открытий. Потому что мой девиз: «жить – значит мыслить». – Стадниченко Анна, 5-й класс. (Называет эвристическую олимпиаду – «конкурсом физических открытий»).

Другой важный результат был нами обнаружен при сопоставлении динамики изменения четвертных оценок по предмету «Физика» у учащихся 8-х классов и у школьников 5-х классов по курсу «Вселенная», посещавших факультативные занятия и принявших участие в дистанционной эвристической олимпиаде.

Анализ графиков позволяет выявить следующую закономерность в динамике среднего четвертного балла по предметам «физика» и «Вселенная»: средний балл за 3-ю четверть у учеников как 8-х, так и 5-х классов возрос, хотя и не столь значительно (примерно на 1 балл, по сравнению со средней оценкой в 1-ой четверти). Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что уровень развития как креативных, так и общеучебных умений учащихся во время подготовки и участия в дистанционной эвристической олимпиаде стал заметно выше.

В заключение отметим, что:

1. привлечение школьников к участию в интеллектуальных соревновательных мероприятиях, проводимых Центром «Эйдос», заметно усиливает креативный потенциал школьного обучения физике, поскольку побуждает учащихся к творческому самовыражению;

2. предлагаемые нами направления подготовки учеников к участию в дистанционных эвристических олимпиадах по физике обеспечивают весомый успех на «конкурсе физических открытий».

 

Литература:

1.Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.

2.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Маслов И.С. Школьники в поиске физических открытий // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 8 августа. http://www.eidos.ru/journal/2004/0808.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Методика в школе" >>

  вверх
вверх

карта сайта