EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Интернет выполняет в жизни современного человека многообразные функции...»
Хуторской А.В., докт. пед. наук, г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеКреативная функция ДО

 


Креативная функция дистанционного обучения

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

Статья представляет собой параграф из книги: Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.

Сеть Интернет выполняет в жизни современного человека многообразные функции: информационную (поиск, получение, передача информации), коммуникационную (взаимодействие с другими людьми, организациями, ресурсами), инновационную (создание новых продуктов, обусловленных возможностями сети) и др. Очевидно, что деятельность человека, связанная с реализацией указанных функций, приводит к его изменениям, личностным новообразованиям. Предметом нашего исследования являются условия выявления и развития с помощью телекоммуникаций такого личностного качества человека, как креативность.

Под креативностью мы понимаем интегративную способность человека, обеспечивающую создание им творческого продукта. Эта способность определяется наличием у личности особой группы качеств, среди которых: вдохновленность, самобытность, прогностичность, критичность, склонность к творческому сомнению, интуиция, эмпатия и др. Изменение данных качеств, происходящее в процессе телекоммуникаций, и определяет роль последних в развитии креативности человека.

Что представляет собой креативность человека по отношению к сетевым телекоммуникациям? Основным критерием проявления и развития креативности выступает создание нового, субъективно или объективно нового продукта деятельности в сети Интернет. Только «по плодам» субъекта телекоммуникаций можно судить о степени выраженности его креативности. А чтобы определить уровень развития данной способности, нужна диагностика, основанная на сопоставительном анализе качества однородных продуктов деятельности этого человека, создаваемых им через заданный интервал времени.

В ходе исследований нами была поставлена цель: разработать такую систему сетевой деятельности участников телекоммуникаций, которая позволяла бы максимально обеспечивать развитие их креативных качеств. Субъектами деятельности были выбраны ученые, педагоги, школьники, а видами их сетевой деятельности стали, соответственно, – научно-методическая работа, повышение квалификации и дистанционное обучение.

Для достижения цели сформулирована гипотеза: если система взаимодействия субъектов телекоммуникаций организована на основе технологий создания ими продуктов определенных видов их сетевой деятельности, то это обеспечит развитие креативности участников коммуникаций, уровень которой будет зависеть от качества создаваемой ими продукции. Качество же создаваемой продукции будет зависеть не только от имеющихся потенциальных возможностей субъектов деятельности (их креативных способностей), но и от тех условий, в которых телекоммуникационная деятельность осуществляется. Более того, именно система организации этой деятельности будет определять степень проявленности и развития креативности личности.

В соответствии с гипотезой мы построили модель сетевой деятельности, определяющую влияние телекоммуникаций на креативность человека. Данная модель включает следующую системную структуру элементов: субъект деятельности –> объект деятельности –> вид деятельности –> форма телекоммуникаций –> образовательный продукт –> изменение качеств личности.

Для того, чтобы раскрыть данную модель, необходимо определить виды продукции, потенциально или реально создаваемой человеком в процессе его участия в сетевых телекоммуникациях, виды деятельности, с помощью которых эта продукция создается, а также организационные формы такой деятельности. Разумеется, что в модели для разных субъектов коммуникаций (учащихся, педагогов, ученых, специалистов и др.) соответствуют свои объекты, организационные формы и виды деятельности, типы создаваемой продукции.

К общим видам продуктивной сетевой деятельности субъектов коммуникаций мы причисляем:

- создание продукта вне сети и размещение его в сети с определенными целями (презентация, обсуждение, экспертиза и т.п.);

- создание продукта с помощью сетевых ресурсов (при использовании материалов сайтов, различных способов доступа к ним, методов обработки информации);

- спонтанное создание продукта с помощью отдельных сетевых технологий – e - mail , чат, веб-форумы, ICQ и др.;

- создание продукта в ходе организованных телекоммуникаций, являющихся составной частью сетевых мероприятий: дистанционных курсов, проектов, конкурсов, конференций, олимпиад;

- создание продукта в ходе организованных телекоммуникаций, относящихся к деятельности распределенной организации (сетевое производство или производство с помощью сети).

Проверка гипотезы осуществлялась нами в области педагогической науки, в системе повышения квалификации учителей, а также в сфере школьного образования (дополнительного и профильного).

Для разных субъектов телекоммуникаций были определены виды их продукции и организационные формы сетевой деятельности:

1. Ученые, педагоги, соискатели –> научно-педагогическая продукция –> дистанционный методологический семинар, дистанционная научно-практическая конференция.

2. Преподаватели вузов, учителя школ, методисты –> методическая продукция –> дистанционный оргдеятельностный курс, Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года.

3. Школьники –> образовательная продукция –> дистанционная эвристическая олимпиада по предметам, дистанционный курс, дистанционный проект, онлайн-защита творческих работ.

Охарактеризуем промежуточные результаты эксперимента, проводимого нами с 1997 года в образовательной области сетевой деятельности.

Дистанционные эвристические олимпиады

Наиболее интенсивной, массовой и успешной сетевой формой развития креативности школьников являются дистанционные эвристические олимпиады (www.eidos.ru/olymp/). За 7 лет проведено 65 дистанционных эвристических олимпиад по всем общеобразовательным предметам, в которых приняло участие около 50 тыс. учащихся с 1 по 11 классы. Основой олимпиад являются разрабатываемые по особой технологии открытые задания. Специфика открытых эвристических заданий состоит в том, что они не имеют однозначных решений и ориентированы на создание учеником нового для него образовательного продукта.

Продукция участников олимпиад разнообразна: идея, текст, рисунок, схема, символ, знак, способ, опыт, конструкция, преобразованная информация и т.п. Олимпиадное задание может быть метапредметным, например: «Проведите комплексное исследование трех объектов: слово «пружина», идея пружины, сама пружина»; или отнесенным к конкретному учебному предмету, например: «Составьте периодическую таблицу геометрических элементов. Сформулируйте и запишите положенные вами в основу таблицы признаки периодичности».

Участники сетевых эвристических олимпиад испытывают очень яркие чувства в процессе творчества, в отзывах они рассказывают о влиянии олимпиад на свое развитие. Приведем несколько рефлексивных суждений учеников и их учителей об осознании результатов, полученных во время дистанционных олимпиад:

«Больше всего мне понравилось составлять рассказ про спор точки и запятой. Когда я начала придумывать правила для русского языка, я затруднялась. Когда я затруднялась, я чувствовала больше интереса». - Горбунова Аня, 1 класс, г.Олекминск. (Говорит об интересе к сочинительству с элементами русского языка, об увеличении своего интереса вследствие трудностей процесса нормотворчества).

«Я почувствовала себя Евклидом, создавая «Мой алгоритм». Я поняла, насколько разнообразен может быть ответ на одну и ту же задачу и сколько существует подходов к ее решению». - Жукова Ирина, 9 класс, г. Иваново . (Отождествляет свою деятельность с деятельностью ученого).

«Это просто радость и изумление – каждый раз получать задания ваших олимпиад. Учителя ходят и удивляются – ну кто же их придумывает? Дети, первый раз участвующие в подобной олимпиаде, открывают предмет для себя заново, это как второе рождение. И сам, наблюдая за их работой, невольно начинаешь фантазировать, придумывать, творить». - Свистун Инна Владимировна, учитель школы № 109 г. Трёхгорный . (Определяет открытые задания как новый и альтернативный подход к изучаемому предмету. Говорит о влиянии творчества учеников на деятельность учителей).

«Я еще ни разу в своей жизни не видел, чтобы ребята так сосредоточено и самоотверженно работали … На олимпиадах наши ребята учатся выражать мысль конкретно, обосновывая свою точку зрения». - Евсюков Денис Анатольевич, зам. директора лицея № 57, г. Тольятти. (Отмечает значительный рост работоспособности учащихся при выполнении открытых заданий, отмечает роль эвристических олимпиад в развитии техники самовыражения школьников).

«Когда я впервые внимательно ознакомилась с некоторыми детскими работами, я испытала состояние, которое можно назвать культурным шоком, настолько необычны, неожиданны и глубоки они были. Необычность детских работ вызвала существенные метаморфозы даже в моём мировосприятии, так что же можно говорить о детях, которые пришли на олимпиаду решать задачи и примеры, а открыли для себя новый мир!» - Липчанская Мария Анатольевна, Северо-Казахстанский государственный университет, г.Петропавловск. (Указывает на причинно-следственную связь между необычностью заданий, ученических работ и мировосприятием учителя).

Дистанционное профильное обучение

Другая форма сетевого продуктивного обучения экспериментально реализуется в процессе создания системы дистанционного профильного обучения. С ноября 2002 года под нашим руководством разработано и проведено более 20 дистанционных профиль-курсов для старшеклассников. Технология проведения занятий во время дистанционных профиль-курсов разработана также с опорой на концепцию продуктивного обучения. В ее основе - личностная ориентация обучения, продуктивная деятельность участников курсов, организация их коммуникации, рефлексивное осмысление результатов. В настоящее время ученые и педагоги-экспериментаторы ведут разработку программ и учебных материалов для дистанционного обучения учащихся гуманитарного, естественнонаучного, технологического и иных профилей обучения.

Традиционно продуктивными формами сетевой учебной деятельности выступают дистанционные проекты. Вопросы, связанные с их разработкой и проведением достаточно подробно описаны в научной и учебной литературе и не потеряли актуальности по сей день.

Перспективной организационной формой развития креативности школьников является, как показал наш опыт, выполнение и онлайн-защита творческих работ (www.eidos.ru/project/eidos-class/). Впервые сетевая деятельность по выполнению и защите творческих работ, названная Эйдос-классами, была организована нами в апреле 2004 года. В течение месяца 55 учащихся 1-11 классов, находящихся в разных городах, выполняли по специальному алгоритму творческие и исследовательские работы, размещали их в сети, получали на них рецензии специалистов и одноклассников, а затем защищали свою продукцию в чат-режиме.

Анализ стенограмм проведенных онлайн-защит показал, что у детей проявляются те умения и другие качества, которые в обычном очном обучении не задействуются. Например, умение кратко письменно ответить на разворачивающуюся систему вопросов. При этом число вопросов и ответов при защите одной работы доходит до двух-трех десятков. Интенсивность онлайн-защит намного превышает их очные аналоги, и, соответственно, развитие творческих способностей оказывается более действенным.

Творческие, исследовательские и иные работы дистанционных учащихся вошли в их портфолио - портфель достижений, который является результатом реализации индивидуальной траектории обучения каждого ученика. Портфолио выступает формой концентрации образовательного продукта школьников, созданного в рамках общеобразовательных предметов (математика, физика, информатика, русский и иностранный языки, история, литература, биология и др.) или дополнительных курсов (краеведение, техническое творчество, сайтостроительство и др.)

Сравнивая эффективность деятельности различных субъектов телекоммуникаций (ученые, педагоги, школьники), и форм их сетевой деятельности между собой, отметим, что наиболее высокий уровень развития продуктивности обнаружен у школьников. Их творческие работы, исследования, курсовые и олимпиадные работы демонстрируют уровень, сопоставимый, а подчас и превышающий образовательные аналоги – материалы учебников, пособий и т.п. Для ученых сетевые коммуникации предоставляют новые возможности в достижении профессиональных исследовательских задач, поэтому продуктивность их сетевой деятельности достаточно высока. Уровень продукции учителей, участвующих в телекоммуникациях, оказывается зачастую невысоким, поскольку первоначально они ориентированы лишь на получение информации, а не на собственную разработческую деятельность.

В заключение отметим, что обеспечение продуктивной деятельности с помощью сетевых телекоммуникаций не исчерпывается перечисленными организационными формами и видами деятельности. Имеются и иные способы развития креативности человека с помощью Интернет-ресурсов и технологий. Обеспечение интерактивности и творческой самореализации «пользователей» сети, к примеру, может достигаться на основе специально разрабатываемых интерактивных сайтов, в еб-квестов и других способов организации телекоммуникаций. Однако, как показывает проводимый нами в течение ряда лет педагогический эксперимент, во всех рассмотренных организационных формах телекоммуникаций главным условием как выявления, так и развития креативных способностей человека является реализация принципа продуктивности его сетевой деятельности.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Креативная функция дистанционного обучения // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 11 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2005/0211.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта