EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Реализация творческого потенциала учащихся проявляется не в традиционном тренинге...»
Маслов И.С., учитель, г. Гродно
Интернет-журнал «Эйдос»Методика в школе"Открытия" на уроках ботаники

 


«Открытия» на уроках ботаники

(о применении эвристических заданий в урочной и во внеклассной работе с учащимися)

Маслов Игорь Сергеевич, учитель физики гимназии № 3 г.Гродно (Республика Беларусь)

В настоящее время в образовательном пространстве России идет становление личностно-ориентированной парадигмы обучения, в соответствии с которой, на передний план выдвигаются задачи поиска средств организации учебной деятельности школьников, которые бы позволили сделать процесс обучения составной частью процесса формирования личности ученика и обеспечили его творческую самореализацию. Адаптация биологического образования к указанной концепции требует реорганизации всех компонент традиционной дидактической системы: целеполагания, информационно-содержательного, методического, организационно-временного, материально-технического обеспечения, а также построения технологии обучения с ярко выраженной направленностью в формировании креативных свойств и умений учащихся.

Нами предпринята попытка привнести в решение проблемы творческой самореализации школьников при изучении ботаники качественно новое средство, предполагающее выход из сложившейся ситуации посредством организации продуктивного образования как процесса личностно-креативной реализации индивидуальных свойств каждого ученика в ходе его самостоятельной поисковой деятельности. Этим средством являются эвристические задания , направленные на приращение личностного опыта и творческую самореализацию учащихся. Эвристические задания не имеют однозначных «правильных» ответов и результат, который получает школьник в ходе их выполнения, является личностно-креативным , поскольку выступает своеобразным продуктом его творческого самовыражения. В силу вариативности ученических результатов эвристические задания стимулируют развитие дивергентного типа мышления школьника . Поливариантность решений эвристических заданий обусловлена многосубъективным характером учащихся и набором сформированных при создании познавательных продуктов личностных умений, то есть индивидуальной самореализацией их творческого потенциала .

Специфика организации образовательной деятельности учащихся на основе эвристических заданий являлась предметом методологического обоснования в исследованиях Кулюткина , Андреева В.А., Хуторского А.В. и др. Однако в изученных нами работах не нашла должно отражения технология составления и применения эвристических заданий применительно к школьному обучению биологии.

В статье на конкретных примерах нами рассматривается решение следующих задач:

1. Каковы основные направления усиления творческой направленности процесса обучения ботанике на основе эвристических заданий?

2. Каково место эвристических заданий в содержание учебных и внеклассных занятий с учащимися?

Мы исходим из того, что реализация творческого потенциала учащихся на основе эвристических заданий проявляется не в традиционном тренинге, а в том, что интеллектуальное развитие учеников усиливается благодаря тем субъективно «новым» методам и способам решений, которыми они овладевают в ходе их выполнения. Следовательно, организацию творческой деятельности школьников по выполнению эвристических заданий необходимо строить таким образом, чтобы поисковый процесс каждого ученика выстраивался и функционировал как развивающаяся и усложняющаяся система субъективных « открытий », которые бы постепенно не только обогащали и углубляли его знания об объекте познания, но и изменяли и формировали его личностный опыт. «Открытия» школьника, которые получает учащийся при выполнении эвристических заданий, имеют свою историю и логику развития. В итоге полученные учеником приращения в знаниях и умениях в процессе выполнения заданий приведут не только к укрупнению его личностного опыта творческой деятельности, но и обеспечат полноценную самореализацию творческого потенциала школьника. Следовательно, применение в учебном процессе эвристических заданий позволит учащемуся не просто «проходить», но «проживать» ботанику.

Анализ нашего опыта применения эвристических заданий позволил выделить следующие направления усиления творческой направленности процесса обучения ботанике в средней школе: информационно-методическое, личностно-продуктивное, диалогическое и рефлексивное.

Остановимся более подробно на механизме составления и технологии применения эвристических заданий при изучении ботаники (информационно-методическое и личностно-продуктивное направления). Процедура творческой конструктивной деятельности педагога по составлению эвристических заданий выстраивается в соответствии со следующей стратометрической схемой :

1. построение теоретического базиса (основы) задания (выделяется дискретная порция (элемент) программного учебного материала, который будет выступать в качестве объекта задания)

2. фиксация личностно-продуктивного пласта задания (определяются основные виды креативной деятельности учащихся, характер образовательной продукции школьников)

3. выделение методологического пласта задания (фиксируются методы и способы выполнения задания учащимися)

4. синтез формулировки задания (форма выражения задания может быть вербальной, наглядно-образной и др.).

Следует обратить внимание на то, что процесс конструирования эвристических заданий по ботанике обладает свойством обратимости : подбор и составление заданий могут осуществлять сами ученики (в качестве выполнения домашнего задания).

Организационные формы таких ситуаций определяются прежде всего тематикой занятий и являются весьма вариативными : игровыми, поисковыми, дискуссионными, взаимного обучения, «мозгового штурма», «вживания» и др. Роль учителя во время эвристического тренинга – организационно-сопровождающая [1].

Кратко охарактеризуем две педагогические ситуации по темам «Говорящие цветы» и «Удивительный корень» , созданные на обобщающих уроках (для гимназистов 7-го класса естественно-научного профиля).

Педагогическая ситуация «Говорящие цветы».

Цель (для учителя): сформировать у школьников представления о биогеохимическом методе поиска месторасположения полезных ископаемых.

Цель (для учащихся): научиться понимать «цветочный» язык и анализировать оценочные суждения одноклассников.

Задачи:

1. Познакомиться с биогеохимическим методом поиска залежей полезных ископаемых.

2. Обогатить опыт сравнительно-сопоставительной деятельности учащихся при анализе оценочных суждений одноклассников.

Ход занятия.

1. Этап предварительной подготовки учащихся к обсуждению темы.

Делаются до занятия записи и рисунок на классной доске

2. Этап создания образовательной среды :
приводится текст, создающий образовательную напряженность на уроке.

В книге Н. Сладкова «Планета чудес, или невероятные приключения путешественника Парамона» есть небольшой рассказ «Говорящие цветы». Вот один эпизод из этого рассказа: «Как только мы спустились с горы в долину, мой провожатый сразу забыл про меня. Он бросился собирать цветы. Это была долина цветов. Геолог торопливо срывал их, внимательно рассматривал, что-то записывал. Губы его беззвучно шевелились. Казалось, что он разговаривает с цветами. Будто он их о чем-то спрашивает, а они ему отвечают.

… - Я нашел клад! – ответил геолог. – В этой долине глубоко под землей спрятаны несметные сокровища!

- Это кто же вам сказал? – удивился я.

- Они сказали! – крикнул геолог. – Цветы!»

Далее формулируется для учеников эвристическое задание: предложите несколько версий, каким образом цветы могли рассказать геологу о сокровищах под землей.

3. Этап формулирования проблемы: как научиться понимать «цветочный» язык?

4. Этап выполнения эвристического задания.

Задание выполнялось индивидуально каждым учеником в течение 20 минут.

5. Этап демонстрации образовательных продуктов.

Перед этим определились критерии оценки придуманных версий учащихся о «цветочном» языке: «На что вы будете обращать внимание во время чтения вашим одноклассником своих версий? Каждый ученик выбрал для себя один из следующих критериев: « Буду искать оригинальные версии»; «Буду придумывать вопросы автору»; «Выясню насколько глубоко осмыслил одноклассник проблему урока».

6. Этап рефлексии учебно-познавательной деятельности учащихся. Учащимся предлагалось выполнить следующее рефлексивное задание:

«Трактат». Представьте, что у вас есть возможность написать трактат потомкам (ученикам, которые в следующем году будут учиться в 7-м классе и будут осваивать «цветочный» язык) о ваших достижениях и результатах выполнения эвристического задания «Говорящие цветы». В трактате опишите ваши основные результаты выполнения этого задания. Какая, по-вашему, версия была наиболее оригинальной? Почему? Какими способами можно научиться понимать «цветочный» язык? Попытайтесь определить те виды деятельности, благодаря которым вам удалось выполнить это задание. Ваше эмоциональное состояние при выполнении эвристического задания изобразите в виде символа-рисунка.

Ученики кратко формулировали свои ответы. В результате выполнения рефлексивного задания, школьники пришли к «самодвижению», выявили приобретенный субъективный опыт творческой деятельности.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено выполнить эвристическое задание:

«Встреча с «отцом» ботаники».

Представьте, что с помощью машины времени вы попали в лабораторию к древнегреческому ученому Теофрасту (372-287 гг. до н.э.). Именно от него берет начало ботаника как наука. Этому ученому принадлежат первые научные труды о растениях. Что вам бы хотелось рассказать ученому о растениях? Почему? О каких своих биологических «открытиях» вы бы поделились с «отцом» ботаники? Ответ аргументируйте.

На следующем занятии проводилось обсуждение выполненного учащимися задания.

Педагогическая ситуация «Удивительный корень».

Цель (для учителя) : сформировать у школьников представления о тропизмах, на примере магнитотропизма корня.

Цель (для учащихся) : познакомиться с явлением магнитотропизма корня, научиться анализировать оценочные суждения одноклассников.

Задачи :

1. Познакомиться с явлением магнитотропизма корня растений.

2. Обогатить опыт сравнительно-сопоставительной деятельности учащихся при анализе оценочных суждений одноклассников.

Ход занятия.

1. Этап предварительной подготовки учащихся к обсуждению темы. Делаются до занятия записи и рисунок на классной доске

2. Этап создания образовательной среды :
приводится текст, создающий образовательную напряженность на уроке.

Учеными-биологами была замечена следующая особенность у многих растений: зависимость роста корня от действия магнитного поля Земли. Опыты подтверждают, что семена многих растений, которые были ориентированы зародышевыми корешками к южному магнитному полюсу Земли, прорастали значительно быстрее тех семян, которые были ориентированы зародышевыми корешками к северному полюсу. Причем во втором случае корешки изгибались в сторону южного магнитного полюса.

Далее формулируется для учеников эвристическое задание: предложите несколько версий, каким образом прорастающие корни могут ориентироваться в пространстве. Как эту особенность корней можно целесообразно использовать на практике?

3. Этап формулирования проблемы: каким образом корни проростков способны ориентироваться в пространстве?

4. Этап выполнения эвристического задания.

Задание выполнялось индивидуально каждым учеником в течение 20 минут.

5. Этап демонстрации образовательных продуктов.

Перед этим определились критерии оценки придуманных версий учащихся о «цветочном» языке : «На что вы будете обращать внимание во время чтения вашим одноклассником своих версий? Каждый ученик выбрал для себя один из следующих критериев: « Буду искать оригинальные версии»; «Буду составлять вопросы автору»; «Подберу убедительные факты для опровержения (доказательства) версии одноклассника»; «Выясню насколько глубоко осмыслил одноклассник проблему урока».

6. Этап рефлексии учебно-познавательной деятельности учащихся.

Учащимся предлагалось ответить на следующие рефлексивные вопросы:

- Что каждый из нас сделал сегодня на занятии?

- Что было главным?

- Каковы основные результаты? Чего удалось достигнуть?

- Что каждый понял, чему научился?

Ученики кратко формулировали свои ответы.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено выполнить эвристическое задание:

«Думающие растения».

В конце 60-х годов XX столетия в одном из американских научно-популярных журналов появилась статья К. Бакстера «Доказательство первичного сознания у растений». Автор утверждал, будто открыл способность растений улавливать эмоции и чувства людей. С тех пор в печати публикуются серии статей о «думающих» и «чувствующих» растениях. Каково ваше мнение по этому поводу?

На следующем занятии проводилось обсуждение выполненного учащимися задания.

На основе всех разработанных ситуаций по выполнению эвристических заданий происходит приращение личностного опыта учащихся и их творческая самореализация.

В заключение отметим, что:

1. применение в урочной и во внеклассной работе с учащимися эвристических заданий заметно усиливает креативный потенциал школьного обучения ботанике, поскольку побуждает учащихся к творческому самовыражению;

2. моделирование педагогических ситуаций на основе эвристических заданий позволяет школьникам не только приобретать новые знания по предмету, но и овладевать методами биологических «открытий».

 

Литература:

1. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Маслов И.С. Открытия на уроках ботаники // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 12 августа. http://www.eidos.ru/journal/2004/0812.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Методика в школе" >>

  вверх
вверх

карта сайта