EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Ребенок должен провести исследования, сделать своё открытие...»
Пахолкова И.Ю., учитель, Александрова О.С., учитель
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеГлагол передвигается...

 


«Глагол передвигается на тонких ножках…»

Из опыта участия в дистанционных эвристических олимпиадах

Пахолкова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы, прогимназия "Кристаллик", Саратов

Александрова Ольга Сергеевна, учитель математики и информатики, прогимназия "Кристаллик", Саратов

Об эвристическом образовании, Центре «Эйдос» и его руководителе А.В.Хуторском мы узнали случайно, обнаружив в Интернете ссылку на адрес www.eidos.ru.

И пошло-поехало… График участия в олимпиадах для нас оказался плотным – почти каждый месяц наши воспитанники, ученики 1-7 классов, принимали участие в одной из олимпиад, проводимых Центром "Эйдос" совместно с Российской академией образования.

Олимпиады все дистанционные, т.е. проводятся в родных стенах. Утром получаем по электронной почте задания; работы должны быть выполнены и отправлены в оргкомитет в тот же день. Всего за учебный год мы приняли участие в семи Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах по предметам: русский язык, информатика, психология, математика, физика, английский язык, сочинительство. Некоторые ребята с удовольствием участвовали в нескольких олимпиадах.

Надо сказать, что эвристические олимпиады совсем не похожи на обычные. Задания здесь такие, что на них нет однозначных ответов, ученику надо всё исследовать и придумывать самому, именно это очень многим нравится. Обязательным условием является рефлексия – осознание учеником того, как он выполнял задания, каких результатов достиг и благодаря чему.

Школа у нас небольшая – 197 учеников и 48 педагогов. Все дети как на ладони. И когда закончилась первая для нас олимпиада, мы знали об откликах детей и учителей не только из их рефлексивных записей… Дети, улыбаясь, говорили: «Как просто! Как легко! Как нестрашно!» Учителя, иронически хмыкая, бормотали: «Как просто… Как легковесно… Как сомнительно… И как это можно оценить?»

И совсем уж противоречивыми стали ощущения после того, как мы узнали, что наша шестиклассница Юля Баракина стала лауреатом в одной из номинаций в олимпиаде по русскому языку. «И это можно было высоко оценить?» – спрашивали мы друг у друга, втайне гордясь успехами Юльки. (Высокий уровень притязаний наших учеников нас бесконечно удивляет. «Мы самые лучшие! Мы самые классные! Мы самые умные!» – думают они сами о себе. Но, оказывается, иногда также думает и еще кто-то).

Победа в следующей олимпиаде – по психологии – нас просто ошеломила: первое командное место! И стало ясно, что в принципах эвристического обучения пора бы разобраться.

«Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, мы называем эвристическим обучением » – такое определение даёт А.В.Хуторской. И далее: «Традиционно содержание образования передаётся ученику с целью его усвоения, в эвристическом же обучении - для того, чтобы учеником было создано собственное содержание образования в виде его личных продуктов творчества" (А.В.Хуторской "Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения». - М.: Изд-во МГУ, 2003, с. 9-10).

Несмотря на то, что «уровень эвристичности образовательного процесса в массовой школе остается до сих пор достаточно низким» (Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004, с. 216), наши педагогические идеалы близки к известным:

1. Начальная школа работает по программе Л. В. Занкова;

2. «Личностно-ориентированное обучение и общение» – начертано на наших методических знаменах;

3. Принципы дифференцированного, индивидуального, проблемного обучения применяют многие педагоги среднего и начального звена.

А самое главное – с каждым ребенком у нас возятся. И все это вместе порождает особую атмосферу, которую можно, пожалуй, назвать так: приоритет личности ребенка над традиционными ЗУНами . Поэтому открытые задания, которые предлагались нашим детям на эвристических олимпиадах, воспринимались «незашоренными мозгами» – у нас очень осторожно, деликатно подходят к любой детской продукции. Поэтому почва для высокого уровня притязаний благодатная, впрочем, как и для качественной образовательной продукции детей…

В качестве примера приведем фрагмент из работы легендарной Юлии Баракиной (Задание: Составьте словесный портрет одной из частей речи):

«Глагол передвигается на тонких ножках, позволяющих ему принимать разные формы, быть свободным. Характер непостоянный, самолюбивый. Он очень непослушный. Одна из полезных привычек – постоянно приводит в действие даже самые неподвижные имена существительные. Все глаголы, в зависимости от цвета волос, делятся на брюнетов и блондинов (1 и 2 спряжение). Но есть еще и рыжие – глаголы-исключения! Одна из вредных привычек – отвечать на разные вопросы.

Глагол не любит связываться с мисс Прилагательными – они мешают ему жить!!! Хобби: любит театр. В любительском театре «Синяя этажерка» играет роли причастий и деепричастий. Рыжие глаголы любят портить жизнь ученикам – путают их!»

Следует признать, что при некоторой нелогичности построения ученического текста главное достигнуто: образ непоседливого, своенравного существа весьма убедителен.

Почему наши дети, учителя и школа в целом активно приняли систему дистанционных эвристических олимпиад? На это у нас есть, как нам кажется, три причины.

Особая атмосфера образовательного учреждения – это, на наш взгляд, причина №1, благодаря которой мы легко влились в Эйдос-движение. Вдохновение детей, которое стимулируют эвристические задания, соответствует духу нашей школы и её притязаниям.

Причина №2 – опыт применения проблемных заданий (чуть было не написала открытых заданий ) в каждодневной педагогической практике наших учителей. Из рефлексии учеников 3-5 классов после участия в олимпиаде по сочинительству: «Большой интерес вызвало у меня третье задание (описать свое настроение). Я люблю такие задания»; «Я немного научился сочинять стихи и представил себя на минутку собакой»; «Когда я писала сказку, пыталась чувствовать себя внутри того, о чем пишу…». Как видно из ребячьих опусов, они действуют «технологично» – знают, что нужно делать, чтобы художественное произведение сложилось. Олимпиадные задания делают востребованной ориентацию педагогов на проблемность и творчество.

На своих уроках мы пытаемся организовать учебный процесс в соответствии с естественной потребностью личности свободно мыслить, творить, самоутверждаться. Если обучение учитывает уровень развития детей, то это развитие является планируемым результатом. ЗУНы превращаются из цели в средства достижения результатов. Для того чтобы ребенок мог овладеть принципом действия, он должен провести исследования, сделать открытие. От учителя требуется умение поставить задачу. Но любая задача – это какая-то цель, которую необходимо достигнуть. Чтобы ее поставить, учитель должен найти такой поворот в уже освоенном материале, который требует нового знания. Тогда оно выступает в качестве цели. Почти к каждому уроку, новому материалу учителю нужно найти проблему, которую ребятам интересно разрешать.

Часто наши ученики получают на уроках творческие задания: «Задай вопрос»; «Придумай задачу»; «А что если…»; «Найди несколько способов решения» и т.п. Ребята видят и слышат творчество других, это побуждает их творить еще лучше.

И, наконец, причина № 3: нам необходимы педагогические инструменты, помогающие эффективно воспитывать и образовывать. Наверное, во все времена в сознании педагога боролись два начала: «как соответствовать нормам (стандартам, требованиям ЕГЭ), как понравиться (завучу, инспектору, родителям)» или – главное – «каким быть на самом деле». Нам показалось, что эвристические олимпиады помогают именно быть! И пока «уровень эвристичности» в прогимназии еще низок, мы думаем, как сделать его более высоким. В этом нам помогают не только олимпиады, но и дистанционные оргдеятельностные курсы Центра "Эйдос". Например, 3 педагога прогимназии закончили курсы на темы: «Развитие одаренности школьников», «Методы творческого обучения английскому языку», «Как провести дистанционный урок» (www.eidos.ru/courses/).

Примечательно, что дистанционные эвристические олимпиады проводятся не только для старшеклассников, но и для учеников средних и младших классов. Каждый возраст находит в них возможность самовыражения. Из олимпиадной рефлексии учеников начальной школы:

«Мне понравилось путешествовать во сне, можно было придумывать все, что угодно. Сон наяву. По-моему, олимпиада – это очень серьезная игра»;

«Пройдут 14 дней, наступит Новый год и самым главным моим воспоминанием об этой олимпиаде будет то, что она была первой, этого уже я точно не забуду, потому, что потом надо будет о чем-то рассказывать своим детям. Я сам всегда прошу маму рассказать что-нибудь смешное из ее детства»;

«Что же это было? Может, мозги проснулись, а я нет? Может, это был лишь сон? А может это первая ступенька только к моему восходящему солнцу. В будущем мне бы хотелось стать знаменитым».

Как видно из откликов наших воспитанников, олимпиада для них праздник. А для педагогов – удивление и толчок для дальнейших поисков. Поэтому сомневающимся в ценности дистанционных эвристических олимпиад, в эффективности эвристического обучения скажем, как сказали себе: «Это возможно!»

Хотелось бы пожелать Центру «Эйдос» дальнейшего движения – мы в этом очень заинтересованы. Сделаем мир немного эвристичнее!

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Пахолкова И.Ю., Александрова О.С. «Глагол передвигается на тонких ножках…» // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 7 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2004/0907-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru .

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта