EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Интернет находит все более широкое применение в системе образования...»
Андреев А.А., докт. пед. наук
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеИспользование форумов...

 


Методические аспекты использования форумов при проведении занятий в интернете

Андреев Александр Александрович, докт. пед.наук, канд. тех. наук, профессор, зам.директора РГИООя

Интернет находит все более широкое применение в системе образования [1, 2, 3], в частности, это обусловлено возможностью обеспечения интерактивного общения участников образовательного процесса между собой. Наибольшее распространение получило такое общение через форум и электронную почту в текстовом виде, т.е. в, так называемом, эпистолярном жанре. Мы будем ориентироваться на форумы, где в них обеспечена возможность прикреплять файлы при передаче сообщений и формировать необходимое число тематических форумов. Это реализуется, например, в таких оболочках как WebCT, ОРОКС, ВУ и других программных средствах для обучения в сети Интернет (их часто называют оболочки или LMS).

Изучение опыта применения форумов в отечественной и зарубежной практике сетевого обучения показали, что можно сформировать перечень возможных направлений (вариантов) применения форумов при проведении занятий, это:

  1. Формирование аудиторного виртуального комплекса для реализации сетевого учебного процесса по дисциплине;
  2. Проведение электронных семинаров;
  3. Экскурсии студентов;
  4. Создание специальных виртуальных аудиторий;
  5. Приемы активизации учебной деятельности студентов;

Рассмотрим эти направления более подробно.

1. Формирование виртуального аудиторного комплекса для проведения занятий

Известно, что в Сети можно использовать различные виды занятий [3], Большинство из них можно успешно реализовать с помощью форума.

Довольно часто сетевые преподаватели применяют один форум для проведения всех видов занятий из-за обилия сообщений. Поэтому целесообразно перед началом курса создать несколько тематических форумов. Если обучение проводится с использованием программного обеспечения (оболочки, LMS), то это реализуется путем выполнения простой последовательности действий.

Ниже приводится рекомендуемый типовой перечень тематических форумов, который целесообразно организовать перед началом занятий.

1.1 Проведение электронных семинаров (дискуссий) в отдельных виртуальных аудиториях.

Лучше организовать один тематический форум на каждую тему курса. Это позволит участникам учебного процесса лучше ориентироваться в пространстве и времени (это важно, поскольку семинары длятся несколько дней) и лучше контролировать вопросы и ответы.

1.2 Контроль индивидуальных заданий.

Этот форум может быть предназначен для приема и обсуждения индивидуальных (домашних) заданий. Конечно, это можно сделать, используя электронную почту, но тогда другие студенты не смогут оперативно знакомиться с работой сокурсника и отзыва преподавателя на нее. Поэтому для контроля и открытости учебного процесса для приема заданий его лучше организовать индивидуальные для каждого студента лаборатории, используя специальный тематический форум. В данном случае они одновременно играют роль своеобразных депозитариев индивидуальных заданий.

1.3 Знакомство и взаимное общения студентов.

В процессе учебы студенты на данном форуме имеют возможность обсуждать учебные и личные проблемы, помогать друг другу в различных ситуациях и т.д.

Необходимость его устройства вызвана тем обстоятельством, что, как показывает отечественный и зарубежный опыт, студенты в Интернете более охотно беседуют между собой, чем с преподавателем. Этот тематический форум можно назвать БЕСЕДКОЙ.

Началом общения в таком форуме может послужить знакомство студентов друг с другом, что особенно важно при обучении в Интернете без очных контактов. Типичный вариант рассказа каждого студента о себе, своеобразной визитной карточки, включает в себя фотографию, место работы, профессиональные и интересы и другие сведения по усмотрению студента.

1.4 Вопросы - ответы.

Этот тематический форум можно так и назвать. Там концентрируются вопросы по различным проблемам, возникающим в процессе учебы. По результатам анализа сообщений можно в дальнейшем формировать базу часто задаваемых вопросов (FAQ), которая может быть постоянно прописана в этом форуме, например, в виде отдельного файла.

1.5 Защита выпускных работ.

В этом форум помещаются итоговые (выпускные) работы. Процесс защиты таких работ обычно похож на порядок защита диссертации. Студент, подготовивший, например, курсовую работу готовит и публикует доклад по теме работы. Назначается рецензент из числа студентов (слушателей), который публикует свой отзыв. Назначается срок процедуры защиты. Преподаватель предварительно знакомится с работой и, после устранения замечаний, допускает работу к защите. Здесь форум используется как общекурсовой, где преподаватель публикует вступительное слово к курсу и по каждой учебной теме курса, подводит итоги, дает общие рекомендации и т.д.

В именные лаборатории слушатели присылают свои индивидуальные задания, проводится их обсуждение и оценивание. В форуме "БЕСЕДКА" проходит знакомство и неформальное общение слушателей.

В форуме "ЗАЩИТА" проходит виртуальная защита выпускных работ слушателей, подготовленных по результатам обучения.

2. Проведение электронных семинаров

Традиционные семинары представляют собой наиболее распространенный вид занятий в вузах и предназначены для углубленного изучения того или иного предмета.

Электронные (удаленные, виртуальные) семинары отличаются тем, что в общем случае, участники разделены, во времени и в пространстве. Вербальная коммуникация между участниками, как это происходит в обычном семинаре, заменена эпистолярным (письменным) общением. Каждый участник семинара видит на экране монитора компьютера все тексты вопросов и ответов других активных участников семинара.

Э-семинары могут проводиться в отложенном времени (off-line) и в реальном (on-line). Известны несколько типов э-семинаров [3]. Наиболее часто э-семинары проводятся по схеме "вопрос - ответ" и в форме доклада. В первом случае студенты отвечают на вопросы семинара. Эти ответы обсуждаются другими студентами и оцениваются преподавателем. Во втором случае специально выделенными студентами заранее готовятся доклады, которые после виртуального заслушивания - прочтения текста выступления на экране всеми участниками - обсуждаются в форме эпистолярной дискуссии. Результаты дискуссий во время проведения семинара (тексты выступлений) доступны всем участникам форума для обозрения и архивируются.

Может показаться, что порядок проведения э-семинара такой же, как очного, но это далеко не так, даже потому, что его надо более тщательно спланировать, не говоря уже о возникающих новых психолого-педагогических проблемах. Пример плана э-семинара приведен на Рис. 2

ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕМИНАР

Тема

"Нормативо-правовое обеспечение дистанционного обучения"

Цель

Знание содержания пакета документов ДО и умение применять их на практике.

Место проведения

Закрытый форум ПВСИ-01-04

Срок проведения. Семь суток

Режим работы. Круглосуточный

Подготовка к дискуссии.

При подготовке к электронному семинару рекомендуется использовать следующие информационные ресурсы:

  • Преподавание в сети Интернет" Тема 2;
  • Хрестоматия ПВСИ;
  • Пакет нормативно-правовых документов по ДО

Порядок проведения семинара.

  1. После изучения учебных материалов по Теме 2, каждому слушателю предлагается скопировать из пакета "Временные требования...". В этом же документе по каждому пункту документа напишите (выделив петитом или цветом свои комментарии, начиная, например, со слов: Согласен.., Не понятно..., Не согласен, Считаю, что надо так... и т.д.)
  2. Разошлите комментированный документ всем членам группы и преподавателю.
  3. Просмотрите комментированные документы других слушателей.
  4. Выделите наиболее актуальные вопросы и пошлите в форум для последующего коллективного обсуждения

Примечание.

1.Работая в семинаре, старайтесь следовать рекомендациям по соблюдению сетевого этикета и сохранению здоровья при виртуальной работе. Для этого прочтите п. 5.3.3 Темы 5 ПВСИ

2. Соблюдайте порядок в форуме - публикуйте реплики так, чтобы они располагались "внизу" обозначенных преподавателем тем сообщений.

Аттестация.

Для получения зачета по семинару Темы 2 ПВСИ каждый слушатель группы должен:

Прокомментировать документ "Временные требования...";

Проанализировать прокомментированные документы других слушателей;

Выбрать, сформулировать и опубликовать в форуме вопрос по проблеме ДО привести, по-возможности, свое видение решения указанной проблемы.

3. Экскурсии студентов на занятия

Экскурсии входят в типовой перечень занятий в вузах, но особенно в последнее время применяется редко. Наличие Интернета позволяет устранить этот пробел. Хорошим примером может служить виртуальная экскурсия по цехам завода по изготовлению микросхем, разработанная заведующим кафедрой "Радиоэлектронные и телекоммуникационные устройства и системы" МИЭМ Кечиевым Л.Н. (rtuis.miem.edu.ru).

Своеобразной модификацией занятий вида "экскурсия" является посещение студентами занятий других преподавателей. Для этого студентам выдаются логины и пароли для посещения форумов параллельной группы. Посетители могут наблюдать или даже принимать участие в обсуждении вопросов, что приближает эту форму к мастер-классу.

4. Создание специальных виртуальных аудиторий

Это могут быть именные лаборатории (депозитарии) куда студент помещает свои выполненные задания. Все замечания преподавателя по выполненной работе публикуются там же. Другие студенты могут при желании знакомиться с содержанием работ сокурсников. В этом же форуме преподаватель может публиковать рейтинг студента.

Большую помощь в контактах виртуальной группы оказывают отдельные форумы (можно условно назвать их беседками), где студенты обсуждают свои проблемы, возникающие в процессе учебы, а также могут общаться и на другие темы, напрямую не связанные с учебой.

5. Приемы активизации учебной деятельности студентов.

Деятельность участников виртуального учебного процесса время от времени необходимо активизировать. Это могут быть вопросы по тематике проводимой темы, конкретно адресованные студенту, на который он должен публично ответить. Возможны также проблемные вопросы, на которые отвечает первоначально сам преподаватель, как бы предлагая развернуть дальнейшую дискуссию и другие варианты, разработанные самим преподавателем.

Хорошо зарекомендовал себя, так называемый, "семинар-вдвоем". Электронный семинар планируется обычным образом в режиме офлайн. По предварительной договоренности в семинарах участвуют два преподавателя - ведущий преподаватель и приглашенный. Об этом предварительно сообщается студентам группы. Приглашенный преподаватель участвует в дискуссиях, наряду с основным преподавателем имея атрибуты, администратора.

Выводы

  1. Форум как основной инструмент общения в Интернете позволяет организовать дидактически комфортную организацию и проведение сетевых занятий при условии, что имелись функции прикрепления файлов при передаче сообщений и возможность организации тематических форумов.
  2. Для эффективного проведения занятий в сети Интернет целесообразно предварительно формировать виртуальный аудиторный комплекс.
  3. При проведении занятий в Интернете следует пользоваться предлагаемыми методическими рекомендациями по проведению сетевых занятий и приемами активизации сетевой учебной деятельности.

 

Список литературы.

1. Андреев А.А. Интернет в системе российского непрерывного образования // Высшее образование в России. - №7, 2005.

2. Готовность России к информационному обществу. Под.ред. С.Б. Шапочника.- М.: ИРИО, 2004.

3. Андреев А.А. Введение в интернет-образование.-М.: ЛОГОС, 2003.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Андреев А.А., Методические аспекты использования форумов при проведении занятий в интернете // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-16.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта