EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Современные информационные технологии изменяют окружающий нас мир...»
Евгения Смирнова-Трыбульска, Ремигиуш Копочек.
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеАспекты использования...

 


Теоретические и практические аспекты использования в образовании информатических средств Open Source

Евгения Смирнова-Трыбульска, Ремигиуш Копочек, Данута Виллманн, Шлёнский Университет, Польша

Вступление

Современные информационные технологии изменяют окружающий нас мир в головокружительном, ошеломляющем темпе. Изменения касаются всех областей нашей жизни: работы, учёбы, общественных отношений, но в особенности образования. Образование рассматривается как одна из ведущих составляющих, ускоряющих технологическое развитие.

Живя в информационном обществе постоянно встречаемся с потоком информации, который необходимо профильтровать и выбрать из него самое ценное. Это происходит, поскольку знания в XXI веке является "стратегическим богатством", а умения решают о конкуренционных преимуществах на рынке труда (Pachoci?ski R., 1999). Поэтому также образованию в XXI веке ставится огромный вызов - сформировать компетентного человека, умеющего искать и преобразовывать информацию, быть знакомым с новыми технологиями и решать с помощью них проблемы.

Чтобы это задание было выполнено, необходимы высококвалифицированные педагогические кадры, которые будут умело использовать современные дидактические средства. В связи с этим приняты следующие цели и направления развития информационного общества в Польше и осуществляются действия, направленные на реконструкцию системы образования в информационном обществе на период до 2010 года [15]

В июле 2003 года появилась инициатива педагогических вузов в виде "Рамовой программы Информатической Подготовки Учителей" [10] в этих вузах и подготовки выпускников этих вузов к использованию современных информационно-коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности. В рамках этой программы предвидится несколько элементов методологии образования через Интернет, об этом ниже. Как однако выглядит виртуальное образование на низших уровнях образования? Официальные статистические данные отсутствуют, но с большой степенью вероятности можно предположить, что существующие школы, проводимые эту форму образования относятся к немногочсленным. Прежде всего конечно же важно выделить высшие учебные заведения: PUW (Польский Виртуальный Университет), PG (Гданьский Политехнический Университет), UW (Варшавский Университет, и др.).

В образовании низшего уровня дистанционное обучение является ещё на зачаточном уровне в виду нескольких причин, среди которых необходимо выделить: отсутствие уставичных документов в этой области, недостаточный уровень подготовки учителей в для проведения дистанционного обучения, недостаток финансовых средств на такого рода проекты.

Рис.1. Распределение ответов на вопрос анкеты

А как выглядит отношение самих учителей к использованию данной формы обучения? В прошлом году была проведена анкета среди учителей школ разных уровней [13], одним из вопросов которой состоял в следующем: "Хотите ли Вы закончить курс и получить компетенции в проведении обучения в дистанционной форме?". Респределение ответов выглядит следующим образом (рис.1):

Почему "Да" (41%) -

  • эффективность работы учителя, ответственность обучающихся
  • ответственность за эффекты учения падает на учащегося
  • выгодная форма обучения и научания
  • может был бы более высокий уровень восприятия и усвоения
  • рассчтываю на заинтересованных пользователей
  • это может быть новым опытом (в виду собственной безопасности)
  • можно работать дома
  • потому что я подготовлен(а) к этому мериторически

Почему "Нет" (20%) -

  • отсутствие контакта с учащимся
  • не верю в эффективность этой методы
  • молодёжь не стравляется с самостоятельным обучением
  • нехватка времени
  • не вижу, чтобы такое обучение приносило пользу
  • отсутствие группового контакта
  • отсутствие взаимного, живого, вербального контакта
  • иду на пенсию

Как видно из ответов некоторые учителя попросту не представляют себе чем является дистанционное обучение, именно оттуда вытекает их негативное отношение к этой форме обучения.

Далее попробуем проанализировать некоторые технические и методологические аспекты дистанционного обучения и в особенности условия, которые должны быть выполнены для распространения данной формы обучения в школах различного уровня.

Объединяя в себе разнообразные элементы медиа: текст, звук, образ, видео и продвинутые компьютерные технологии, опирающиеся на цифровых телекоммуникационных сетях, появились мультимедийные системы предлагающие пользователям разнообразие обучающих курсов и других форм повышения квалификации в этой области.

Благодаря ним есть возможным проведение обучения в режиме синхроничным и асинхроничным.

Эти системы трансмиссии данных используют наиболее новые и быстрые медиа: спутниковые - средства массовой коммуникации, мобильные телефоны, сети кабельного телевидения, и прежде всего Интернет (Wagner J., 2002).

В настоящее время на польском рынке телеинформатических услуг функционирует много предприятий и фирм, внедряющих системы дистанционного обучения (distance learning). Их продукты соответствуют стандартам SCORM и AICC, что обеспечивает компатебильность курсов, проводимых на разных платформах, оборудовании и с разнообразным программным обеспечением, а также контроль за учебными достижениями учащихся.

В таблице 1 представлены фирмы, предлагающие дистанционные курсы и платформы e-learning. Критерием выбора системы была поддержка польского языка и отдел на территории Польши [16].

Конструкция хорошей системы дистанционного обучения e-learning должна позволить на проведение курсов, учитывающих специфику и особенности пользователей и использование наиболее современных и актуальных знаний о методах и технологиях обучения.

Такая система должна дать возможным не только передачу информации, но и обязательно формирование практических умений (Osma?ska-Furmanek W., Furmanek M. 2001).

На каждом этапе знания должны быть иначе представлены и проверены, а каждый участник имел возможность обучения в индивидуальном, оптимальном для себя режиме.

Представленные выше платформы дистанционного обучения предлагают ряд возможностей организации и проведения обучения, и предлагают как синхроничную так и асинхроничную передачу информации.

Обеспечение различных способов коммуникации между студентом и тутором а также между студентом и студентом позволяет на более лёгкое понимание передаваемого содержания, благодаря возможности разговора и обмена взглядов на дискуссионном форуме, чатах, через почту e-mail. Дополнительно благодаря инструментам коммуникации есть возможным исследование оценки процесса и организации обучения участниками (информация, полученная в результате обратной связи тренерами, турорами, инструкторами).

Одним из существенных заданий реализованных в системе обучения есть прослеживание всего процесса обучения. Все события связанные с актуальными организованными курсами должны быть регистрированы в базе данных. Благодаря тому преподаватель, проводимый занятия и контролирующая процесс и эффективность отбывающихся курсов, получает актуальные информации относительно результатов полученных студентами.

Таблица 2. Возможности, предлагаемые различными платформами e-learning [16].

Платформа
Обслуживание всех форм презентации
Обслуживание и поддержка форм проверки

Интерактивность

Чат

Эл. Почта

Доска

Видео-конфе
Lotus Software
+
+
+
+
+
+

e-Learning

+
+
+
+
+
-
 
+
+
+
+
-
-

LearningLab

+
+
-
-
-
-

LEO

+
+
+
+
-
-
 
+
+
+
+
+
-
 
+
+
+
+
+
-
Wiedzanet
+
+
-
-
-
-
 
+
+
+
+
+
+

DIGITAL SPIRIT

+
+
+
+
-
-
* текст, фильм, графика, анимации, звук

Кроме возможностей передачи информации и форм коммуникации существенным является чтобы структура системы была прозрачна и не создавала проблем при администрировании и организации новых курсов и других форм обучения.

Это является действительно очень важным аргументом, поскольку пользоваться платформой будут много лиц, начиная от участников курсов, особ, обслуживающих процесс обучения, лиц, создающих дидактические материалы, по администратора, управляющего работой целой системы. Поэтому также целая система должна быть поделена на отдельные сегменты с определёнными правами доступа и областью функций. Табица 3 представляет примерную типологию ролей и функций.

Таблица 3. Типология ролей в системе e-learning [16]

Название роли

Администратор

Тренер

Автор

Студент

Главные задания

Управление

Контроль

Создание

Участие

Другие функции

Публикация курсов Направление на обучение Преписание тренеров курсам и курсантам

Проверка результатов сотрудников и групп активных курсов
Уделение консультации курсантам

Создание курсов, программ, списков, содержания, страниц
Приписание дополнительных элементов курса

Проверка результатов,
полученных в процессе курса, коммуникация с тренером
Прослежение процесса курсов
Чтение сообщений

При выборе предложения всегда решающую роль играет цена. В случае платформы e-learning этот критерий является особенно существенным, т.к. покупка или аренда такой системы связано с огромными финансовыми средствами.

Принимая решение выбора определённого представителя телеинформатических услуг необходимо принять во внимание способ лицензирования продукта, стоимость внедрения, гарантии, техническую поддержку и время реакции решения появившейся проблемы.

Существенны также оплаты за число участников. К сожалению при аренде выше упомянутых платформ стоимость за обучение одного курсанта колеблется от нескольких до нескольких десятков евро, что делает невозможным их использование в более широком масштабе.

Кроме выделенных аспектов, есть очень важно, чтобы система имела механизм создания вложенных курсов. Этот элемент должен генерировать приложения согласно со стандартами SCORM, обеспечить компатебильность с другими платформами. Анализируя предложения необходимо также обратить внимание на операционную систему, в которой должна работать платформа и как работают базы данных, которые здесь используются. Все системы, действующие под контролем системы Windows или Solaris и базы данных MS SQL, DB2 i Oracle будут генерировать дополнительные средства, в то время как в Linuxow-ых системах и бесплатных базах данных (MySQL, Postgress) можно значительно снизить стоимость продукта.

Платформа e-learning в условиях школы

В школьных реалиях платформа дистанционного обучения должна быть использована в процессе, в дополнении и расширении традиционного процесса обучения и коммуникации школьного сообщества. Это означает, что подготовкой образовательного содержания и его управлением будут заниматься главным образом учителя, учителя всех предметов, а не только специалисты в области информатики и ИКТ.

В условиях польской школы все выше перечисленные требования можно свести к следующим [5]:

  • Наличие интерфейса, помощи и документации в родном языке (польском);
  • Учёт реальных возможностей учащегося (полное, простое, интуитивное обслуживание на произвольном компьютере, с любой операционной системой и произвольным подключением к сети, без необходимости инсталляции специального программного обеспечения и оборудования);
  • Учёт реальных технических и финансовых условий школы (дешёвая, либо лучше бесплатная, позволяющая на простую инсталляцию в имеющейся операционной системе, не слишком высокие требования к оборудованию и пропускной способности сети);
  • Учёт потребностей и возможностей учителя (нетрудное управление содержанием и пользователями, лёгкая коммуникация с ними, возможность быстрого создания документов, простого предоставления доступа, упорядочения и описания разных типов данных, в том числе мультимедийных);
  • Функциональная эластичность (рассматриваемая как совокупность лёгкого начала работы, минимальным составом функциональности и с возможностью расшерения совокупности используемых компонентов относительно растущих потребностей и умений учителей и учащихся. Платформа должна "расти вместе с пользователем");
  • Доступность инструментов, дающих возможность и поддерживающих коммуникацию между пользователями, их возможности (например, при записи разговоров, общение в конкретной определённой группе и т.д.);
  • Учёт педагогических потребностей (наличие инструментов, служащих для поддержки составляющих элементов процесса обучения, специфичных для школьной педагогики);
  • Поддержка новых стилей обучения (Е.С.Полат 2001), прежде всего креативистского (Juszczyk 2002, Kwieci?ski 2003, Le Blanc 2003,), в том упрощение разных форм коммуникации и групповых форм учения, взаимной оценки, управление учащегося собой, также возможность простой замены - учитель - создатель курса).

 

 

Дистанционные курсы для педагогов

Центр "Эйдос" проводит дистанционные курсы и мастер-классы для педагогов по проблемам информатизации образования.

 

Существует много решений платформ дистанционного обучения, отличающихся техническими возможностями, наличием и уровнем сложности разных функциональных компонентов, диапазоном использования, ценой и ценовой политикой, требованиями к оборудованию, об этом говорилось выше. Более скромный есть список платформ, поддерживающий педагогический процесс, в то время как при выборе платформы дидактический аспект должен быть решающим.

Техническое обслуживание платформы не должно вызывать у пользователей никаких проблем. Поэтому желательно, чтобы платформа обслуживалась с помощью известного интернет-броузера, как учащимися так и учителями, создателями курсов, администраторов).

С уровня веб-броузера должна позволять по крайней мере на редакцию текстовых документов, интуитивное пересылание и сохранение файлов на сервере, просмотр (прослушивание) данных в разных форматах (в том числе мультимедиальных) и на коммуникацию с помощью простых в обслуживании инструментов таких как дискуссионные форумы.

В результате сравнений и тестов, руководствуясь вышей представленными техническими, финансовыми взглядами, но прежде всего педагогическими, была выбрана и в ближайшее будет внедрена доступная и распространяемая по принципу Open Source платформа Moodle (http://moodle.org). Исполняет она роль LMS, CMS i VLE (то есть может быть использована на всех этапах планирования и реализации процесса обучения). Выполняет она также с запасом все планируемые и предъявляемые требования:

Интерфейс, помощь и документация существуют в нескольких десятках языках, и может быть простым образом выбран каждым пользователем.

Платформа полностью обслуживается с уровня стандартного веб-броузера. Не накладывает никаких специальных требований к оборудованию и операционной системе.

Является полностью бесплатной (и согласно идеи Open Source - такой останется). Используемые механизмы позволяют на инсталляцию на практически любом оборудовании, в произвольной операционной системе и произвольные базы данных (в том числе также бесплатный и популярный в школах и производительный Linux и MySQL). В соединении с относительно простой и хорошо описанной инсталляцией позволяет на инсталляцию на собственном либо школьном сервере (это значительно снижает цену инсталляции и эксплуатации а также требования относительно пропускающей способности сети - большинство трансмиссий происходит внутри сети LAN школы).

Управление платформой и создание курсов, и их полная публикация за посредничеством простого интерфейса веб-броузера не требует никаких специальных информатических квалификаций со стороны учителя.

Платформа диспонирует широким составом компонентов; благодаря модулярной конструкции решение о использовании (либо нет) любого из них может быть принято в произвольном моменте, также во время прохождения конкретного курса учащимися. Это даёт некоторую эластичность - использование платформы можно начать от произвольных, в данном моменте необходимых, даже единичных компонентов (например, дискуссионного форума единичного доступного средства).

Важно вспомнить, что платформа Moodle быстро развивается. Существует целое сообщество коммуникующихся на платформе специалистов, практиков и исследователей из разных областей, из различных стран (в том числе из Польши), которые тестируют и оценяют решения Moodle'a, предлагают идеи её развития и положительные практические примеры использования. Оказывают помощь тем, кто за ней обращается. Список зарегистрированных институций использующих платформу Moodle в июле 2004 года охватывала 1670 институций из 92 стран. В том числе в Польше список включает практически все уровни и типы школ, центры повышения квалификации учителей, а также частные и государственные вузы.

В большинстве ситуаций его ролью является расширение, а не замена образования. Хорошей ролью является "быть всегда под рукой в случае необходимости".

Педагогически платформа является правильной, если содержит

  • полный план, календарь,
  • облегчает управление собой учащимися,
  • даёт постоянный доступ к электронным информационным материалам (help'am) и
  • даёт возможность постоянной электронной коммуникации.

Выбор конкретных прикладных тем в электронном виде должен осуществлять учитель, в способ продуманный и эластичный.

Сегодня принимается, что каждый учитель вне зависимости от предмета должен иметь компетенции в области использования в своей профессиональной педагогической деятельности инструментов ИКТ. Платформа дистанционного обучения может в некотором смысле быть метаинструментом; предоставляет неповторимые возможности не только интеграции инструментов и разнообразных материалов из разных источников, но прежде всего скоординировать в максимально прозрачный способ разные аспекты обучения традиционного, электронного и дистанционного.

Важно напомнить, что роль электронного курса, поддерживающего школьную дидактику несколько иная, чем дистанционного курса.

Кроме умений в области информационных и коммуникационных технологий:

  • обслуживание платформы,
  • подготовка,
  • обработка,
  • пересылка и
  • сохранение разных типов данных,
  • коммуникации через сеть,

необходимы также знания o

  • специфике мультимедиального коммуниката
  • процесса коммуникации через сеть и
  • специфике многих аспектов дистанционного обучения

Содержание обучения должно быть дифференцировано в зависимости от направления и профиля (информатических и неинформатических (гуманитарных, естественно-математических)) и принимать во внимание прежнюю подготовку студентов (студентов понимаем в очень широком аспекте, о студентах дневного обучения, которые по году-два по окончанию лицеев, как и о учителях, слушателях доследипломных форм обучения, которые могли раньше не иметь практического контакта с ИКТ)

Исходя из выше перечисленных предпосылок предполагаем, что выпускник неинформатической педагогической специальности должен в процессе своего образования получить соответствующий запас знаний и умений (технических и педагогических), чтобы свою профессиональную работу поддерживать с помощью платформы дистанционного обучения, на которой будет создателем курсов в описанном выше смысле.

Принимаем также, что обучение в такой области, чтобы быть эффективным должно осуществляться за посредничеством плаформы дистанционного обучения проектными методами.

Анализируя актуальную ситуацию по данной проблеме и принмая во внимание немногочисленный опыт в области подготовки учителей к проведению дистанционного обучения была подготовнена программа сообветствующего предмета, который может преподаваться на всех направлениях высшего педагогического образования дневной и заочной форме, а также в рамках усовершенствования учителей и последипломных формах обучения.

В ближайшее время программа курса будет протестирована, проверена и усовершенствована, что окажется исходным пунктом для следующего этапа исследований.

Содержательные модули программы (30 ч.):

  • Инновационные методы обучения, в том числе метод проектов.
  • Мультимедиальный коммуникат, структура понятия, эдукационные фукнкции.
  • Принциты конструктивистской и когнитивистской теории обучения.
  • Основы методики дистанционного обучения.
  • Платформы дистанционного обучения, просмотр, сравнительная характеристика опыт, примеры использования
  • Основы обслуживания и использования платформы Moodle (инсталляция, наполнение содержанием, начало работы, управление курсами, эвалюация)

Инструменты платформы Moodle для проведения дистанционного обучения

Платформа Moodle обеспечена в ряд интсрументов, создающих возможность проведения курса и совместную работу учащегося с учащимся и учащегося с учителем. К этим инструментам в том числе принадлежат: Голосования, Чаты, Лекции, Задания, Дневники, Тесты, Анкеты, Форумы, Словарь понятий

Голосование

Преподаватель курса задаёт вопрос и предлагает ряд возможных ответов на выбор. Этот инструмент может быть полезен при проведении быстрой анкеты, целем которой есть привлечение курсантов для работы по данной теме либо проверка существует ли данное явление (например под титулом: Используется ли на Ваших уроках компьютер?)

Результаты голосования могут быть проиллюстрированы на гистограмме

Рис.3 Модуль Голосование

Задания

Задания дают возможность преподавателю определить работу, которую студенты должны выполнить в электронном виде и переслать на сервер. Этот модуль имеет функции, дающие возможность выставления оценок.

Существуют различные типы заданий.

Действия выполнимые в режиме off-line - эта опция полезна в случае заданий выполняемых вне платформы Moodle. Студенты видят описание задания, но не могут прислать файлы ни выполнить никакие другие действия. Преподаватель однако должен оценить студентов, которые получают информации о оценке своего задания.

Требование пересылки одного файла - этот тип задания даст возможность выслания всем студентом файла любого типа. Это может быть документ Word, графисекий файл, скомпрессованная веб-страница WWW либо любой другой файл, который должны прислать. Преподаватель может оценивать присланные задания в режиме on-line.

Анкета

Этот модуль предлагаем ряд проверенных инструментов необходимых для проведения анкетирования, которые могут быть полезны в оценке и стимулировании процесса обучения в среде on-line.

В данный момент Moodle предлагает не только определённые типы анкет (следующие версии дают возможность создание собственных). Служат они для идентификации трендов, которые могут появиться среди участников курса. Это:

COLLES (Constructivist On-Line Learning Environment Survey) - Анкета на тему конструктивистской среды обучения on-line

ATTLS (Attitudes to Thinking and Learning Survey) - Aнкета на тему подхода к процессам мышления и обучения

Рис.4 Модуль Анкета

Чат

Модуль Чат позваляет участникам на проведение на живо дискуссии через сеть. Это есть полезный способ на лучшее взаимопонимание и темы, которая обсуждаема - способ использования чат-протоколов принципиально отличается от дискуссии на Форум. Модуль Чат содержит много опций, позваляющих на управление и просмотр дискуссий Чат.

Дневник

Этот модуль охватывает действия рефлексивного характера. Преподаватель просит студентов порассуждать на данную тему. Студенты могут какое-то время редактировать и модифицировать свои высказывания, которые конфиденциальны и доступны только для преподавателя. Преподаватель может прокомментировать и оценить каждое высказывание отдельно и занести в дневник.

Рис.5 Модуль Дневник

Дискуссионные форумы

Этот модуль является одним из важнейших - именно в нём происходит большинство дискуссии. Форумы могут иметь различную структуру и создавать возможность для каждого поста участниками. Посты могут просматриваться в разных форматах и могут иметь разный формат. Участники, которые являются субскриментами Форум, получают по электронной почте копию каждого нового поста. Преподаватель может навязать (продиктовать) субскрипцию всем участникам.

Рис.6 Дискуссионные Форумы

Лекция

Лекция позваляет на представление содержания интересным образом на многих строницах. Каждая страница обычно кончится вопросом и ответом либо несколькими ответами. В зависимости от достижений студента, либо продвигается он вперёд по материалу, либо назад. Навигация по уроку может быть упрощена, но может также быть более сложна в зависимости от структуры лекционного материала.

Рис.7 Модуль Лекция

Тесты

Этот модуль даёт возможность преподавателю создавать и задавать тесты в форме quiz содержащих вопросы с несколькими вариантами ответа, вопросов типа правда/ложь, и вопросов, требующих уделения коротких ответов. Тесты могут быть допускать несколько проб нахождения ответа. Каждая проба есть автоматически проверяна и преподаватель может принимать решение, представить свой комментарий либо правильный вариант ответа. Этот модуль включает и предлагает инструменты, создающие возможность оценивания.

Рис.8 Модуль Тесты

Словарь понятий

Этот модуль даёт возможность курсантам и преподавателю создание и сбор определений, похожего на словарь. Определения могут находиться либо просматриваться многими способами. Словарь Понятий даёт возможность учителям экспортировать содержание из одного словаря понятий в другой (главного словаря понятий) в рамках одного и того же курса. Этот модуль даёт возможность также автоматически генерировать гиперссылки к имеющимся дефинициям в рамках создаваемого курса.

Рис.9 Модуль Словарь понятий

Образовательный портал "Эрудит" на базе платформы PHP-Nuke Apachi

Как уже говорилось выше информатизация школы является одним из приоритетных направлений реформы польской системы образования. Кроме обеспечения школ всех уровней интернет-классами и информатической подготовки всех категорий учителей третьим составным элементом концепции информатизации просвещения в Польше является в частности увеличение образовательных ресурсов, соответствующих современному научному, педагогическому и техническому уровню:

  • создание тематических образовательных порталов,
  • электронных виртуальных библиотек,
  • серверов с образовательными (дидактическими, методическими) материалами
  • создание мультимедиальных педагогических программ

Сейчас созданы и успешно действуют десятки образовательных порталов, но и так ещё к сожалению эдукационные ресурсы интернета весьма скромны и их количество ещё далеко от ожидаемого и необходимого. Свой небольшой вклад в решение этого актуального вопроса внесла Кафедра Информатического Образования

Как был создан и как выглядывает сейчас образовательный сервер ЭРУДИТ

Кафедра Информатического Образования Шлёнского Университета Филиала в г. Чешин имеет значительные достижения в обучении и усовершенствовании подготовки учителей. В течение длительного времени мы чувствовали необходимость создания интернет-сервиса образовательного характера, служащего помощью учителям, методистам, работникам просвещения, ученикам, студентам. Это решение созревало достаточно долго, пока наконец в январе 2004 не был запущен сервис. Эффективности и важности предприятия способствуют собственно поставленные дидактические и воспитательные цели, соответствующие новым вызваниям в области образования. Материалы и разработанные сервисы в созданном портале разнообразны и интересны. В течении последних нескольких лет на дневных, заочных, последипломных студиях, проводимых на нашем университете, а также выпускников нашего учебного заведения под руководством преподавателей кафедры КИО были разработаны несколько сот информатических образовательных проектов, большинство из которых имеет высокую дидактическую и методическую ценность. Итак мы решили на размещение самых хороших авторских работ на нашем портале с целью предоставления возможности использования их в своей учёбе и работе всеми заинтересованными пользователями, тем более, что на сегодняшний день разработаны готовые бесплатные платформы, среди которых в частности и PHP-Nuke, которые позволяют сэкономить время и делают возможным быстрое и лёгкое управление целым сервером, которым мы именно и воспользовались (описание платформы подано ниже).

Рис. 10 Интерфейс портала Эрудит, Модуль Downloads

На сервере можно найти конспекты уроков и сценарии занятий с использованием ИКТ, педагогические программные средства для компьютерной поддержки различных школьных предметов, электронную педагогическую энциклопедию, издательские новости, гиперссылки к наиболее интересным и важным образовательным интерент-ресурсам, фотогалерею со снимками с уроком в компьютерном классе, проводимыми нашими студентами и многое другое. Каждый найдёт что-то интересное для себя. О популярности и известности сервера "Эрудит" можно судить по количеству посетителей, которое за полтора года превысило 100000. Сервер постоянно обновляется и актуализируется. В данный момент также осуществляется мониторинг и анализ разнообразных статистических данных отностительно существующих уже сервисов и пожеланий интернаутов. Несколько дипломных работ посвещено решению научно-исследовательских задач, связанных с проверкой гипотез касающиеся степени соответствия структуры, содержания, сервисов образовательного сервера и потребностями разных категорий пользователей. Результаты будут в ближайшее время опубликованы.

Описание платформы NukePHP и её образовательные возможности

Создание тематических порталов до недавнего времени было заданием очень трудным и требовало от его создателей профессиональных знаний в области программирования и создания программного обеспечения на нужды сервисов WWW. Эти пробелы наиболее быстро увидели и оперативно отреагировали создатели Свободного Программного обеспечения (Open Source) создавая системы управления содержанием (Content Management System) в сокращении CMS. Как CMS необходимо понимать платформу, позволяющую на самостоятельное создание, разработку информационного сервиса либо интернетового портала, который операется на готовые модули. В зависимости от конкретного типа CMS число модулей разное, тем не менее однако всегда доступны такие модули как:

  • Сообщения
  • FAQ
  • Download
  • Link
  • Система поиска
  • Анкеты

Также важно отметить, что информатические платформы используемые в CMS очень разнообразны. К наиболее популярным можно отнести три: Apache, PHP, MySQL. Не менее успешно CMS можно адаптировать к имеющейся системе например на IIS Microsoft операющегося на технологии ASP вместе со всеми популярными серверами SQL доступными на рынке. Огромная популярность сервера WWW Apache (согласно исследований 70% всех серверов WWW), а также динамически развивающийся скриптовый язык PHP является причиной того, что большинство групп работающих над системати CMS решаются на создание приложений именно для этого среды. Не менее существенно есть то, что Apache, PHP i MySQL доступны на лицензии GPL т.е. бесплатны, а одновременно постоянно усовершенствованы многочисленным сотовариществом программистов.

В опоре о эту среду был создан один из самых популярных CMS - PHP-Nuke. Его автором и одновременно главным координатором является родившийся в Канаде аргентинец Francisco Burzi. PHP-Nuke благодаря своей эластичности быстро получил симпатии в многочисленной среде программистов и пользователей. Система существует несколько лет, благодаря чему не имеет недостатков раннего этапа развития, приобретая ведущую позицию среди системов CMS. PHP-Nuke есть доступный вместе с исходными кодами, что позваляет каждому модифицировать существующий код согласно своим взглядам и потребностям. Очень важной чертой PHP-Nuke является возможность выбора практически любого типа баз данных и различных операционных систем.

Идеей порталов и информатических систем является представление информации в динамичексий способ. Все информации, представленные на страницах WWW записаны в базе данных с помощью готовых шаблонов. Такой подход позваляет на ограничение файлов страницы WWW до необходимого минимум, что производительно упрощает администрирование сервером. Информации вводятся в базу данных посредством простого интерфейса в виде "Администрационного меню". В моменте, когда администратор введёт и подтвердит ввод информации она есть видима на странице WWW. Это решение упращает редакцию сервиса WWW, сводя использование FTP до минимум.

Основной пакет PHP-Nuke содержит несколько десятков файлов PHP. Эти файлы можно поделить на следующие группы:

  • модули
  • блоки
  • темы
  • файлы администрационного меню
  • файлы с коммуникатами в разных языках (в том числе польском)

Рис.11 Администрационное меню

Принципиально за появление страницы WWW есть ответственный файл index.php, а за Администрационное меню amin.php. Остальные файлы главным образом служат как источники, "поставщики" соответствующего фрагмента кода и вводятся в файл index.php с помощью функции "Include".

Модули являются основной группой доступных опций портала и видимы и доступны в главном меню на странице index.php. Стандартно доступны:

  • News - модуль, отвечающий за появление сообщения,
  • Content - показывает страницы WWW подготовленные в произвольном виде,
  • Downloads - модуль ответственный за представление и возможность копирования (скачивания) файлов,
  • Links - база адресов гиперссылок,
  • FAQ - наиболее часто задаваемые вопросы,
  • Forums - модуль, служащий для создания дискуссионного форума,
  • Feedback - модуль, служащий для информирования других о нашей странице WWW,
  • Member List - список пользователей и администраторов портала.

К этому списку можно добавлять модули скопированные из интернета, как в том числе и самостоятельно разработанные. Каждый из модулей может быть в произвольном месте выключен либо доступ к нему станет ограничен для некоторых пользователей.

Блоками называются элементы страницы WWW, которые появляются в виде самостоятельной отдельной рамки. Такими блоками являются, например, модули.

Следующими примерными блоками:

  • Search - блок, ответственный за поиск информации в портале,
  • Administration - блок, служащий для администрирования порталом,
  • Language - блок, служащий для изменения языка портала (изменению подлежат только исключительно постоянные элементы, например, описания, заголовки, коммуникаты и т.д.),
  • Login - блок, служащий для логования администраторов и пользователей

Число доступных блоков есть огромным и постоянно восполняется. Согласно приблизительным рассчётам приближается к 200. Могут это быть одновременно галереи фотографий как и системы e-commerce. Блоки можно размещать на главной странице произвольным образом, определяя их положение в Администрационным меню с помощью стрелок.

Темы - это готовые наборы графических элементов разрешающих на изменение вида портала. Изменение вида наступает через выбор в Административном Меню конкретной схемы. После подтверждения целый портал изменяет свой интерфейс. Можно пользоваться широкой гаммой тем разработанных многими другими создателями, как и создавать их самостоятельно. Разработка собственного состава не является трудным процессом и не требует большого знакомства с кодом PHP.

Административное Меню является самым важным элементом работы каждого разработчика портала. После введения логина у нас есть в распоряжении целый ряд икон, по нажатию на которые можно управлять конкретным элементом портала. Очень важным компонентом, повышающим удобство и безопасность представляемых информаций, является возможность предоставления разных прав отдельным пользователям. Благодаря такому решению можно чётко поделить сферу прав и обязанностей для членов коллектива создающих портал. В Администраторском меню существует целый ряд опций, разрешающих на добавление, модифицирование и удаление каких-либо информаций представляемых выше. Одновременно также у администратора есть возможность текущего анализа статистик рейтинга. Расширенные статистики - первостепенный инструмент каждого вебмастера. Их анализ предоставляет очень важные информации разрешающие на лучшую организацию работы и более точное предоставление информации пользователям портала благодаря поисковой системе. Безмерно важной чертой Административного Меню есть возможность изменений всех элементов содержащихся на сторанице WWW портала. Благодаря простым и интуитивным формулярам и системам подсказки практически каждый будет в состоянии быстро и беспроблемно подготовить и запустить свой собственный портал.

Последний элемент - языковые файлы. Благодаря выключению коммуникатов и основных постоянных текстов из главных файлов, стало возможно создание системы соответствующего CMS для большинства языков используемых в Интернете. Список языков стандартно охватывает все европейские языки и нескольких избранных азиатских. Тем не менее однако существует много готовых доступных переводов в Интернете. С точки зрения создателей портала это чрезвычайно важная черта разрешающая на приготовление его на разных языках. Если мы допускаем использование PHP-Nuke только в одном языке, то после установки соответствующего в Администраторском Меню, можем выключить блок разрешающий на изменение языка.

Поводов, для которых систем CMS, а особенно PHP-Nuke можно советовать использовать очень много. Важнейшей чертой есть готовая, протестированная система, которая постоянно развивается сообществом сконцентрированным вокруг этого проекта. В целом система является необычайно эластичной и позволяет на далеко идущие модификации. Важным достоинством является многочисленная группа пользователей, которые охотно помогают в развязывании текущих проблем. В случае некоммерческих витрин существенным элементом является форма выдаваемой лицензии, т.е. GPL разрешающий на бесплатное использование системы.

 

Список литературы.

1. A Programme for the Effective Integration of Information and Communication Technologies (ICT) in Education and Training Systems m Europe (2004-2006), http://elearingeuropa.info

2. Dokumentacja Moodle http://moodle.org/doc/?lang=pl.

3. ePolska Plan dzia?a? na rzecz rozwoju spo?ecze?stwa informacyjnego w Polsce na Iata2001-2006, Ministerstwo Gospodarki, http://kbn.icm.edu.pl/cele/epolska.html

4. Furgo? S., Hojnacki L. Zdalne nauczania na odleg?o?? r?ki - miejsce zdalnego nauczania w szkolnym procesie edukacyjnym [w:] Informatyczne przygotowanie nauczycieli. Kszta?cenie zdalne, uwarunkowania, bariery, prognozy, J. Migda?ek (red.), B. K?dzierska. Krak?w 2003.

5. Chodnicki J. Ocenianie w nowej szkole CODN, Warszawa 1998 [w:]: Hojnacki L. Bliskie kontakty ze zdalnym nauczaniem. Miejsce platformy zdalnego nauczania w stacjonarnym kszta?ceniu nauczycieli [w:] Informatyczne przygotowanie nauczycieli. Internet w procesie kszta?cenia, J. Migda?ek (red.), B. K?dzierska. Krak?w 2004.

6. Hojnacki L. Bliskie kontakty ze zdalnym nauczaniem. Miejsce platformy zdalnego nauczania w stacjonarnym kszta?ceniu nauczycieli [w:] Informatyczne przygotowanie nauczycieli. Internet w procesie kszta?cenia, J. Migda?ek (red.), B. K?dzierska. Krak?w 2004.

7. http://www.menis.gov.pl/oswiata/ksztzaw/stat_ust.htm.

8. Juszczyk S. Edukacja na odleg?o??. Kodyfikacja poj??, regu? i proces?w. Wydawnictwo Adam Marsza?ek, Toru? 2002.

9. Juszczyk S. Kompetencje nauczycie/a u kszta?ceniu na odleg?o?? [w:] Migda?ek J., K?dzierska B, (red.): Informatyczne przygotowanie nauczycieli, Rabid Krak?w 2002.

10. Led?chowski Z., Propozycja nowego programu ramowego w zakresie technologii informacyjnej w uczelniach pedagogicznych - komentarz uczestnika prac zespo?u autor?w[w:] Informatyczne przygotowanie nauczycieli. Kszta?cenie zdalne, uwarunkowania, bariery, prognozy. J.Migda?ek (red.), B. K?dzierska, Krak?w 2003.

11. Osma?ska-Furmanek W. Technologia informacyjna jako element przestrzeni edukacyjnej [w:] http://www.kompetencje_medialne.wshe.lodz.pl/pliki/
archiwum/kwiecien2002/sekcja1/referaty/osmanska.pdf Media a edukacja, WSHE ??d? 2002. [w:] L. Hojnacki Bliskie kontakty ze zdalnym nauczaniem. Miejsce platformy zdalnego nauczania w stacjonarnym kszta?ceniu nauczycieli [w:] Informatyczne przygotowanie nauczycieli. Internet w procesie kszta?cenia, J. Migda?ek (red.), B. K?dzierska. Krak?w 2004.

12. Pachoci?ski R. O?wiata XXI wieku. Kierunki przeobra?e?, Warszawa 1999. [w:] Wagner J. Platformy zdalnego nauczania - przegl?d aplikacji [w:] Informatyczne przygotowanie nauczycieli. Kszta?cenie zdalne, uwarunkowania, bariery, prognozy. J.Migda?ek (red.), B. K?dzierska, Krak?w 2003.

13. Smyrnova-Trybulska E. Aktualny stan przygotowania nauczycieli szk?? r??nych szczebli do wykorzystania TI w procesie nauczania na przyk?adzie Wojew?dztwa ?l?skiego. [w:] Informatyka w Edukacji i Kulturze. A.Mitas (red.), Cieszyn 2004

14. Smyrnova-Trybulska E. Uwzgl?dnienie aspektu uwarunkowania dydaktycznego oraz technicznego organizacji kszta?cenia na odleg?o?? przysz?ych nauczycieli [w:] Informatyczne przygotowanie nauczycieli. Kszta?cenie zdalne, uwarunkowania, bariery, prognozy. J.Migda?ek (red.), B. K?dzierska, Krak?w 2003.

15. Strategia Rozwoju Kszta?cenia Ustawicznego do roku 2010, MENiS, dokument przyj?ty przez Rad? Ministr?w w dniu 8 lipca 2003 r.,

16. UNESCO: Information and communication technology in education. A Curriculum for School and Programme of Teacher Devetopment. Division of Higher Education, UNESCO2002 http://unesdoc.unesco.org/images/0012/ 001295/129538e.pdf

17. Wagner J. Platformy zdalnego nauczania - przegl?d aplikacji [w:] Informatyczne przygotowanie nauczycieli. Kszta?cenie zdalne, uwarunkowania, bariery, prognozy. J.Migda?ek (red.), B. K?dzierska, Krak?w 2003.

18. Zaj?c M. E-learning z perspektywy nauczyciela E-mentor nr 3(5) 2004

19. General Public License , http://www.gnu.org

20. http://www.phpnuke.org

21. http://erudyta.filus.edu.pl

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Евгения Смирнова-Трыбульска, Ремигиуш Копочек, Данута Виллманн, Теоретические и практические аспекты использования в образовании информатических средств Open Source // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-14.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта