EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Система дистанционного образования - одна из важнейших составляющих образования...»
Ильиа Н.А., методист, Дмитриев И.В., канд. тех. наук
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеОбразовательные компетенции...

 


Образовательные компетенции в дистанционном обучении

Ильина Наталья Анатольевна, методист отдела дистанционного обучения образова-тельного центра "Школьный университет" Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

Дмитриев Игорь Вячеславович, директор Образовательного центра "Школьный университет", кандидат технических наук

Корнеева Татьяна Борисовна, зам.директора по методической работе; Тимошина Виктория Владимировна, зам.директора по экономическим вопросам, начальник отдела дистанционного обучения

Развитая система дистанционного образования школьников является одной из важнейших составляющих системы образования современного общества. Анализ материалов, посвященных теории и практике дистанционного обучения, свидетельствует вот о чем. Несмотря на то, что сегодня у всех участников образовательного процесса сложилось вполне четкое представление о принципах, средствах и формах, технологиях дистанционного обучения, недостаточно проработаны вопросы, касающиеся требований, предъявляемых к подготовке главного участника процесса - обучаемого. Учитывая темпы развития дистанционных форм обучения, назрела необходимость в разработке компетенций учащихся в этой, во многом новой, сфере учебной деятельности.

На смену старой модели обучения, в которой в центре процесса был учитель, а суть обучения сводилась к передаче знаний, пришла новая модель, "главным действующим лицом" которой становится учащийся, а целью обучения - приобретение им наиболее востре-бованной современной жизнью способности к самообучению. Дистанционные технологии обучения, как нельзя более полно отражают суть этой новой модели обучения.

Отличительной особенностью дистанционных форм обучения является "свобода" в обучении, выражающаяся в возможности самостоятельного выбора формы, графика обучения, дисциплин и т. д. Этой "свободой" учащиеся не всегда могут правильно воспользоваться. Сама система обучения предъявляет высокие требования к личностным качествам учащегося: настойчивости, целеустремленности, честности и др. Учащиеся должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивации. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы со средствами новых информационных технологий.

Учащийся, как главный участник дистанционного образовательного процесса, для успешного обучения должен быть готов к следующим видам деятельности:

  • сдаче вступительных испытаний;
  • самостоятельному изучению учебных материалов (лекции, материалы к семинарским занятиям, словари терминов, библиографические источники и т. п.), разме-щенных на CD-ROM или в системе дистанционного обучения в режиме off-line;
  • участию в семинарских и практических занятиях в режиме on-line;
  • выполнению лабораторного практикума в режиме on-line или off-line;
  • прохождению промежуточного и итогового тестирования в режиме on-line или off-line;
  • выполнению творческих заданий, контрольных и самостоятельных работ;
  • участию в коллективных проектах;
  • сдаче зачетов и экзаменов в форме теста, чата, форума или видеоконференции;
  • общению с преподавателем дистанционного обучения в режиме on-line- или off-line-консультаций.

Следуя логике, разработка компетенций учащихся в использовании дистанционных форм обучения должна строиться, исходя из этих требований. Приведем хотя бы приближенный перечень компетенций в ДО:

  • дистанционное обучение: основные понятия, преимущества перед другими формами обучения;
  • эффективные способы организации свободного времени;
  • применение компьютерных средств и новых информационных технологий в различных предметных областях для создания творческого образовательного продукта;
  • использование Интернета для коммуникаций и поиска информации;
  • сетевой этикет;
  • защита авторских прав;
  • культура общения в условиях совместной деятельности.

В целях развития у учащихся необходимых компетенций в области дистанционного обучения было бы целесообразным включить в базовый учебный план старшей школы курс, дающий учащимся возможность познакомиться с этой формой обучения и помочь компетентно и более ответственно отнестись к построению индивидуальной образовательной траектории.

Если говорить о методике и достижениях в области формирования компетенций школьников, то здесь хотелось бы представить читателям опыт нашего Образовательного центра. Обучение ведется на основе использования учебно-методического комплекса, разработанного сотрудниками Школьного университета и включающего полный комплект учебных материалов для преподавателя и учащегося профильного класса: учебный план, рабочие программы дисциплин, электронный практикум, учебные пособия, задания для промежуточной и итоговой аттестации. Посредством телекоммуникаций мы оказываем учащимся и преподавателям организационную и методическую поддержку. Программы обучения в профильных классах разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандар-том по информатике и имеют модульную структуру.

  • В профильных классах изучаются следующие дисциплины:
  • Информатика (Windows-приложения);
  • Компьютерные технологии:
  • Офисные технологии (MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint);
  • Программирование и основы алгоритмизации;
  • Компьютерная графика (Adobe Photoshop);
  • Моделирование. Компьютерный эксперимент;
  • Новые технологии в программировании (Web-дизайн. Macromedia Flash);
  • Объектно-ориентированное программирование (Delphi);
  • Проектная деятельность.
  • Неотъемлемой составной частью работы профильных классов являются:
  • Научные семинары и конференции;
  • Олимпиады школьников;
  • Форумы;
  • Виртуальные кастинги, конкурсы, шоу-программы.

Изучение курсов "Информатика (Windows - приложения)", "Компьютерные технологии", "Офисные технологии" позволяет учащимся стать с компьютером на "ты", приобрести навыки использования современных программных средств в различных сферах деятельности. Знания, полученные ребятами в процессе обучения, помогают им легко ориентироваться в выборе методов и средств для решения практических задач, использовать в своей работе новейшие виды компьютерной техники, осваивать технологии работы с разными видами информационных носителей. Опыт работы с профильными классами говорит о том, что наши учащиеся владеют достаточными знаниями в области системного программного обеспечения, что позволяет им без проблем устанавливать, настраивать и использовать прикладные программы, работать в сети Интернет, пользоваться электронной почтой, мультимедийными средствами, CD- и DVD-дисками.

Хотелось бы особо коснуться вопроса обучения школьников работе в сети Интернет. С технической базой, необходимой для реализации такого обучения, можно сказать, нам повезло - несмотря на то, что значительную часть нашей распределенной образовательной сети составляют сельские школы и благодаря реальным положительным сдвигам в области компьютеризации школ Томска, Томской области и других регионов Российской Федерации, более 90% сотрудничающих с нами школ имеют доступ к глобальной сети. Это, безусловно, важный положительный момент, дающий возможность изучать сервисы сети реально, а не виртуально. Знакомство с работой в сети Интернет для учащихся начинается в отдельном разделе курса "Компьютерные технологии". Современных школьников не надо спрашивать "что такое Интернет?" - путешествовать по сайтам сети, скачивать информацию, общаться со сверстниками в чатах они учатся гораздо раньше, чем правильно оформлять текстовые документы или вести расчеты в электронных таблицах. Задачей курса является обучение навыкам эффективного поиска информации в сети, сетевому этикету, умению отличать достоверную информацию от ложной. Следующим этапом обучения, связанным с использованием сети Интернет, является изучение курса "Новые технологии в программировании (Web-дизайн. Macromedia Flash)". В процессе обучения учащиеся осваивают азы разработки Web-страниц, технологии создания и использования на сайтах анимации, графики, мультимедиа-объектов. Об уровне знаний и умений школьников профильных классов в этой области красноречиво говорят итоги проведенного в апреле нынешнего года конкурса проектов Школьного университета - большая часть проектов ребят была разработана в форме тематических Web-сайтов. Одна из работ была посвящена проекту школьного сайта.

Развитию компетенции в условиях обучения в сотрудничестве способствует изучение курсов "Моделирование. Компьютерный эксперимент" и "Проектная деятельность". Работа над индивидуальными или групповыми проектами помогает ребятам в развитии творческих способностей, приобретении навыков выбора способов и методов решения задач, формированию культуры общения в совместной деятельности. Возвращаясь к итогам вышеупомянутого конкурса проектов, хочется отметить, что наиболее успешные проекты, выполненные школьниками, создавались именно в процессе совместной деятельности.

Особо хочется остановиться на главной составляющей учебно-методического комплекса учащегося - электронном практикуме. Каждый учащийся профильного класса получает электронный практикум на CD-ROM и имеет возможность работать с ним как в компьютерном классе школы, так и на домашнем компьютере. По сути, это первый и важный шаг на пути "дистанционной грамотности" наших учащихся. Практикум содержит большой объем практических и контрольных заданий по темам дисциплины, имеет дружественный и понятный интерфейс, хорошо иллюстрирован, снабжен удобными средствами навигации. Методически практикум построен так, что позволяет учащемуся, используя краткие теоретические сведения из раздела "Справочник", отработать практические приемы по выбранной теме, выполняя упражнения, и проверить полученные знания, решая контрольные задания из раздела "Задачник". Пользуясь материалами компакт-диска дома, учащийся имеет возможность повторно пройти изученный в классе и не до конца усвоенный материал. Такой вид самостоятельной работы учит планировать и эффективно использовать рабочее время, помогает вырабатывать навыки самообучения.

Коммуникативные навыки учащиеся профильных классов приобретают в оффлайновом общении друг с другом, преподавателями, сотрудниками Школьного университета через форум сайта, по каналам электронной почты. Оживленная переписка, постоянно поступающие в адрес образовательного центра вопросы от школьников говорят о том, что общение это очень востребовано и имеет эффективную обратную связь - быстро и успешно решаются таким образом все вопросы, связанные с учебным процессом и внешкольными мероприятиями. Подтверждением сказанному может служить успешно проведенный в январе - апреле этого года виртуальный конкурс красоты, ума и таланта "Мисс Школьный университет". Конкурс проходил в несколько туров, дающих возможность конкурсанткам проявить себя активными, творческими, талантливыми личностями, в совершенстве владеющими современными информационными технологиями. В конкурсе приняли участие 28 девушек - учениц профильных классов Школьного университета из разных регионов РФ. Победительницы и номинантки конкурса были награждены не виртуальными подарками, а главный итог конкурса мы видим в том, что выбранные нами методика и содержание обучения на деле способствуют формированию нового поколения - молодежи, активно стремящейся к получению новых знаний, умеющей довести начатое дело до конца, эмоционально открытой, работоспособной и творческой.

Заключение.

Конкуренция на современном рынке труда очень высока, и успешным в плане профессиональной карьеры может стать лишь тот, кто способен самостоятельно работать, определять проблемы, находить пути их решения, распределять свое время и нести ответственность. На формирование именно этих жизненно важных качеств учащихся нацелена инновационная деятельность Образовательного центра "Школьный университет". Уже сегодня мы многого достигли, а еще больше задач впереди.

 

Список литературы.

1. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетен-ций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандар-тов / Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО.

2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования.- М., 2000.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Ильина Н.А., Дмитриев И.В., Корнеева Т.Б., Образовательные компетенции в дистанционном обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-15.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта